Используемые педагогические технологии

Добрынина Екатерина Николаевна

Основные используемые технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”.

Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным.
Например, во время закрепления темы “Мир животных’’в 3 классе предлагается игра “Find the animal”. Учащиеся в группах составляют микромонологи, описывая любимое домашнее или дикое животное. Группы должны понять и найти правильную картинку по описанию животного. При выполнении данной игры формируются навыки говорения и аудирования.

T: The class is divided into two groups. The first group describes wild animals. The second group depicts domestic animals. The task of groups is to guess them.
GROUP 1: This animal likes honey and fish. It is brown. It sleeps in winter.This wild animal can swim and climb.
GROUP 2: Is it a bear?
GROUP 1: Yes, it is.
GROUP 2: This animal lives in the farm. It gives us milk and butter too. It’s very kind.
GROUP 2: Is it a cow?
GROUP 1: Yes, it is (etc).

Во время закрепления грамматического материала (Present Continuous) используется грамматическая игра “Пантомима”. Учащиеся из разных команд показывают действия жестами в соответствии с карточками. Остальные должны догадаться.

P1: Are you cleaning the room?
P2: No, I am not.
P1: Are you washing up?
P2: Yes, I am.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное. Например, при изучении глагола “to have” для развития логического мышления, активизации ранее усвоенной лексики и грамматической структуры используется упражнение с заданием: “ Раскройте содержание ключевой фразы”.
Ученик должен повторить её и добавить свою фразу, расширив высказывание:

T: I have a favourite toy.
P1: I have a favourite toy. It’s my ball. I like to play with a ball every day.
P2: I have a favourite toy. It’s my doll. Its name is Marry.
P3: I have a favourite toy. It’s my toy-car. It’s little and red.

На продвинутом этапе учащимся учитель предлагает им творческие задания, например, составление загадок: учащийся описывает внешность сказачного персонажа, класс должен угадать его.



P1: His face is round. His eyes are blue.He has a long nose. He has a father but
he has no mother. He is a nice wooden boy (Buratino).
P2: She has a round face, a small nose and small ears. She has blue eyes and
long blue hair. She is a very pretty girl (Malvina).
Я использую
приёмы авторского метода Г. А. Китайгородской, комбинирую их с другими приёмами активизации речевой деятельности. Данный метод Китайгородской также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива». Его нельзя назвать новым, так как он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения. Путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень похож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык. Ролевая игра является здесь ведущей во время активизации речевой деятельности учащихся. Вы можете быть «туристом», «гидом», «президентом фирмы» с любой страны. Во время обучения учащиеся могут общаться друг с другом в определённых ситуациях, которые максимально приближены к ситуациям в реальной жизни. Ролевое распределение довольно важно в таком методе обучения. На своих уроках я использую ролевые карточки, например:

1) You’ve lost your sister in the supermarket. She is only 5 years old. Explain the situation and ask the police to help you.
2) You are a stranger in London. Suddenly you’ve lost your way. Ask the residents of London to show you the way to the station.
3) In a Tourist’s Agency you ask an advice and recommendations about visiting the sights of London.
4) You are a doctor. You examine a patient and give him some recommendations. What will you recommend him to do in order to recover as quickly as possible?
5) You are a school-leaver. You have a doubt about your future profession. Ask your friends to advise you some modern professions.

  Я выбираю необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготавливаю дидактический материал: (карточки-задания для каждого; подбираю группы учащихся, которые распределяют роли, ставлю задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики. Во время проведения ролевой игры я не перебиваю речь учащихся, не исправляю ошибки. После проведения игры анализирую её ход, отмечаю наиболее удачные и неудачные моменты, провожу работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках я также уделяю коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов.
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения я использую условно-речевые имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы. Данные условно-речевые упражнения также используются на уроках при составлении микродиалогов, диалогов.
Во время составления диалогов используются также подстановочные таблицы. Например, в 5 классе во время изучения темы “Одежда. Покупки” предлагается следующая подстановочная таблица:

- Good morning. Can I help you?
- I’m looking for…
- The …(is \ are) over there, near the fitting room.
- What colour?
- …
- What size are you?
- …
- I think that it \ they…(suits\ suit) you perfectly.
- How much (is it \ are they) ?
- It \ they (costs\ cost) … pounds.
- Here you are.
- Thank you. Have a nice day!
- …
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках.
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи. Например, во время формирования лексических навыков говорения, изучения дней недели в 3 классе используется следующее стихотворение:

My week
- Dick, let’s play hide-and-seek.
- Oh, no, I’m very busy every week.
- I go to the cinema on Sunday,
- I go to the theatre on Monday,
- I go to the park on Tuesday,
- I go to the stadium on Wednesday,
- I go to the concert on Thursday,
- I go to the circus on Friday,
- I go to the country on Saturday.

  Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Метод проектов в средних и старших классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, в 8 классе учащиеся составляли проекты “Our favourite writers’’, “A healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.

Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Проектные технологии и технология развития критического мышления помогают на моих уроках готовить учащихся к научно-исследовательской деятельности в Малой академии наук. Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию.



Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Авторы – американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер (90-е гг. XX века).

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения.

Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.

Применение
технологии критического мышления  помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу  инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.

Считаю, что
 положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.


^ Фазы технологии развития критического мышления


  1. Вызов.


Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2.
Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения

.

3.
Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к понимании


Кластер

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.




http://dmee.ru/tw_files2/urls_1/12/d-11552/11552_html_383bf8b9.jpg


«Толстые» и «тонкие» вопросы


Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться или задаваться устно.

^ Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов


“Thin” questions


“Thick” questions


Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.


Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.




A camomile of complicated and simple questions



Инсерт

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.


 


    I - interactive
    N - noting
    S - system
    E - effective
    R - reading

and

T - thinking


    Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления


    " V " - уже знал
    " + " - новое
    " - " - думал иначе
    " ? " - не понял, есть вопросы




Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать
на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
   

"Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
   

                Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .
 


                Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
 

                Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.



                Следующим шагом может стать заполнение таблицы
 

   ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

 
СИНКВЕЙН

Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них сиквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1)    В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

2)    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

3)    Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4)    Четвертая строка -  это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5)    Последняя строка  - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы  в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Сиквейны (примеры).


Music

various, everlasting

supports, inspires, relaxes

It saves our souls

Forever young


Job

Responsible, necessary,

Consider, evaluate, create,

A person must have abilities,

Future.


Money

Easy, dirty,

To earn, to waste, to lose,

Money has no smell,

Banknote.


Profession,

Dreadful and senseless,

Binds, depresses, takes a lot of time,

But it is necessary,

The limits.


Love,

Crazy and affectionate,

Changes, excites, gives energy,

It makes us better,

Wonder.


English Language,

Challenging and mysterious,

Carries away, fascinates, allures,

It is the most popular,

Uniting.



Предварительный просмотр:

   Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Метод проектов в средних и старших классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, в 8 классе учащиеся составляли проекты “Our favourite writers’’, “A healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.

Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Проектные технологии и технология развития критического мышления помогают на моих уроках готовить учащихся к научно-исследовательской деятельности в Малой академии наук. Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию.



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или по крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение двух разных точек зрения подталкивает учащегося  к тому, чтобы в этой ситуации начать самому конструировать, реконструировать и переконструировать имеющееся знание. Участвуя в решении проблемной задачи, ученики формируют способности воспринимать и получать знания в виде готовой информации, соотносить знания из разных дисциплин друг c другом, творить и нести полученные знания другим.

Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:

1)увидеть, найти проблему (требует немалых усилий)

2)сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления)

3)поиск вариантов решения (не меньше трех)

4)синтез рационального (оптимальный вариант решения).

 

   Проблемные ситуации на уроках английского языка, как правило, создаются учителем. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении материала, при контроле усвоенных знаний. Учитель задает  проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрение одного и того же предмета обсуждения с различных сторон, включая рефлексию на имеющиеся знания из других областей и личный опыт.

Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении, а значит, их высказывания можно смело назвать речью, по сути.  Учащиеся убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из участников имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов наиболее  подходящий ответ, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

 Актуальность данной технологии состоит в том, что:

- учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью; 

-  ребята хотят и учатся быть коммуникабельными;

- в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не опасаясь, что их осудят за «неправильность»;

-  ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. Поэтому к творческим умениям мы можем отнести следующие умения:

а) умение вести дискуссию;

б) слушать и слышать собеседника;

в) отстаивать сою точку зрения, подкрепленную аргументами;

г) находить компромисс с собеседником;

д) лаконично излагать свою мысль;

е) находить не одно, а много вариантов решения проблемы.  

Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

 

Выводы и рекомендации:

Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

- при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

 - обеспечивает  более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается); 

 - развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств равильности выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Но проблемное обучение имеет и недостатки: 

- не всегда легко сформулировать учебную проблему, 

- не весь учебный материал можно построить в виде проблем; 

- недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;

- трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;

- непривычность подобной формы работы;

-проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично  требует больших затрат времени.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. 

В связи со сказанным выше, следует отметить, что проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития.

На мой взгляд,  замечательным пособием для работы  в данном направлении является УМК «ENJOY ENGLISH» - Английский с удовольствием, авторами которого являются М.З.Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк и другие. В данном учебном пособии содержатся тексты и упражнения, которые дают возможность найти в них проблему, подыскать подходящий аргумент для ее обоснования, оценки, быстро реагировать на мнения других, привести собственные убедительные доводы. Ведь именно это расширяет образовательные горизонты школьника, создает атмосферу нравственной активности в процессе воспитания средствами иностранного языка.