обобщение опыта в д/о "Бисероплетение"

Обобщение опыта на тему: Тема: «Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе «бисероплетение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы обьединения.

Тема: «Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе «бисероплетение».

Биография педагога.

1.Лунёва Лариса Семёновна  является педагогом дополнительного образования с 1999 года.

2.Образование: средне-специальное.

3.Специальность: медсестра детского профиля.

4.Окончила Льговское медучилище.

5.Педагогический стаж работы -17 лет.

6.Основное место работы-в МКУДО «Дом детского творчества» города Курчатова».

7.Работает 17 лет вМКУДО «Дом детского творчества» города Курчатова» ,где руководит кружком «Бисероплетением».

Неоднократно посещала курсы в ОГБОУ ДПО КИРО.В 2015 году прошла профессиональную переподготовку в ОГБОУ ДПО КИРО и присвоено квалификация педагог дополнительного образования.

8.Принимает активное участие в ежегодных выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.

9.Преподавание кружка «Бисероплетение»

Обобщение опыта работы обьединения.

Тема: «Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе «бисероплетение».

Идея опыта:

Применение активных форм обучения для развития творческих способностей детей в детском объединении «Бисероплетение »


Предмет :содержание и формы активного обучения в образовательном процессе
Проблема «Реализация творческих способностей и потребностей, а также возможности применения полученного опыта в других сферах деятельности».
Цель:

Обеспечить максимально благоприятные условий для раскрытия творческого потенциала обучаемых на основе использования таких современных технологий, как коллективное творческое дело и метод проектов.



Задачи:

1. Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме на основе библиографического анализа.

2. Произвести отбор содержания обучения учащихся бисероплетению, используя технологию КТД и метода проектов.


3. Разработать  программу обучения учащихся по бисероплетению , в рамках программы разработать календарно-тематический план, планы-конспекты занятий, практических и контрольных заданий к ним.


4. Разработать и апробировать различные упражнения, задания, обучающие вести работу поэтапно от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа.


5.Разработать творческий проект по декоративно -прикладному искусству в технике бисероплетения на тему «Сказочное дерево» .

Структура описания обобщения опыта

  1. Сведения об авторе опыта
  2. Введение
  3. Условия возникновения опыта
  4. Актуальность опыта
  5. Теоретическая база и трудоёмкость опыта
  6. Ведущая педагогическая идея опыта
  7. Технология опыта

        2. Введение.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога.


Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В настоящее время в мире создано множество методик и программ, обучающих различным видам декоративного искусства, а также разработаны дидактические рекомендации к проведению этих занятий. Но большое количество вопросов остается раскрытыми неглубоко, они требуют более подробного изучения.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих)

Именно таким творческим педагогом, который развивает способности воспитанников, учит открывать красоту, думаю являюсь и я - педагог дополнительного образования.

Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению, я стараюсь постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда я ожидаю успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными.

Я целенаправленно развиваю у обучающихся подвижность и гибкость мышления, учу их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности, обучая их посредством современных педагогических технологий, разработанных мною учебных заданий,упражнений.


3. Условия возникновения опыта.

Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся. Под формированием художественных  способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлениии изделий.  Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому занятия в кружке строятся по принципу разностороннего развития личности воспитанников на основе индивидуального и дифференцированного подхода. Моя задача была найти решение проблемы формирования художественно-эстетических способностей учащихся, найти методические рекомендации обучения бисероплетению, найти  приёмы развития творческих качеств личности учащихся, обеспечить готовность воспитанников наследовать духовные ценности декоративно-прикладного искусства. Эти идеи возникли и сформировались в течении многих лет работы, собрались в систему определённых, конкретных действий, методов и приёмов, когда каждая тема занятий связана с историей нашей страны, со знакомством с образцами декоративно-прикладного искусства, осмыслением ценности нашего наследия, формированием гражданской позиции и воспитанием художественного вкуса.Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной работы». Занятия бисероплетением вызывает у обучаемых большой интерес, Пользуясь техникой бисероплетения, без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: украшения из бисера, сувениры ( ручки, брелоки, игрушки), декоративные панно и предметы интерьера: подсвечники, подстаканники, рамки под фотографии и т.д.Изучение особенностей бисероплетения и приёмы плетения в традиционной технике, знакомство с секретами бисерного мастерства помогают многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного творчества.

4.Актуальность  опыта

Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве, в частности, в бисероплетении.

Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Бисероплетение, как один из видов декоративно- прикладного искусства , является одним из проявлений национальной культуры. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В общеобразовательной школе на уроках технологи учащиеся знакомятся с азами декоративно - прикладного искусства, но этого недостаточно, чтобы удовлетворить запросы родителей и детей, поэтому для наиболее заинтересованных детей и подростков в Центре дополнительного образования  вот уже 16 лет открыто детское объединение «Бисероплетение »., где они более углубленно изучают основы и технику бисероплетения.

Именно декоративно-прикладное искусство готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности.

В этой связи мой опыт  весьма актуален, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных качеств. Актуален сегодня и такой важный вопрос, как развитие творческих способностей учащихся в теории и практике обучения , так как исследования последнего времени выявили у детей и подростков значительно больше возможности , чем предполагалось ранее, усваивать новое как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения .На моих занятиях используются такие активные методы обучения , как коллективное ,творческое , метод проекта, игровые технологии и другие современные педагогические технологии.

Выбор метода проектов, как активного метода обучения, выгодно отличает его от других методов, он, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающихся опыт творческой индивидуальной деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует  большой работы по конструированию специальных условий дляобучающихся с целью выявления и развития их творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для их решения на занятиях по бисероплетению.

Опыт использования данного метода в моей работе дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Проектным продуктом, который явился воплощением результата работы педагога и коллектива воспитанников объединения, стало  « Сказочное дерево».

Большая часть работы на занятиях по бисероплетению отводится активной форме обучения – коллективному творческому делу (КТД), требующему объединения творческих усилий всех ее участников.

Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением панно, интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения воспитанников к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста.

Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни: учёбе, работе.

При подготовке проекта обучаемые имеют возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые они получили на занятиях. Работая над проектом, обучаемый может задумать и осуществить любой эксперимент, провести исследование, провести опрос или взять интервью у специалистов в интересующей его области, создать уникальное творческое произведение.

Перспективность данного опыта и в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся.


6. Теоретическая базаи трудоёмкость опыта

Сегодня руководители детских объединений сталкиваются с такой проблемой ,как развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).

Занятие бисероплетением  - это хорошое развитие моторики , а развитие моторики в первую очередь влияет на ум, а потому об этом стоит заботиться с детства. С детьми заниматься бисером можно с 5 лет ,так как это тот самый возраст когда малыш становится серьёзным, ответственным и может реально понимать то ,что от него требуется.

Обучающиеся приходят в объединение бисероплетения с очень слабыми руками, не умеют правильно держать леску и бисер и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия рукоделием в целом и бисероплетением, в частности. Изделия расположены по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития воспитанников. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого воспитанника отдельно. При планировании занятий мною это обязательно учитывается Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы при бисероплетении невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы их искусственно не тормозить, им даются индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие обучающиеся.

Разнообразят занятия использование современных технологий, в частности, метод проектов и коллективное творческое дело.

Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли  педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

 Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что учащемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. 

В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал и других отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них: 

  • Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;
  • Организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;
  • Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые  знания);
  • Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.


В 20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы

Сейчас в связи с реформированием российского школьного образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить образовательный процесс.

 Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

 Главная идея, на мой взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствиемтолькото, что сам выбрал. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания». На своих занятиях данную идею и я  воплощаю в жизнь со своими воспитанниками. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления. Именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, искусства, бизнеса, спорта. Я стараюсь так построить свою работу, чтобы воспитанник мог чувствовать, что проект – это его работа, его создание, реализация его собственных идей и замыслов, а я с уважением отношусь к их точке зрения. И если сегодня воспитанник делает проект вместе со взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Довольно часто на занятиях я применяю метод коллективного творческого дела.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

  • совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
  • его социальный характер (для кого это нужно?),
  • высока мотивация создателей.


КТД - форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.
  • Обучение правилам и формам совместной работы.
  • Создание мотивации ребенка для участии в КТД


Воспитанник, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части:
 положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Я стараюсь учитывать мотивы ребенка в КТД:

  • Потребность в коммуникации
  • Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах
  • Желание выиграть (дух соревнования)
  • Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных)
  • Осознание развивающей роли КТД
  • Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других)


Основной акцент при работе делается на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.

Примерами коллективного творческого дела можно назвать создание декоративного панно «Летний венок», «Рождественский венок»;  «Весенние цветы»; объёмный букет «Осень»,; дерево «Бансай»,  «Сказочное дерево».


6.Ведущая педагогическая идея опыта.

У многих педагогов нет ясности, как развивать творческие способности ребёнка, развить в ребёнке такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение.  Способы бисероплетения, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность. Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в творческой  деятельности, а главное разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.

 Основные компоненты опыта.

В своей работе я использую исследования известного психолога Л. С. Выготского, который развёрнуто, обосновал четыре положения, очень важные для психологии и педагогики.

В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, – пишет Л.С. Выготский, – всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении».

Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем детстве, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи, лишь определённой части людей.

Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит своё предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

В четвёртом положении подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение изменённых элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», – пишет Л.С. Выготский.

Система работы.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в творческой  деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучениязаключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

 Творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения творческой  деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании также опиралась на принципы обучения детей творческой деятельностью:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

Свою работу строю так, чтобы не только познакомить детей с терминами по бисероплетению но и научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники. Для этого использую разнообразные методы:

. Информативно – рецептивный метод включает в себя следующие приёмы: рассматривание, наблюдение,  образец педагога и показ. Образец и показ непосредственно на уроке. Процесс показа более увлекателен для детей

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ, художественное слово. Этот метод практически всегда использую на своих занятиях. Например, как на этом: «Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке».

«Петушок с высокой спицы …

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку,

Царствуй, лёжа на боку!

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели …»

Какой смышленый петушок! Всё видит, всё примечает и предупреждает об опасности. Давайте мы сами сплетём такого сказочного петушка.

Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и творчеством!

Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора. Чтобы получилось красивое изделие, детям приходится несколько раз повторять одно и то же

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком - либо моменте работы на занятии. На таких занятиях дети не только закрепляют полученные знания и навыки, но самостоятельно создают выбранную ими работу.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от урока к уроку. Начинаем работу в этом направлении с таких несложных техник, но далее эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных. В дальнейшем, освоив несколько техник, дети совмещают их в одной творческой работе.  Игровые приёмы помогают в работе с детьми. Ведь игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные и эстетические.

На уроках использую такие игры как:

• художественно-развивающие;

• графические;

• творческие.


7.Технология опыта

Работа объединения «Бисероплетение» в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная ребенком вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Реализация идеи развития творческих способностей учащихся проявляется в двух направлениях. Первое направление – создание учебно-методического комплекса по декоративно-прикладному творчеству:

  1. создание программы,
  2. разработка творческих заданий,
  3. разработка упражнений
  4. мастер-класс для учащихся,
  5. обмен опытом,


Второе направление — непосредственное развитие творческих способностей учащихся:

  1. диагностика практических умений обучающихся в творческой деятельности,
  2. упражнения в выполнении творческих заданий, творческие задания,
  3. мастер-класс с обучающимися,
  4. исследовательская работа (самостоятельная разработка и планирование творческих проектов),
  5. выставки, экскурсии.


Как правило, в детском объединении одновременно занимаются 10-12 учащихся.  Учебные задания в объединении рассчитано на 2часа.

Особенности организации процесса занятий в объединениях позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
  • Развивать художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
  • Формировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
  • Учить анализу произведений искусства.


Занятия в объединении строятся на тесной взаимосвязи обучающихся и мною, организации успешной совместной деятельности, творческом диалоге.

В ходе общения обучаемые вовлекаются в процесс совместного мышления , совместной деятельности. Это с о т в о р ч е с т в о, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща идогадываться» — представляется бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

Общение осуществляться на каждом занятии. Мнение обучающихся выслушивается и обязательно отмечаются даже маленькие творческие победы.

Взаимодействие и взаимопонимание, возникающие в процессе обучения, - важные условия социализации и воспитания.

На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, воспитанники составляют свою композицию изделия.

В первых работах я включаю элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаю готовые образцы, в которые воспитанники по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Создание у детей эстетического отношения к объекту труда и пробуждение стремления к созиданию красивого изделия - это и есть эстетическая цель воспитания.

Я тщательно продумываю каждое занятие: с чего начать занятия? Какие упражнения дать обучающимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие схемы рекомендовать детям для создания изделия? Чаще всего воспитанники стремятся сразу начать работать с материалом.


Есть несколько моментов, которые учитываю в работе с детьми.

Во-первых,  считаю, что обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять одни и те же упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема подбирается 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.

Во-вторых, при подготовке к занятию учитывается такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей обучаемые стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому подбирается изделие и величина материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех обучаемых оно было бы готово.

В-третьих, учитывается то, что для обучаемых игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, используемые в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание воспитанниками технологических приемов происходит быстрее.

В-четвертых, учитываются психологические особенности обучаемых и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, я подбираю более сложные изделия.

В целом занятия строятся по схеме уроков технологии. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходима охрана зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу с бисером.

Поэтому структура занятия строится следующим образом:

  1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).
  • Объявление темы;
  • Организация рабочего места.
  1. Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 5 минут).
  • Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);
  • Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);
  • Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).
  1. Физкультминутка.
  2. Практическая часть (23-33 минут).

Работа по графическим схемам  раздаются на парты (5-7 минут).

  1. Физкультминутка или гимнастика для глаз.
  2. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
  3. Заключительная часть(2-3 минуты).


Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)

Оценивание работы: ребенку сначала показываются положительные стороны его деятельности, а затем уже указывается на недочеты, подсказываются способы их устранения.

На завершающей стадии занятия особо важным компонентом является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ я  учитываюследующие  к р и т е р и и:

  • декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
  • содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
  • оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.


Уборка рабочих мест (1-2 минуты). Беседа не планируется на каждом занятии, наибольшая ее продолжительность бывает на вводном занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием.

Одно из основных условий развития креативных способностей обучающихся связано с обучением языку народного декоративно-прикладного искусства, с освоением средств художественной выразительности. Эта работа ведётся поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании  декоративных работ.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству я особо важное значение придаю включению в занятие по бисероплетениюактивных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Такое комплексное использование разных видов фольклора —  устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного — помогает осознать обучающимися нерасторжимую целостность народной культуры.

8. Результативность работы.

Сравнивая результаты творческой деятельности детей в начале года и в конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми бисероплетением. По результатам видно, что в начале года у детей преобладает низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к бисероплетению. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе творческой деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.

- У детей развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.

- Воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

- Дети научились создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию.

По итогам проведённой работы видно, что обучение детей бисероплетением активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу работы, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:

1.Систематическая работа с использованием разных видов техник на занятиях по бисероплетению.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через творческую  деятельность.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4.Творческий рост мой, воспитание собственной креативности.

Наименование    показателя

Используемые методы диагностики

Развитие воображения

Тест «Воображение»

Развитие фантазии

Методика «Придумай игру»

Теоретические знания

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Практические умения и навыки.

Контрольное творческое задание (групповое, коллективное).

Владение специальной терминологией

Собеседование

9.Библиография опыта

1. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера. – СПб.: Литера, 1999.

2.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.

3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. / Послесл. В. В. давыдова. — М., 1991

4.Искусство в жизни детей / Под ред. А.П. Ершовой. - М., 1991

5.Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества. - М., 1985
6.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1998