Ребёнок с особыми образовательными потребностями в детском саду.

Попко Ольга Владимировна

 "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы.
 Они также любознательны, энергичны и полны надежд.
 Их время должно быть временем радости и мира игр, учебы и роста. 
Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…"
Всемирная Декларация об обеспечении выживания,
 защиты и развития детей
дети 
Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию.           В  нашем детском саду обучается 1 один ребёнок с особыми образовательными            потребностями.
С целью обеспечения доступности образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута  ребенку ОВЗ, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья;

·         расширяется и обновляется спектр образовательных услуг;

·         все участники образовательного процесса обеспечиваются  коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ педагоги опираться на:

способы коммуникации  ребенка с ОВЗ с окружающими;

§  особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

§  специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

§  наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

 

 

 

МЫ РАЗНЫЕ

Вместе живут на огромной планете                
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

Яна Дубенская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_ob_ovz.doc61 КБ
Microsoft Office document icon plan-grafik.doc109.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжи Администрации города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ

 ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА АЛУШТЫ

реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья

в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.

г. Алушта

2015 г

         В основу Положения заложены принципы образовательной политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы и «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования. В данных документах речь идёт о реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольные образовательные учреждения по месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в них адаптированной среды.

       1.Общие положения.

1.1.    Настоящее положение регулирует деятельность ДОУ по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении

 «ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» города АЛУШТЫ (далее МДОУ),

реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.

1.2.    Образовательная модель «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников  является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1.3.     МДОУ несёт ответственность за жизнь детей с ОВЗ, реализацию их конституционного права на образование в пределах государственного образовательного стандарта, обеспечивает  условия для его обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество.

1.4.         При организации образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МДОУ  руководствуется следующими нормативными документами:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ  ч.1 ст. 79.

·         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

·         Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 №288   «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212).

·          Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы ( Пр. Минобразования Крыма от 26.11.2014 г. № 313)
2. Цели и задачи организации образования детей с ОВЗ в МДОУ.

2.1. Цель: обеспечение равного доступа к получению дошкольного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

2.2. Задачи:

  • психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими

трудности в развитии, в том числе с ограниченными возможностями здоровья: определение формы получения дошкольного образования и

режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;

-определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; -определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;

-определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;

-определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;

-определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций

педагогу, родителям (законным представителям) для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания

3. Основные виды деятельности
по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в МДОУ

3.1. Проведение, с согласия родителей (законных представителей), психолого-педагогической  диагностики развития ребёнка.

3.2. Осуществление коррекционной деятельности по адаптированной программе.

3.3. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.

3.4.Консультирование педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.

3.5. Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.

3.6. Просвещение педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.

3.7. Просвещение педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам социальной адаптации детей.
4. Предоставление в МДОУ образовательных услуг для детей с ОВЗ.

4.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

 В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения.

4.2. Для организации инклюзивного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья в МДОУ создаются условия

для:

- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья в здания и помещения МДОУ;

- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-

дидактическими пособиями;

- проведения коррекционно-развивающих индивидуальных занятий;

4.3. Решение о частичной интеграции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей)по согласованию с учредителем.

4.4. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья

группы  осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

4.5. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном

Порядке:

  • средства для создания специальных условий получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия

образования – специальные образовательные программы, методы и средства

обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),

  • средства коммуникации и связи при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также

педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено),

  • обеспечения

дополнительного профессионального образования педагогических работников,

  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья

детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных

особенностей образовательной деятельности.

4.6.Учредитель и руководитель МДОУ несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.

4.7. В образовательных организациях осуществляется психолого-

педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами,

социальными педагогами) таких организаций и соответствующими

педагогическими работниками.

4.8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья в группах

с инклюзивным обучением в МДОУ в соответствии

с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в

познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии воспитанников создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). 4.9.Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке

  • адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ;
  • отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.

4.10.Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем МДОУ по согласованию с родителями (законными

представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости

чаще) с целью ее корректирования.

4.11. В МДОУ комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013№ 26 СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

4.12. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в группе

с инклюзивным обучением не должно превышать двух воспитанников, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными.

4.13. Наполняемость групп с инклюзивным обучением не должно превышать 20 воспитанников с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.15. Содержание образования и условия организации образовательного

процесса для детей с ОВЗ в МДОУ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с

учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном,

физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций

психолого-медико-педагогической комиссии.

4.16. При организации получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья в МДОУ с инклюзивным обучением

целесообразно использовать возможности их обучения в установленном

порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением

современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость

образовательного процесса и успешное освоение обучающимися

образовательных программ.

4.17.Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного

процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организацийв соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4.18. Дошкольное образование детей с ОВЗ в МДОУ осуществляется

по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными

Министерством образования и науки Российской Федерации.

4.19. Расписание организованной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.

4.20.МДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.

4.21 МДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребёнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.

4.22 .При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

III. Финансовое обеспечение

3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств родителей (законных представителей).

3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

IV. Участники образовательного процесса

4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники.

4.2. Родители (законные представители) имеют право:

-  защищать законные права ребенка;

-  обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации ДОУ.

4.3. Воспитанник имеет право:

  • на уважение человеческого достоинства;
  • на моральное поощрение за успехи;

4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об образовании».

V. Порядок управления

Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора, осуществляет систематический контроль эффективности работы.



Предварительный просмотр:

Управление образования и
молодёжи Администрации города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

          298500, Р. Крым, г. Алушта                                               т.(06560) 5 44 77                                                              

          ул. Ялтинская, дом 19 а

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая  МДОУ  №8 г. Алушта __________ Е.Ю.Вихляева
 Введена в действие

 Приказ от   «_____»   №_________

ПЛАН-ГРАФИК («дорожная карта»)

мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ №8

на 2015-2016 учебный год

Цель: становление инклюзивной практики и обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Алушта

2015г

№ п/п

Направления мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования

1.1.

Проведение совещания при заведующей по реализации плана-графика инклюзивного образования за 2014/2015 уч. г. и созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определенными категориями  в новом учебном 2015-2016 учебном году.

май 2015 г.

Администрация МДОУ

1.2.

Подготовка отчета по исполнению плана-графика мероприятий реализации инклюзивного образования за 2014-2015 уч .год

Май  2015

Администрация  МДОУ

1.3.

Разработка локальных актов по подготовке и введению инклюзивного образования в новом учебном году

Июль-август  2015 г.

Администрация МДОУ

1.4.

Итоговое заседание ПМПК МДОУ

май, ежегодно

Администрация МДОУ

2.

Организационное обеспечение реализации инклюзивного образования

2.1.

Проведение мониторинга готовности МДОУ, стартовых условий введения инклюзивного образования, подготовка обобщенной информации мониторинга готовности МДОУ

Июль-август

Администрация МДОУ

2.2.

Организация методического объединения педагогов, реализующих инклюзивное образование, организация их курсовой подготовки

Октябрь 2015

Старший воспитатель

2.3.

Участие в мероприятиях Центра информационно-методического сопровождения

2015-2016 уч год по графику ЦИМФ

Администрация МДОУ

2.4.

Заполнение банка детей с ОВЗ, получающих образовательную услугу в условиях инклюзивного образования

Постоянно (1 раз в год)

Администрация МДОУ

2.5.

Заполнение банка данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования

Постоянно (1 раз в год)

Администрация МДОУ

2.6.

Организация и проведение Недели инклюзивного образования

14–18 марта (ежегодно)

Администрация МДОУ

2.7.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов

ежегодно

Администрация ОО

2.8.

Организация консультирования для родителей детей, включенных в инклюзивный процесс (на базе ПМПК (психолого-педагогического сопровождения МДОУ)

2015

Администрация ОО

3.

Методическое обеспечение реализации инклюзивного образования

3.1.

Методическое сопровождение процессов введения и развития инклюзивного образования

В теч года

Методический совет

3.2.

Составление обращения для приобретения  оборудования для создания универсальной среды

Май 2015

Руководитель МДОУ

3.3.

Разработка раздела ООП «Коррекционная работа»

Июль-август 2015

Старший воспитатель

3.4.

Разработка методических рекомендаций по развитию и внедрению инклюзивного образования в ОО

Ежеквартально

по итогам контроля и мониторинга

Администрация МДОУ

3.5.

Проведение методических консультаций для воспитателей и музыкального руководителя по реализации ООП «Коррекционная работа»

ежеквартально

Старший воспитатель

3.6.

Анализ, отбор материала для обобщения успешного опыта инклюзивного обучения и социализации детей с особенностями развития

Апрель–май 2016

Администрация МДОУ

3.7.

Разработка ООП и рабочих программ педагогов.

Август 2015

Старший воспитатель

воспитатели

4.

Кадровое обеспечение введения инклюзивного образования

4.1

Участие в семинарах-совещаниях по вопросам инклюзивного образования

Постоянно

Администрация МДОУ

4.2.

Участие педагогов на дискуссионной педагогической площадки ЦИМС

2014–2015

Администрация МДОУ

4.3.

Участие в обучающих семинарах, в т.ч. Web-семинарах, для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

2015–2016

Администрация МДОУ

4.4.

Участие в курсах повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с детьми с ОВЗ

2015–2016

Администрация МДОУ

4.5.

Участие в практикоориентированных семинарах для педагогов и специалистов системы сопровождения

2015–2016

Администрация МДОУ

4.6.

Участие в стажировочных мероприятиях организации инклюзивного образования

2015-2016

Администрация МДОУ

4.7.

Обучение педагогических работников инновационным образовательным технологиям в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. Введение в практику МДОУ инновационных образовательных технологий инклюзивного образования.

2014–2015

Администрация МДОУ

4.8.

Участие в республиканских и муниципальных мероприятиях, организация августовских педагогических чтений

Июль–август 2015–2016

Администрация МДОУ

5.

Финансово-экономическое обеспечение введения инклюзивного образования

5.1.

Разработка перечня необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Май 2015

Администрация МДОУ

5.2.

Приобретение необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2014–2015

По мере финансирования

Администрация МДОУ

6.

Информационное обеспечение введения инклюзивного образования

6.1.

Создание и наполнение раздела «Солнечное детство» инклюзивное образование» на сайте МДОУ

Постоянно, 1 раз в квартал

Старший воспитатель

воспитатели

6.2.

Участие в вебинарах ЦПМПК

2014–2015

Старший воспитатель

6.3.

Проведение дискуссий, «круглых столов» с педагогами и родителями детей с особенностями развития и других (обычных) детей по вопросам социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ

2015–2016

Администрация МДОУ

6.4.

Проведение  конкурса педагогических проектов «Мы вместе»

Март 2016

Старший воспитатель

7.

Материально-техническое обеспечение условий реализации инклюзивного образования

7.1.

Создание универсальной образовательной среды

Сентябрь 2015

Администрация МДОУ

7.2.

Организация  инклюзивной инфраструктуры:

для беспрепятственного доступа в в МДОУ маломобильных групп из числа воспитанников и их родителей:

 пандусы, уголки лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, уголки для коррекционных занятий, медицинский кабинет, спортивный зал и др.

В теч года по мере финансирования

Администрация МДОУ

7.2.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса обучающим и развивающим игровыми материалами и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО

В теч года по мере финансирования

Администрация МДОУ

Ответственный исполнитель:

Старший воспитатель Попко О.В.

т. 06560 5 44 77



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

                                              График

плановых заседаний ПМПк

МДОУ «Детский сад №8 «Светлячок»  г. Алушты

на 2015-2016 учебный год

Заседание

Дата проведения

Ответственный

1

Организационное заседание:

Утверждение плана работы ПМПк.

Предварительная работа:

- сбор информации о детях, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении;

- комплектование групп ДОУ по направлениям ПМПК на 2015-2016 уч. год.

 25.09.2015г.

Председатель ПМПк

2

Плановое заседание:

1.«Диагностика-путь к определению форм и методов с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогическом сопровождении».

2. промежуточные результаты по реализации индивидуальных программ развития детей; отчёты ПМПк  о работе за первое полугодие.

  20.01.2016 г.

Председатель ПМПк

4

Плановое заседание: Итоговое.                      Отчет  по итогам коррекционной работы.

15.05.2016г.

Председатель ПМПк

Программы и учебно-методические комплекты (УМК)

для детей с недостатками речи.

1.​ Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.

Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.

Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал)

 Автор Н.Ю.Борякова

Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова