Кружковая работа

Шалбецкая Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Солнышко» п.г.т. Шерловая Гора»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по нравственно- патриотическому воспитанию

 в средней группе

 «Русские узоры»

Воспитатель Шалбецкая О.В.

сентябрь 2022 г.


Содержание рабочей программы

1.Целевой раздел____________________________________________________3

1.1 Пояснительная записка____________________________________________3

1.2 Цель рабочей программы__________________________________________3

1.3 Задачи рабочей программы_________________________________________3

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса_________4

1.5 Особенности развития детей дошкольного возраста     (4-5лет) __________4

1.6 Планируемые результаты освоения _________________________________5

2. Содержательный раздел____________________________________________5

3. Организационный раздел___________________________________________11

4.Методическая литература___________________________________________11

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Учебная программа реализуется посредством основной инновационной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания  духовного богатства нашего народа, освоения народной культуры.  

Традиции народа - это то, что  полнее всего отражает его  духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив- это живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что  в конечном итоге  хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную силу.

К сожалению, многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение её традиционного русского ядра.

Большинство из нас очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили наши русские люди? Как они работала? Отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Следовательно, необходимо довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной  культуры, воспитать  их  в национальных традициях

1.2 Цель рабочей программы

- формировать у воспитанников нравственный идеал через знакомство с народными традициями русского народа

1.3 Задачи рабочей программы

  • создать условия для знакомства воспитанников с историей и традициями русского народа;
  • развивать интерес и желание знакомиться  с произведениями УНТ, декоративно- прикладного искусства;
  • воспитывать любовь к отечественной культуре, уважение и желание продолжать и развивать русские  национальные традиции.

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

1.5 Особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Развитие изобразительной, музыкальной, художественно эстетической деятельности воспитанников по данной Программе происходит поэтапно.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети 4-5 летнего возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Очень важно в таком возрасте  приобщение к народной культуре, русскому быту и промыслам.

Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Знакомство с народными песнями развивает музыкальный слух и вокальные способности.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы 

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития воспитанника :

- Знаком с декоративно- прикладным искусством в рамках Программы, умеет выполнять элементы декоративной росписи.

- Знаком с музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Декламирует русские народные   песенки, потешки, небылицы, сказки

- Умеет  обыгрывать  русские народные игры, считалки

- Знаком с  некоторыми традициями, обрядами  праздников

2. Содержательный раздел

Возраст: детей 4-5 лет

Расписание организованной образовательной деятельности:

Продолжительность занятия в средней  группе –- 20  минут.

Срок освоения. 1 год.

Форма деятельности:

  • Театрализованная деятельность
  • Знакомство с декоративно- прикладным искусством
  • Знакомство с музыкальным фольклором
  • Создание в группе мини- музея

Форма контроля:

наблюдение, анализ

Тематический план.

Месяц

Тема занятия

Краткий ход занятия

Совместная деятельности педагога с детьми.

Сентябрь

Развитие речи.

«Во саду ли в огороде»

Разучивание  русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся  в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде?»

Разучивание потешки «Наш козел», объяснение слов и выражений «тесто месил», «печку топил», «сказку сказывал», «небылицы», «небывальщины».

Отгадывание  загадок об овощах, фруктах.

Лепка

«Урожай»

Игра «Отгадай»

Лепка  простейшей композиции из овощей и фруктов.

Повторение основных приемов лепки.

Рассматривание выполненных работ.

На прогулке проведение игры «Огородник»

Аппликация «Корзинка для фруктов»

Демонстрация образца. Объяснение последовательности выполнения работы.

Выполнение аппликации. Рассматривание выполненных работ.

Беседа о значении  слова «считалка», разучивание считалки «Катилось яблочко». Объяснение слова «частокол». Предложение спеть песенку про Козлика.

Инсценирование стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра на прогулке «У медведя во бору»

Тематическое развлечение «Подарки осени»

Игра «У медведя во бору», «Воробей» Выбор водящего с помощью считалки «катилось яблочко». Чтение песенки про воробья. Игра «Воробей»- инсценирование песенки.

Сюрпризный момент Козлик приносит «Чудесный мешочек» с овощами.

Опробование  вареной картошки, свеклы, репы

Разучивание стихотворения М. Дорофеевой «Осень». Слушание музыки А. Грибоедова «Вальс». Танец с осенними листьями. Чтение стихотворений. Инсценирование стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Октябрь

Развитие речи «Смоляной бычок»

Повторение знакомых потешек

 Прослушивание сказки  «Смоляной бычок»

Дидактическая игра «Назови диких и домашних животных».

Чтение сказки, обыгрывание ее на фланелеграфе.

Опробование молока из крынки.

Разучивание с детьми песенок- потешек «Уж как я свою коровушку люблю», «Ты, коровушка, ступай»,  «Бычок- бычок, смоляной бочок».

Лепка

«Бычок- черный бочок»

Игра «Чудесный сундучок»

Объяснение последовательности выполнения работы

Лепка «Бычок- бычок, черный бочок». Рассматривание вылепленных бычков.

Повторение знакомых детям песенок- потешек о домашних животных «Наш козел», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ты , коровушка, ступай», «Бычок, бычок, смоляной бочок». Разучивание новой потешки «Ранним рано поутру», отгадывание загадок.

Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи

«Наряд для бычка»

Повторение ранее выученных потешек «Наш Козел».

Показ приемов рисования элементов дымковской росписи, украшение плоской фигуры бычка  элементами дымковской росписи.

Рассматривание выполненных работ.

Повторение потешки «Наш козел»

Подвижная игра на прогулке «У медведя во бору»

Досуг «Приглашаем к нам в гости»

Театрализованная  деятельность  воспитанников по сказке «Смоляной бычок» (мини- спектакль)

Изготовление открытки- приглашения, рисунков на тему дымковской росписи.

Ноябрь

Развитие речи

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей»

Прослушивание грамзаписи сказки «Зимовье зверей».

Обсуждение сказки.

Игра «За ширмой спрятались игрушки из сказки «Зимовье зверей».

Беседа о жанровых особенностях сказок, загадки, разучивание пословиц и поговорок о труде и дружбе.

Аппликация

«Мое любимое домашнее животное»

Загадывание детям загадок о животных.

Анализ образца.

Выполнение аппликации. Рассматривание  готовых работ.

Повторение пословиц и поговорок о труде, дружбе и взаимопомощи. На прогулке  русская народная игра «Зеркало».

Рисование «Хвостатый, полосатый»

Игра «Чудесный мешочек»

Рисование котика, составляя его изображение из деталей- кругов. Цветными карандашами по образцу.

Повторение пословиц о труде, дружбе.

Тематическое развлечение  «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех»

Отгадывание загадок о животных.

Исполнение песенок- потешек

Русская народная игра «Ручеек»

Инсценировка «Зимовье зверей»

Угощение воспитанников баранками.

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем», игра «Назови пословицу»

Декабрь

Развитие речи

«Заюшкина избушка»

Отгадывание загадок

Рассказ воспитателя сказки  «Заюшкина избушка»

Беседа по содержанию

Интонационное упражнение  «Произнеси слова зайчика, лисы, петушка»

Беседа о зиме как о времени года, ее признаках. Разучивание песенки- потешки «Как на тоненький ледок».

На прогулке- разучивание русской народной игры «Зайка»

Рисование «Персонажи знакомых сказок. Снегурочка»

Отгадывание загадок о зиме

Повторение правил рисования красками.

Рисование Снегурочки, украшение одежды Снегурочки снежинками.

Рассматривание готовых работ.

Повторение народных зимних примет.

Разучивание новогодней песни «Висят на елке бусы»

На  прогулке игра-колядка «Щедровочка».

Аппликация

«Белые снежинки»

Беседа о зиме: повторение зимних народных примет.

Игра «Превращение в снежинки».

Показ образца.

Объяснение приемы нарезания ножницами полосок прямоугольной формы по линиям. Показ правильного склеивания трех полосок. Самостоятельная работа.

Рассматривание готовых работ.

Наблюдение на прогулке за снегом как падают снежинки, как образуются сугробы повторение зимних народных примет.

Заучивание стихотворения И Сурикова «Зима», прослушивание Н Архипов «Белый дед», Е Ильина «Наша елка», О Высоцкая «Снежный кролик», разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мне нос»

Рисование

«В лесу родилась елочка»

Отгадывание загадок о елке. Уточнение состава частей елки.

Рисование дерева. Украшение елки

Рассматривание и анализ готовых поделок.

Закрепление правил русской народной игры «Зайка», повторение народных зимних примет. Разучивание песни «В лесу родилась елочка»

Январь

Развитие речи «Лисичка со скалочкой»

Выполнение задания от гостя- козлика.

Беседа о предмете «скалка».

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» в сопровождении театра на фланелеграфе.

Инсценировка сказки.

Повторение песенок- потешек «Наш козел», «Уж как я свою коровушку люблю», «Бычок, бычок…», «Раним- рано по утру», «Петушок- петушок»

Разучивание русской народной игры «Мышеловка»

Аппликация

«Волшебный клубочек»

Выполнение задания от гостьи- Маши.

Рассказ Маши о  предметах русского народного обихода: веретено, спицы, вязальный крючок, вязальные нитки.

Дид игра «Составь узор»

Выполнение аппликации на шаблонах

Рассматривание и обсуждение готовых поделок

Чтение сказки «Золотое веретено» и ее обсуждение .

Рисование

 «Сарафан для Маши»

Беседа о предметах обихода русского народа, о русских народных узорах.

Игра «Укрась сарафан»

Украшение шаблона сарафана русскими народными мотивами.

Обсуждение и рассматривание готовых работ.

Игра – драматизация по сказке Л. Толстого «Три медведя»

Любование русскими народными костюмами, орнаментами и узорами.

Прослушивание русских народных песен.

Ребенок и окружающий мир

«В гостях у Василисы»

Посещение русской избы в детском саду.

Рассматривание предметов обихода: половик, лоскутное одеяло.

Игра «Каравай»

Чаепитие вместе с хозяйкой русской избы- Василисой

Прослушивание аудиозаписи русской народной музыки.

Рассматривание русской народной домашней утвари.

Февраль

Развитие речи

«Небылица- небывальщина»

Выполнение заданий гостя- Мишки- медведя.

Игра «Чудесный мешочек» Отгадывание загадок о животных.

Рассказывание небылиц медведю.

Разучивание новой русской небылицы «Миронушка- Мирон»

Беседа о небылицах. Разучивание небылиц. Придумывание разных историй на тему: «Так не бывает»

Оригами «Курочка»

Игра «Волшебный сундучок»

Отгадывание загадок о животных.

Рассказывание небылиц о животных.

Выполнение поделки в технике оригами.

Выставка работ воспитанников.

Разучивание на прогулке подвижной игры «Коршун»

Рисование «Петушок»

Игра «Так бывает или нет»

Рассказывание небылиц о петушке.

Объяснение последовательности рисования петушка. Раскрашивание.

Выставка работ воспитанников.

Закрепление знания ранее выученных небылиц. Игра «Коршун» на прогулке.

Аппликация (мозаика из бумаги)

«Свинка»

Игра с бубном «Расскажи небылицу».

Отгадывание загадок.

Повторение небылицы «На дубу свинья гнездо свила…»

Аппликация из бумаги «Свинка»

Рассматривание выполненных работ.

На прогулке разучивание русской народной игры «Горелки»

Март

Развитие речи

«Весна пришла»

Отгадывание загадок о весне.

Народные приметы о весне.

Разучивание заклички «Весна- красна»

На прогулке разучивание русской народной игры «Горелки»

Аппликация «Тюльпан»

Повторение весенней заклички «Весна- красна»

Беседа о весенних месяцах.

Показ образца.

Уточнение последовательности выполнения работы

Выставка  готовых работ.

Повторение названий весенних цветов.

Игра «Подбери цвет»

Оригами «Кораблик»

Анализ образца

Показ последовательности выполнения работы.

Рассматривание поделок.

Русская народная игра «Кораблик»

Разучивание пословиц и поговорок о весне.

Отгадывание загадок

Лепка из соленого теста

 «Жаворонки прилетели»

Повторение ранее разученных весенних закличек.

Разучивание заклички «Чувиль- виль- виль»

Лепка поделки.

Рассматривание поделок.

Повторение закличек о весне. Наблюдение за погодой (повторение народных примет). На прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок»

Апрель

Развитие речи  рассказывание русской народной сказки

 «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Повторение знания пословиц и поговорок о дружбе, труде и взаимовыручке.

Знакомство с фразеологизмами  «душа в душу», «водой не разольешь»

Рассказывание сказки

Беседа по содержанию сказки

Разучивание русской народной игры «Мышеловка»

Повторение ранее  разученных закличек и потешек.

Беседа о предметах обихода: чугун, ухват, деревянная ложка, печь.

Развлечение

«Масленица»

Беседа о Пасхе и Масленице

Прогулка на  участок

Рассматривание русского народного обряда уничтожения зимы.

Угощение чаем с блинами.

Знакомство с народными традиционными праздниками.

Повторение пословиц и поговорок о весне.

Мозаичная аппликация «Блин»

Повторение сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Отгадывание загадок

Повторение пословиц и поговорок о труде.

Выполнение мозаичной аппликации «Блин»

Рассматривание готовых работ.

Дидактическая игра «Готовим обед»

Лепка «Мышка»

Отгадывание загадок

Повторение пословиц и поговорок о труде.

Уточнение  последовательности выполнения работы.

Выставка работ

На прогулке разучивание русской народной игры «Кот и мыши», «Мышеловка»

Май

Развитие речи  «Времена года»

Отгадывание загадок о временах года.

Игра «Разложи кубики»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Повторение пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи

Беседа по иллюстрациям времен года.

Выставка книг с русскими народными сказками.

Рисование  «Золотое веретено»

Выполнение заданий от гостьи- Весны

Отгадывание загадок.

Беседа по сказке «Золотое веретено»

Рисование Аннушки, идущей к Бабе- Яге.

Выставка рисунков

Чтение русской народной сказки «Золотое веретено».

Повторение народных примет о весне.

На прогулке  игра «Ручеек», «Горелки»

Аппликация  «Летний луг»

Игра «Правильно/неправильно»

Работа с выставкой книг- сказок

Отгадывание загадок

Объяснение выполнения аппликации цветов мать- и мачехи, одуванчика.

Выполнение коллективной работы- «Летний луг»

Рассматривание.

Наблюдения за весенними цветами, рассматривание одуванчика и мать- и мачехи.

Повторение русских народных примет лета

Русские народные подвижные игры «Кошка и мышка», «У медведя во бору»

3. Организационный раздел

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на кружковых занятиях в группе. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Методическая литература:

  1. Терещенко А. В История культуры русского народа..   М.: ЭКСМО- 2007г,736с, иллюстрации.
  2. Народное искусство в  воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т С. Комаровой. М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.- 208 с.
  3. Попова А. Т. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010- 136 с.
  4. Панкеев И. Русские праздники и игры.- М.: ЭКСМО- Пресс, 1999
  5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.- М.- Просвещение, 1986