Проектная деятельность "Почемучки" с детьми младшего дошкольного возраста

Каргаполова Марина Александровна

НОД "Песок и глина. свойства песка и глины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pesok_i_glina._svoystva_peska_i_gliny.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

                         Познавательно - исследовательская деятельность проект «Почемучки»  

                                                                    с детьми младшей группы

 Тема:  «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Форма работы: игровая мотивация; вопросы, указания; поощрения, напоминания; проблемные задания; исследовательские действия

Задачи: 1. Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый – плотный, лепится – не лепится) Учить элементарным экспериментальным действиям.

2. Совершенствовать умения с помощью зрения и осязания различать контрастные  материалы: песок – глина. Учить сопряженному действию рук общей и мелкой моторики и артикуляции речевого аппарата. Развивать речь на основе формирования чувственного опыта детей и овладение детьми конкретным «понятийным» словом.

3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; любознательность; аккуратность при работе с природными материалами.

Словарная работа: Песок –сыпучий, движется, рыхлый, сухой, сырой, не лепится

                                     Глина – плотная, не сыпучая, влажная, лепится.

Этапы работы

Действия педагога (методы и приемы)

Материалы и

оборудования

Мотивация детей к

Деятельности.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Медведь: Здравствуйте, ребята.

-Здравствуй мишка.

Медведь: Давайте поиграем с вами в игру «У медведя во бору»

ИГРА «У медведя во бору»

Медведь: Шел я, шел и корзиночку нашел. А в корзиночке баночки (рассматривает) А что в них находится? Ни как не могу понять.

-Ребята, давайте поможем медведю разобраться, что лежит в баночках. Ты мишка садись с нами и внимательно слушай и смотри. Ребята, садитесь на стульчики.

Игрушка- мед-ведь

Маска медведя

Корзина с баноч-ками ( песок и глина)

Совместная работа с детьми по нахожде-нию средств деятель-ности

Открывается одна банка

-Ребята посмотрите, что в ней?

-А как вы догадались, что это песок?

-А теперь посмотрите, что во второй баночке?

-Как вы догадались, что это глина?

Медведь: Что – то я плохо понимаю, где песок, а где глина?

-Не беспокойся, мы тебе всё покажем и расскажем. Ребята, давайте поможем медведю разобраться, чем глина отличается от песка. Проходите к столам.

(дети садятся за столы)

1. эксперимент №1

 Возьмите стаканчик с красной полоской. Осторожно высыпите в лоток, содержимое стаканчика. Что находилось в этом стаканчике?

-Что делает песок?

-А теперь возьмите стаканчик с синей полоской. Высыпите содержимое в другой лоток. А что в этом стаканчике?

-Получилось высыпать?

-Что глина сделала? Глина – упала.

Так что сыплется?

Вывод

-Вот мишка, песок сыпучий, он легко сыплется, он состоит из маленьких песчинок. А глина слипается комочками и её нельзя так легко высыпать, как песок.

2.  эксперимент №2

Посмотрите, у меня на столе две банки. В одной песок, а в другой глина. Сначала я подую в банку с песком. Посмотрите, как двигаются песчинки? (выполнение действий)

-А теперь посмотрите, как двигаются комочки глины?

-Могут комочки глины двигаться так же быстро и легко, как песок?

-А теперь попробуйте вы, сначала подуть на песок, а потом на глину. Это нужно сделать осторожно. Посмотрите, как я дую тихонечко.

Вывод:

-Вот, мишутка, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся комочки глины – нет.

-А сейчас, я предлагаю всем поиграть

Физкультминутка

(дети выходят из-за столов)

ИГРА «ГЛИНА-ПЕСОК»

-Сейчас, мы с вами станем песчинками.

Подул ветер и песчинки, полетели.

(Дети бегают по всей группе)

-А теперь мы с вами превратились в частички глины

(дети встали в круг и медленно идут по кругу) Повторяется 2 раза.

-А сейчас мы продолжим свои опыты. Проходите к столам.

Медведь: Ребята, я теперь знаю, что песок может сыпаться, он сыпучий и легче глины. А чем же они ещё отличаются?

-Сейчас мишка узнаешь.

3. эксперимент №3

Давайте представим, что мы сажаем маленькое деревце. Возьмите палочку и попробуйте по очереди посадить сначала в песок, а потом в глину.

(действия детей)

-Во что легче посадить наше деревце?

Вывод:

-Вот мишутка. В песок посадить деревце легче. Песок рыхлый, поэтому в него воткнуть легче. А глина плотная, сухая, твердая в неё труднее воткнуть

-А сейчас посмотрите на моё красивое деревце. Приготовьте все глазки.

Гимнастика для глаз

Деревце растет, смотри

Поморгаем 1,2,3

Вверх посмотрим,

Смотрим вниз.

Вправо, влево – не ленись

Вверх и вниз

И вправо, влево

Сделаем кружок большой

Дружно глазками поморгаем,

Вот и все мы отдыхаем.

-А теперь, давайте попробуем вылепить конфетки из песка и из глины.

-Возьмите кусочек глины и попробуйте вылепить конфетку. Получается?

-А теперь давайте попробуем вылепить из песка.  Получается?

-Почему?

-Что нужно сделать с песком?

(раздаются стаканы с водой, дети добавляют воду в песок)

-Куда исчезла вода?

Каким стал песок? Давайте попробуем вылепить сладкую конфету. Получается?

-А теперь, давайте положим сушиться на солнышко наши конфеты. И посмотрим, что с ними произойдет при высыхании.

Вывод:

Вот видишь мишутка, глина лепится хорошо, а песок нет. И теперь ты знаешь, чем отличается глина от песка.

Стаканы на каж-дого ребенка с песком и глиной, лоток

2 банки с песком и глиной, трубоч-ки

Музыка для игры

2 ёмкости с песком и глиной, палочки на каж-дого ребенка

Стаканы с водой

Подведение итога

Медведь: Теперь я знаю, что такое песок, а что такое глина. И ни за что не перепутаю. Песок может сыпаться, от сыпучий, легкий, рыхлый, состоит из мелких песчинок, не лепится. А глина плотная, не может сыпаться, может лепиться. Спасибо, вам ребята за помощь. До свидания.

-До свидания, мишка, приходи ещё к нам в гости.

-понравилось вам ребята играть с мишкой?