МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛАРЕЦ

Полянская Галина Валерьевна

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЛАРЕЦ

 

Уважаемые коллеги и гости моего сайта!
 

Я представляю вашему вниманию педагогический проект  «Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников дошкольной образовательной организации средствами музыкального искусства». Цель данного проекта следующая: создание системы работы, направленной на развитие и изменение эмоциональной сферы старших дошкольников  с использованием различных видов музыкальной деятельности в условиях дошкольного образования.

 

 

 

https://yadi.sk/i/1jHhDKWu3AfxRD

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Слайд1

Я представляю вашему вниманию педагогический проект  «Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников дошкольной образовательной организации средствами музыкального искусства».

Слайд 2

Эпиграфом к  проекту  выбраны слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, который в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства.

Слайд 3                             Аннотация проекта

Проект направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода. Полностью согласуется с направлениями Программы развития нашего детского сада. К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду в основном ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Именно поэтому последние несколько лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования: «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка». Экспериментальные  исследования  по  выявлению  психоэмоционального  статуса  и  влияния на него аудиального сенсорного притока в виде музыки легли в основу моей выпускной дипломной работы в университете. Это помогло мне создать систему музыкально-оздоровительной деятельности в нашем детском саду.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования. Объектом исследования является развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Предметом исследования - организация музыкальной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия детей 6-7 лет.

  • Тип проекта – практико-ориентированный.

Реализация его осуществлялась  в подготовительной группе Детского сада «Берёзка» в течение 2015-2016 учебного года.

Участники проекта – педагоги детского сада, 20 детей подготовительной группы, их родители и социум. Данный проект может оказать помощь музыкальным руководителям, воспитателям, родителям в обеспечении эмоционального благополучия детей.

Слайд 4                                  Противоречия:

Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия:            

  • между потребностью развития эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста и смещением ценностных приоритетов в обучении и воспитании детей в сторону интеллектуального развития
  • между возможностью использования методики развития эмоциональной устойчивости детей средствами музыкального искусства и недостаточной профессиональной подготовкой воспитателей;
  • между необходимостью изменений в организации музыкальной деятельности в ДОУ, ориентированных на достижение эмоционального благополучия детей и отсутствием комплексного методического обеспечения, отвечающего данным требованиям.

Проблема:

  • Данные противоречия позволили выявить проблему эксперимента.

Разрыв  между социально обусловленной важностью  эмоционально - личностного развития ребёнка, которое напрямую связано с его психологическим и социальным благополучием и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этой задачи. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Слайд 5                                    (Актуальность темы)

       Сегодня в обществе происходят кардинальные экономические, политические и социальные преобразования, которые влияют на развитие эмоционального мира ребёнка. Дети неадекватно выражают свои эмоции, они тревожны, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении взаимоотношений и умении общаться. Причина    не  только  в  индивидуальных  особенностях  детей,  но  и  в  наличии  беспокойства  значительной  части  населения. Взрослые, родители таких детей, сами испытывают высокий уровень стресса, а ведь родительская тревога и негативные эмоции сказываются на беспокойстве ребенка.  Поэтому развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Она является помощником в здоровьесбережении,  многообразные приёмы и методы музыкального искусства способствуют снижению отрицательных эмоций и наполняют сознание  положительными    чувствами  и  мыслями.

             

Слайд 6

С введением Федерального государственного образовательного стандарта всё образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Эмоциональное благополучие дошкольников является составляющей главной и первой задачи ФГОС – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.      

Слайд 7

В ходе работы над проектом была выдвинута

Гипотеза: музыкальное искусство влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, если

-будут созданы благоприятные условия;

-будут продуманы методические приемы;

-будут задействованы все органы чувств ребенка.

Слайд 8

Поэтому Цель данного проекта следующая:

    Создание системы работы, направленной на развитие и изменение эмоциональной сферы старших дошкольников  с использованием различных видов музыкальной деятельности в условиях дошкольного образования.

В соответствии с поставленной целью мною решались следующие  Задачи:

1.Научить детей понимать собственное  эмоциональное состояние и совершенствовать способность управлять своими эмоциями в ходе различных видов музыкальной деятельности;

2.Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

  1. Создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня.

4. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях  и реализации проекта.

5. Пополнить материальную базу дошкольного учреждения новыми методическими разработками и  пособиями по теме проекта.

Слайд 9

По завершению работы ожидаются следующие результаты, которые вы видите на слайде (не читаем)

  1. Сформированность у воспитанников способности   выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями, понимать эмоциональное состояние других людей.

Замкнутые получат возможность быть «услышанными» и «увиденными», неуравновешенные и агрессивные – узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.

  1. Снижение эмоциональной напряженности. Участие в разнообразных видах деятельности оставит яркий след в эмоциональной памяти детей и будет иметь ярко выраженный психотерапевтический эффект:  в умении расслабляться; в низкой подверженности стрессам; в положительных эмоциональных переживаниях; в стимулировании жизненных сил организма (ощущении счастья).
  2. Повышение мотивации педагогов для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использования музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов.
  3. Осознание родителями своей роли в эмоциональном благополучии ребенка, их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение

(Целевые ориентиры)

  • Обеспечение эмоционального благополучия в совместной музыкальной деятельности является одним из составляющих успеха реализации целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Слайд 10

(Этапы реализации)

Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов:

Организационно-диагностический, основной, итогово-диагностический.

Слайд 11

На I этапе проведены диагностические исследования, проанализированы  результаты, выявлены проблемы и были разработаны пути их решения.

Слайд 12

Были изучены нормативные документы, педагогический опыт коллег,  приобретена литература, составлены программно-методическая документация, медиатеки, разработаны дидактические материалы.

Слайд 13

Изучены психолого-педагогические условия ФГОС, необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников.

Слайд 14

Была создана материально- техническая база для реализации проекта - развивающая эстетическая среда, в которой происходит совместная деятельность с детьми

Слайд 15

Выделены компоненты эмоционального благополучия дошкольника и факторы, влияющие на него.

  • Были определены показатели эмоционального благополучия:

Слайд 16

Проведена диагностика по выявлению уровня эмоционального благополучия, развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. 

Слайд 17

А также диагностика особенностей психоэмоционального напряжения детей экспериментальной группы, 

  • И контрольной группы. Для его определения использовалась методика  А.  И  Захарова  и  М.  А.  Панфиловой “Страхи  в  домиках”.

  • Выделены гендерные различия психоэмоционального напряжения у детей.

Слайд 18                  (II этап - основной (практический))

 Цель  второго этапа - состоит в том, чтобы повысить  интерес старших дошкольников к музыкальному искусству и включить их в музыкальную деятельность, направленную на развитие и изменение эмоциональной сферы, используя различные педагогические     инновационные методы и технологии.

Слайд 19

Основными направлениями в содержании моей педагогической деятельности являются:
1. Ориентир на классические ценности. Очень важен критический подход к отбору репертуара по образовательной деятельности дошкольников. Это должен быть классический детский репертуар и эстетически ценная современная музыка.

2. Создание ситуации успеха. Музыкальный руководитель при взаимодействии с воспитанниками обязательно должен ориентироваться на достижение детьми ситуации успеха, на поддержание позитивного эмоционального фона. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие способствует развитию самооценки, самоконтролю, ориентации на успех в достижении целей.

3. Активизация самостоятельной творческой деятельности. Для этого необходимо стимулировать дошкольников к музыкальной деятельности и предоставлять каждому ребенку возможность реализовать свои способности во время всех видов музыкальной деятельности. Особое внимание следует обратить на развитие у детей отражать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности.

4. Создание условий, которые влияют на эмоциональную атмосферу. Создание атмосферы эмоциональной безопасности не только на музыкальных занятиях, но и в течение всего времени пребывания в ДОУ, является необходимым условием педагогической поддержки воспитанников. Доброжелательность, внимание, сопереживание, сочувствие — важнейшие характеристики взаимодействия педагога с детьми.

5. Взаимодействие с педагогами. Основные позиции, которые музыкальный руководитель должен актуализировать на всех педагогических мероприятиях по поддержке эмоционального благополучия, должны быть следующими:
— эмоционально-положительные отношения должны быть между всеми участниками образовательного процесса;
— от того, какие условия будут созданы в дошкольном учреждении для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов;
— важное значение в создании эмоциональной атмосферы принадлежит собственному настрою педагога, его положительному эмоциональному поведению.

6. Сотрудничество с родителями. Установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями влияет и на эмоциональное благополучие детей. Решающую роль в установлении контактов с родителями является их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение по всем направлениям деятельности в ДОУ. Это способствует оптимизации детско-родительских отношений и положительному эмоциональному микроклимату семьи. В свою очередь, музыкальный руководитель посредством музыкальной деятельности должен поддерживать доброе отношение к близким людям. Самое главное, чтобы окружающие ребенка взрослые, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы.

  • Одним из условий обеспечения эмоционального благополучия дошкольников является совместная музыкальная деятельность, основная форма которой – занятие с ориентированием ФГОС на «играющего ребёнка», так как предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Слайд 20

Чтобы она была более интересной и разнообразной необходимы не только традиционные, но и нетрадиционные виды занятий. Мной разработаны и апробированы циклы творческих интегрированных занятий «Звук – волшебник» и «Рисование музыки», которые включают:

• Занятия-путешествия.

• Занятия-КВН (разделение детей на две подгруппы, викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию) .

• Занятия типа «Угадай мелодию».

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей) .

• Занятия-сомнения (исследовательская деятельность детей)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-соревнования (кто быстрее назовет, найдет, определит и т. д.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Слайд 21

Составлен тематический план по всем видам музыкальной деятельности, которые включены в проект, подобран и систематизирован музыкальный материал.

Слайд 22

Для реализации проекта использовала методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей

и позволяет достигнуть хороших результатов. В педагогической практике игровая деятельность выполняет функции:

• Развлекательную (развлечь, воодушевить, поднять настроение)

• Коммуникативную: доброжелательного отношения друг к другу

• Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей

•Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры.

Слайд 23

Необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий продиктована возрастными особенностями детей. Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые гимнастики способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.

Применение инновационных технологий также делает занятия интересными, насыщенными. Это коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, пальчиковые игры, «хор рук» и театр ног, ритмодекламация под музыку, игры звуками, элементарное музицирование.

  • В ходе проекта активно использовала ресурсы сети Интернет, готовые электронные пособия, а также презентации, которые готовились мною непосредственно к занятиям. Что помогло мне:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.) ;

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Слайд 24

Для реализации проекта разработала электронные пособия музыкально-дидактические игры

ПОВЕР

Систематизировала их, составила картотеку. При этом сделала акцент на классический детский репертуар и эстетически ценную современную музыку.

Слайд 25

Использовала проектный метод. Реализованы 3 детско-взрослых мини-проекта: «Симфония чувств или что такое эмоции», «Музыкальные инструменты из подручного материала» и «Звуки вокруг нас».

      Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью моей работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения.

Логическим продолжением музыкальной образовательной деятельности являются занятия в кружках «Ритмическая мозаика»

  • и «Весёлые нотки», которыми я руковожу.

Провожу дополнительную платную услугу по организации Дней рождения детей.

Слайд 26

Работа в проекте предполагала сотрудничество с учреждениями города Разнообразные экскурсии, выступления на городских мероприятиях, творческие дела, спектакли и концерты творческих профессиональных коллективов - всё это было направлено на реализацию цели и задач проекта. Большую роль в эмоциональном развитии детей сыграло сотрудничество с городской школой искусств.

Эффективным условием развития эмоционально-чувственной сферы дошкольников средствами музыки выступает взаимодействие с педагогами

  • и установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями, которое влияет и на эмоциональное благополучие детей.  Самое главное, чтобы окружающие ребенка взрослые, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы.

Слайд 27

III итогово-диагностический этап позволяет проверить достижения воспитанников по изученной проблеме.

Для проверки результативности и эффективности проводимой работы были  использованы  различные методические приемы:

наблюдение;    анкетирование;    опрос; проведение мониторинга по эмоциональному развитию

Слайд 28

Сравнительный анализ диагностического исследования показал, что значительно повысились показатели уровня эмоционального благополучия.

Повторное проведение мониторинга показало положительную динамику  по снижению уровня тревожности детей

В результате реализации проекта психоэмоциональный фон в экспериментальной группе улучшился как у девочек, так и  мальчиков.

В контрольной группе, где не проводилась данная работа, снижения психоэмоционального напряжения не произошло.

Слайд 29                                  (Результативность)

При создании благоприятных условий, использовании эффективных игровых методических приемов, задействовании всех органов чувств ребенка  музыкальное искусство положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Предложенная работа  по  формированию эмоциональной сферы старших дошкольников  с использованием различных видов музыкальной деятельности можно считать эргономичной, так как она эффективна, создаёт ситуацию успеха.

Активное  участие  детей в конкурсах разных уровней является важным доказательством успешности проекта.

Деятельность по проекту представляется мне успешной, так как цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.   Считаю, что мой проект востребован.

Слайд 30

В ходе реализации  проекта систематизирован теоретический и практический материал, создан банк метод. материалов «Мелодия здоровья», муз-дид. игр, циклов занятий «Рисование музыки», «Звук -волшебник», сценариев праздников. Обобщен и презентован практический опыт работы по данной теме  на заседании  педагогического совета.

  Материал проекта получил положительные отзывы коллег и родителей.

Опыт работы по данному проекту представлен  в сети Интернет, публикациях в СМИ, в выступлениях на родительских собраниях, городских методических объединениях, на заседаниях городского клуба «Горизонт».

Провела мастер-классы и семинар для педагогов города по теме проекта.

Слайд 31

В ходе выполнения проекта мною использовались ресурсы, представленные на слайде.



Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка» филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области

ЭССЕ на тему:

«Моя педагогическая философия».

C:\Users\Пользователь\Desktop\ГОТОВО\CC8753AD-B197-49E7-AF90-DFA790A22253.jpg

Автор:

Верёвкина Галина Валерьевна

Музыкальный руководитель

Котовск 2017

Уважайте... чистое, ясное, непорочное святое детство!

    Своё рассуждение о педагогической философии я хочу начать со слов академика Д.С. Лихачёва «В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».  

     Вечер, пустой музыкальный зал, сейчас я выключу  свет, и ещё один рабочий день закончится. Как прошёл мой день? Да как обычно, в «ускоренном режиме», сейчас же новогодние праздники расслабляться некогда. С самого утра репетиции, подготовка костюмов, корректировка сценариев, после обеда есть немного времени для оформления документации и опять вечерние репетиции, консультация воспитателей, родителей. В общем, весь день в ритме зажигательного танца. Музыкальный руководитель это вечный двигатель, ну конечно второй после ребёнка.  Я сейчас улыбаюсь, вспомнилось, как я говорила маме: «Мам, я сегодня устроилась в детский сад по своей специальности музыкальным руководителем. Ну что там сложного, работа лёгкая, музыкальные занятия идут недолго, после обеда я уже буду свободна».  Представляете,  так я думала, имея за плечами диплом Тамбовского педагогического колледжа, то есть, зная суть работы. Мне посчастливилось учиться у самых мудрых и талантливых педагогов.  А самое главное, у настоящих педагогов, для которых работа с нами была не профессией, а жизнью.  У каждого из них за спиной были крылья. Крылья любви к своему делу, к искусству, к ученикам, к педагогике. Это был прочный фундамент, на котором впоследствии я камешек за камешком выстраивала свою профессиональную деятельность, свой волшебный мир  искусства. И хотя, методическую работу я знала, но оказалась совсем не готова к реальности.  Музыкальный руководитель 21 века это универсальный мастер, с достоинством заявляющий о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей! Да потехи, конечно же, час! Но я глубоко убеждена, что музыка в детском саду это не только средство заполнения досуга.

   «…Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…» я полностью согласна с этим высказыванием  В.А.Сухомлинского. А вот  другое, не менее выдающееся высказывание А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, педагоги и родители  должны помнить, что они воспитывают  будущую историю нашей страны».  Поэтому на своих занятиях я хочу научить детей думать, рассуждать, сочувствовать, переживать и радоваться, что называется увидеть музыку, провести её через своё сердце.

     Последние несколько лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования: «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка». Экспериментальные  исследования  по  выявлению  психоэмоционального  статуса  и  влияния на него аудиального сенсорного притока в виде музыки легли в основу моей выпускной дипломной работы в университете. Это помогло мне создать систему музыкально-оздоровительной деятельности в нашем детском саду. Эмоциональное благополучие дошкольников является составляющей главной и первой задачи ФГОС – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.      

     Основными направлениями в содержании моей педагогической деятельности являются:

  • Ориентир на классические ценности.
  • Создание ситуации успеха.
  • Активизация самостоятельной творческой деятельности.
  • Создание условий, которые влияют на эмоциональную атмосферу.
  • Взаимодействие с педагогами.
  • Сотрудничество с родителями.

    Моя  педагогическая философия может быть сформулирована словами

А.С. Макаренко: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно". Это и есть мое счастье, как музыкального руководителя. Да, я сегодня за целый день устала, но возвращаюсь домой удовлетворённой так как,  это и есть моё маленькое служение. Я не могу заглянуть в завтра, не знаю, какая судьба уготована моим  воспитанникам, но я уверена, что средствами музыкального искусства я могу воспитать их счастливыми и полноценными гражданами нашей страны. Помните слова из известной песни: «Куда уходит детство? В какие города?» Я знаю точно, откуда детство никогда не уйдёт - из детского садика, но для этого мы взрослые должны оберегать его и уважать!

     Выключаю свет. До завтра моя любимая работа,  до завтра мой волшебный удивительный мир детства!