«Школа толерантности – школа дружбы»

Солодухина Татьяна Константиновна

 

Современная Бурятия – многонациональная территория с толерантным, многонациональным и поликультурным населением. Всего в республике в мире и согласии проживают представители более 100 национальностей. Мы с вами стали одним из российских символов не просто терпимости, но и взаимопонимания, дружбы и согласия. Это наш бесценный опыт. Мы его заслужили упорным трудом, взвешенностью поведения, реализмом в политике и искренностью в личных отношениях. Все начинания органов государственной власти республики поддерживаются нашим многонациональным народом. Мы можем гордиться динамично развивающейся историей нашей республики. Все, что происходит у вас на глазах, вызывает чувство гордости. Главное заключается в созидательном духе, которым охвачена республика и в то же время наш потенциал далеко не исчерпан.

В. Наговицын

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солодухина Татьяна Константиновна,

учитель МОУ « Тарбагатайская СОШ»

Бурятия – территория толерантности

Обоснование:

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Принятие другого таким, какой он есть

Уважение прав других

Сотрудничество, дух партнерства

Милосердие,

Уважение человеческого достоинства

Цели мероприятия:

-  формирование межэтнической толерантности у учащихся (yбеждение в необходимости мирного диалога в межнациональных отношениях, уважение национальной культуры своего и других народов);

-    развитие социальной и гражданской компетентности  восьмиклассников в области гармоничного сосуществования человеческого общества

Задачи мероприятия:

ознакомить учащихся с многонациональным составом Республики Бурятия

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, признания и принятия толерантности

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;

Этапы занятия:

  1. Подготовительный – подбор материалов для создания презентаций, сценария классного часа , работа над проектами, создание презентаций и оформление кабинета. 3 ученика и классный руководитель задействованы в подготовке и  проведении мероприятия;
  2. само мероприятие

Средства:

компьютер, мультимедиа проектор, экран,

Дидактические материалы

презентации

 вырезки из журналов с портретами  людей разных национальностей, географическая карта Бурятии;

плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе.

Ход мероприятия:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  • Презентация проектов
  • Фотоотчет о Межрегиональном фестивале культур

      3.Заключение

1.Вступление

Учитель:

За Байкалом страна в три солнца,

Расстелилась и тут и там,

 Где улусов ее оконца,

Ярко светятся по утрам.

Солнца блик в Селенге играет,

Нет на свете тебя родней,

По земле я родной шагаю,

 Что зовется - Бурятией!

                                                      А. Днепровский-Безбашенный

Здравствуйте, ребята. Все мы с вами живем в республике Бурятия единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают Бурятию своей Родиной. Бурятия вот уже 350 лет является составной частью России. 350 лет назад на этой прекрасной Бурятской земле появились первые русские казаки-первопроходцы, выполнявшие волю царского правительства. Здесь 350 лет назад ими были построены остроги, давшие начало русским селениям и городам.

Так  как, Сибирь является самым спокойным и перспективным регионом, поток мигрантов направлен именно сюда. Вопрос о том, как  сосуществовать представителям разных национальностей и религий, в последнее время становится все более актуальным. В данный момент в Бурятии проживают представители более 180 национальностей. Но, несмотря на это, все мы живем в мире и согласии. Поэтому наш разговор я назвала «Бурятия – территория толерантности.»

Вспомним обозначение этого слова:

Толерантность - слово из активного словаря каждого образованного человека. Происходит оно от лат. слова «tolerantia», что означало «терпение».

На китайском языке слово «толерантность» означает: позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском оно определяется как прощение, снисходительность, расположенность к другим.

Во французском языке - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов.

В русском языке существуют два слова: «толерантность» и «терпимость» в одинаковом значении. Толерантность (терпимость) -'способность, умение терпеть, выносить что-нибудь чужое, мириться с чужим, соглашаться с существованием чего-то или кого-то, уважать право другого, право быть «иным».        

В нашей школе  458 учеников. Это русские, буряты, армяне, татары, азербайджанцы. И все дети хотят жить в мире, дружбе, понимании. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

2.Ну а теперь настало время познакомиться с результатами вашей работы над проектами. Нам предстоит расширить свои знания о людях, составляющих численное большинство нашей республики. Я надеюсь, что мы узнаем, как они мирно сосуществуют на одной территории под названием Бурятия.

(Защита проектов, представление презентаций об истории, культуре русского, бурятского, эвенкийского народов, выполненных группами заранее по плану

  1. районы проживания, количественный состав
  2. национальное жилище
  3. костюм
  4. музыкальный номер)

Пример:

Ученик:

Нынче в чуме моем и тепло и светло, Светят звезды, как сестры родные. Над эвенками доброе солнце взошло, Растопило пути кочевые. В чум свой гостя введу, как в языческий храм, Называемый просто - планета. Все народы зову к эвенкийским кострам Со всего необъятного света.

(Выходит девочка в национальном эвенкийском костюме)

Ученица:

В чумах жили старожилы - Северяне, Зверя били северяне, бедно жили, Возле рек глухих и хмурых жили старожилы,

И на первой зимней буре

песни положили.

(Звучит песня "Одера")

Учитель: Эвенки относятся к числу малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их самоназвание - эвенки («люди»).

Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Иркутская, Читинская, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области.

В Бурятии эвенки проживают в северных лесных и горных территориях - Северобайкальском, Баунтовском, Курумканском, Бар-гузинском, Муйском районах, (демонстрация фотографий)

У эвенков основным занятием, самым древним и самым любимым занятием была и до сих пор является охота. Эвенки, живя в суровых условиях Сибири, издревле придерживались принципа «один за всех и все за одного».

К домашним занятиям эвенков относились кузнечное дело, обработка кости, шкур, изготовление домашней утвари из дерева и бересты. У некоторых групп эвенков эти занятия носили характер ремесла: изготовление лодок-берестянок, лыж, нарт, седел, пошивка одежды, обуви, сум, ковриков и других изделий из оленьих шкур.

Ученик:

Жилище эвенков - переносной конический чум с каркасом из 40 шестов, летом крытый берестой, зимой - ровдугой (оленьей шкурой). В центре - очаг, над ним жердь для котла. Места напротив входа предназначались для гостей, справа и слева от входа - для хозяйки, дальше для остальных. Известен также корьевой чум крытый летом дерном, зимой - еще и снегом, (демонстрация фотографий)

Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры эвенков оказал русский и бурятский народы.

Русские принесли в эвенкийский край совершенно новое и необычное для таежной жизни занятие - земледелие. По примеру русских эвенки начали строить деревянные избы, сараи, амбары; заимствовали предметы хозяйственного и домашнего обихода: столы, стулья, посуду; стали носить русскую одежду.

Эвенки - прекрасные умельцы. Многие их изделия представляют подлинные художественные произведения народного прикладного искусства и получили всеобщее признание.

 Фотоотчет об участии группы учащихся в Межрегиональном фестивале национальных культур «В кругу друзей», который проходил  в Бурятском  Национальном лицее №1 в апреле 2010 года.

3.Заключение

Ученица

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним

Давайте-ка мы все на век объединимся,

 Давайте наши души вместе сохраним.

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

                                                                                  Н.Старшинов.

Учитель: Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир и спокойствие людей. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Бурятия всегда будут территорией толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Использованная литература

  1. Толерантность. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Толерантность А.Б. Орлов, А.З.Шапиро. Энциклопедия
  3. «Кругосвет»
  4. Сайт «Толерантность: декларация принципов
  5. Толерантность Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с. ISBN 5-250-01874-2



Предварительный просмотр:

"Как воспитать толерантного человека?"

Родительское собрание

Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.
Вольтер

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Задачу учреждения образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности.

16 ноября - Международный день толерантности.

Толерантность – понятие достаточно новое:
это
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова
- это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению».
Словарь В.И.Даля

- это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
Словарь С.И.Ожегова
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязанные другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому и солидарности.

Психологи считают, что воспитание должно начинаться с момента зачатия. Практически это невозможно, поскольку природа распорядилась так, что значительное время родители не знают, будет у них сын или дочка. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь.

В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье.

Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Мы провели анкетирование.
- Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?
- Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?
- Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?
- Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей.
- Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?
- Ты конфликтный человек?

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

Наше собрание близится к концу. Хочется процитировать слова Х. Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!» Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

Решение родительского собрания
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса.