Для родителей

Батурина Ольга Алексеевна

Информация для родителей: памятки, упражнения, орфографический режим

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как мотивировать школьников в начале учебного года.

Советы психолога.
В системе образования постоянно происходят какие-то изменения. И, видимо, не только педагоги должны научиться по-новому выстраивать отношения с учениками, но и родители. Психолог Михаил  Лабковский разъяснил родителям, как мотивировать школьников в начале учебного года.

В первый класс дети, как правило, еще хотят идти. Однако позже интерес пропадает, и многим в школу уже не хочется. Чтобы мотивировать детей перед началом учебного года, психолог советует не нагружать их знаниями во время каникул. «Многие тревожные родители пытаются нагрузить детей еще летом. И когда подходит 1 сентября, ребенок начинает думать, что это будет продолжаться всю жизнь, и уже не хочет заниматься», – пояснил он. Поэтому летом лучше дать ребенку отдохнуть.

Многие родители предпочитают делать уроки вместе со своими чадами. Но школа, по мнению психолога, должна дать ребенку не столько знания, сколько умение делать что-то самостоятельно, отвечать за себя. Это не касается случаев, когда ребенок что-то не понимает и просит помощи: в таком случае ему обязательно нужно помочь, будь то первоклассник или старшеклассник. Если ребенок пытается скрыть плохую оценку, на это тоже могут быть свои причины. «Почему ребенок боится огорчить родителей? Первое: он их боится – есть ведь агрессивные родители, которые детей наказывают. А вторая категория – это слишком нервные родители. Если ребенок боится их огорчить, потому что им станет плохо — это ненормальная ситуация», – отмечает эксперт. 


Важно организовать и свободное время ребенка. По словам психолога, если ребенок не проявляет активность, не желает гулять во дворе, а предпочитает компьютерные игры, у него, как минимум, коммуникативные проблемы. Время, которое ученик начальной школы проводит за компьютером, следует ограничить 40 минутами в день, советует Лабковский. 

Однако, с контролем тоже не стоит усердствовать: любой контроль – это проявление недоверия к ребенку, отмечает эксперт. И если в случае с малолетними детьми это оправдано, то в случае с ребенком старшего возраста контроль является признаком тревожности самих родителей. Но это не говорит о том, что не



Предварительный просмотр:

Как приучить ребенка к чтению

  Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги, простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

 В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник «День знаний»,  8 сентября в ряде стран проводится Международный день грамотности. Этот день был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10-15 лет.

 Понятие грамотности в последние десятилетия изменилось и воспринимается более широко, совершенно иначе: это не только умение читать, писать и считать, владеть основами работы на компьютере  и уметь работать с информацией, но и многое другое.

 Сегодня в основе грамотности, как ее фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому, нам взрослым, просто необходимо поддерживать чтение наших детей.

 В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Мы, взрослые рассуждаем: «Заменит ли компьютер книгу?» Дети совсем перестали читать»- эти и другие высказывания стали волновать учителей и родителей.

                                     Однако так ли это?

 В начале ХХ1 века, наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако,  безусловно, они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

  Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированы на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.

  Раньше высокий статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения

 Сейчас - детям совершенно безразлично читает его товарищ или нет

             Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше

Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать, что у наших детей времени больше.

           Взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие, какие мы были раньше.

Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима. Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей - это забота о будущем России, сегодня это понимают на государственном уровне.

 Настоящая книга существует для  того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Нет, дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые, которые показали ребенку дорогу к большому книжному богатству, во- первых - это родители, во- вторых - учитель, в третьих - библиотекарь.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители сами не расставались с книгой, газетой или журналом.

Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам.

Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги.

Попробую вам определить те правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить своего ребенка к чтению.

  1. Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и  15 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше.
  2.  Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
  3. Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему  шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
  4. Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю.
  5. Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга - лучший подарок»- эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.
  6. Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
  7. Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
  8. Выпишите какой - нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.
  9. Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
  10. Отведите сами ребенка первый раз в библиотеку, пусть эти походы, вместе с вами,  будут регулярными. Не ленитесь, библиотека работает и в выходные дни. Ваш ребенок потом привыкнет и будет ходить туда самостоятельно.
  11. Купите настольную игру, предполагающую чтение.
  12. После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить совпадает ли сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях,  предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
  13. Предложите ребенку газету с простыми детскими кроссвордами и дайте понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.
  14. Читайте вместе вслух друг другу смешные истории, короткие рассказы, сказки пусть только по субботам или воскресеньям, но регулярно дети будут этого ждать и для следующего раза будут искать уже сами искать в библиотеке интересную книгу.
  15. Всегда спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если его мнение расходится с вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш.
  16. Не форсируйте события, темпы обучения чтению зависят от многих факторов: здоровья, утомляемости ребенка, уровня любознательности, эмоциональности и т.д. Сегодня вы решите, что ваш ребенок должен полюбить книгу, завтра он ее не полюбит, не ждите. От вас также требуется терпение.
  17. Уважительно относитесь к книге и к ней будут уважительно относиться ваши дети, подайте им пример, сами читайте.

Несколько «НЕ» для родителей,

которые хотят приучить своего ребенка к чтению

·Не спешить;

·Не торопить;

·Не подгонять ребенка;

· Не работать «на время», т.е. на большую продолжительность чтения, или «на скорость» любовь к чтению и техника чтения разные вещи

· Не стремиться достичь своего любой ценой.

· Не наказывайте ребенка чтением, запрещая ему выполнять любимое  дело.

Не стоит бросаться в крайности. Ребенок должен быть ребенком и в его памяти должны остаться не только книги и развивающие занятия, но и походы на природу, в театр, в цирк, семейные праздники, общение с друзьями. Не стоит забывать и о том, что в городе есть не только книжные магазины, но и библиотеки, где очень разнообразная тематика книг, где маленькие читатели занимаются и выбирают книги отдельно от подростков. Великолепный читальный зал.

Важно, чтобы подрастающий человек с нашей помощью- родителей, учителей и мудрой книге- научился от плохого, понимать истинные и ложные ценности жизни.

Привлекать ребенка к чтению нужно как можно в более раннем возрасте, действовать по принципу «не навреди», т.е не заставлять и не мешать общению с книгой, но поощрять  интерес к чтению и самим быть примером для маленького читателя.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся

Уважаемые родители!

Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребенка. Для того, чтобы Ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
  • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
  • Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие внимания учащихся

Упражнение 1

Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

Упражнение 2

Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

  1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
  2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
  3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
  4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

Упражнение 3

Корректурная проба.

Ребенку можно предложить выполнить следующую работу:

В таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПЦАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТВХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТЪЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСННВМЗЮ

НУЮХКЧАККЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

ПКФЖГЕРБЗТВЧОГДТХАФПРДСЧК

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ

Упражнение 4

В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

 

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

 

Упражнение 5

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7

Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСККРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8

Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

Упражнение 9

Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах:

3+12=15       15-8=17         16+4=22

3+3=10         16+8=23        13-4=9

16-9=7          16+9=28        13-2=11

12-6=6          15+9=25        15-4=11

15-2=13        19+5=24        12-4=16

15+5=10       14-9=5           12-9=3

Упражнение 10

Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение 11

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?