План-конспект

Серебрякова Галина Владимировна

План-конспект урока русского языка в 4а классе

по теме «Правописание глаголов»

 

Составитель: Серебрякова Г.В.

 

Тема: «Правописание глаголов».

Цель: Отработать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Провести комплексный орфографический тренинг.

 

Задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать представления учащихся о глаголе как части речи.
  2. Развивать память, речь, мышление, воображение детей.

Организационный момент. – Над какой большой темой мы работаем? Сегодня на уроке мы дополним ваши знания о глаголе.  Но в начале нашего урока мы напишем словарный диктант: командир, комета, конверт, корабль, коридор, читать, район, пейзаж, решать, сверкать, свитер, желать.Найдите глаголы, определите спряжение глаголов.

Самопроверка – Проверьте. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. – Прочтите название темы урока. Тема: «Правописание глаголов».

  1. Давайте вспомним, какие орфограммы, связанные с написанием глаголов. Правописание –тся, -ться.  Настоящее и будущее время в форме 3 лица, ед.ч.-тся. Неопределённая форма (что делать, что сделать?) – ться.
  2. Правописание частицы -не с глаголами.
  3. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Привести примеры.

 

А теперь закончите предложения: Глагол – это….. Глаголы обозначают…….. Глаголы отвечают на вопросы………. Что называют глаголы (действие предмета или состояние). Как изменяются глаголы? (по числам, по временам, по родам, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения.Употребляются ли глаголы с предлогами? Как пишется частица –не с глаголами (частица –не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без неё не употребляются: ненавидеть, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.).

Повторение знаний о спряжении глаголов. Что такое спряжение?  (Это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний). Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.

 

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?  (глаголы на –ить, кроме брить, стелить), 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать), 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

 

Какие глаголы относятся к 1 спряжению?  (все остальные на –ать,  –еть,  –оть, -уть,

-ыть, -ять, -ти.

 

Глаголы с какими личными окончаниями относятся к 1 спряжению?  (-у, -ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

 

Ко 2 спряжению? (-у, (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (ят).

В русском языке есть 2 глагола разноспрягаемых – хотеть и бежать. Эти слова имеют личные окончания 1-го и 2-го спряжения: хочу, хотим, бегу, бежим, хочешь, хотите, бежишь, бежите, хочет, хотят, бежит, бегут.

Глаголы исключения: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а ещё смотреть, терпеть.

ФИЗМИНУТКА: Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. В стороны руки – плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад.

 

Какие действия мы выполняли?  Как называются эти слова в грамматике?

 

Задание: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать – шипит, ползает, извивается, растёт, цветёт, пахнет, облизывается, мурлычет, мяукает, идут, тикают, бьют.

 

Самостоятельная работа. Из данных слов выбери глаголы и подчеркни: белый, белизна, побелка, белить, молодёжь, молодость, молодой, краска, красить, красный.

 

Данные глаголы запиши в неопределённой форме: пишет - _______________, кормит - ____________, решаешь - ______________, течёт - ______________,  бережёт - __________, пересекли - ________________.

 

Проспрягай глагол кричать. Единственное число, множественное число 1-е лицо ____________  _______________  2-е лицо _______________  _______________ 3-е лицо ___________  _________________.

 

Образуй от данных существительных глаголы трёх времён: настоящее время, прошедшее время, будущее время. Рассказ - ______________  ______________  __________ . Говор - _________________  ________________  ________________.

 

Определи спряжение данных глаголов :знают, плывут, звенят, сверкают, копает, желает, строит, любят, держат, беседуют, щебечет, стригли.

 

Рефлексия. Что же такое глагол?  Что обозначают глаголы?  На какие вопросы отвечают?