Литературный кружок "Лирика"

Кужугет Ольга Болат-ооловна

1.Доклад "Роль выразительного чтения при изучении русского языка и литературы" ( из опыта работы)

2.Успехи литературного кружка "Лирика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vyrazitelnoe_chtenie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кызыл-Дагская СОШ имени Хертек Анчимаа-Тока

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун

                                    Республики Тыва»

                        Доклад

«Роль выразительного чтения в преподавании русского языка и литературы»

               (из опыта работы)

                                                                    Кужугет Ольга Болат-ооловна,

 учитель русского языка и литературы                                              высшей категории

                             Кызыл-Даг,2017

                                    Введение

        Уроки русского языка и русской литературы занимают особое место в воспитании подрастающего поколения. Через них дети знакомятся с богатым историческим, культурным наследием России. Литературные произведения   пишутся для воспитания, поэтому у  учителей русского языка и литературы  ответственность за воспитание подрастающего поколения  удваивается, потому что мы на своих уроках учим детей к человеческим ценностям, духовности, нравственности. Поэтому в процессе обучения  роль художественных произведений чрезвычайно велика, т.к. детям  школьного возраста более понятен образный, грамотный язык литературы, а, именно, выразительное чтение.

          Выразительное чтение является одним из  действенных путей усвоения литературы. Оно занимает особое место среди других видов чтения :правильного чтения , быстрого, сознательного и т.д.. Как заметила учёный-методист Т.Ф.Завадская,  выразительное чтение является искусством художественного слова в школьных условиях. Овладение искусством выразительного чтения или выразительного изложения мысли - не очень простое дело. Оно связано с понятиями, которые относятся к теории литературы (поэзия, проза, размер, метафора, иносказание, описание, сравнение, гипербола и т.д.); языкознания (пробел, пауза, знаки препинания, тон, ударение, логическое ударение и т.д.); психологии и искусству слова.

        Таким образом, выбранная нами тема доклада «Роль выразительного чтения в преподавании русского языка и литературы»  актуальна и весьма своевременна.

      Объектом  является процесс обучения  выразительному чтению на уроках русского языка и литературы.

      Предметом работы является учебный процесс по обучению выразительному чтению и работа литературного кружка «Лирика» МБОУ Кызыл-Дагская СОШ.

       Цель работы заключается в  обосновании методических основ, повышающих эффективность обучения выразительному чтению, а в целом, в повышении уровня грамотности учащихся       Для решения поставленной цели использованы следующие методы :

  1. обобщение передового опыта учителей;
  2. наблюдения над самостоятельным чтением и творческой работой учащихся на уроках русского языка и литературы;
  3. анализ результатов творческой деятельности учащихся литературного кружка «Лирика».

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы на практике учителями русского языка и литературы.

1.Выразительное чтение и его роль в преподавании русского языка и литературы.

           На уроках русского языка и литературы особое место занимают манера чтения и рассказ учителя. Выразительное чтение как художественное чтение исполнительского искусства имеет две грани: понять смысл, сущность читаемого произведения и «проникновение исполнителя в слушателя».

В современных методических руководствах учащиеся не делятся на способных и неспособных, однако на практике наблюдается такое разделение, потому что в действительности среди школьников встречаются и способные, и неспособные.  Способности проявляются не только в деятельности, но и что более важно оно претворяется в самой деятельности. Поэтому мы должны учить выразительному чтению всех учащихся, чтобы развивать соответствующие способности.

Для выразительного чтения в школе чрезвычайно важно восприятие текста, полученное при первом знакомстве с произведением, так как при этом решается вопрос: нравится или не нравится произведение. В целях правильного понимания оценки художественного произведения и правильного его прочтения мы, учителя, часто используем три этапа работы:

1. Выразительное чтение учителя.

2.Предварительный        анализ произведения,(выразительное чтение перевода на родной язык, если это стихотворение).

 3. Выразительное чтение учащихся.

Анализ изучаемого произведения можно провести следующим образом:

-подготовка учащихся к анализу и пониманию произведения.

-непосредственно эмоциональное чтение учителя. Если учитель читает текст выразительно, то ученики слушают такое чтение с интересом.

-восприятие, понимание, повторное чтение или разбор частей произведения.

На этой ступени изучения произведения очень полезен и продуктивен ролевой анализ произведения. Ролевой анализ отличается своей целенаправленностью, он помогает учащимся войти в произведение. Обязательной частью ролевого разбора является определение творческих задач исполнителей. Это предполагает ясное понимание того, что и для чего исполнитель читал это произведение  и что хочет он довести  до слушателей. Ролевой анализ имеет много общего со школьным анализом и частично соответствует ему и является проявлением особого приема при анализе  художественного произведения, потому что имеет связь с искусством чтения. С первого момента ролевого анализа школьник чувствует себя участником или непосредственным наблюдателем событий, описанных в произведении и при этом имеет в виду, что в будущем он должен эти свои впечатления, мысли и чувства передать слушателям, т.е. своим товарищам, одноклассникам и т.д.

          Урок, если учитель заранее хорошо подготовился, проходит без остановок, пауз, весь процесс , в котором участвуют и учитель, и учащиеся.

       После образцового чтения учителя и работы с трудными и малознакомыми словами, первых и общих разъяснений ученики читают текст про себя (молча). Этот этап подготавливает их к быстрому, громкому, смысловому и выразительному чтению. Затем текст громко читают по частям сначала лучшие ученики, затем – середнячки и в последнюю очередь слабые учащиеся. Каждый прочитавший должен объяснить и проанализировать свой отрывок текста. Трудные, мало встречающиеся в повседневной жизни слова можно объяснить несколько раз. Это второй шаг к пониманию смысла прочитанного. Важно также дать короткое классное задание составить предложения со словами, привлекшими внимание своей малоупотребляемостью или трудными для понимания школьников младших классов, и сравнить их с предложениями текста. При таком ведении урока достигается целостность цели и дидактических задач развития речи и грамотности, на которые делается упор в концепции национальной школы. На наш взгляд, при таком подходе к процессу классного чтения, функции чтения при совокупности с языковым, словарным, смысловым и литературным анализом оказываются более действенными, повышается их эмоциональное воздействие на ум ребенка, что является основной задачей любого обучения.

       При соблюдении техники чтения, обращение внимания на особенности художественного произведения необходимо придерживаться нижеследующих правил:

1. Необходимо учитывать жанр произведения и с учетом этого выбирать приём чтения.

2. Уделять внимание средствам образности в художественных произведениях.

3. Полнее использовать воспитательные возможности художественных произведений.

       С давних времен ученые обращали внимание на обучение у учащихся таланта выразительного чтения. Например, В.П.Острогорский предлагал, обязательное воспитание у учащихся эстетического вкуса, чувства доброты и живого воображения через выразительное чтение.

     А мастер В.К.Сережников был продолжателем искусства декламации, но в новой форме – хоровой, групповой декламации. Успех Сережникова обеспечило то, что он групповую декламацию связал с музыкой.

     Этот опыт разнообразного художественного чтения оказал воздействие на преподавание выразительного чтения в школе. Передовые учителя присутствовали на выступлениях  Сережникова, изучали его манеру чтения, опыт и использовали  в своей педагогической деятельности.

    В советское время «школам предлагалось создать единый фронт в борьбе за культуру речи при ведущей роли словесника и поддержке учителей других предметов… Речь учителя должна стать образцом для учащихся».

Одним из известных учёных-педагогов в эти годы был методист по литературе В.В.Голубков. В своей книге «Методика преподавания литературы», много раз переизданной, он уделяет пристальное внимание выразительному чтению.

2.Место, приёмы и средства выразительного чтения во внеклассном обучении.

    Общество не может быть безразличным к подрастающему поколению, к его образованности, духовности, нравственности и т.д. Основы этого закладываются, в семье, затем в детских учреждениях и  в школе. Поэтому в каждой школе создаются различные кружки, секции, занятия внеурочной деятельности. Особое место среди этих работ занимают и кружки литературно-художественного направления, с помощью чего учитель-словесник достигает  успехи при обучении учащихся выразительному чтению. В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить

       Таким кружком является и  наш литературный кружок «Лирика», руководителем которого  являюсь я вот уже 24 год.

        Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих        способностей         детей. Со дня создания  сейчас обучаются в кружке уже четвертое поколение.
          Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет и  поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает.  И чтобы вышел из школы читатель, который  непременно постарается понять и  разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. «Лирика» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.  

          Приобретая практические навыки (выразительно читая стихи,сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Лирика» ориентированы на учащихся 1-11 классов в количестве 15-20 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год. Работа литературного кружка «Лирика» имеет три направления: выразительное чтение (декламация), детская журналистика и сочинение стихов.

         На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных, кожуунных, региональных конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на  конкурсы.

      Цель литературного кружка «Лирика», как в целом и литературного образования, состоит в становлении  духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

 Мы можем отметить, что учащиеся кружка «Лирика»  многократные призеры республиканских конкурсов выразительного чтения: победители номинации «За выразительное чтение» детского фестиваля -смотра художественной самодеятельности «Салют Победы!», победители конкурса чтецов к 90-летию народного писателя Тувы Монгуша Кенин-Лопсана, призеры конкурсов «Добрая зима», «Нас память сюда позвала!» и т.д.

        Опыт показывает, что учащиеся, когда исполняют ту или иную роль, чувствуют большую ответственность и стараются соблюдать технику выразительного чтения.

       В процессе деятельности членам кружка пришлось отбирать стихотворения собственного сочинения  для выпуска литературно-художественного сборника «Ооруг-хемим». Сейчас готовится к выпуску второй выпуск сборника кружка «Ооруг-хемим-2», куда вошли  работы учащихся не только на тувинском, но и на русском языке.

                В течение многих лет мы пришли к выводу, что работа литературного кружка должна быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предметам «Русский язык» и «Литература», расширяются и углубляются знания по предмету:

-лучше усваивается программный материал;

- совершенствуются навыки анализа текста ;

- расширяется лингвистический кругозор;

-воспитывается языковое чутьё;

- развиваются творческие способности ;

-повышается языковая культура;

-развивается чувство сопереживания, сорадости;
-развивается эмоциональная сфера ребенка как основа формирования        «культуры        чувств»

-
воспитывается        эстетический                вкус        и        т.д.

          Наши выводы из опыта своей работы сводятся к следующему:

1. Выразительное чтение связано с другими видами чтения и имеет большое значение для понимания смысла текста, произведения и духовного воспитания школьников.

2. Выразительное чтение, обладающее обучающим свойством, пробуждает у школьников  интерес к чтению.

3. Чтение, особенно выразительное, является основным элементом изучения и овладения родным языком.

4. Пути практического воплощения  выразительного чтения следующие:

а) чтение, подражая чтению учителя, как образцу;

б) образцовое чтение более сильных учащихся.

в) прослушивание записей литературно-художественных передач радио и телевидения, магнитофонных  и иных записей.

5. В овладении выразительным чтением большую роль играют два момента:

а) плодотворное использование методов, которыми пользуются вообще при чтении художественных текстов;

б) использование специальных средств художественного описания, т.е. художественных фигур и тропов (сравнение, иносказание, аллегория, метафора, аллюзия, гипербола и т.д.).

                               

Литература

1.Будуп Б.Б.Тыва сцена чугаазы ( Сценическая тувинская речь)-К., 1978;

2.Доронина Т.В. Анализ стихотворения.-М,»Экзамен»,2007;

3.Ооруг хемим.-К., 2010