Мониторинг

Определение рабочего и резервного расстояния.

Оценка уровня развития речевого слуха без ИСА.

Оценка уровня развития речевого слуха.

с  индивидуальными слуховыми аппаратами (с ИСА).

Оценка уровня внятности речи (аудиторская проверка)

 

 (методика Э.И.Леонгард).

Проверка произносительных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение рабочего и резервного расстояния

Определение рабочего и резервного расстояния проводится в начале учебного года. Для определения берутся слова с низкой и высокой частотными характеристиками.

Примерный список слов (Л.В.Неман)

Слова  с низкой частотной характеристикой

Слова  с низкой высокой характеристикой

Вова

Дом

Окно

Ухо

Море

Рыба

Волк
Дым

Город

Ум

Ворон

Мыло

Урок

Гром

Саша

Часы

Шишки

Чай

Спичка

Чижик

Шашка

Час

Зайчик

Сеть

Чашка

Птичка

Кисть

Щи

Расстояние на котором ученик правильно услышал 50% слов, является рабочим расстоянием.

Для определения резервного расстояния используются картинки с изображением следующих предметов: шапка, курица, нос, мяч, доска, чулки, карандаш, санки, корова. Сначала дети знакомяться со словами по картинкам прослушивают, каково их звучание. Затем проводится слухозрительная тренировка, а потом – различение слов на слух. При этом учитель отходит, увеличивая расстояние, называет картинку не показывая её. С расстояния, на котором ученик правильно услышал 50% названных картинок, называется резервным.

Опредилив рабочее и резервное расстояние без ИСА, определяются рабочее и резервное расстояниес ИСА по той же методике.

В дальнейшем определяется расстояние на котором ученик воспринимает шепотную речь. Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих школьников с высоким уровнем речевого развития и тугоухостью 1,2 степенью.



Предварительный просмотр:

Оценка уровня развития речевого слуха без ИСА

Формирования у учащихся представления о естественной речи окружающих людей, подготовке к ориентации в окружающей обстановке, т.е. там, где использование современных ИСА не всегда пригодно, особое значение приобретает работа без звукоусиливающей аппаратуры (в том числе без ИСА)

 С этой целью в начале и  конце учебного года  предлагается контрольный список слов для восприятия на слух без ИСА. Контрольная проверка проводится на каждое ухо в отдельности. Начинать данную проверку следует с лучше слышащего уха.

Контрольными словами  для определения уровня речевого слуха без ИСА служат слова,  предложенные  Л.В.Нейманом.(Приложение №1)

Контрольные слова произносятся учителем, ведущим  индивидуальные занятия, голосом разговорной громкости, в нормальном темпе речи. Каждое слово повторяется не более 2 раз. Ассистентом записываются в протоколы все ответы учащихся. Если слово воспринято правильно, то ставится +, если допущены ошибки, то в протоколе фиксируется воспроизведение звуков в той последовательности, как они произносились учеником.

Уровень развития речевого слуха без ИСА определяется в процентах. Такая проверка выявляет, может ли ученик воспроизводить слова без звукоусиливающей аппаратуры, а также оценить результат годовой слуховой тренировки.

Динамика развития слуховой функции оценивается при восприятии ими на «голое» ухо незнакомого по звучанию речевого материала.

Приложение№1

Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух без  ИСА

ученика (цы)_____________________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

расстояние

Правое ухо

Левое ухо

Правое ухо

Левое ухо

Нач. года

конец года

Нач. года

конец года

Нач.года

конец года

Нач.года

конец года

Предъявляемые слова

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

  1. август

  1. вторник

  1. голубь

  1. завтра

  1. жизнь

  1. круг

  1. июль

  1. курица

  1. лес

  1. лётчик

  1. юбка

  1. песок

  1. мука

  1. сентябрь

  1. шуба

  1. утюг

  1. туфли

  1. брюки

  1. чулки

  1. масло

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент



Предварительный просмотр:

Оценка уровня развития речевого слуха

с  индивидуальными слуховыми аппаратами (с ИСА)

Основным фактором, свидетельствующим о развитии речевого слуха, является способность глухого воспринимать на слух речевой материал, который не включался в слуховые упражнения. С этой целью в конце учебного года (слабослышащим учащимся в начале и конце учебного года)предлагается контрольный список слов для восприятия на слух с ИСА.

Контрольными словами  для определения уровня восприятия их на слух служат слова из списка слов для исследования слуха у детей, предложенных Л.В.Нейманом (для учащихся 1-3 классов); комплектом  слов, разработанных Э.И.Леонгард для определения внятности произношения (3-5 классы, иногда 6-8 классы), а также  слова из таблиц Н.Б.Покровского, разработанные для определения разборчивости речи в линиях связи (в 6-11 классах).

Контрольные слова произносятся учителем, ведущим  индивидуальные занятия, голосом разговорной громкости, в нормальном темпе речи. Каждое слово повторяется 2 раза. Ассистентом записываются в протоколы все ответы учащихся. Если слово воспринято правильно, то ставится +, если допущены ошибки, то в протоколе фиксируется воспроизведение звуков в той последовательности, как они произносились учеником.

Например: мама-+; парта- тата; барабан- патарам и т.д.

Следует отметить, что проверки проводятся на рабочем расстоянии.

Еще одним параметром, определяющим развитие речевого слуха учащихся, является рост величины расстояния, оптимального для восприятия речи на слух учеником.

Уровень восприятия слов на слух определяется в процентах: подсчитывается прежде всего количество правильно услышанных слов.

Правильные ответы:

  • Слово распознано: все звуки в слове распознаны и названы в правильной последовательности.
  • Слово воспринято близко к образцу: распознана его ритмическая структура и большая часть звуков. Например: юбка- сумка; летчик – мальчик.
  • Названо другое слово, в котором совпадают с образцом только ритмический рисунок и часть звуков. Например: масло- мама; се6стра- тетрадь; вторник- торн

Ошибочные ответы:

  • Слово не распознано: названо другое слово, резко отличающееся по звуковому составу. Например: парта- дом; чулки- собака.

Рост уровня восприятия на слух слов свидетельствует о динамике речевого слуха.

Самым главным является тот факт, что все учащиеся независимо от состояния тонального слуха и уровня речевого развития устной речи, при восприятии на слух контрольных слов способны какую-то часть слова воспринимать точно или близко к образцу. Это свидетельствует от качественном изменении слуховой функции глухого под влиянием целенаправленной слуховой  тренировки.Таким образом, правильно организованная работа по развитию слухового восприятия глухих учащихся способствует расширению сенсорной основы формирования их устной речи, созданию слухоречевой системы, что позволяет значительно интенсифицировать весь учебно-воспитательный процесс. Возможность активного привлечения развивающегося слуха при восприятии устной речи и ее воспроизведении становится базой для решения важных задач повышения уровня образования глухих школьников.


Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух с ИСА

ученика (цы)______________________________________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

расстояние

пр.у.   л.у.

класс

класс

класс

класс

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Контрольные слова

I пред

II пре

I пред

IIпред

I пред

IIпред

I пред

IIпред

I пред

IIпред

I пред

IIпред

I пред

IIпред

I пред

II пред

папа

нос

бабушка

карандаш

доска

корова

шапка

чашка

окно

уши

мяч

палка

булка

коза

школа

чулки

хлеб

капуста

санки

курица

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент

Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух с ИСА

ученика (цы)_____________________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

расстояние

л.у.

пр.у.

класс

класс

класс

класс

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Предъявляемые слова

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

Вова

стул

рубашка

сумка

глаза

голова

каша

нога

молоко

ручка

дым

лошадь

девочка

яблоко

зима

перо

шар

книга

сахар

кукла

Точно:

Рит.рисунок:

Учитель:

Ассистент

Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух с ИСА

ученика (цы)______________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

класс

класс

класс

класс

расстояние

        пр.у.

л.у.

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Предъявляемые слова

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

I пред

II пред

Мама

Дом

Стол

Дедушка

Парта

Собака

Рука

Барабан

Кошка

Шуба

Мальчик

Лампа

Часы

Сапоги

Муха

Заяц

Тетрадь

Суп

Чернила

Петух

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент

Протокол

проверки слуха речью с ИСА

ученика (цы)____________________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

класс

класс

класс

класс

расстояние

пр.у.

л.у.

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Предъявляемые слова

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

Ёрш

Лифт

Сон

Нос

Март

Путь

Рост

Бой

Дым

Двор

Клетка

Корень

Дворец

Петух

Донор

Люстра

Знамя

Касса

Люди

Ящик

Ива

Ландыш

Карман

Конверт

Заслон

Балет

Закат

Звонок

Жажда

Еда

Крыльцо

Лотос

Енот

Звезда

Трещина

Зарево

Хлебница

Чтение

Дерево

Ягода

Черника

Фанера

Аптека

Корова

Какао

Качели

Железо

Урожай

Разговор

Ученик

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент

Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух с ИСА

ученика (цы)__________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

класс

класс

класс

класс

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

расстояние

Пр.у.

Л.у.

Предъявляемые слова

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъя

Свет

Час

Холм

Щи

Порт

Шеф

Ткань

Блин

Вдох

Яйцо

Номер

Ужин

Слово

Ноготь

Небо

Сено

Рыба

Мама

Рыжик

Муха

Песня

Туча

Ведро

Усы

Метро

Лапта

Забор

Змея

Дыра

Плакат

Камыш

Перо

Изба

Лентяй

Лыжница

Селезень

Пение

Окорок

Птенчик

Занавес

Горошек

Редиска

Солонка

Телятник

Черешня

Аллея

Картина

Колесо

Человек

Конура

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент

Протокол

проверки восприятия контрольных слов на слух с ИСА

ученика (цы)__________________________________________________________

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

200  г

класс

класс

класс

класс

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

расстояние

Пр.у.

Л.у.

Предъявляемые слова

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъявление

I предъявление

II предъя

сын

мох

залп

борщ

план

пот

май

соль

банк

тень

масло

лампа

цапля

запах

аист

вилы

вафли

змей

ум

сорт

вечер

иней

бензин

борец

берет

весело

болтун

щётка

сетка

голос

шофер

дятел

семья

гранит

дедушка

ласточка

комната

чайка

няня

яма

лопата

расческа

подушка

монета

печенье

берлога

колодец

рука

словарь

февраль

Точно:

Ритмический рисунок:

Учитель:

Ассистент



Предварительный просмотр:

Оценка уровня внятности речи (аудиторская проверка)

 (методика Э.И.Леонгард)

Проверка внятности речи проходит 1 раз  в конце учебного года со всеми учащимися. Для проверки внятности речи приказом директора школы создается бригада аудиторов в составе 4 человек.

В роли аудиторов могут выступать люди, которые непосредственно не связаны с  учебно-воспитательным процессом в школе.

В качестве  проверочного материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов, составленных  Э.И. Леонгард.  (Списки прилагаются).

В обязанности аудиторов входит прослушивание и протоколирование речи учащихся.

Ученик читает слово, аудиторы записывают то, что услышали. После прочтения ребенком всех слов (в списке 50 слов)проверяются записи аудиторов и подсчитывается внятность речи каждого ученика в процентах.

Внятность речи ученика устанавливается следующим образом:

  • Подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором.
  • Подсчитывается общее (по 4 аудиторам) количество правильно понятых слов.
  • Вычисляется (в процентах)отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов.

При прослушивании соблюдается ряд требований: аудиторы не должны видеть лица говорящего, условия работы должны быть стабильными (тишина в помещении, определенное расстояние).

После проверки выявляется уровень внятности:

0-40%- невнятная речь.

41-75%- маловнятная речь.

76-100% - внятная речь.

СПИСКИ СЛОВ

  1. Сын
  2. Мох
  3. Залп
  4. Борщ
  5. План
  6. Пот
  7. Май
  8. Соль
  9. Банк
  10. Тень
  11. Масло
  12. Лампа
  13. Цапля
  14. Запах
  15. Аист
  16. Вилы
  17. Вафли
  18. Змей
  19. Ум
  20. Сорт
  21. Вечер
  22. Иней
  23. Бензин
  24. Борец
  25. Берет
  26. Весело
  27. Болтун
  28. Щетка
  29. Сетка
  30. Голос
  31. Шофер
  32. Дятел
  33. Семья
  34. Гранит
  35. Дедушка
  36. Ласточка
  37. Комната
  38. Чайка
  39. Няня
  40. Яма
  41. Лопата
  42. Расческа
  43. Подушка
  44. Монета
  45. Печенье
  46. Берлога
  47. Колодец
  48. Рука
  49. Словарь
  50. Февраль
  1. Ерш
  2. Лифт
  3. Сон
  4. Нос
  5. Март
  6. Путь
  7. Рост
  8. Бой
  9. Дым
  10. Двор
  11. Клетка
  12. Корень
  13. Дворец
  14. Петух
  15. Донор
  16. Люстра
  17. Знамя
  18. Касса
  19. Люди
  20. Ящик
  21. Ива
  22. Ландыш
  23. Карман
  24. Конверт
  25. Заслон
  26. Белет
  27. Закат
  28. Звонок
  29. Жажда
  30. Еда
  31. Крыльцо
  32. Лотос
  33. Енот
  34. Звезда
  35. Трещина
  36. Зарево
  37. Хлебница
  38. Чтение
  39. Дерево
  40. Ягода
  41. Черника
  42. Фанера
  43. Аптека
  44. Корова
  45. Какао
  46. Качели
  47. Железо
  48. Урожай
  49. Разговор
  50. Ученик
  1. Свет
  2. Час
  3. Холм
  4. Щи
  5. Порт
  6. Шеф
  7. Ткань
  8. Блин
  9. Вдох
  10. Яйцо
  11. Номер
  12. Ужин
  13. Слово
  14. Ноготь
  15. Небо
  16. Сено
  17. Рыба
  18. Рама
  19. Рыжик
  20. Муха
  21. Песня
  22. Туча
  23. Ведро
  24. Усы
  25. Метро
  26. Лапта
  27. Забор
  28. Змея
  29. Дыра
  30. Плакат
  31. Камыш
  32. Перо
  33. Изба
  34. Лентяй
  35. Лыжница
  36. Селезень
  37. Пение
  38. Окорок
  39. Птенчик
  40. Занавес
  41. Горошек
  42. Редиска
  43. Солонка
  44. Телятина
  45. Черешня
  46. Аллея
  47. Картина
  48. Колесо
  49. Человек
  50. Конура
  1. Дно
  2. Грамм
  3. Соль
  4. Банк
  5. Тень
  6. Плита
  7. Рецепт
  8. Часы
  9. Муфта
  10. Глаза
  11. Пух
  12. Горн
  13. Змей
  14. Ум
  15. Сорт
  16. Снегирь
  17. Ладонь
  18. Компот
  19. Музей
  20. Ходики
  21. Дождик
  22. Тряпка
  23. Щетка
  24. Сетка
  25. Голос
  26. Умница
  27. Тысяча
  28. Зренре
  29. Премия
  30. Хижина
  31. Кофта
  32. Мясо
  33. Чайка
  34. Няня
  35. Яма
  36. Ракета
  37. Болото
  38. Неряха
  39. Осина
  40. Фиалка
  41. Стая
  42. Почта
  43. Рука
  44. Словарь
  45. Февраль
  46. Обои
  47. Сметана
  48. Продавец
  49. Океан
  50. Генерал



Предварительный просмотр:

Проверка произносительных навыков

Основная цель проверки произношения - выяснение уровня сформированности произносительных навыков учащихся, а также выяснение какие звуки речи произносятся учеником дефектно и каков характер искажения, и исходя из этого подбираются дифференцированные приемы коррекционного воздействия.

Проверка проводится вначале и в конце учебного года. При этом используется специальный альбом, в котором для проверки произношения каждого звука подобраны картинки, слова, слоги, фразы. Звук при обследовании предъявляется в разных позициях: в прямом слоге, в обратном, между гласными, в сочетаниях с согласными звуками, в начале и конце слова. 

Проверка может проводиться как при чтении учеником предлагаемого материала, так и при назывании соответствующих картинок. Каждый из этих способов (чтение и называние картинок) имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, при чтении лучше воспроизводится звуковой состав, но часто страдает слитность произношения слов; при назывании картинок отмечается обратная картина.

Прежде чем приступать к проверке отдельных сторон произношения, необходимо получить общее впечатление от речи ученика. С этой целью ему предлагается посчитать от одного до десяти или двадцати, назвать дни недели, месяцы. Ученикам подготовительного класса, которые еще не усвоили эти ряды слов, можно предложить назвать одежду (платье, рубашка, фартук), или части тела (рука, голова, нога), или игрушки и т. д.

При этом следует обратить внимание на особенности голоса ребенка, на то, как он воспроизводит звуки и их сочетания, как произносит слова, насколько разборчива его речь.

Дело в том, что в ходе проверки ученик, как правило, мобилизуется, старается и некоторые дефекты оказываются замаскированными. А при самостоятельном высказывании они проявляются. Таким образом, данные проверки дополняются данными наблюдений, полученными как в начале этой проверки, так и в ходе фронтальных и индивидуальных занятий.

Специального материала для проверки состояния голоса подбирать не нужно. На его характер следует обратить внимание при проверке особенностей произношения гласных и некоторых согласных (м, н, в, р). Необходимо отметить, каковы сила и высота голоса, а также особенности тембра. При наличии отклонений надо выяснить, носят ли они постоянный или эпизодический характер. Если, например, у ребенка отмечен высокий голос (фальцет), следует установить, проявляется ли этот дефект при произнесении всех вокализованных звуков или только некоторых из них.

Качество воспроизведения звуков проверяется на материале слов, слогов и (в некоторых случаях) изолированных звуков.

При отборе проверочных слов учитывается ряд требований:

1.      Учащимся должно быть знакомо значение слов. Таким образом, может быть подобран наиболее типичный для данного периода обучения лексический материал.

2.      Отбирать следует существительные в именительном падеже (отступления возможны в исключительных случаях).

Проверяемый гласный звук должен находиться в ударной позиции.

4.      Проверяемый согласный звук должен быть представлен в различных позициях; при этом следует предусмотреть критические позиции для данного звука, которые провоцируют возникновение произносительных ошибок

Если эти особенности не будут учтены при отборе словесного проверочного материала, подлинная картина, характеризующая состояние произношения того или иного ученика, может оказаться замаскированной.

Дополнительным материалом для проверки служат слоги.

Гласные и фрикативные согласные звуки могут проверяться и при изолированном произнесении.

Учащимся подготовительного класса предъявляются слова со звуками, которые они должны воспроизводить точно в соответствии с требованиями программы; кроме того, им даются слова, которые пока что произносятся приближенно. В последнем случае вместо еще не усвоенных звуков произносятся соответствующие звуки-заменители. Это необходимо для того, чтобы можно было обнаружить неправильные замены, часто ведущие к серьезным дефектам произношения.

Воспроизведение мягких согласных проверяется только на материале слогов. Ученику предлагается читать в произвольном порядке слоги с мягкими согласными. Ассистент учителя (эту проверку необходимо проводить вдвоем) записывает под соответствующим номером то, что он услышал. Видеть лицо говорящего  ученика он не должен.

Ученику предлагается прочитать такие, например, слоги:

1.фя        3. ам        5. фа        7. ань

2. са        4. па         6. тя         8. ар

Ассистент записывает услышанное. На основании этого можно судить об усвоении учеником мягких  согласных.

При проверке усвоенного детям даются слова. Учитель следит за характером воспроизведения сочетаний звуков, соблюдением словесного ударения и правил орфоэпии. Кроме того, даются фразы. Учитель отмечает особенности речевого дыхания, характер членения фраз, соблюдение логического ударения.

Характер произношения каждого ученика отмечается в индивидуальном протоколе(профиле произношения).

В графе «Голос» указывается, есть ли отклонения голоса от нормального по силе, высоте, тембру и в чем они выражаются — голос очень тихий, крикливый, фальцет, повышается на отдельных звуках (указать каких), глухой (с большой утечкой воздуха), гнусавый, хриплый и т. д. Если отклонений нет, то делается запись: «голос нормальный».

В графе «Слова...» отмечается характер воспроизведения слов: слитно, по слогам, по частям, по звукам; ударение соблюдает, соблюдает не всегда, переносит, не соблюдает; стечение согласных воспроизводит слитно без призвуков, слитно с призвуками, делает паузу и т. п. В графе «Общее впечатление от речи» отмечается: речь внятная, маловнятная, невнятная; слитная, скандированная.

Характеристика воспроизведения звуков дается в этом же протоколе. Необходимо отметить все варианты, например: ученик произносит звук м в основном правильно, но в некоторых случаях отмечается соскальзывание на закрытую гнусавость. В графе м протокола следует указать так: «+, мб». Это означает, что у данного ученика сосуществуют правильная и ошибочная артикуляция; кроме того, из подобной записи видна и сущность ошибки. Если, например, для ребенка характерна неустойчивая артикуляция звука ш (воспроизводится: а) правильно, б) как лабиализованное с, в) сонантно), в графе ш надо отметить так: «+, с, сон» и т. п.

Уровень сформированности произносительных навыков подсчитывается в %. Звук считается сформированным, если ученик его произносит правильно во всех позициях, без грубых дефектов.

Данная проверка служит инструментом для оценки изменений в произношении лиц с нарушенным слухом. Качество произносительных навыков учащихся должно увеличиваться год от года.