Консультация на тему: «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм».

Свербина Татьяна Викторовна

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад№2 «Ромашка»

 

 

 

 

 

Консультация

 

на тему: «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: воспитатель

Свербина Т.В.

 

 

 

городской округ город Выкса, 2016

Консультация

 

на тему: «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм».

 

 

      Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками обогащает словарь детей, способствует формированию связных высказываний, овладению сложными формами монологической и диалогической речи, мотивации речевой активности. Произведения народного фольклора бесценны.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Фольклор называют «живой стариной». Произведения фольклора помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют ее сжатость и мудрость. Приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии воспитатель должен:

- знать уровень развития своих воспитанников;

- научиться владеть художественными средствами;

- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

- петь и танцевать;

- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- использовать красочность и богатство зрительных образов;

- применять забавный сюжет;

- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

- варьировать методическими приемами[1].

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Например, в  игры-забавы вводятся  хорошо известные детям потешки для того, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

В группе раннего возраста подобраны   соответствующие  настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают  детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений   народного   жанра,   формировать   умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились  книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей   знакомых   потешек,   прибауток,   сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания знакомых потешек.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,  животным,  людям.  Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою

Развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей раннего возраста.

Создание соответствующей развивающей среды, делает фольклор неотъемлемой частью общения детей, поэтому цель педагогической работы использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста и сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

При проведении мероприятий с детьми ставятся следующие задачи:

-                     Освоение разговорной речи;

-                     Расширение словарного запаса;

-                     Воспитание звуковой культуры речи;

-                     Формирование связной речи;

-                     Расширить представления детей о разных формах фольклора  (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

-                     Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

-                     Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

-                     Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

-                     Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями, так как произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Педагог использует детский фольклор  в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщение детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах, наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Маленький ребёнок  скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку,      отвлечься и успокоиться.

И тогда используют в работе уговорушки, потешки для новичков: 

***

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Ванечка – пригожий!

***

Кто тут плачет,

Ой – ой – ой!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже – посмотрите!

Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить:

«Петушок, петушок, золотой гребешок….»

или

«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…»

или

«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Ещё во время приёма детей я использую пальчиковые игры. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками ребенка и приговариваю:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот – наш малыш,

А зовут его – (имя ребенка).

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

 Чисто умываемся,

 Маме улыбаемся.

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я проговариваю:

Вот они - сапожки,

Этот - с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои (Жихарка, Баба-Яга, лиса, волк) и герои народных поверий (Домовёнок Кузя, Лесовичёк, Водяной, Русалочка). Сказки на занятиях рассказываются с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра.

Таким образом, работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Каждый педагог ведет работу по формированию своей методической копилки, выбирает определенную тему в  рамках нашего направления и созвучную его интересам, включая разнообразные находки, наработки,  педагогические проекты, материал, которым они могут поделиться с коллегами. Результативность работы педагога и уровень развития творчества детей выражается в результатах тематических проверок, в представлении любой деятельности детей на выставках и конкурсах, в демонстрации полученных знаний и  умений во время тематических дней. Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности они позволяют, увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт. Педагоги  принимают участие в городских методических объединениях, педагогических чтениях, форумах, конференциях, в конкурсах, ярмарках.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.