Проектная деятельность

Десятова Юлия Викторовна

В  соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

            Метод проектов  относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

             Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
             В современных условиях гуманистической философии образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.

            Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе.  

            В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

            В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы.   В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

  Приоритетным в проектной технологии является процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Методологические характеристики:

--Проблема – вопрос или комплекс вопросов

Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

-Цель – запланированный результат.

-Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

-Методы – как решать задачи, проводить исследование.

-Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

-Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

-Объект – что исследуется.

-Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

Типы проектов по музыке.

  1. Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение.

Результат:

-создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, о событиях музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

  1. Исследовательские - предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.

Результат:

-  проекты в области исследования какого - либо направления искусства.

например, «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

  1. Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.

Результат:

- фонохрестоматия музыкального материала;

-изготовление простейших музыкальных инструментов;

- видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме;

 - концерты, фестивали и.т.д.

  1. Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Результат:

- музыкально – театральная постановка;

- литературно- музыкальная гостиная.

  1. Практико  - ориентированные -результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Результат:

- документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

- программа действий, справочный материал;

- словарь;

- лэтбук.

Виды проектов:

- монопредметные - проект в рамках одного учебного предмета (урочная деятельность);

 -межпредметные - проекты, объединяющие от двух и больше предметных областей (внеурочная деятельность).

Классификация проектов по продолжительности:

- мини-проекты укладываются в один урок;

- краткосрочные проекты по музыке занимают 3-6 уроков;

- недельные проекты выполняются в группах, работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов, возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

 Наблюдения показали, учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали более  активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школы, города (конференции, круглые столы, форумы, фестивали).

Источники:
1. И. В. Бочарова "Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки"
http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/stat-ia-pro... неделе, мероприятии.
2.  Е.Г. Маркова"Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ"

https://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_na_urok...
3. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.

 ]]