Рыбакова Елена Анатольевна

Рыбакова Елена Анатольевна

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью
инновационной кейс – технологии»

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Одной из актуальных задач в дошкольном образовании на сегодняшний день, является создание условий для формирования осознанного отношения дошкольников к своему здоровью, повышение мотивации и заинтересованности детей к его сохранению и укреплению. Для того, чтобы развивать у детей способность анализировать различные проблемы, находить их решение, а также умение работать с информацией нами была выбрана современная, интерактивная технология - кейс-технология, которая позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Кейс-технология в образовании – представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию.
Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
 соответствовать четко сформулированной цели создания;
 быть актуальным;
 способствовать развитию аналитического мышления;
 иметь разные вариации решения;
 располагать соответствующим уровнем трудности;
 отображать типичные ситуации;
 приводить к дискуссии.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).[1]
Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В дошкольном детстве авторы рекомендуют использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы: [3]
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае - ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Мы применяем следующие кейсы:
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
Сами по себе кейсы не занимают много времени, разнообразны, поэтому не утомительны для детей.
Кейс – технологию используем как составную часть образовательной ситуации познавательного, двигательного цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. В процессе обсуждения кейса не подсказываем детям, а предлагаем им самостоятельно найти решение, применив свои знания. Даём дошкольникам возможность анализировать, строить предположения.
Определили этапы работы с кейсом:
1 этап. Детям предлагаем СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный), который должен быть проблемным, иметь прецедент, допускать альтернативные варианты решения. Нами изготовлен кейс с прозрачным окном, в которое вставляем картинку, отражающую проблему, актуальную на данный момент. Дети рассматривают, называют проблему, обсуждают ее. Например, картинки с изображением стопы с плоскостопием и без плоскостопия. Для того чтобы детям было легче распознать проблему использую смайлики – грустный и веселый.
2 этап. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса – для этого внутрь кейса помещаем материал (картинки, фотографии, оборудование, игрушки, предметы и т.д.) каким-либо образом связанный с конкретной проблемой. Содержание кейса способствует развитию у детей умения обрабатывать и анализировать информацию.
3 этап. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» внутри микрогруппы или коллективно, в результате которого дети обсуждают варианты решения проблемы посредством материалов кейса и определяют наиболее благоприятные пути ее решения.
4 этап. – ПРАКТИЧЕСКИЙ, в процессе, которого апробируем принятые детьми решения в двигательной деятельности, а именно через эстафеты, подвижные игры, упражнения.
На первых занятиях знакомим детей с кейсом, объясняем, для чего он нужен, и каким образом, может помочь в решении разнообразных проблем. Чтобы помочь воспитанникам, задаём наводящие вопросы, например: «О чём пойдёт речь?»; «В чём состоит проблема?»; «Что может произойти и к чему может привести, если …?»; «Что вы могли бы сделать?» и т.д. [4]
Пример: Обсуждение кейса «Здоровый образ жизни»
«Кто изображён на кейсе?»; «О чём пойдёт речь?»; (мальчик здоровый, крепкий, спортивный и мальчик слабый, бледный, худой); «В чём состоит проблема?»; «Какой ведет образ жизни этот мальчик?»; «Что нужно для здорового образа жизни? (спорт, правильное питание, умываться, гулять, играть, закалятся, одеваться по погоде…); «Что может находиться в кейсе?». Открываем (в кейсе находятся картинки, предметы по теме)
Далее дети делятся на 2 команды: 1 команда берет из кейса всё, что связано со здоровым образом жизни, а 2 команда – все, что вредит нашему здоровью. Затем проверяют друг друга. После чего, усложняем задание: одна команда из своих картинок выбирает полезную еду, а вторая вредную.
Чтобы лучше запомнить, какая еда бывает вредной, а какая полезной предлагается поиграть: эстафета - «Полезная – вредная еда».
Таким образом, в результате использования кейс-метода дети тренируются разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Овладевают способностью оценивать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. У дошкольников активизируется речемыслительная деятельность, развивается умение работать в команде, расширяется социальный и коммуникативный опыт.

Библиографический список:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998. – 256с.;
2. Кейс-технологии - как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие/ Коллектив авторов под общей редакцией Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной. – Тольятти, 2017.;
3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения на основе метода Case Study: M.- сборник «Инновации в российском образовании», ВПО, 2000г.;
4. Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018,№9. 52с.

Коломыцева Елена Владимировна

Здравствуйте, Елена Анатольевна, побывала у вас на сайте. Вы идейный и творческий педагог! Приглашаю вас ко мне на сайт по этой ссылке http://nsportal.ru/kolomytseva-elena-vladimirovna возможно какие-то мои материалы вам понравятся и будут полезны. Заходите, буду и от вас ждать отзывов в гостевой.

Добавить запись

Защита от спам-роботов