Участие в НПК, конкурсах, работе предметно-цикловой комиссии, мои публикации

Попова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Форсайт-игра «Интеллектуальный конструктор» Разработка интерактивных модулей Автор: Попова О.Н.

Слайд 2

Разработка интерактивного материала «облака» слов ребусы пазлы из слов и картинок интерактивные игры и упражнения тесты и кроссворды в среде MS Excel электронное пособие «Рабочая тетрадь по информационным технологиям»

Слайд 3

«Облака» слов «Облака» создавались с помощью веб-ресурса Image Chef , на котором нужно зарегистрироваться

Слайд 4

Примеры «облаков» слов «Облако» по теме «Файловая система диска» «Облако» по теме «Устройства ввода, вывода информации»

Слайд 5

Примеры созданных «облаков» слов «Облако» по теме «Информационные процессы» «Облако» по теме «Двоичное кодирование информации»

Слайд 6

Ребусы создавались на сайте Rebus1.com

Слайд 7

Примеры созданных ребусов РЕБУСЫ ПО ТЕМЕ «РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL » Ответ: таблица 4=A

Слайд 8

Примеры созданных ребусов РЕБУСЫ ПО ТЕМЕ «РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL » +Й Ответ: ячейка

Слайд 9

Примеры созданных ребусов РЕБУСЫ ПО ТЕМЕ «РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL » Ответ: книга

Слайд 10

Создание пазлов из слов и картинок в программе Jigs@w Puzzle 2

Слайд 11

Составленные пазлы

Слайд 12

Составленные пазлы

Слайд 13

Разработка интерактивных упражнений в Web приложении LearningApps.org

Слайд 14

Разработанные упражнения

Слайд 16

Инфографика на сайте Easel.ly

Слайд 17

Тесты и кроссворды в среде MS Excel

Слайд 18

Примеры тестов и кроссвордов

Слайд 19

Примеры тестов и кроссвордов

Слайд 20

Примеры тестов и кроссвордов

Слайд 21

Примеры тестов и кроссвордов

Слайд 22

Разработка электронного пособия с помощью веб-редактора « TurboSite »

Слайд 23

Э лектронное пособие «Рабочая тетрадь по информационным технологиям»

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБУЧЕНИИ

Попова О.Н., преподаватель Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Аннотация: в данной работе представлен материал по использованию ментальных карт в обучении. Дается определение понятия «ментальная карта», рассказывается об истории разработки карт, о  сферах их использования, способах разработки, правилах  создания карт.

Ключевые слова: интеллект-карты, ментальные карты, графическая информация, схемы, обучение,

Современное обучение требует от обучающихся, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта или ментальная карта, карта ума.

Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или ментальными картами. Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Составление интеллект-карт в обучении используется обычно для закрепления изученного материала, реже в качестве приема мозгового штурма. Как правило, это касается емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений. Интеллект-карта – пример эффективного графического запоминания. Она может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши.

Идея разработка ментальных принадлежит британскому писателю, психологу, бизнесмену  Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Метод интеллект-карт, разработанный Бьюзеном, в своей основе ориентируется на работу обоих полушарий головного мозга.

Свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Как показывает многолетняя практика педагогов, диаграммы связей – наилучший способ конспектирования новой информации. Это великолепный инструмент, который позволит: быстро и эффективно работать с любым объемом информации, развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию. Использовать в виде презентаций при выступлении, объяснении материала. Принимать решения, планировать, разрабатывать проекты. Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

Данный метод дает возможность преподавателю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • выявлять причины когнитивных затруднений
  • корректировать знания обучающихся

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.              Основная идея, проблема или слово располагается в центре.              Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.              Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.              Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими — в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.              Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.              Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.              Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Способы создания ментальных карт. Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ.

Программы, перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, они бывают как платными, так и бесплатными:

— Visual Mind

— iMindMap

— MindManager

— Mindmeister.

— Xmind

— FreeMind. 

Список используемых источников:

  1. Каримова М. А., Гизатулина О. И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  2. Мюллер Хорст «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей» М, 2001
  3. Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005.
  4. Тони и Бари Бьюзен. “Супермышление”.М, 2000
  5. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/            
  6.   http://www.mind-map.ru/



Предварительный просмотр:

Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента

 в конфликтной ситуации

Попова О.Н.

преподаватель

Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.

Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Так, социологический подход исследует конфликт между структурами общества («группа-группа», «группа-личность»). Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов (их столкновений) и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность-общество».

Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель-ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему, учитывающего особенности состояния общества, семейного воспитания, структуру учебного класса и личностные качества учащегося (прежде всего связанных с возрастом).

Среди потенциально конфликтогенных ситуаций в школе, между педагогом и обучающимся, можно выделить следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

– в последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные;

– отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности;

– консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;

– оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

– учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

– немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано.

Проведение анализа уменьшит число ошибок, которые допускает учитель, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации, потому что торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», а ситуация становится конфликтной. Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.

Касаясь  практического материала для учителя по применению позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, предлагаю вам брошюру «Технология примирения при конфликте». Здесь представлено несколько этапов (подготовительный, этап примирения, этап восстановления справедливости, профилактический этап). Так же в нашей школе реализуется школьная программа «Школа 9 -  школа толерантности», в рамках которой проходят мероприятия по формированию толерантного сознания и профилактике конфликтных ситуаций: участие в городских конкурсах «Все мы Вартовчане», «Я – гражданин России», школьный конкурс проектов «Будущее поколение».  Внеурочные занятия по программе «Познай себя» (Основы психологических знаний. Приобщение обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека). Внеурочные занятия по программе «Закон и Я» (направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, профилактика предупреждения правонарушений).

Рекомендации:

1.Находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

2.При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

3.Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

4.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

5.Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Таким образом, поведение в конфликтной ситуации является одним из критериев профессиональной компетенции учителя, а сама конфликтная ситуация конструктивной направленности выполняет положительную функцию - помогает раскрывать личностные качества как учителя, так и обучающегося, предоставляя им возможность выходить на более высокий уровень взаимоотношений.