Индивидуальный план самообразования на 2016-2021 годы на тему:Развитие связной речи дошкольного возраста.

Стрелкова Светлана Геннадьевна

Раскрыта актуальность;задачи ,которые я ставлю перед собой;задачи .которые я ставлю перед детьми;предполагаемый результат;форма самообразования;действия и мероприятия ,проводимые в процессе работы над темой;практический выход;форма отчета по проделанной работе;формы работы с родителями;планы работы на пять лет с 2016 -2021 годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальный план на 2016–2021 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Стрелковой Светланы Геннадьевны МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» Авиастроительного района.

Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. 
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. 
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо) 
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. 
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. 
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. 
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности. 
2. Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы. 
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год. 
4. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года. 
5. Обогащение предметно- развивающей среды по теме. 
6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи. 
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
-развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) ;
- развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества;
-способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики) ;
совершенствовать диалогическую форму речи; 
-развивать монологическую форму речи; 
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; 
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. 
Форма самообразования: индивидуальная. 
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• анализ программно-методических материалов;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной деятельности. 
Практический выход: семинар-практикум. 
Форма отчета по проделанной работе:
• сообщение на педсовете;
• презентация по теме. 
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные. 
План работы на 2016-2017уч. год. 
1. Изучение методической литературы по теме, 
2. Изучение методики О. С. Ушаковой, 
3. Консультации для родителей, 
4. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей, 
5. Изучение уровня знаний детей, 
6. Речевые игры по сказкам К. Чуковского, 
7. Памятки для родителей. 
План работы на 2017-2018 уч. год. 
1 Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах, 
2. Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми, 
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. 
4. Работа над развитием речи через театрализованную деятельность;
5. Памятки для воспитателей;
6. Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин
7. Консультации для родителей. 
План работы на 2018-2019 уч. год
1. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах по данной возрастной группе;
2. Консультации для родителей; 
3. Создание условии для развития творческой активности детей в группе; 
4. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи;
5. Подбор игр и упражнений; сюжетных картин
6. Распространение педагогического опыта работы; 
7. Выступление на семинарах; 
8. Работа над пересказами с использованием опорных схем;
9. Публикации. 
План работы на 2019-2020 год
1. Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова) »;
2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений;
3. Беседы с родителями; 
4. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений;
5. Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями; 
6. Участие в профессиональных конкурсах; 
7. Организация и работа мероприятия «В гостях у сказки»;
9. Обобщение, распространение педагогического опыта;
10. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 
11. Публикации. 
План работы на 2020-2021 уч. год
1. Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей;
2. Участие в профессиональных конкурсах;
3. Рекомендации педагогам и родителям; 
4. Консультации для воспитателей;
5. Работа над развитием речи через театральную деятельность;
6. Выступление на семинарах;
7. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;
8. Мониторинг детей по развитию речи;
9. Анкетирование родителей;
10. Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет;
11. Публикации. 


Комментарии

Стрелкова Светлана Геннадьевна

Для меня это очень интересная тема.Можно раскрыть много возможностей и результатов детей дошкольного возраста!!!