Уроки литературы

Представлены методические разработки уров литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока литературы (5 класс)

Тема: «Только доблесть бессмертно живет» (по стихам Великой Отечественной войны и о  Великой Отечественной войне)

Цель:  1)выяснить значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и

               настоящее время;

           2) познакомить со стихами А.Т. Твардовского и К.М. Симонова о Великой

             Отечественной войне;

          3) познакомить со стихами о  героях- земляках;

          4) развивать навыки анализа поэтического текста;

          5) воспитывать патриотические чувства.

  Форма проведения: урок с элементами экскурсии с использование краеведческого материала            

Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите число.

 Внимательно послушайте Песню Александрова на стихи Лебедева – Кумача.

 Слайд 1.

- О чем эта песня?

-  Что  такое война? С чем ассоциируется это слово?

- Что значат слова, написанные на плакате? Куда зовет Родина- мать?

- А чтобы победить войну, каким надо быть? (сильным, смелым, мужественным, надо любить Родину).

- К, счастью, мы с вами не были участниками той страшной войны. Откуда же мы знаем о ней?  (Из рассказов, стихов, газет, фильмов, рассказов наших бабушек и дедушек).

- О чем же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему нашего урока. (Будем говорить о войне, о стихах, которые написаны о ней).

2. Тема урока.

- Запишите тему нашего урока «Только доблесть бессмертно живет» (По стихам  о  Великой Отечественной войне) Слайд 2.

- Что такое доблесть? Подберите слова- синонимы (отвага, мужество, смелость, героизм).

- Что значит слово «бессмертно»?  (никогда не умирает).

- Почему  живет? (потому что люди помнят о ней).

- Помнят о доблести кого? (тех, кто защищал Родину)

3.Постановка проблемы.

- Сегодня на уроке мы выясним:

 - Какую роль  играла  поэзия (т.е. стихи) в годы ВОВ и зачем мы ее изучаем сейчас, в современное время  

1) Сообщение цели урока.  

- Мы познакомимся со стихами Великой Отечественной войны и о  Великой Отечественной войне;

- Выясним, какой вклад  в дело победы внесли  наравне с взрослыми дети.

- Будем учиться анализировать поэтический текст.

2) Работа по эпиграфу урока: Слайд 3.        

Да, война не такая,  какой мы писали ее,

- Это горькая штука...  К.Симонов 1941г.

- Как вы понимаете эти строки. О чем говорит нам автор этих строк?

- Запишите его в тетрадь.

4. Основная часть.

- В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. И наш урок мы посвящаем героям той далекой войны.

 Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами.

 Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали и дети - ваши ровесники. Один немецкий генерал сказал:  «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети сражаются у них и погибают как герои».    

 Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Лирика военных лет  поднимала боевой дух у каждого- и у тех, кто воевал, и у тех , кто трудился в тылу. Волнующие стихи о войне, о любви к Родине были адресованы и  детям.  Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К. Симонова « Майор привез мальчишку на лафете»

1) Работа по  содержанию стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста», написанного в 1942 году. Слайд 4.

- Знакомство с биографией А. Твардовского.

Александр Твардовский родился  на хуторе Загорье в 1910 году в семье кузнеца . С самого раннего детства он познакомился с русской классикой.

  Учился в Смоленском институте.Во время Великой Отечественной войны  А.Т. Твардовский был военным корреспондентом, писал стихотворения о войне.

  Его поэма о солдате «Василий Теркин» по главам печаталась во фронтовых    

    газетах.

-  Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 5.

 а)Беседа по стихотворению.

 – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)

 - Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

- Как называет танкист мальчика? (мальчонка, парнишка, дружище, хлопец, товарищ)

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 - Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Вспомните определение баллады.

б) Работа с лексикой стихотворения.         

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

в) Устное рисование. Работа по картине Непринцева «Вот солдаты идут» (На картине изображена горящая степь. На переднем плане идет отряд наступающих солдат. Их фигуры освещены заревом пожара, на заднем плане видны танки.)

Слайд 6.

2) Работа по содержанию стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете», написанного в 1941 году. Слайд 7.  

 - Знакомство с биографией К. Симонова. (рассказ учителя)

Константин Симонов родился в  1915 году в Петрограде. Детство и юность прожил в Рязани и Саратове . К.М. Симонов учился в литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи.

  Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

  Многие его стихотворения во время войны наши воины знали наизусть. Одно из них «Майор привез мальчишку на лафете»

-   Послушайте стихотворение в исполнении автора (аудиозапись)

3) Работа по вопросам.

-  Какой момент войны (отступление   или наступление) описан в стихотворении?

-    Какая картина поразила  рассказчика ?  (На лафете пушки он увидел седого мальчика)

-  Откуда был тот мальчик, которого   привезли на лафете пушки? Куда его

    везли?

- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

-Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)

- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Он видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..." Кто является собеседником автора? (Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои. Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".)

- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?

(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

Но если не вернется, если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.)

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

. 4)  Словарная работа. Запись в тетрадь. Слайд 8

- Лафет-

- Брестская крепость-

- Мемориальный-

-  Мальчика, о котором рассказывает автор, везли из крепости, из Бреста. Подвиг героев Брестской крепости не забыт. В 1971 году здесь открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость». О Брестской крепости расскажут  Пильщикова Юля и Балашов Артем.

-  Сейчас вы видели некоторые места крепости- героя. Более подробно узнаем из видео . Я приглашаю вас   заочную экскурсию по местам боев Брестской крепости.,

Слайд 9-11.

(видео « Мемориальный комплекс «Брестская крепость»)

5) Краеведческий материал. Герои- земляки.

- Война  не прошла стороной и наше село. В Мордовии не проходили боевые действия. Но наши земляки, как и все жители страны, геройски защищали Родину. Из Сивини ушли на фронт 512 человек. 338- не вернулись. Мы помним их.

- А есть ли в нашем селе мемориальные места? Какие? Назовите их.  (памятник павшим в годы ВОВ, улица б. Львовых, памятная доска на их доме) Слайд 12.

- О памятнике погибшим героям- односельчанам расскажет Д. Пшеничникова. Слайд 13

- Что вы знаете о братьях Львовых? Слайд 14.

- О них нам расскажет Алина Антяскина.

- Послушайте стихотворение Л. Потехиной о жизни героев- Львовых.

- К чему призывает автор стихотворения? Слайд 15.

6) - Составление «Солнечного спасибо»

- Сегодня на уроке  мы много говорим о войне, о тех людях, которые победили войну. За что  вы этим людям могли бы  сказать спасибо: (за мир и солнце, за счастливое детство,  за то, что мы не знаем голода, за подвиг, за веселый смех).  Из лучиков солнца давайте составим « Солнечное спасибо»

 Слайд 16. 6). Рефлексия.        

- Сегодня на уроке вы мне  понравились все. А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью звездочек, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране.

 Синий - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь

 Желтый - Работаю хорошо, иногда  нуждаюсь в помощи.

Красный- Работать было интересно, но были проблемы

7. Итоги урока.

- Какую роль играла поэзия в годы ВОВ? Нужны ли стихи о ВОВ нам сейчас?

- Что вы узнали о войне?

Слайд 17 .-  Какое впечатление произвели на вас стихотворении о  войне ?

- Продолжите фразы:

Сегодня на уроке, прослушав стихотворения о войне,  

•        я понял, … .

•        я почувствовал, … .

•        я подумал, … .

 Слайд 18. 8. Домашнее задание.

- Выучить одно стихотворение о войне наизусть.

 Урок окончен. Всем спасибо.