ОГЭ по русскому языку

Овчинникова Алеся Михайловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА (подготовка к выполнению задания 8 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., у читель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Что проверяет задание Задание 8 проверяет умение проводить лексический анализ слова, предложения, текста: распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы, прямое и переносное значение слова; объяснять лексическое значение разными способами.

Слайд 3

Тренируемся 1.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Кто старое помянет, тому глаз вон. (Пословица) вспомнит

Слайд 4

Тренируемся 2.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Его одним ухом слушали, а в другое вылетало то, что он говорил, и больше подтрунивали над ним. (С.Семенов) подшучивали

Слайд 5

Тренируемся 3.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Не так страшен черт, как его малюют .(Пословица) рисуют

Слайд 6

Тренируемся 4.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ну как, не приморился еще? ( А.Самошенко ) устал

Слайд 7

Тренируемся 5.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Налетит беда - отворяй ворота, а беда ведь не ходит одна, каждая семь бед за собой ведет. (Мельников-Печерский) открывай

Слайд 8

Тренируемся 6.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Укатали сивку крутые горки. (Пословица) замучили

Слайд 9

Тренируемся 7.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Дома и хворать легче, и жить дешевле; недаром говорится: дома и стены помогают. (А.Чехов) болеть

Слайд 10

Тренируемся 8.Найдите в предложении разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Сдаётся мне: ты с ружьём –то похуже справляешься. (В.Тендряков) кажется, думается

Слайд 11

Тренируемся 9 .Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается. ( Пословица ) рассказывается

Слайд 12

Тренируемся 10.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ольга тотчас изрекла : «Дыма без огня не бывает». произнесла

Слайд 13

Тренируемся 11.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Вашими устами да мед пить. (Пословица) губами

Слайд 14

Тренируемся 12.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Он умышленно начал величать начальника титулом выше. называть

Слайд 15

Тренируемся 13.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. На всякого мудреца довольно простоты. (Пословица) х ватит, достаточно

Слайд 16

Тренируемся 14.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. На этой поляне доселе растут ландыши и поёт песню ручей. д о сих пор

Слайд 17

Тренируемся 15.Найдите в предложении устаревшее слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Иван Петрович, взвесив все обстоятельства дела, дерзнул обратиться прямо к начальнику . р ешился, осмелился

Слайд 18

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ (подготовка к выполнению задания 4 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Замените словосочетание «цель жизни» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. ж изненная цель

Слайд 3

В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.) Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание Алгоритм выполнения задания

Слайд 4

Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление , то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. ( деревянный стол – стол из дерева ) Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. ( волнение без причины – беспричинное волнение ) Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание , тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. ( сказать с вызовом – вызывающе сказать )

Слайд 5

Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление , то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. ( грустно посмотрел – посмотрел с грустью )

Слайд 6

Теория огэ для синтаксического Анализа словосочетания Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово. Главное слово – это то, от которого задается вопрос. Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.

Слайд 7

Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) Виды связи в словосочетапнии

Слайд 8

Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами.

Слайд 9

Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово ( слово , которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными

Слайд 10

Не являются словосочетаниями : грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительное наклонение глагола, сложная форма будущего времени, существительные с предлогами. Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет. Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями)

Слайд 11

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (подготовка к выполнению задания 3 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Что проверяет задание Задание проверяет умение распознавать условия постановки знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами; в простых предложениях с обособленными членами; в простых предложениях с обращениями и вводными конструкциями; в сложных бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях

Слайд 3

Тренируемся 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводном (- ых ) слове (-ах). В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, (1) но и талант натуралиста, (2) которым он, (3) несомненно,(4) обладает. (В.Богданов)

Слайд 4

Тренируемся 2.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводном (- ых ) слове (-ах). Я сам был удивлен,(1) не находя в книге того,(2) что,(3) казалось, (4) я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. (С.Аксаков )

Слайд 5

Тренируемся 3.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводном (- ых ) слове (-ах). То,(1) что написано без усилий,(2) читается,(3) как правило, (4) без удовольствия. (С.Джонсон)

Слайд 6

Тренируемся 4.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводном (- ых ) слове (-ах). Лучшая сатира,(1) бесспорно,(2) та,(3) в которой столь мало злобы и столь много убедительности,(4) что она вызывает улыбку у тех,(5) кого она бьет. (Г. Лихтенберг)

Слайд 7

Тренируемся 5.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводном (- ых ) слове (-ах). Книги Достоевского не врачуют,(1) не тешат и не успокаивают,(2) наоборот,(3) они производят резкий удар электрического тока,(4) они оставляют ощущение кровоточащей раны …(Ю.Бондарев)

Слайд 8

Тренируемся 6.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) обстоятельстве(-ах). Листья,(1) пригретые весенним солнцем,(2) слабо колебаясь , (3) падали на темные,(4) сырые дорожки.

Слайд 9

Тренируемся 7.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) обстоятельстве(-ах). Река, (1) дойдя до сопок,(2) видневшихся на западе,(3) резко поворачивает на север,(4) продолжая свой стремительный бег среди скал.

Слайд 10

Тренируемся 8.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) обстоятельстве(-ах). Погасив свечу,(1) мальчик укрылся одеялом,(2) сшитым из разноцветных кусочков ткани,(3) и ,(4) свернувшись калачиком,(5) тотчас же уснул.

Слайд 11

Тренируемся 9.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) обстоятельстве(-ах). Щенок,(1) смешно вскидывая задними лапами и повизгивая от удовольствия,(2) кинулся за мальчишками,(3) бегущими к озеру,(4) но тут же остановился,(5) услышав голос хозяина.

Слайд 12

Тренируемся 10.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) обстоятельстве(-ах). Стало слышно, (1) как в тени обрыва, (2) омывая камыши, (3) дремавшие у берега,(4) плещет вода.

Слайд 13

Тренируемся 11.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) определении (- ях ) На иных березах,(1) обращенных к солнцу,(2) появились золотые,(3) чудесные,(4) нерукотворные сережки.

Слайд 14

Тренируемся 12.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) определении (- ях ) Книги, (1) выдержавшие испытание временем,(2) да леса, (3) посаженные заботливой рукой человека,(4) безусловно,(5) являются бессмертным памятником.

Слайд 15

Тренируемся 13.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) определении (- ях ) Сумрак,(1) сгущаясь,(2) прячет белые и красные дома, (3) разбросанные по холмам, (4) и наступает безмолвная ночь.

Слайд 16

Тренируемся 14.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) определении (- ях ) Медленно двигаясь по небу,(1) луна озаряет водную гладь,(2) подернувшуюся тонким льдом, (3) и одинокую фигуру путника,(4) опушенного снегом.

Слайд 17

Тренируемся В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при обособленном(- ых ) определении (- ях ) Свист,(1) прозвучав откуда-то сверху, (2) прорезал тишину, (3) окружавшую дом со всех сторон, (4) и отозвался эхом вдали.

Слайд 18

Тренируемся В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложносочиненного предложения. . Нужно было найти в природе такое,(1) чего я еще не видел,(2) и,(3) может быть, (4) никто еще в жизни с этим не встречался. (М.Пришвин)

Слайд 19

Тренируемся В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложносочиненного предложения. Туман стелется до самого крыльца,(1) и огромный клен,(2) тесно прижавшись к самому дому,(3) кажется, (4) стоит по колено в молоке. (В.Козлов)

Слайд 20

Тренируемся 15.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложносочиненного предложения. Издали было слышно,(1) как вода клокотала в водовороте возле затопленных деревьев. Лодка, (2) не умеряя скорости,(3) вошла в него, (4) и вдруг берега реки разбежались и пропали. (А.Куприн)

Слайд 21

Тренируемся В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложносочиненного предложения. Природа наградила мальчика многими талантами,(1), могучей памятью,(2) любознательностью,(3) умом, (4) а годы напряженной умственной работы довели эти качества до совершенства. ( И.Жерневская )

Слайд 22

Тренируемся В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложноподчиненного предложения. Даже человек,(1) одаренный печатью гения,(2) ничего не создает не только великого, (3) но и среднего,(4) если не будет адски трудиться .(П.Чайковский)

Слайд 23

Тренируемся 16.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложноподчиненного предложения. Признаюсь,(1) я не знал, (2), что грецкий орех растет не открыто, (3) как наш лесной,(4) а заключен в зеленоватый плод,(5) немного похожий на грушу. ( Г.Скребицкий )

Слайд 24

Тренируемся 17.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложноподчиненного предложения. Оглядываясь на далекое мое прошлое,(1) на долгий пройденный путь, (2) я вижу, (3) как много дала мне литература, (4) с которой так неразрывно связана вся моя жизнь. ( Н.Телешов )

Слайд 25

Тренируемся 18.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с правилом: «Оба главных члена выражены именем существительным». Запишите номера этих предложений. 1.В отношениях с посторонними он требовал одного- сохранения приличия .(А.И.Герцен) 2.Поэзия- это огненный взор юноши, кипящего избытком сил .(В.Г.Белинский) 3.Чтение-вот лучшее учение. (А.С.Пушкин)

Слайд 26

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 34 7 124 13 34 2 34 8 145 14 234 3 34 9 125 15 4 4 12 10 23 16 2 5 12 11 12 17 34 6 23 12 1234 18 23

Слайд 27

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (подготовка к выполнению задания 2 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Главные члены п редложения и способы их выражения Подлежащее- э то главный ЧП, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее отвечает на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Оно связано со сказуемым по смыслу и грамматически.

Слайд 3

Способы выражения подлежащего Яблоки поспели к концу лета. Имя существительное в И.П.

Слайд 4

Способы выражения подлежащего Я люблю петь песни. Местоимение в И.П.

Слайд 5

Способы выражения подлежащего Мы с отцом гуляли в парке. Сочетание местоимения с с уществительным в Т.п.

Слайд 6

Способы выражения подлежащего Кое-кто из ребят не решил эту простую задачу. Сочетание местоимения с с уществительным в Р.п.

Слайд 7

Способы выражения подлежащего Мы с ним встретимся вечером. Сочетание местоимения с местоимением

Слайд 8

Способы выражения подлежащего Сто двадцать можно разделить на два. Числительное в И.п.

Слайд 9

Способы выражения подлежащего Два котёнка играли возле печки. Сочетание количественного ч ислительного с существительным в Р.п.

Слайд 10

Способы выражения подлежащего Несколько солдат заняли боевую позицию. Сочетание слова, обозначающего неопределенное количество (много, мало, несколько) с существительным и ли местоимением в Р.п.

Слайд 11

Способы выражения подлежащего Любить-значит прощать. Инфинитив

Слайд 12

Способы выражения подлежащего Скорый поезд замедлил ход. Устойчивое сочетание терминологического характера

Слайд 13

сказуемое - Это главный ЧП, который называет действие, состояние или п ризнак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? Сказуемое может быть простым и составным

Слайд 14

Простое Глагольное сказуемое Выражается одиночным глаголом в форме одного из наклонений: Я поеду этим летом на море. Я поехал бы этим летом на море. Поезжайте обязательно этим летом на море. Простое глагольное сказуемое может быть выражено составной формой будущего времени, например: Мы будем играть в хоккей.

Слайд 15

Составным глагольным сказуемым н азывается сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексическое значение: Выпускники хотят хорошо подготовиться к экзаменам.

Слайд 16

В роли связки в составном глагольном сказуемом выступают: глаголы начала, продолжения и завершения действия: н ачать,продолжать , закончить, стать, принять, перестать, прекратить; г лаголы, выражающие значение желательности или возможности : желать, хотеть, мочь, думать, рассчитывать, намереваться; к раткие прилагательные модального значения: должен, о бязан, рад, готов, вынужден, намерен.

Слайд 17

! Оба глагола (спрягаемая часть и инфинитив), входящие в состав составного глагольного сказуемого, Должны обозначать действие одного и того же Субъекта, например: Школьники стали хорошо учиться . Если же эти глаголы обозначают действия разных Лиц, то они не образуют составного глагольного Сказуемого. Родители заставили мальчика хорошо учиться.

Слайд 18

Составое Именное сказуемое Состоит из глагола-связки и именной части. Глагол-связка выражает основные грамматические значения именной части: наклонение, время, число, лицо, род, а именная часть выражает основное лексическое значение глагола. Наиболее часто в качестве глагола- связки используется глагол быть. Например: Листья на дереве были жёлтые.

Слайд 19

Составое Именное сказуемое Реже в качестве глагола-связки употребляются глаголы: к азаться, являться, стать, представляться, считаться, называться, жить, уехать, вернуться, стоять, сидеть, расти.

Слайд 20

Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена: именем сущ. В И.п. и других падежных формах с предлогами и без предлогов: Девушка была в фетровой шляпке; и менем прилагательным: Отец становится старым; и менем числительным: В этой очереди я был четвёртым; н аречием: Это платье Валентине будет впору ; к ратким страдательным причастием: Губы девушки были крепко сжаты. м естоимением: Уже давно сад считается нашим ; с ловосочетанием: Небо над головой было тёмного цвета .

Слайд 21

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (подготовка к выполнению задания 5 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Что проверяет задание Задание проверяет умение применять знания по морфемике и словообразованию при проведении орфографического анализа слова; распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова; применять знания по морфологии при проведении орфографического анализа слова.

Слайд 3

Что надо повторить Морфемика и словообразование Морфология: самостоятельные и служебные части речи Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Употребление Ь и Ъ Слитное, раздельное и дефисное написание Правописание союзов Правописание предлогов

Слайд 4

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Слайд 5

Тренируемся 1.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Собака положила свою квадратную голову к ней на колени и смотрела прямо в лицо большими умными глазами. ( Д.Мамин-Сибиряк )

Слайд 6

Тренируемся 2 .Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.С.Пушкин)

Слайд 7

Тренируемся 3.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С.Пушкин)

Слайд 8

Тренируемся 4 .Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона.(Л.Толстой)

Слайд 9

Тренируемся 5.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Двое рыбаков, выбирая снасти, качаются в лодке на волне парохода. (М.Горький )

Слайд 10

Тренируемся 6 .Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Старику было около семидесяти лет, но на вид ему нельзя было дать этого возраста. (В.Арсеньев)

Слайд 11

Тренируемся 7.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Проливной дождь промочил меня до последней нитки. (А.Пушкин)

Слайд 12

Тренируемся 8 .Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Он проверил сложение и вычитание у Вани и нашёл две ошибки. (И.Гончаров)

Слайд 13

Тренируемся 9.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной. ( Д.Мамин-Сибиряк )

Слайд 14

Тренируемся 10.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. В сенях на полу лежал коврик; все двери запирались на замок. (И.Тургенев)

Слайд 15

Тренируемся 11.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выгоревшую траву. (М.Шолохов)

Слайд 16

Тренируемся 12.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Начало светать, из тьмы вырастали дома . (М.Горький)

Слайд 17

Тренируемся 13.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Город располагается на небольшом коралловом острове. ( Я.Цингер )

Слайд 18

Тренируемся 14.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Солнце ещё не взошло, и вокруг было темно, как перед ужином, когда мама не зажигала свет, чтобы не налетели комары. (К.Паустовский)

Слайд 19

Тренируемся 15.Выпишите из приведенных ниже предложений слово(-а) с чередующейся гласной в корне. Майя оглянулась назад и ахнула: вся долина, блистающая ярким светом, покрыта цветами. (Е.Бисерова)

Слайд 20

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 положила 6 возраста 11 выгоревшую 2 блестя 7 промочил 12 вырастали 3 горим 8 сложение, вычитание 13 располагается 4 застилает 9 расстилавшейся 14 зажигала 5 выбирая 10 запирались 15 блистающая

Слайд 21

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. БЕЗУДАРНЫЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Слайд 22

Тренируемся 1. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. блестеть академия лимонад грозовые творить

Слайд 23

Тренируемся 2. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. бродить безоблачный вытворить поплавок громадный

Слайд 24

Тренируемся 3. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. багровый прорастать стартовать касаться гусеница

Слайд 25

Тренируемся 4. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. полагать перила веретено гордиться горизонт

Слайд 26

Тренируемся 5 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. горелка зарница тишина промокать десерт

Слайд 27

Тренируемся 6. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. замереть ударение педагог вырастить кавалерия

Слайд 28

Тренируемся 7 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. морковь печаль водитель сгореть располагаться

Слайд 29

Тренируемся 8. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. зарницы равнина абсолютный ласкать винегрет

Слайд 30

Тренируемся 9 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. подгорать вестибюль украшение коснуться генерал

Слайд 31

Тренируемся 10. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. гардероб положение витрина возгорание поздравление

Слайд 32

Тренируемся 11. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. прикосновение лабиринт возлагают ядовитый вокзал

Слайд 33

Тренируемся 12. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. витрина прилагать запирать отгадать гербарий

Слайд 34

Тренируемся 13. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. выскочка угостить вынимать операция абориген

Слайд 35

Тренируемся 14. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. блистать подрасти площадка инженер озарение

Слайд 36

Тренируемся 15. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Написание безударной гласной проверяется ударением». Найдите это слово. Напишите номер ответа. упираться синеть желать парламент официальный

Слайд 37

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 4 6 2 11 4 2 1 7 3 12 4 3 3 8 4 13 2 4 4 9 3 14 3 5 3 10 5 15 2

Слайд 38

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Слайд 39

Тренируемся 1. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. семена правдивый цветочек абитуриент воздушный

Слайд 40

Тренируемся 2 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. зелёный инвентарь волевой хитрить приказать

Слайд 41

Тренируемся 3. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. победить холмистый либерал пожалеть дождливый

Слайд 42

Тренируемся 4 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. замечать тенистый стебельки встречать интеллигент

Слайд 43

Тренируемся 5. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. телесный конгресс небеса белеет обижать

Слайд 44

Тренируемся 6 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. оперенье хвостатый пессимизм деление успевать

Слайд 45

Тренируемся 7. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. снежинки стрелять плоды канонада вдохнуть

Слайд 46

Тренируемся 8 . Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. развиться садовый вязание удивление пропаганда

Слайд 47

Тренируемся 9. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. лепить движение террор полезный очертания

Слайд 48

Тренируемся 10. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. лесной ветчина соболиный вредить гордиться

Слайд 49

Тренируемся 11. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. кричать ширина винегрет снеговик темнота

Слайд 50

Тренируемся 12. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. зеркальный скалистый свисток скрипеть суверенитет

Слайд 51

Тренируемся 13. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. строка береговой говорить директива наводнение

Слайд 52

Тренируемся 14. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. бегунья тянуть меридиан затвердеть марширует

Слайд 53

Тренируемся 15. Среди приведенных ниже слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Слова, в которых правописание безударной гласной проверить ударением нельзя, надо запомнить». Найдите это слово. Напишите номер ответа. проверять оригинал оценить полянка земля

Слайд 54

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 4 6 3 11 3 2 2 7 4 12 5 3 3 8 5 13 4 4 5 9 3 14 3 5 2 10 2 15 2

Слайд 55

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (подготовка к выполнению задания 5 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Что проверяет задание Задание проверяет умение применять знания по морфемике и словообразованию при проведении орфографического анализа слова; распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова; применять знания по морфологии при проведении орфографического анализа слова.

Слайд 3

Что надо повторить Морфемика и словообразование Морфология: самостоятельные и служебные части речи Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Употребление Ь и Ъ Слитное, раздельное и дефисное написание Правописание союзов Правописание предлогов

Слайд 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- и ПРИ-

Слайд 5

Тренируемся 1.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение». Найдите это слово. Запишите номер ответа. прибыль прибавочный приволжский прижимать прибежище

Слайд 6

Тренируемся 2.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение». Найдите это слово. Запишите номер ответа. привстать признание приземлиться прибавить пренебрегать

Слайд 7

Тренируемся 3.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение». Найдите это слово. Запишите номер ответа. придорожный прибранный придвинуть признательность приберечь

Слайд 8

Тренируемся 4.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «пространственная близость». Найдите это слово. Запишите номер ответа. прибытие призывать прибыльность приумножить прибрежный

Слайд 9

Тренируемся 5.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «пространственная близость». Найдите это слово. Запишите номер ответа. приваривать прибалтийский прибегнуть приоткрыть привезти

Слайд 10

Тренируемся 6.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «пространственная близость». Найдите это слово. Запишите номер ответа. примерять примечание прилечь принести пригород

Слайд 11

Тренируемся 7.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «совершение действия не в полном объеме». Найдите это слово. Запишите номер ответа. прирост прибегать приумножать прислушаться привинтить

Слайд 12

Тренируемся 8.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «совершение действия не в полном объеме». Найдите это слово. Запишите номер ответа. присоединение прифронтовой приостановить привидение прибежать

Слайд 13

Тренируемся 9.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «совершение действия не в полном объеме». Найдите это слово. Запишите номер ответа. причёска привстать привокзальный привлекательный притащить

Слайд 14

Тренируемся 10.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «высшая степень качества». Найдите это слово. Запишите номер ответа. преградить преобразование превысить превозмочь превосходный

Слайд 15

Тренируемся 11.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «высшая степень качества». Найдите это слово. Запишите номер ответа. преобразовать преграда прекрасный преступить превзойти

Слайд 16

Тренируемся 12.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «высшая степень качества». Найдите это слово. Запишите номер ответа. прекратить премудрый пресмыкаться превышение президент

Слайд 17

Тренируемся 13.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «через»,»по-иному», близка к значению приставки «пере». Найдите это слово. Запишите номер ответа. преследовать претерпеть пресловутый превентивный преуменьшить Превентивный - предупреждающий что-н., предохранительный. Превентивные меры . ( словарь С.И.Ожегова)

Слайд 18

Тренируемся 14.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «через»,»по-иному», близка к значению приставки «пере». Найдите это слово. Запишите номер ответа. преломить препарат прекратить прекрасный превосходство

Слайд 19

Тренируемся 15.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением «через»,»по-иному», близка к значению приставки «пере». Найдите это слово. Запишите номер ответа. пресмыкающееся превышать пресыщение президиум преамбула Преамбула- вводная,разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта . ( словарь С.И.Ожегова)

Слайд 20

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 4 6 5 11 3 2 3 7 4 12 2 3 3 8 3 13 2 4 5 9 2 14 1 5 2 10 5 15 3

Слайд 21

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА …З/…С

Слайд 22

Тренируемся 1.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. бе_контрольный и_ копаемый ра_цеплять во_прещать бе_вкусица

Слайд 23

Тренируемся 2.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. и_писанный ра_тапливать бе_вольный бе_конечный во_певать

Слайд 24

Тренируемся 3.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. во_хождение ра_тапливать в_кармливать ра_торопный бе_покойство

Слайд 25

Тренируемся 4.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ни_ходящий ра_тревожить в_поминать во_вещать бе_пристрастный

Слайд 26

Тренируемся 7.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. во_пламенять ра_седлать в_ыльчивый в_рыхлить бе_честный

Слайд 27

Тренируемся 8.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. в_пышка ра_рушитель ра_терянный бе_корыстный во_производство

Слайд 28

Тренируемся 9.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ра_глядеть во_мужать ра_плывчатый бе_дорожье в_волнованный

Слайд 29

Тренируемся 10.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ра_грузочный в_рыхлить бе_мятежный ра_пускать во_росший

Слайд 30

Тренируемся 11.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. во_мещать в_пылить в_дыхать ра_делительный бе_голосый

Слайд 31

Тренируемся 12.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ра_мешать в_ламывать во_принять бе_рассудный во_величить

Слайд 32

Тренируемся 13.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ра_вешивать в_бодрить бе_работица во_гореться ни_ходящий

Слайд 33

Тренируемся 14.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. ни_лагать ра_весистый чре_мерный бе_форменный во_растной

Слайд 34

Тренируемся 15.Среди приведенных ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Приставки на … з /…с пишутся с буквой С перед глухими согласными». Найдите это слово. Запишите номер ответа. бе_граничный ни_вергать бе_предельно во_любленный ра_гадка

Слайд 35

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 5 6 3 11 2 2 3 7 4 12 3 3 2 8 2 13 5 4 4 9 3 14 4 5 5 10 4 15 3

Слайд 36

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ

Слайд 37

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА (подготовка к выполнению задания 8 ) ОГЭ Презентацию подготовила Овчинникова А.М., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г.Тюмени

Слайд 2

Тренируемся п ахари или земледельцы

Слайд 3

Тренируемся к рокодилы или рептилии

Слайд 4

Тренируемся ж ивут или гнездятся

Слайд 5

Тренируемся в олшебной или чудесные

Слайд 6

Тренируемся з амков или дворцы

Слайд 7

Тренируемся з емноводные или амфибии

Слайд 8

Тренируемся с оорудили или возвели

Слайд 9

Тренируемся л екаре или врачи

Слайд 10

Тренируемся с кульптуры или статуэтки

Слайд 11

Тренируемся Родина или отчизны

Слайд 12

Тренируемся а эроплан или лайнерами

Слайд 13

Тренируемся а втомобиль или автомашины

Слайд 14

Тренируемся в ысокий-низкий , п равый-левый

Слайд 15

Тренируемся п обольше-поменьше , б ольшой-маленькая

Слайд 16

Тренируемся г рязные-чистые , о горчалась- радуется

Слайд 17

КЛЮЧИ: № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ № задания ОТВЕТ 1 ПАХАРИ ИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ 6 ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ 11 Аэроплан или лайнерами 2 КРОКОДИЛЫ ИЛИ РЕПТИЛИИ 7 СООРУДИЛИ ИЛИ ВОЗВЕЛИ 12 Автомобиль или автомашины 3 ЖИВУТ ИЛИ ГНЕЗДЯТСЯ 8 ЛЕКАРЕ ИЛИ ВРАЧИ 13 Высокий-низкий или правый-левый 4 ВОЛШЕБНОЙ ИЛИ ЧУДЕСНЫЕ 9 СКУЛЬПТУРЫ ИЛИ СТАТУЭТКИ 14 Побольше-поменьше или большой-маленькая 5 ЗАМКОВ ИЛИ ДВОРЦЫ 10 Родина или отчизна 15 Грязные-чистые или огорчилась радуется

Слайд 18

Источник: Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021/ Л.И.Мальцева, Н.М. Смеречинская. -Ростов н /Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.-400с.