«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

Ибрагимова Патимат Шапиевна

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей,  так как причиной дорожно  - транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных  основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части. 

            Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей  - первостепенное  направление в работе дошкольного учреждения.  Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

            . Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению.  Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.  Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.

            Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

             Главная цель  - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».

Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

            Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.  А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.

            Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.

            Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.

Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.

 

Задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

            Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:

- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;

- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;

- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге  среди родителей;

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

            Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

            Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.

«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»

Основная часть

            Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.

            Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.

            В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

            В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

            Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.

            В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.

            Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.

            В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход.          Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

            Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

            При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.

            Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

       Важная роль в формировании  у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому  тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

            Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

            В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.

            На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку.          Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

            Работая с детьми, используем  следующие принципы воспитания и обучения:

единство; постепенность;  доступность; наглядность.

            Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

            Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем  готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.

            В течение года учили  различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

            В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.   Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях  используются:

            - информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

            - выпуск стенгазеты для родителей.

            Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

            Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

               Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в  игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

  

Результативность опыта.

            В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.  

            В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.  А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей.

           Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

 

 

Заключение

            Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

            Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых.       Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

            Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

 

Список литературы

                                              

1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность  дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx26.7 КБ
Файл lektoriy.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД   № 13 «РОДНИЧОК »

Выступление на педагогическом часе

воспитателя группы общеразвивающей направленности

для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька»

Ибрагимовой Патимат Шапиевны

Тема: Лекторий

«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

пгт. Высокий,2021

        

        Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей,  так как причиной дорожно  - транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных  основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части.  

        Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей  - первостепенное  направление в работе дошкольного учреждения.  Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

        . Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению.  Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.  Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.

        Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

         Главная цель  - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».

Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

        Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.  А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.

        Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.

        Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.

Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.

Задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

        Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:

- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;

- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;

- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге  среди родителей;

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

        Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

        Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.

«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»

Основная часть

        Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности.         Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.

        Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.

        В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

        В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

        Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.

        В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.

        Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.

        В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход.         Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

        Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

        При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.

        Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

       Важная роль в формировании  у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому  тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

        Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

        В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.

        На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку.         Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

        Работая с детьми, используем  следующие принципы воспитания и обучения:

единство; постепенность;  доступность; наглядность.

        Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

        Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем  готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.

         В течение года учили  различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

        В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.         Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях  используются:

        - информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

        - выпуск стенгазеты для родителей.

        Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

        Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

               Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в  игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

 

Результативность опыта.

        В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.  

        В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.  А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей. 

           Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Заключение

        Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

        Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых.         Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

        Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Список литературы

                                

1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность  дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД   № 13 «РОДНИЧОК »

Выступление на педагогическом часе

воспитателя группы общеразвивающей направленности

для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька»

Ибрагимовой Патимат Шапиевны

Тема: Лекторий

«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

пгт. Высокий,2021

        

        Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей,  так как причиной дорожно  - транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных  основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части.  

        Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей  - первостепенное  направление в работе дошкольного учреждения.  Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

        . Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению.  Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.  Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.

        Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

         Главная цель  - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах, где ключевым является слово «осознанного».

Знание и соблюдение основ безопасности на дороге поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

        Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.  А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично.

        Поэтому предметом исследования является обучение детей Правилам дорожного движения. А для этого нужно формировать навыки безопасного поведения на дороге, расширять знания детей о транспорте, научить выполнять требования дорожных знаков, развивать мышление, внимание.

        Воспитатель - первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей. Всё вышеперечисленное и закрепление знаний детей о Правилах дорожного движения включает в себя научно практическую значимость.

Цель работы: воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными пешеходами.

Задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

        Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:

- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;

- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;

- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге  среди родителей;

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

        Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

        Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.

«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно - храня их детские сердца. Ведь даже Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи - дашь миру человека»

Основная часть

        Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности.         Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме.

        Обучение дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в группе.

        В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька» организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

        В группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеется уголок безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

        Воспитателями собран дидактический материал, изготавливаются разнообразные развивающие игры, организуется совместную деятельность.

        В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом обучения основам безопасного поведения на дороге детей является игра, где они являются активными участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила, знакомятся, кто такой пешеход, водитель и регулировщик и т.д.

        Во время строительных игр дети получают знания о том, что на улицах есть дома, тротуары для движения пешеходов, улица для движения транспорта. Во время игры с машинами знакомятся с разнообразием транспорта (легковой, грузовой, специальный, общественный), усваивают правила поведения в транспорте, знакомятся с сигналами светофора.

        В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого имеются дорожные знаки и светофор, пешеходный переход.         Здесь дети играют и закрепляют правила поведения на дороге, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

        Работа детского сада по обучению детей основам безопасного поведения на дороге может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

        При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, организуются совместные конкурсы, викторины, праздники.

        Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

       Важная роль в формировании  у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому  тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

        Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

        В своей работе, воспитывая дошкольников, применяем такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение, ведь в раннем дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.

        На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку.         Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

        Работая с детьми, используем  следующие принципы воспитания и обучения:

единство; постепенность;  доступность; наглядность.

        Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

        Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе. С этого времени начинаем  готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.

         В течение года учили  различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

        В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.         Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях  используются:

        - информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

        - выпуск стенгазеты для родителей.

        Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

        Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

               Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в  игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

 

Результативность опыта.

        В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.  

        В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.  А главное отсутствие дорожно - транспортного травматизма среди детей. 

           Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Заключение

        Фактическое состояние проанализированной проблемы показывает, что привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

        Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых.         Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

        Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Список литературы

                                

1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность  дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.