Работа с родителями

Анисимова Наталия Георгиевна

 Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса.

Слайд№1

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью  

Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны

 (В.А. Сухомлинский)

 Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива

специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке   детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни и к труду.

Вместе с тем ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.

Наличие разных групп родителей обуславливает дифференцированный подход к работе по пропаганде медико-педагогических знаний среди них, более активное привлечение их к воспитанию аномальных детей, предполагает оказание действенной помощи в организации семейного воспитания и улучшения бытовых условий.

Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

  • определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;
  • регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;
  • специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;
  • организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;
  • содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями: родительское собрание, индивидуальные беседы, встреча родителей с администрацией школы, дни открытых дверей и. т.д.

Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности школьников к семье, и делать это, постоянно ведя кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу. Задача школы подсказать учащимся, как относиться к родителю, как попытаться изменить их жизнь, их поведение к лучшему.

В практической работе с родителями учащихся учителям я предлагаю использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

 

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы воспитателя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к педагогу и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

Слайд №2 При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

  • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
  • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
  • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
  • не предъявлять претензий к родителям;
  • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
  • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
  • договариваться о конкретных совместных делах;
  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу на общешкольные праздники. Слайд№3 Внеклассное мероприятие.

Очень трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучающихся, родителей и педагогов.  

Родители мох воспитанников с удовольствием посещают почти все мероприятия, которые проводятся в нашей школе, оставляют нам положительные отзывы о школе. Поэтому нужно стараться приблизить каждую семью к школе. Если ребенок видит своих родителей, активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

 Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Родительское собрание.     Слайд «№ 4 Родительское собрание(фото)

Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Необходимость обучения обучающихся в этом типе заведения и формируя у них положительное отношение к школе, использует различные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников. Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. Темы должны быть конкретными:

"Коррекция отклоняющегося поведения у подростков", "Роль матери (отца) в воспитании детей", "Отцы и дети. Конфликты и пути их разрешения" и т.д.

Родительские собрания нужны для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае малому педколлектива необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; - для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал "без жареных фактов", фамилий родителей и детей;

Как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на свои собрания мы приглашаем психолога, медсестру, социального педагога, учителей-предметников.  Но при этом мы стараемся не забывать, что это - консультации, а не претензии к родителям;

Как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, проблемы с мобильными телефонами и т.д.)

Как показ "товара лицом", когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Очень важно грамотно подготовиться к родительским собраниям.

Слайд №5 Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Слайд №6 Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической                        литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  5. Приглашение родителей и других участников собрания.
  6. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Слайд№7Правила поведения малого педколлектива на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с плохим поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Слайд№8 Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например, снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама. "
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача педагога. Решение данной задачи представляется возможным, если в плане работы есть такие направления деятельности педагога – воспитателя с родителями.

Школа совместно с родителями выполняет одну задачу – воспитание детей. Родители разные, у всех свой характер, ко всем надо найти подход.

Мною составлен общий и индивидуальный план работы с родителями  

 

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Беседа «Поведение школьника во время летних каникул».

Гигиена жилища.

Сентябрь

2

Беседа с родителями «Ответственность родителей за воспитание детей».  Профилактика простудных заболеваний.

Октябрь

3

Анкетирование: «Мы ждем ваших советов»

Памятки для родителей по закону №1539, телефоны доверия.

Ноябрь

4

Беседа о ПДД

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. Правила поведения во время зимних каникул.

Декабрь

5

 Памятка для родителей:

 «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

Январь

6

Консультация  « Комендантский час»

Февраль

7

Беседа: «Причины, которые приводят к не успеванию в учебе и плохому поведению детей»

Памятка  «Карманные деньги: десять правил для родителей»

Март

8

Беседа «Предупреждение и борьба с вредными привычками у детей и подростков»

Апрель

9

Памятки по проведению летних каникул Посещение семьи на каникулах.

Беседа «Обязанности ребёнка в семье»

Май

  Итоги прошлого года показали, что эта работа приносит положительные результаты.  Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Работа с родителями должна проводиться в системе и при участии всего педагогического коллектива. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы педагога, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.