Инновационная деятельность на базе КФУ

Корнилова Ирина Геннадьевна

Мастерская построения знаний «Тема трудного детства в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

Мастерская построения знаний - одна из инновационных форм проведения урока.

Урок построен с использованием методики петербургского педагога А.А. Окунева, основанной на организации групповой работы учащихся. 

Предлагаемый конспект урока «Тема трудного детства в рассказе Л. Андреева «Петька на даче» был использован при изучении рассказа в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Корнилова Ирина Геннадьевна                           (учитель гимназии№ 96 г.Казани)

 

                                             

                                              Мастерская построения знаний

                «Тема трудного детства в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

Формы работы: беседа,  групповая работа , создание кластеров, синквейнов , кеннингов,  ассцепов (ассоциативных цепочек)

Цели: развивать навыки работы с текстом - определять тему, идею, проблематику;

-развивать умения мыследеятельности: логическое мышление, память, внимание к слову, умение выделять главное,

-способствовать воспитанию нравственных качеств личности: чуткости, доброты, сострадания.

Задачи: дать понятие литературоведческих терминов: прототип, кольцевая композиция;

-уметь давать характеристику персонажу с опорой на текст;

-уметь составлять собственное речевое высказывание;

-уметь излагать собственную точку зрения, выражать отношение к прочитанному.

Методы работы: диалогический, монологический, исследовательский

                                                                                 Это не просто рассказ, это вопиющая скорбь о

  ребенке

                                                                                                                                                                     М. Горький

Оформление доски: портрет Л. Андреева, иллюстрации известных художников и детские рисунки к рассказу « Петька на даче», толковый словарик на обороте доски или на экране.

Учитель: Вы прочитали рассказ « Петька на даче», написанный Л. Андреевым в 1899 году, нарисовали иллюстрации к рассказу. А как вы думаете, почему тема урока названа именно  так -  «Трудное детство»? А какие ассоциации возникают у вас при слове «детство»?

Первый этап мастерской. Создание ассоциативной панели. Давайте создадим ассоциативную панель к слову «детство» ( работа в группах) - по 2-3 слова от группы: родители, семья, игрушки, беззаботное время, счастливая пора, подарки, сюрпризы и др. Выбираем ключевое слово(например, « счастливая пора»).

Составляем ассоциации к слову «дача» ( отдых, грядки, игра, купание), «город»( дом, школа, суета, машины, многоэтажные дома), «семья»( мама, папа, бабушка, дед, брат, сестра, любовь, радость).Выбираем по одному ключевому слову( например, «отдых», «суета», «любовь»).О чем говорят нам  эти слова?-Это ваше детство. А похоже ли оно на детство Петьки?

Обращаю внимание учащихся на эпиграф, зачитываю его. Как вы понимаете слово «скорбь»? - Это крайняя печаль, горесть, страдание(сверяем со словариком). Почему скорбь названа « вопиющей»? Как вы понимаете это слово? (Отвечают: вопит-это кричит, т.е. рассказ « кричит, вопит» о том, как Петька страдает в городе).

Учитель: Известно, что сюжеты многих своих произведений Л. Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Вам знакомо это слово. Что оно означает? (Прототип-личность, черты которой легли в основу литературного образа).  Вы прочитали в учебнике  статью об Андрееве. Кто был прототипом  героя Петьки? (Однофамилец писателя-парикмахер Иван Андреев. Он дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был награжден почетным дипломом на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с писателем, на основе этих воспоминаний и был написан рассказ « Петька на даче»).

Второй этап мастерской. Этап актуализации знаний. На уроках мы иногда задаем друг другу так называемые «тонкие» и «толстые» вопросы. Кто хочет напомнить, что это за вопросы?( «Тонкие»-простые вопросы , отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? « Толстые»-посложнее, требуют объяснения-ЗАЧЕМ?ПОЧЕМУ?ОТЧЕГО?

Сначала я задам вам «тонкие» вопросы, потом вы друг другу. Проверим, как вы знаете текст. (Работаем по группам, задаем вопросы и отвечаем по очереди).

1. Как звали мастера-парикмахера (хозяина)? - Осип Абрамович.

2. Как звал Петьку парикмахер Осип Абрамович? - Мальчик.

3. Кто такой мальчик? - Малолетний работник.

4. Как звали друга Петьки  в парикмахерской? - Николка.

5. Какие три вредные привычки были у Николки? - Курил папиросы, ругался скверными словами, пил водку.

6. Сколько лет было Петьке?-10 лет.

7. Что такое «полька, бобрик и подбор» в рассказе? - Виды стрижек.

8. О чем просил Петька каждый раз, когда к нему приходила мать? - Взять его из парикмахерской.

9. Сколько уже лет проработал Петька в парикмахерской? - Три года.

10. Что делал Петька всю дорогу, когда ехал на дачу на поезде? -  Смотрел в окно.

11. На кого был похож Петька, впервые в жизни оказавшись в воде во время купания? - На щенка.

12. Какие три дела были ежедневно у Петьки на даче? – Выкупаться, вырезать удочку, накопать червей.

13. Какое печальное известие было в письме, адресованном кухарке Надежде? - Петьке надо возвращаться в город.

14. О чем просил Петька мать после приезда в город? - Спрятать удочку.

15. Кому рассказывал Петька о своей поездке на дачу каждый вечер? - Николке.

16.В каком городе жил Петька? - В Москве.

17. Что должен был приносить Петька парикмахеру по его требованию?  - Воду.

18. Что было «грязным-прегрязным» во внешнем облике Петьки? - Руки и шея.

19. Из кого состояла семья Петьки? - Из матери и сына.

20. Что такое «чугунка» в рассказе? - Железная дорога.

 21. Что было самым привлекательным на лице Петьки? - Веснушки.

 22. Что больше всего радовало мать, когда она смотрела на сына? - Что он растолстел.

23. В какой обуви ходил Петька на даче? - Босиком.

24. Что делал Петька, когда прыгал, играя сам с собою в «классики»? - Надувал щеки.

25. Как звали Петькиного друга на даче? - гимназист Митя.

26 .Где находилась дача, куда уехал Петька? - В Царицыно.

27. Кем работала Надежда, мать Петьки? - Кухаркой.

Третий этап мастерской «Создание афиши» (или кластера)

Вспомним, что такое художественная деталь (подробность, мелочь, частность). Работаем в группах.

-Ребята,  на какие части можно разделить рассказ? (1.Петька в городе.2.Поездка на дачу.3.Петька опять в городе).

Каждая группа составляет афишу-кластер по заданной теме, используя художественные детали. Группы получают вопросы для создания кластера.

Первая группа - «Петька в городе»:

      1.  Каким  предстает мир города?

      2.  Каков городской пейзаж?

      3.  Опишите Петьку в городе.

      4. Какими эпитетами охарактеризуем  город? (безжалостный, грязный, тревожный,          развратный, душный, грубый, серый, черный, порыжелый, желтый, дешевый, подозрительный).

      5. Охарактеризуйте художественное время первой части рассказа.

Вторая группа - «Поездка в город»

  1. Опишите Петьку по дороге на дачу.
  2. Расскажите, чем занимался Петька на даче.
  3. Какой пейзаж рисует автор за городом?
  4. Почему происходит просветление героя? Почему он «изумительно помолодел»?
  5. Похожи ли дачники на городских жителей?
  6. Охарактеризуйте художественное время второй части.
  7.   Какими эпитетами охарактеризуем дачную жизнь? (светлая, веселая, живая, ласковая, удивительно ясная, радостная, серебристая, яркая, зеркальная, прозрачная, седая от росы).

Третья группа - «Петька опять на даче»

  1.Опишите Петьку по дороге домой.

  2. Опишите город и парикмахерскую после возвращения Петьки  с дачи. Зачем автор еще раз  описывает парикмахерскую?

  3. Что скрашивало теперь Петькину жизнь?

  4. Почему «звенел и волновался» Петькин голосок только по ночам?

  5.Почему эта часть рассказа самая короткая? Что автор хотел этим сказать?

   6. Какой картиной завершается рассказ?

Четвертый этап мастерской - « Социализация» (Защита афиш, оформленных в виде кластера на ватмане А-3). К доске выходят по 1-2 ученика, защищают «продукт коллективного труда»

Пятый этап мастерской - «Новый материал».

Обратите внимание, что рассказ начался с описания парикмахерской и закончился описанием парикмахерской. Такая композиция называется кольцевой или композицией обрамления, так как такое построение можно представить в виде круга, кольца. В основе такой композиции лежит  принцип повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. Эта композиция не только придает произведению завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и расширяет границы созданной в произведении картины  в соответствии с авторским замыслом.

Шестой этап мастерской- «Создание творческого продукта»

Работа в группах. Составление синквейна. ( «Пятистишие»: первая строка- слово-тема, вторая строка-два определения –прилагательных, третья строка-три глагола, четвертая строка-предложение, желательно  из четырех слов, пятая строка-слово-синоним к слову-теме).

Первая группа-слово «дача». Например:

Дача

Загородная, летняя

Отдыхать, загорать, купаться

Летом на даче отдыхать здорово!

Отдых.

Вторая группа-слово «детство» (веселое, счастливое; играть, дружить, расти; Детство-самая счастливая пора; радость).

Третья группа-слово «город» ( большой, шумный; живет, движется, поглощает; Казань- наш любимый город; Родина).

Седьмой этап мастерской- «Создание второго творческого продукта»

Работа в группах-составление кённингов к слову (  Кённинг-в переводе с исландского «обозначение» -разновидность метафоры, замена одного существительного двумя, второе  из которых определяет первое, например, корабль- конь моря. Работаем по формуле-существительное в Именительном падеже + существительное в Родительном падеже без предлога).

Составляют  в группах по 2-3  кеннинга к слову «детство» (утро жизни, восход жизни, рост ребенка, начало жизни, становление характера, становление личности, радость жизни, забота матери, забота родителей, ответственность родителей, воспитание детей, детство внуков, забота общества).

Восьмой этап мастерской-«Создание третьего творческого продукта» 

Работа в группах. Создают так называемые ассцепы (ассоциативные цепочки  по буквам к слову) Слово « ДАЧА»

Д----- деревня, двор, дедушка, друзья, дом, дачник, дым, добро, дёрн, доярка, дождь, дубы, душа

А-----автомобиль, активность, аллея, абрикосы, агроном, анис, аппетит, ах! антиквариат

Ч-----часто, чисто, чистотел, чудо, человек, чай, чары, чайник, частушки, череда, черепица, червяк, чемодан, чернослив, чеснок

А---- авантюра, апартаменты, анекдоты, азарт, астры, август.

Девятый этап мастерской –Рефлексия.

Все ли понравилось на мастерской? Чему научились сегодня? Что нового узнали?  Что показалось трудным? Как больше нравится работать – одному или в группе? Почему?

Десятый этап мастерской- «Создание СЛОВА»( написание миниатюры-эссе  «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Андреева « Петька на даче». Написать можно как от группы коллективную работу, так и индивидуально, по желанию).

Домашнее задание по группам ( « Тема трудного детства в живописи»):1группа -  сообщение о творчестве художника Маковского, принести репродукцию картины  Маковского « Свидание»;

2 группа - сообщение о творчестве художника Перова, принести репродукции картин Перова

 «Спящие дети» и «Тройка»; 3 группа - сообщение о творчестве художника Журавлева, принести репродукцию картины «Дети-нищие».