Мои публикации


Предварительный просмотр:

Ярукина Олыа             Васильевна,

учитель МБОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Сверхзадача учителя, его священный долг заключается во введении ребенка, ученика в духовно-нравственный мир, без постижения которого жизнь как высшая ценность теряет смысл.

Духовное воспитание младших школьников — это приобщение их к высшим, фундаментальным понятиям бытия. Что это за понятия — идеи? Добро и зло; жизнь, смерть и бессмертие; временное и вечное; любовь, красота; смысл жизни... Наличие духовного потенциала позволяет человеку за малым усмотреть большее, за конкретным — абстрактное, за несущественным — важное..., а, значит, не разменивать свою жизнь, осуществить свое предназначение.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию морали. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный». У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно. настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание- непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации, Первый этап охватывает младенчество и раннее детство. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития.

Посредством разумно организованной «поведенческой» практики ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления. Второй этап характеризуется формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость как к положительному, так и к дурному влиянию.

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а так же поступки ю отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, чт<г нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты.

Духовность — это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения.

Фольклор, являясь одним из видов искусства., выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников. Это духовное богатство, которое призвано сформировать общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопоря-

док; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность H настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7 Традиционные российские религии включают представления о вере, духовной  и религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

Я Искусство и литература включают ценности: Красота; Гармония; духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

Природа Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля,

10 человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур " народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Для решения воспитательной задачи школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства литературы и кино: периодической литературы, СМИ, отражающих coвременную жизнь; традиционные российские религии; фольклор народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей других источников информации и научного знания.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше представление о школа школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Цель школы — духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности.



Предварительный просмотр:

Ярукина Ольга Васильевна,

Матвеева Валентина Германовна,

Миронова Ирина Николаевна

учителя МБОУ «Гимназия № 2» г. Чебоксары

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В связи с быстрым развитием науки и внедрением  все новых технологий быстро меняются квалификационные требования, жизненный срок профессий сокращается и квалификацию (или профессию) надо менять несколько раз в течение трудовой жизни. Отсюда вытекает необходимость широкой допрофессиональной подготовки, которая включает следующие цели обучения: «научить учиться, активизировать инициативность и предприимчивость, развить способности к решению проблем, творческое мышление, готовность к переменам и действиям, упорство и ответственность.

Обеспечить достижение этих цепей призвана образовательная область «Технология». Государственный образовательный стандарт так определяет главную цель этого учебного предмета — «подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями в условиях рыночной экономики». При достижении этой цели должна быть обеспечена практическая направленность обучения, т.е. необходимо учить качественному труду по созданию потребительской продукции и услуг с учетом требований дизайна, экономики и экологии, расширить политехнический кругозор учащихся, способствовать развитию их творческих способностей, помочь их профессиональному самоопределению>>.  ФГОС трудовое воспитание должно иметь три направления: 1) в школе на уроках; 2) во внеклассной работе во второй половине дня в виде кружков и занятий по интересам; 3) в семье.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного воспитания, а также трудового. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Структура трудового образования становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов.

Труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности, изменяется самооценка, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Вследствие коллективности труда, школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности.

Большую возможность для развития этих качеств дают внеклассные занятия по технологии «Модульное оригами». На этих занятиях можно использовать бригадный способ работы. Дети сами выбирают себе бригаду и распределяют обязанности. Конечно, это требует большой предварительной подготовки. Сначала дети учатся складывать модуль по схемам, предлагают варианты оптимизации труда, а затем распределяют эту работу по этапам. Чем меньше учеников в бригаде, тем больше этапов нужно сделать каждому. И наоборот. Здесь важно дать детям понять, что конечный результат будет зависеть от каждого члена бригады. Дети в процессе работы начинают понимать, что и скорость выполнения работы тоже зависит от каждого. Модульное оригами развивает такие качества, как аккуратность и точность, а бригадный метод помогает развить доброжелательность и взаимопомощь. Как на обычном заводе, в это время работает и ОТК. Ребята проверяют, правильно ли сделан модуль, а если находят неточность, отдают в переработку. Это, конечно, замедляет работу, и дети стараются работать без «брака». Конечный результат показывает, насколько дружно и слаженно работала бригада. Разбирая причины неудач, дети находят пути решения, и на следующем занятии результаты бывают намного лучше. Из модулей в нашем классе сделано много поделок, и все дети понимают, что в этой красоте есть и их доля.

В разговорах родителей часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Но как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко дается обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.

Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать нео6ходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является фундаментом на первом этапе.

Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. Многие обучающиеся трудятся дома «понарошку». Их не привлекает работа по дому, да и родители, как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться.

Поэтому на втором этапе нужно определить, какие же трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье? В перечень включаются следующие поручения:

- оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

- наводить порядок на своем столе и в своей комнате;

- заботиться о своем младшем брате или сестре;

- стирать свои мелкие вещи;

- мыть чайную посуду;

- следить за чистотой обуви;

- выносить мусор;

- кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

- гулять с собакой, кошкои;

- покупать хлеб, молоко.

Кроме того, надо быть последовательными в своих требованиях при выполнении детьми трудовых обязанностей. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Не заставлять ребенка делать трудную и непосильную для него работу. Прежде чем поручить что — либо ребенку, показать образец правильного выполнения поручения, научить этому, несколько раз выполнить поручение совместными усилиями. Ребят любого возраста нужно учить тому, как и что, делать. Только тогда формируется навык и привычка.

Нельзя забывать об игровых моментах в трудовой деятельности. В игровой деятельности ребенок приобретает определенные навыки трудовой деятельности. При этом родители не должны выполнять за ребенком какую-то работу. Например, мама купила ребенку машинку и сама её заводит. Мама выполняет работу за ребенка.

Ребенку должно быть указано на то, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.

Надо учить ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.

Тактично надо оценивать результаты труда. Нельзя наказывать ребенка за неумение что-то делать, а нужно стараться его научить.

Чтобы научить ребенка трудиться, сделайте его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение. Для этого приобщите ребенка к ручной работе. Ручная работа это средство от усталости. Когда вы занимаетесь рукоделием, у вас вырабатывается определенный, присущий только вам ритм работы руками. Занимаясь прикладным творчеством, вы становитесь ближе к истории: вы и ваши дети занимаетесь тем же, чем занимались ваши предки, тем самым, узнавая о них больше. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, дух и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, игры, песни, сказки, семейные предания и обряды.

Как же организовать и сделать вашу жизнь интересной? Используйте то, что вы сделали своими руками, чтобы украсить и сделать удобными места для хранения вещей. Это заставит ваших детей класть вещи на свои  места. При помощи собственных поделок сделайте ваши обеды, ужины и завтраки особенными. Детям очень нравится, когда тем, что они сделали сами, будут пользоваться все члены семьи.

Сделайте ваш воскресный обед еще одним дополнительным мероприятием для введения в вашу повседневную жизнь рукоделия. Украсьте стол природными материалами. Переоденьтесь к обеду. На первый взгляд это может показаться глупым, но детям очень нравится.

Пусть такие выходные станут традициями в вашей семье. На одной неделе займитесь народными промыслами и ремеслами, в другой раз поиграйте в настольные игры или сходите куда-нибудь. В свободный вечер занимайтесь с детьми рукоделием. Занимаясь рукоделием, вы узнаете больше об окружающем нас мире, о прошлом, друг о друге и о самих себе.

Задача трудового воспитания детей заключается в том, чтобы приучить их к труду, научить выполнять любую посильную работу, выработать у них необходимые трудовые навыки и умения, приучить выполнять работу добросовестно и аккуратно, воспитать чувство ответственности за порученное дело. Все это способствует воспитанию у детей и подростков  нового отношения к труду.



Предварительный просмотр:

                

                                                                                   Ярукина Ольга Васильевна                                                                             учитель начальных классов,  

              МБОУ «Гимназия  № 2»  г. Чебоксары          

                                                                                                                

ЧТО  ВОЛНУЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Головной мозг человека разделен на два полушария: правое и левое. Хотя внешне они зеркально симметричны и похожи в этом плане на правую и левую руки, такое разделение отражает различия в функциях двух половинок мозга. Наши руки тоже отличны друг от друга: то, что мы с легкостью делаем правой рукой, левой повторить не всегда удается. Работа полушарий может быть выражена у различных детей в разной степени, и этим они будут отличаться друг о друга.

Правое полушарие несет опыт, накопленный нашими предками. Оно отвечает за целостность и эмоциональное восприятие окружающей действительности. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Дети, у которых правое полушарие доминирует над левым, эмоциональны, возбудимы, чувствительны. Это драчуны и плаксы. Это дети-фантазеры, способные к неформальной логике. Люди, у которых доминирует правое полушарие, лучше решают творческие задачи, быстрее находят выход из ситуаций. Они часто решают задачи методом случайных проб и ошибок.

Правое полушарие контролирует рисование и лепку. Оно отвечает за музыкальные способности

Левое полушарие отвечает за строгую логику, за умение выводить следствия из причин, за возможность что-либо аргументировано доказывать. Здесь находится центр счета. Математики, шахматисты опираются в своей работе на способности этого полушария. Обучение, контролируемое левым полушарием, будет проходить строго последовательно. Левое полушарие заставляет воспроизводить текст  или любую другую информацию почти дословно.

Но для полного развития личности ребенка необходимо гармоничное развитие обеих этих половинок. Полушария обязательно должны работать «рука об руку». Практически во всех случаях чрезмерная медлительность, некоторая «заторможенность» ребенка, плохая память- это результат отсутствия у него координации в работе двух полушарий. Связи между ними можно налаживать и шлифовать, занимаясь упражнениями, в которых сделан акцент на скоординированность действий правой и левой половинок тела.

Для начала ответьте на ряд вопросов. После каждого вопроса в скобках стоит один из вариантов ответа. Если вы с ним согласны, поставьте галочку. Если ваш ответ иной, галку не ставьте. Там, где больше всего галочек, и есть проблемная зона.

                         Диагностика работы правого полушария

Замечали ли вы, что ваш ребенок не всегда понимает текст при чтении?

Легко ли ваш ребенок придумывает вопросы, много ли вопросов он может придумать к картинке? (нет)

Хорошо ли ваш ребенок рисует? (нет)

Использует ли он цвет в рисунках? (нет)

Любит ли он рисовать красками? (нет)

Много ли деталей в рисунках ребенка? (нет)

Легко ли ваш ребенок пересказывает истории близко к тексту? (нет)

Эмоционально ли он читает? (нет)

Любит ли он лепить из пластилина? (нет)

Хорошее ли воображение у вашего ребенка, любит ли он что-то придумывать, сочинять? (нет)

Любит ли ребенок что-либо делать своими руками? (нет)

                        Диагностика работы левого полушария

Бывает ли, что ваш ребенок не замечает полей в тетради и при письме «залезает» на них? (да)  

Есть ли у ребенка сложности с математикой? (да)

Сложно ли ему решать логические задачи? (да)

Бывает ли так, что ваш ребенок пропускает буквы при письме? (да)

Бывает ли так, что ваш ребенок не следит за окончанием слов при чтении? (да)

Замечали ли вы, что ваш ребенок иногда заменяет слова при чтении по смыслу? (да)

Часто ли ваш ребенок пишет предлог и слово слитно? (да)

Забывает ли ребенок ставить знаки препинания при письме? (да)

Трудно ли вашему ребенку сохранять порядок в своей комнате, в своем шкафу, а своем рабочем столе? (да)

Бывает ли так, что ребенок неправильно строит фразы при общении? (да)

Часто ли ребенок забывает, какое сегодня число, день недели, который час? (да)

Часто ли ребенок забывает дома дневник, нужную тетрадь или учебник? (да)

Может ли ребенок найти сам все ошибки, допущенные при списывании или письме? (нет)

Имеются ли у ребенка дефекты речи? (да)        

Любит ли ребенок считать? (нет)

Диагностика работы связей между полушариями

Сбивается ли ребенок при обратном счете, т.е. от 30 до 1? (да)

Замечали ли вы, что ваш ребенок чересчур медлителен? (да)

Быстро ли ваш ребенок схватывает новую информацию? (нет)

Бывает ли, что ребенок думает слишком медленно? (да)

Хорошо ли он запоминает новый материал? (нет)

Хорошая ли у вашего ребенка память? (нет)

Бывает ли, что ребенок не слышит, что ему говорят? (да)

Бывает ли, что ребенок не всегда понимает, что ему говорят? (да)

Бывает ли, что ребенок не может рассказать в классе, особенно у доски, то, что он отлично знает? (да)

Умеет ли ребенок ездить на велосипеде? (нет)

Хорошо ли ребенок умеет прыгать через скакалку? (нет)

Умеет ли ваш ребенок завязывать шнурки? (нет)  

Игры для тренировки левого полушария мозга

Лишние картинки

Принцип этого очень полезного упражнения очень прост. Ребенок должен взглянуть на небольшой ряд картинок (5-6) и сказать, какая картинка, с его точки зрения, лишняя, обосновав свой выбор. Игра начинается с того, что ребенок должен последовательно сказать, что нарисовано на каждой картинке: « на первой картинке нарисовано...», «на второй картинке нарисовано…» и т.д. Неспособность четко и правильно считать и опознавать образ свидетельствуют о недостаточно эффективной работе правого полушария. Такие ребята не видят «мелких» деталей. Играя в эту игру, ребенок должен действовать по схеме: «Посмотри. Назови. Выбери. Покажи. Объясни».            

Определения

Хорошей тренировкой способности включать объекты в группы и вычленять их из них является умение давать определения. Такая способность лежит в основе любых классификаций.

Первый вариант - отсутствует само определяемое понятие. Ребенок должен самостоятельно догадаться, что это такое. Например, «Предмет, с помощью которого можно привести волосы в порядок».

Второй вариант- ведущий придумывает «плохое», неточное определение. Например, «Носки – одежда, которую надевают на ноги». Ребенок должен объяснить, почему определение не годится, и предложить свой вариант.

Третий вариант – в определении отсутствует слово, и это слово играющий должен восстановить. Например: «Свинья –…. с пятачком».

Четвертый вариант – придумать разные определения к одному и тому же слову.

Классификация картинок

Условия этого занимательного и полезного упражнения очень просты. Предложить ребенку стопку карточек, на каждой из которых изображен какой-то объект. Картинок должно быть не менее трех десятков.

Первая задача ребенка - разложить их на кучки.

Вторая задача - объяснить словами, почему он разложил карточки так, а не иначе. Чем больше кучек составил ученик, тем лучше.                            

Перепутавшиеся буквы

Насколько у ребенка развита комбинаторика, можно быстро установить с помощью упражнения «Перепутавшиеся буквы». Записать слово, состоящее из 5-6 букв, предварительно перепутав буквы. Ребенок должен отгадать задуманное слово.

В аналогичную игру полезно играть и с числами. Для начала взять три разных числа и составить возможные комбинации.                                    

Мяч и числа

Полезное упражнение, тренирующее устный счет. Перед началом игры ведущий сообщает ребенку некое число. Затем ведущий бросает ребенку мяч и произносит при этом любое число. Поймав мяч, игрок мысленно прибавляет к нему оговоренное число, произносит вслух результат сложения и бросает мяч обратно. Можно изменить правила игры. Ученик должен не прибавлять, а вычитать.

Найди ошибку

Предложить два листка, которые на первый взгляд кажутся практически одинаковыми. Задача ученика – найти измененные буквы (ошибки), сличая первый лист со вторым, и обвести замены кружочком. Такая игра приучит ученика к более методичной и более последовательной проверке.

Найди букву

Для этой игры потребуется лист бумаги с напечатанными на нем строчками, состоящими из набора букв. Используемых букв должно быть 8 или 9. Чередуя их случайным образом, составляем строчки по 30 знаков в каждой. Всего таких строчек на странице должно быть 50-60. Между буквами оставляем разные промежутки, знаки препинания не ставим. Учитель выбирает две буквы и ставит перед игроком задачу. Ученику надо просмотреть все строчки и обвести каждую букву А кружочком, а букву К подчеркнуть. Время выполнения 5 минут.

Домино

Старинная игра в домино является для детей не просто пустым времяпрепровождением. Она учит действовать по строгому алгоритму, сохраняя четкую последовательность действий в сочетании с принятыми правилами.

Марсианский язык

Вот так выглядит марсианский текст:

«Халяме! Мом титл Заг. Ом ном та бара. Мом бар ном кви фара. Ол фар, та фара, кви фара. Мом гил бар, мом док бар. Ом ном кви пода. Гил под, мид под, док под. Мом под но ном фара. Ом ном ог пода им иг бара. Валяме!».

После перевода получили следующий текст: «Привет! Мое имя Заг. Я имею две руки. Моя рука имеет три пальца. Один палец, два пальца, три пальца. Моя левая рука, моя правая рука. Я имею три ноги. Левая нога, средняя нога, правая нога. Моя нога не имеет пальцев. Я имею большие ноги и маленькие руки. Пока!»

Задача ребенка – сличая слова на листочках и анализируя структуру языка, составить следующие фразы на марсианском языке: «Моя вторая нога. Мои большие ноги. Большой левый палец и маленький правый палец. Заг имеет два имени. А не имею средней ноги. Моя левая рука не имеет больших пальцев.

Игры для тренировки правого полушария мозга

Вопросы к предложению

Ведущий придумывает и произносит вслух какую-нибудь фразу. Задача игроков- придумать как можно больше вопросов, имеющих отношение к персонажу и к процессу, описанному в предложении.

                                   

Отгадай предмет

Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в данный момент в комнате. Дети должны отгадать, что это за предмет, задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задача детей – обнаружить предмет с помощью как можно меньшего числа вопросов.

Хорошо и плохо

Игра вырабатывает способность аргументировать утверждения, находить им логическое и житейское обоснование. Задача игроков – придумывать утверждения, используя слова «хорошо», «плохо» и «потому что».

Первый играющий произносит любое утверждение со словом «хорошо». Например, «Есть мороженое – это хорошо, потому что оно вкусное». Второй игрок подхватывает конец фразы. При этом он должен придумать свою реплику, используя слово «плохо». «Есть вкусные продукты плохо, потому что они перебивают аппетит». Третий игрок должен начать свою фразу со слов «Перебивать аппетит хорошо, потому что…» и т.д.

История в картинках

Для проведения этой игры необходима серия картинок. Задача ребенка – расставить картинки по порядку и рассказать соответствующую историю. Задачу можно усложнить, взяв несколько серий картинок с разными персонажами. Задача ребенка – разделить истории, разложив их на части по порядку и составить связный рассказ.

Найди связь

Предложите участнику игры придумать и записать на листочке в столбик 16 слов. Желательно, чтобы это были существительные. Задача игрока – выбирать пары слов и указывать на их ассоциативную связь. Связь эта должна быть выражена одним словом. Например, берем слова: машина, радость, семья, лошадь, крючок, стул, радио, трава, обои, жук, стекло, мел, бумага, школа, солнце, дождь. Получаем следующие пары: машина – семья = путешествие; лошадь – трава = луг и т.д.

 Теперь, действуя точно также, из полученных 8 слов сделать 4. Продолжаем игру, и сокращаем число слов до 2.

Сходство и различие

Ведущий заранее придумывает пары слов. Например, лампочка и солнце; девочка и кукла; трамвай и автобус. Задача ребенка – назвать как можно больше сходств и различий для каждой пары.

                                       Поиск смысла

Попросите ученика вспомнить все известные ему пословицы, затем выбрать одну и записать на листочке. Теперь предложите ему придумать и написать три разных предложения, объясняющие ее смысл. Например:

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

1.Если хочешь получить удовольствие, то надо приложить силы.

2.Если хочешь что-нибудь получить, то ты должен поработать.

3.За удовольствие надо платить.

 Литература

1. А. С. Валявский. Оздоравливающие учебные игры. – Санкт-Петербург.: ТЕССА, 2001. – 352 с.

2. Т. Шишова. Страхи – это серьезно. – Москва.: «Издательский дом «Искатель», 1997. – 94 с.

3. М. Д. Маханева. Мы с друзьями-целый мир. – Москва.: ТЦ Сфера,  2007. – 96 с.

4. В. Н. Рыбинский. Творческое мышление. – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 112 с.

5. А. З. Зак. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. –Москва.: ИНТЕРПРАКС, 1994.

6. А. З. Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. –Москва.: Просвещение,1994.

7. А. Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: «Гринго», 1996.