Проектная деятельность с детьми

Кашанина Оксана Петровна

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. На этой странице у Вас есть возможность познакомиться с реализованными проектами, запланированными в течение года.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».Песталоцци

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_organizm.docx85.01 КБ
Файл proekt_reka_vremeni._istoriya_knigi.docx38.03 КБ
Файл moy_proekt_kashanina_o._p.docx613.98 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Наш организм»

(с детьми среднего дошкольного возраста)

Победитель Всероссийского конкурса «Территория успеха»

в номинации «Лучший педагогический проект»

Выполнила: Воспитатель

Кашанина Оксана Петровна,

высшая квалификационная категория

МАДОУ детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

Адрес: 606100 Нижегородская область,

г. Павлово ул. 7-я Северная д. 18

с.т.: +79616379740

email: kaschanina.oks@yandex.ru

 2021г.


Описание мероприятия

Тема «Наш организм»

Форма проведения: познавательно-исследовательский проект

Название возрастной группы: средний дошкольный возраст (дети с 4 до 5 лет)

ФИО автора: Кашанина Оксана Петровна

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

Населенный пункт Нижегородская область, Павловский район, г. Павлово

Цель: Формирование первых понятий о своем теле, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи.

Обучающие:

  •  Формировать у детей элементарные представления о строении своего тела
  • Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

Развивающие:

  • Развивать умения ухаживать за своим организмом (уход за частями тела, правильное питание, занятия спортом)
  • Развивать знания детей от чего возникают болезненные ощущения в организме.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены
  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание быть здоровым.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к посещению кабинета педиатра, к встрече с врачом.

Предварительная работа: беседы; ситуативные разговоры; дидактические и настольно – печатные игры; создание проблемных ситуаций; рассматривание иллюстраций, картинок, энциклопедий; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран для проектора, диски с мультфильмами, одноразовая посуда, лук, огурец, лимон, чеснок, зеркала на каждого ребенка, салфетки, платочки носовые (на каждого ребенка), пульверизатор с водой комнатной температуры.

Действующие лица и исполнители: воспитатель, воспитанники средней группы, родители.


Актуальность

Здоровье – это не подарок, который человек получает один  раз  и  на  всю  жизнь,  а  результат  сознательного  поведения   каждого   человека   и   всех   в   обществе.

П. Фосс, немецкий валеолог

На сегодняшний день, в эпоху разгула коронавирусной инфекции, самая важная задача педагогики – это воспитание здорового поколения детей.

Первостепенное значение имеет самостоятельная забота детей о своем здоровье, наличие у них представлений о здоровом образе жизни, а для этого надлежит: обогатить их представления о строении тела человека, о взаимосвязи всех жизненно-важных систем, а также о том, как можно избежать тех или иных болезней.

Большое внимание необходимо уделить и правильному питанию: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года.

Данная проблема, сохранения здоровья у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания гигиенических навыков, желания правильно питаться и заниматься спортом. Именно педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной и прививать детям «полезные привычки».

В нашей беседе с детьми «Что такое здоровье», выяснилось, что дети знают об этом лишь поверхностно. Так, например, дети знали о необходимости чистить зубы, однако, без напоминания мамы об этом забывали, и не все дети любят кушать полезные продукты. Поэтому мы с ребятами решили выяснить, откуда берутся болезни и как их предотвратить.

Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность воспитанникам изучить и «окунуться» в проблему, быть активным участником в его реализации.

Вид проекта:

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

По продолжительности

среднесрочный

По количеству участников

групповой

По возрасту детей

средний дошкольный возраст

По характеру контактов

семейный

По режиму

вне занятий

Проблема: Недостаточная сформированность у детей элементарных знаний о себе, о своем организме, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта: Формирование первых понятий о своем теле, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи.

Обучающие:

  •  Формировать у детей элементарные представления о строении своего тела
  • Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

Развивающие:

  • Развивать умения ухаживать за своим организмом (уход за частями тела, правильное питание, занятия спортом)
  • Развивать знания детей от чего возникают болезненные ощущения в организме.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены
  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание быть здоровым.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к посещению кабинета педиатра, к встрече с врачом.

План организации проектной деятельности по достижению цели.

1 этап– этап проблематизации и выбора темы проекта.

Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

  1. Создание проблемной ситуации:

В группу приходят Маша и Медведь. Маша плачет, не поймет что у неё болит и где. Медведь не знает, чем ей помочь. Нужно дать представление Маше о своем организме и способах сбережения своего здоровья.

   

2. Выбор темы проекта.

Воспитатель задет вопрос детям: «Как же мы сможем помочь Маше?».

Создание макета человека.

  1. Помещаем в родительский уголок памятку о способах участия в проектной деятельности совместно с ребенком.

Например:

Уважаемые родители! Мы рады Вам сообщить о начале работы над проектом «Наш организм» и надеемся на Ваше содействие и оказании помощи своему ребенку!

  1. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам проекта:
  • нацеливание на совместное с детьми участие в проекте,
  • помощь в выборе темы.

2 этап– этап планирования проектной деятельности.

Цель: определение средств реализации проекта, источников информации, форм презентации.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

  1. «Звездочка подсказок» - методы  поиска информации нарисованы на панно-картинке способом наглядного моделирования (по А.Савенкову).
  2. Ежедневная оздоровительная работа
  • Оздоровительная утренняя зарядка
  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Пальчик-пальчик»
  • Полоскание рта после приемов пищи
  • Точечный массаж пальчиков и ладоней с использование Су-джок мяча
  1. Игры:
  • Сюжетно – ролевые игры:

«Прием у врача-педиатра», «Магазин здоровой еды»

  • Дидактические игры

 «Вредное - полезное». Цель: закреплять представление о пользе овощей и фруктов, вреде сладкого

«Машка и чистые зубки». Цель: дать детям представление о микробах, живущих на зубной щетке

«Чего не стало?». Цель: развитие зрительного внимания и памяти, Закрепление обобщающих понятий «Овощи», «Фрукты»

Д/и «Ароматическое лото» (огурец, лимон, чеснок, апельсин). Цель: знакомство детей с овощами и фруктами при помощи обоняния.

Настольно – печатные:

 Лэпбук «Здоровый образ жизни». Цель: формирование знаний, умений и навыков детей в области здорового образа жизни.

Разрезные картинки «Предметы личной гигиены». Цель: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти и внимания. Совершенствование умения различать и называть предметы личной гигиены.

«Режим дня». Цель: закрепление представлений о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

  1. Беседы:
  • «Зачем нам нос, рот, язык и уши»
  • «Зачем человеку руки и ноги?»
  • «Что такое здоровье»
  • Беседа инструктора по физ. культуре «Польза спорта для здоровья»
  • Экскурсия в кабинет медсестры и проведение беседы медсестры с детьми «Здоровье-всему голова!»

  1. Создание проблемных ситуаций:
  • Поможем Маше понять свой организм
  1. Чтение художественной литературы:

Загадки, пословицы и поговорки о здоровье

Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей

Чтение: Энциклопедия Е. Ульевой «Как устроен человек»

Э. Машковская «Мой замечательный нос»

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки»

  1. Просмотр презентаций:

- Платформа МЭО Тема №7 «Будьте здоровы!»

- «Азбука нашего здоровья»

Просмотр мультфильма

Смешарики «Азбука здоровья»

«Маша и медведь «Будьте здоровы!

  1. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему здоровье, энциклопедий.
  2. Ситуативные разговоры:
  • «Здоровье-дороже золота»
  • «Чистые ручки-залог здоровья»
  1. Познавательно – исследовательская деятельность :
  • «Кто живет у нас во рту?»

Цель: подвести детей к пониманию биологического смысла основных гигиенических мероприятий. 

Материалы: зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой.

Методика проведения: воспитатель обращается к детям:

- А сейчас посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой).

Воспитатель помогает детям сделать вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и никто во рту у вас не живет.

  •  «Кто такие микробы?»

Цель:  формирование знаний детей о правилах гигиены.

Материалы: зеркала на каждого ребенка, салфетки, платочки носовые (на каждого ребенка), пульверизатор с водой комнатной температуры.

Методика проведения: в группе появляется чихающая кукла с испачканными руками и лицом, которая собирается сесть за накрытый обеденный стол с остальными игрушками.

Воспитатель обращается к кукле: - Катя, ты ничего не забыла?

- А что, я не вовремя? По-моему, я успела, все за столом…

Воспитатель интересуется у детей, допустимо ли садиться за стол с немытыми руками и чихать, не прикрывая рот.

Детям предлагается взять в руки зеркальца и подышать на них, обратить внимание на появление капелек.

- Ребята, именно в этих капельках и находятся микробы.

А если мы не будем закрывать ротик во время чихания, то эти микробы будут разлетаться на тех, кто находится рядом с вами.

Чтобы показать, как они разлетаются изо рта, воспитатель пользуется пульверизатором, поднеся близко ко рту.

Вывод: Микробы, вылетающие из незащищенного рта других людей, могут вызывать болезни у других людей, поэтому, чтобы не стать источником заражения следует прикрывать ладошкой рот или пользоваться личным платком.

- «Путешествие в страну Здоровячков»

Цель: формирование представлений об органах чувств человека, об их назначении, о бережном отношении к органам чувств.

 Материалы: проектор, ноутбук, экран для проектора, диски с мультфильмами, одноразовая посуда, лук, огурец, лимон, чеснок

Методика проведения:

Воспитатель обнаруживает письмо в своем электронном почтовом ящике. Зачитывает его на экране детям. Содержание следующее: Письмо пришло из страны Болеек, в котором все жители постоянно больны. Они не знают, что нужно делать, чтобы не болеть. А чтобы им в этом помочь, дети отправляются в путешествие в страну Здоровячков, в которой жители всегда здоровы. В этой стране дети узнают назначение органов чувств и методах ухода за ними.

     1 остановка: «Угадай на вкус»

     Цель: дать представление детям о значении    языка и необходимости ухода за ним.

Воспитатель предлагает детям с завязанными глазами на вкус определить овощи и фрукты.

Здесь дети выяснили, что язык нужен для ощущения вкуса и он помогает пище попадать к нам в желудок. Поэтому, его нужно беречь, как и остальные органы человека- полоскать рот водой после еды, не есть слишком горячую и острую пищу, систематически чистить его во избежание попадания микробов в организм.

2 остановка: «Узнай по запаху».

Цель: дать представление детям о значении носа и необходимости ухода за ним. Дети с закрытыми глазами угадывают продукты по запаху (лимон, чеснок, свежий огурец, апельсин).

Детей подводят к выводу, что носик нужно беречь, не ковырять в нем пальчиками, чтобы не занести микробы, содержать его в чистоте, пользоваться носовым платочком при необходимости, не засовывать мелкие предметы, выполнять дыхательную гимнастику.

3 остановка: «Угадай, чей голосок?»

Цель: подвести детей к осмыслению значения ушей для организма и необходимости проведения гигиенических процедур для их сохранения.

Дети стоят в кругу. Ведущий — воспитатель. Воспитатель выбирает ребёнка-водящего, который подходит к нему и закрывает глаза. Воспитатель указывает на любого ребёнка из круга, который должен позвать по имени ребёнка-водящего. Водящий должен отгадать, кто его позвал.

Воспитатель подводит детей к выводу о необходимости выполнения определённых правил для ухода за ушами: не нужно кричать на ухо, не засовывать мелкие предметы, не ковыряться в них, мыть ушки.

На проекторе появляется изображение страны Здоровячков, жители которой рады визиту детей. Здоровячки с радостью показали детям о правилах ухода за своим организмом, в частности, за органами чувств (слайд-шоу).

Вывод: Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому очень важно соблюдать гигиенические процедуры для их сбережения.

  •  Выставка рисунков «Быть здоровым я хочу!»
  1. Информационный стенд:
  • «Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию»
  •  Папка-передвижка «Здоровый образ жизни ваших детей»
  • Изготовление буклета «Организация двигательной активности ребенка дома»
  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  • проведение консультации «Как научить правильно ребенка чистить зубы»
  1. Участие в выставке рисунков «Быть здоровым я хочу!»
  2. Участие в создание дидактических игр и пособий (тематические альбомы, «Чистим зубки», коллаж «Полезные и вредные продукты»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В кабинете педиатра», «Стоматологическая поликлиника», лэпбук «Здоровый образ жизни», «Режим дня»)

3 этап осуществления проектной деятельности.

Цель: объединение усилий детей, родителей и педагогов для достижения результатов проекта.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Театрализованная постановка «Добрый доктор, Айболит»

  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  2. Родители вместе с детьми приносят то домашнее задание, которое выбрали в начале проекта.

4 этап – итоговое мероприятие - Дети показывают книжку – малышку «О том, как сберечь свое здоровье» Маше и Медведю.

Презентация  книжки – малышки «О том, как сберечь свое здоровье»  детям средней группы.

Цель: подведение итогов проделанной работы, представление достижений детей, полученных в ходе работы над проектом.

Ожидаемые результаты проекта.

  • сформированы начальные представление о человеческом теле;
  • дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
  • у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для организма;
  • у детей сформированы понятия о значимости физических упражнений для здоровья;
  • у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.
  • пополнена развивающая предметно - пространственная среда нестандартным физкультурным оборудованием.
  • повышен интерес у родителей к здоровому образу жизни в семье.

Возможные риски и пути их преодоления

  • недостаточная компетентность педагогов – изучение предлагаемой литературы по организации проектной деятельности в дошкольной организации
  • невысокая степень активности родителей – использование современных методов работы с родителями.

Ресурсная база проекта.

Материально- технические ресурсы: книги, энциклопедии, иллюстрации.

Программно – методические ресурсы:

  1. Дмитриева Е. А.  Зайцева. О. Ю. «Детское экспериментирование»
  2. Модель Н. А. «Химия на кухне»
  3. Алябьева Е. А. «Эмоциональные сказки»
  4. Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей.
  5. https://yandex.ru/search/?text=мультфильм+смешарики+азбука+здоровья&lr=11082&suggest_reqid=839426656154908458264598943669857&src=suggest_B
  6. https://yandex.ru/video/search?text=маша%20и%20медведь%20будьте%20здоровы



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Автор: Кашанина Оксана Петровна,

Воспитатель 1 кв. категории

Актуальность:

В современное время– в эпоху преобладания высокоразвитых технологий люди все меньше времени уделяют книгам, и все больше времени тратят на компьютерные игры.

Многие взрослые забыли, что именно книга является главным в становлении личности человека, а не техника и технологии, а также о том, что именно с самого раннего возраста закладывается основной фундамент знаний. И осуществляется это в основном при помощи книги.

Еще одно очень важное обстоятельство – это развитие у детей культуры речи, которое является, в свою очередь, главным условием воспитания общей и внутренней культуры человека.

Старший дошкольный возраст – период интенсивного развития читателя в ребёнке, который заслуживает особого внимания и тщательной совместной работы детского сада и семьи.

В настоящее время в обществе возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. В частности, дошкольники обладают лишь общими представлениями о книге, могут найти различия в книгах, однако, они не представляют себе историю её появления, как и кто именно их создаёт. Для того, чтобы в детях выработался интерес к книге в целом, а также сформировать в детях потребность в чтении и воспитать маленького книголюба, появилась идея о создании проекта, который позволит обогатить и расширить представления ребёнка о книге и истории её создания.

Вид проекта: Познавательно-творческий

Сроки реализации: Краткосрочный

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: Отсутствие заинтересованности детей к книгам, бережного обращения с ними. 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель проекта: Познакомить с историей появления книги; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, которые ее создают.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей о книгах, их назначении, развитии книги в истории и культуре человечества;
  2. Повторять правила обращения с книгой;
  3. Совершенствовать словестно– логическое пониманиеспособность анализироватьделать выводы;
  4. Расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
  5. Совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
  6. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости;

2 этап. Основной (практический).

Разработка проекта:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, презентации по данной теме.

3. Подобрать материалы и атрибуты для игр

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

План проекта:

Сроки реализации – 11.04.22 – 22.04.22 г.

Формы работы с детьми

Взаимодействие с семьёй 

Ожидаемые результаты:

1. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Знают о людях различных профессий, которые помогают их создавать.  Составляют последовательный рассказ о книге.

2. Умеют с помощью различного материала совместно с педагогами создавать закладки для книги.

3. Активизация коммуникативной функции речи и познавательной деятельности детей; обогащение словаря, улучшение грамматической стороны речи по данной теме.

4. Взрослые занимают активную позицию к привлечению дошкольников к прочтению книг.

Модель работы над проектом:

Что мы знаем о книге?

– Книга изготовлена из бумаги (дерева, картона, камня);

– У книги есть обложка;

– Книга сшита из множества листочков;

– На листах напечатаны буквы;

– Книгу можно читать, в ней изображены иллюстрации;

– Из книги мы узнаём много нового и интересного;

– Картинки в книге рисуют художники;

– Необходимо к книгам относиться бережно.

Что мы хотим узнать?

- Как появилась первая книга? (История появления книги.)

- Какими были первые книги?

- Кто изобрел бумагу?

Что мы можем сделать, чтобы узнать?

- Спросить у взрослых;

- Сходить в библиотеку;

- Найти информацию в интернете;

- Сделать глиняные таблички с рисунками;

Методы реализации проекта:

• наглядные (схемы, иллюстрациикниги, фотографии);

• практические (поиск информации, изучение методических источников по теме, экспериментирование, выполнение трудовых операций, наблюдения, экскурсии);

• словесные (беседа, рассказ, чтение, заучивание стихотворений, загадки);

• игровые (речевые, дидактические, подвижные, ролевые игры, игры- драматизации).

План организации проектной деятельности по достижению цели.

1 этап– этап проблематизации и выбора темы проекта.

Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1. Создание проблемной ситуации:

В группе появляется Буратино с разорванным букварем в руках. Воспитатель обращает на это внимание, однако Буратино не знает, каким образом можно содержать её в должном виде.

 

2. Выбор темы проекта:

Воспитатель задает вопрос детям: «Как же мы сможем помочь Буратино?».

Совместная работа с детьми по созданию и формулированию свода правил по правильному обращению с книгами.

1. Сообщаем в родительском чате о способах участия в проектной деятельности совместно с ребенком.

Например:

Уважаемые родители!

Мы рады Вам сообщить о начале работы над проектом «Река времени. История книги» и надеемся на Ваше содействие и оказании помощи своему ребенку, на случай возникновения у него вопросов по этой теме!

2. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам проекта:

  • нацеливание на совместное с детьми участие в проекте,
  • помощь в выборе темы.

2 этап– этап планирования проектной деятельности.

Цель: определение средств реализации проекта, источников информации, форм презентации.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1. ОД «Книга – лучший друг», «Путешествие в прошлое книги»

2. Беседа «Моя любимая книга»

3. Просмотр презентации «От дерева до книги», «Правила обращения с книгой»

5. Игры:

- Сюжетно – ролевые игры:

«Библиотека», «Книжный магазин».

 - Дидактические игры

 «Веселое лото». Цель: закрепление названий сказочных героев, распределение карточек на тематические группы;

«Сказочное лото». Цель: развитие кругозора, уточнение названий сказочных героев

- Настольно – печатные:

 «Книга о книге». Цель: формирование знаний, детей об истории появления книги.

 Игровое пособие «Река времени». Цель: освоение временных отношений (представлений об историческом времени - от прошлого к настоящему книги).

6. Беседы:

- «Моя любимая книга»

- «Книга-друг человека»

- «Как изготавливают книги»

- «Из чего состоит книга»

7. Создание проблемных ситуаций:

«Научим Буратино правильно пользоваться книгой»

8. Чтение художественной литературы:

Загадки, пословицы и поговорки о книге

Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей

Чтение: В.В.Берестов «Кто чему научится», С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А. Зубков «Книжка про книжку», А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга».

9. Просмотр мультфильмов:

«Как делают бумагу»

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Lo13pVrJ97U

«История создания книги»
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Khpn4oog_g0

10. Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме

11. Ситуативные разговоры:

  • «Книга дорогу в мир знаний открыла»
  • «Бережное отношение к книге – залог долгой и плодотворной работы»

12. Познавательно – исследовательская деятельность:

«Путешествие в мир книг»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Материалы: бумага, уголь, кожа, деревянные палочки.

Методика проведения:

 Опыт №1 "Бумага мнется".

Возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит, делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется. Это первое свойство бумаги. Зарисуйте в блокноты первое свойство бумаги.

(Воспитатель выставляет карточку на мольберте)

Опыт №2 «Бумага рвется»

Следующий опыт. Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? Ответы детей

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в блокнот

Второе свойство бумаги – бумага рвется.

Опыт 3 "Бумага намокает"

Для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей)

Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Заносим наши данные в блокнот?

Опыт №4, "Бумага впитывает масло"

Для следующего опыта нам понадобиться масло и пипетки, они перед вами. Возьмите пипетку, наберите масло и оставьте след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Какой сделаем вывод? Масло пропитывает бумагу. Заносим данные в блокноты.

Ребята, какие выводы вы можете сделать в результате наших исследований - опираясь на записи ваших исследований. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1. Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

Исследования наши закончились. Вы, ребята, можете снять халаты, и подойти ко мне, сейчас мы откроем следующую страницу книги.

1.Информационный стенд:

- Консультации: «Ребёнок и книга», «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Воспитание сказкой».

- Папка-передвижка «Роль художественной литературы в становлении личности ребёнка»

- Онлайн-анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга».

- Индивидуальные консультации по запросам родителей.

- Буклет «Что почитать детям 5 – 6 лет»

2. Участие в выставке книжек-самоделок «Книжки-малышки. Истории в книжках»

3. Участие в создании дидактических игр и пособий (тематические альбомы, «Сказочное лото», д/и «Собери сказку», развивающей игры-пазла «Сказки», «Веселое лото», атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин», игрового пособия «Река времени»

3 этап осуществления проектной деятельности.

Цель: объединение усилий детей, родителей и педагогов для достижения результатов проекта.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Театрализованная постановка «Шкатулочка со сказками». Цель: вспомнить с детьми знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре настольный театр; вызвать интерес детей к театрализованной деятельности.»

  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  2. Родители вместе с детьми приносят то домашнее задание, которое было предложено в начале проекта.

4 этап – итоговое мероприятие – Дети презентуют свои книжки – малышки, изготовленных при помощи родителей. Цель: подведение итогов проделанной работы, представление достижений детей, полученных в ходе работы над проектом.

Ожидаемые результаты:

•        у детей повысился интерес к книгам;

•        проявился интерес к чтению;

•        пополнился литературный багаж;

•        сформировалось бережное отношение к книгам, желание их ремонтировать;

•        обогатилась речь детей.

Возможные риски и пути их преодоления

  • недостаточная компетентность педагогов – изучение предлагаемой литературы по организации проектной деятельности в дошкольной организации
  • невысокая степень активности родителей – использование современных методов работы с родителями.

Ресурсная база проекта.

Материально- технические ресурсы: книги, энциклопедии, иллюстрации.

Программно – методические ресурсы:

  1. Дмитриева Е. А.  Зайцева. О. Ю. «Детское экспериментирование»
  2. Шалаева Г. П, Журавлёва О. М. «Правила поведения для воспитанных детей.
  3. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.



Предварительный просмотр:

МАДОУ №11 д/с г. Павлово

г. Павлово

2022 год

Информационная  карта  проекта

1. Полное название проекта: «Наша родина – Россия»

2. Автор проекта: Кашанина Оксана Петровна

3. Вид проекта: групповой

4. Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

5. Цель проекта: формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к малой родине, ее достопримечательностям истории и культуре, воспитание любви и привязанности к своей стране.

6. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

7. Место проведения: МАДОУ №11 д/с г. Павлово

8. Сроки проведения: долгосрочный, 6 месяцев  (1.10.22. – 17.04.22)

9. Взаимодействие с социумом: МБУК Павловский  исторический музей, выставочный зал им. Аркадия Маврычева, прогулка к стеле-памятнику летчику Петру Шавурину.

Задачи проекта

Обучающие:

  • формировать  чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
  • расширять знания о малой родине;
  • дать сведения об истории страны, ее символике, обычаях, культуре и праздниках.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего города и страны; стимулировать познавательно- исследовательскую деятельность;
  • развивать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
  • способствовать развитию  коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране.
  • Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своей родине
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях проектной деятельности.

Ожидаемый результат

Для детей:

  • сформирована система понятий о духовных семейных ценностях, способность к самовыражению творческого потенциала детей;
  • дети знают историю малой родины,  традиции и культуру родного народа;
  • дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
  • дети обладают  ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России

Для родителей:

  • укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
  • - сформировано желание сотрудничества с детским садом;

Для педагогов:

  • повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Актуальность проекта

 «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

 А. Н. Толстой

Ребенок не рождается «хорошим» или «плохим», с устойчивыми нравственными ценностями или безнравственным. Патриотизм, любовь к Родине, гордость за достижения соотечественников – всё это не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с ранних лет. То, какие нравственные качества приобретёт ребенок, зависит, прежде всего, от родителей и социального окружения, зависит от педагогических условий. Это целая система, которая воспитывает ребенка и обогащает его впечатлениями…

Этапы  реализации  проекта:

1 Этап: Подготовительный

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

  • Анкетирование родителей об их знаниях и представлениях о родном крае, стране, их истории, культуре, достопримечательностях;
  • Диагностирование детей  с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края и своей страны;
  • ,Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, различных игр, связанных  с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы;
  • Беседы с родителями об их необходимом участии в проекте.

2 Этап: Организационно-практический

Включает в себя основные формы работы с детьми по всем образовательным областям.

Перспективный план мероприятий:

1. Познавательное развитие.

  • Организационная образовательная деятельность: «Дружная семья», «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица нашей Родины».
  • Рассказ воспитателя: «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Павлово – наш отчий дом», «Россия – Родина моя» (знакомство с картой России), «Нижегородская область».
  • Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.

Презентация «Достопримечательности города Павлово», «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов России»: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

  • Дидактические игры: «Белый, синий, красный», «Костюмы народов России».
  • Экскурсия по детскому саду
  • Просмотр мультфильма «Россия», АБВГДейка «Народы России», видеофильма «О Павлово-на Оке»

2. Речевое развитие.

  • Организационная образовательная деятельность: «Дорогая моя столица!».
  • Беседы: «Моя страна», «Что я знаю о своей семье?», «Генеалогическое древо моей семьи», об истории праздника Дня народного единства,
  • Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».

3. Социально-коммуникативное развитие.

  • Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
  • Показ русской народной сказки «Курочка Ряба» детям младшей группы.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Почта»
  • Презентации: «Символы России», «День народного единства», «С чего начинается Родина» (герб и достопримечательности Павлово)  
  • Коллекционирование магнитов с изображением городов России.
  • Посещение Павловского  исторического музея, выставочного зала им. Аркадия Маврычева, обелиска «Памяти павшим в бою»,
  • Посещение музея «Русская изба» в ДОУ
  • Наблюдение: «Где мы видим флаг России» (совместная с родителями экскурсия к зданию Администрации, почте России, к зданию полиции, суда)

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование: «Белый, синий, красный», «Мой любимый город Павлово – на Оке», «Кукла в национальном костюме», «Открытка-поздравление  для детского сада», «Как мы играем в детском саду», «По мотивам городецкой росписи», «Корабли на рейде», «По мотивам хохломской росписи», «Наша армия родная», «Композиция с цветами и птицами», «Обложка для книги сказок», Декоративный «Завиток», «Родная страна», «Флаг России».
  • Лепка: «Царь-пушка», «Герб города Павлово», «Персонаж любимой сказки», «Вечный огонь» (пластилинография), «Животные и птицы нашей области», «Пограничник с собакой», «Дымковские барышни», «Няня с младенцем».
  • Оригами: «Матрешка и неваляшка», «Голубь мира».
  • Аппликация: «День народного единства», «Русская березка», «Осенний ковёр», «Полет на Луну».

  • Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость», «Мост через Оку»
  • Работа в раскрасках «Народы России», «Праздники России», «Русская матрешка»,

Музыкальная деятельность:

  • Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки:
  • Разучивание песни: «У моей России длинные косички».

 

Физическое развитие

  • Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота»
  • Пальчиковая гимнастика «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
  • Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».

Октябрь
I Блок – «С чего начинается Родина…Семья. Детский сад»
Беседы:
«Права ребёнка на имя», «Мамочка моя», «Мой любимый детский сад», «С чего начинается Родина», «Любимые занятия и увлечения моей семьи»

Организованная образовательная деятельность: «Дружная семья», «Генеалогическое древо»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «До чего же хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», Е. Трутнева «Бабушка»,  ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога»,  заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Открытка-поздравление  для детского сада», «Как мы играем в детском саду».
Аппликация «Осенний ковер»

Лепка «Петушок и его семья»
Развлечение: викторина «Моя семья»
Д/игры «Мой дом», «Д/и «Найди герб города», игра-бродилка «Путешествие по родному городу  Павлово-на-Оке»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Сколько нас»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»
Описательный рассказ: «Моя семья»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
Хороводная «Уточка луговая»
Работа с родителями:
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».
Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 7 года жизни»
Создание папки «Генеалогическое древо моей семьи»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Участие родителей в организации фотовыставки «Любимые увлечения моей семьи».

Ноябрь
II Блок «Мой город – моя малая Родина»
Беседы:
«Павлово - моя малая родина», «История образования города Павлова».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:  «Старое Павлово», «Символика Нижегородской области».
Художественное творчество:
Аппликация в нетрадиционной технике «Павловский лимон»

Лепка «Герб города Павлово»

Конструирование  «Мост через Оку»

Демонстрация видеофильма «Фильм о Павлово – на - Оке»
Рисование «Мой любимый город»
Чтение художественной литературы: произведений поэтов г. Павлово, Е.И. Федоровой «Родные сказки»

Отгадывание кроссворда на тему «Город Павлово»
Экскурсии: в Выставочный зал г. Павлово

Изготовление гербария лекарственных растений родного города
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Путешествие по родному городу», «Река времени. История родного города»
Подвижные игры:
РНИ «Резиночка»
РНИ «У дедушки Трифона»

НОД  Игра-путешествие «Мой город – моя малая родина» с использованием ИКТ

ООД «День народного единства» с просмотром презентации «День народного единства. История праздника»

Работа с родителями:

Оказание содействия в изготовлении панно «Река времени»
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Участие в выставке «Павлово – любимый город»



Декабрь
III Блок «Моя родина – Россия»
Беседы:
«Как появилось российское государство?», «Символы  России», «Президент России», «Народы  России», «Природа России», «Животные и птицы России» «Москва – столица России», «История праздника Новый год».
НОД: «В единстве наша сила»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», знакомство с картой России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Аппликация в нетрадиц. технике: горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование  «Спасская башня Кремля», «Композиция с цветами и птицами», «Персонаж любимой сказки», «Обложка для книги сказок»
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Наше Отечество». М.

Исаковский «Поезжай за моря-океаны». Былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Илью Муромца, Никиту Кожемяку; Сказка «Финист - Ясный сокол»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Русские народные сказки «Крошечка - ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение и разучивание стихотворений о России: П. Воронько «Лучше нет родного края»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды», чтение и разучивание стихотворений о России, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Наша Родина», «Народные костюмы», лото «Нашей родиной гордимся», карточки «Россия»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Два мороза»
Хороводная игра «Лебёдушка»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Подготовка фотографий для фотовикторины «Отгадай, где я нахожусь?»

Участие в конкурсе поделок «Новогоднее чудо».

Январь-февраль
IV Блок. Народное творчество

Беседы:
«Народные промыслы»,  «Устное народное творчество», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси», «Масленица». 
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Чудо узоры» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Кукла в национальном костюме» «По мотивам городецкой росписи», «Декоративный «Завиток», «По мотивам хохломской росписи. Хохломская досочка»
Аппликация «Дымковская барышня»
Лепка народной игрушки «Няня с младенцем».
Развлечение «Бабушкин сундук»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»,  пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:  в музей «Русская изба» в ДОУ
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Чудо-узоры»", "Это что за завиток?",
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»,  «Золотые ворота»,  «Ручеёк», «Заря-зарница»
Работа с родителями:
Консультации:
«Как приобщить ребенка к русской культуре»,  «Русские народные подвижные игры»


Февраль-май
V Блок. Защитники отечества. Знаю, помню и горжусь.
Беседы:
«День Защитника Отечества», «Военные», «Наша родная армия», «Великая отечественная война», «12 апреля- День Космонавтики», Рассказ о детях-героях войны, «Этот день мы приближали, как могли…», ;
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
 «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «Ордена и медали России», «Военные профессии в стихах и картинках», «Военная техника», энциклопедии «Солнечная система»,  презентации  «Первый полёт на Луну»
НОД:  «Защитники Родины», «Космос» 
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы», «Полет на Луну».
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение,
Экскурсия к стелле им. Петра Шавурина
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «День победы», «Снаряди солдат», «Военный парад», игры с прищепками «Погоны»
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Молчанка»
Хороводная игра «Охотник»
Праздники: «День защитника отечества», «Этот день победы»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»

Оформление выставки «Знаю, помню и горжусь».
Продукт проекта - презентация проекта: «Я и Родина моя»

Создание предметно-пространственной развивающей среды:

  • Уголок патриотического воспитания;  коллекция – магнитов «Города России»;  аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.

  • Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), "День народного единства" Н. Майданик, детская энциклопедия
  • Уголок  сюжетно-ролевых игр: совместное изготовление атрибутов для игр «Защитники», «Почта России».
  • Уголок  строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.
  • Уголок продуктивных видов деятельности: подборка праздничных открыток, ко Дню народного единства, дню матери, новому году, 23 февраля, дню космонавтики, 9 мая; подборка раскрасок по теме проекта; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьей:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Помощь родителей в подборе материала по теме проекта.
  • Оформление  папок – передвижек для родителей на тему: «Наша родина - Россия».
  • Консультация «Что можно рассказать детям о Дне народного единства».
  • Участие в создании коллекций (предоставление магнитиков – городов).
  • Сопровождение  при организации экскурсии в краеведческий музей, к зданию Администрации, на почту России, Выставочный зал.
  • Привлечение родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

3 Этап: Итоговый (анализ, рефлексия, подведение итогов)

  • Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
  • Выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».
  • Презентация проекта.
  • Итоговое диагностирование детей
  • Повторное анкетирование родителей

Результативность проекта: