"Инновационная деятельность на базе КФУ"

БАГАВИЕВА НАФИСА ФАНИЛЬЕВНА

                            «Использование ИКТ-технологий как средства повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» 

Количество посещений данной страницы:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ-технологий в процессе обучения и воспитания  школьников.

Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент.

В педагогической литературе приводятся различные определения понятия "информационная технология". Рассмотрим некоторые из них:

Информационная технология – это "процесс, связанный с переработкой информации" (В.М. Глушков).

Информационная технология – это "совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации)" (С.А. Смирнов).

Информационная технология – это "технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики" (В. А. Извозчиков).

В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств информационных технологий, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации.

К аппаратным средствам информационных технологий относят:

  • средства для записи и воспроизведения звука;
  • системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи;
  • системы и средства телевидения, радиовещания;
  • оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура;
  • полиграфическая, копировальная техника;
  • компьютерные средства.

Многочисленными исследованиями в области психологии доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти.

Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%.

Потенциал компьютера как основного средства реализации ИКТ позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые органами 13 чувств, далее подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Вследствие этого создается основа для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления.

На этапе осмысления использование выразительных средств ИКТ способствует формированию и усвоению понятий, доказательности и обоснованности суждений и умозаключений, установлению причинно-следственных связей и т. д.

 Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ).

Образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:

  • обучающие;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • информационно-поисковые и информационно-справочные;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • лабораторные;
  • моделирующие;
  • расчетные;
  • учебно-игровые;
  • игровые;
  • коммуникационные;
  • интегрированные.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Развитие человека не может осуществляться самостоятельно без целенаправленного воздействия на нее, для этого должны создаваться социально-педагогические условия — через содержание учебных предметов и различные воспитательных технологий и методик.

Направления использования ИКТ в воспитательном процессе:

  1. поиск и сбор информации;
  2. банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
  3. развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
  4. формирование и развитие школьных СМИ;
  5. диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
  6. развитие школьного сайта;
  7. разработка грамот, дипломов и пр.;
  8. подготовка педсоветов на воспитательные темы;
  9. данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
  10. информация для классных часов;
  11. виртуальный музей;
  12. портфолио школьника;
  13. компьютерные карты здоровья;
  14. планы самовоспитания детей;
  15. игры, конкурсы, викторины;
  16. обобщение опыта.

Направления использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе:

  1. самостоятельная работа;
  2.  коллективная работа;
  3. ведение персональной страницы на веб-сайте;
  4. выполнение тестовых заданий;
  5. подготовка рефератов, презентаций и других;
  6. работа в компьютерном классе;
  7. использование компьютера в домашних условиях;
  8. организация и проведение праздничных, массовых мероприятий с использованием ИКТ.

Стремление применять ИКТ в учебной и воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.