Программа кружка "Художественное чтение"

Кузнецова Галина Михайловна

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_hud._chteniyu.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

                             

 

Программа кружка

«Художественное чтение»

3 класс

Утверждаю:                

 Директор ГБОУ СОШ № 2  

 с. Обшаровка

___________    /О.Р. Кузнецова /

«_____» «________» 20    г

                                                                             Ф.И.О.учителя: Кузнецова Г.М.

2017 - 2018 учебный год

Содержание:

-Пояснительная записка

-Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы

-Учебно-тематический план

-Основное содержание тематического плана

-Информационно-методическое обеспечение

                                       

                                      Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 102 часа, (3 часа в неделю) развития речи учащихся средних и старших классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных ,муниципальных и областных смотрах, конкурсах и других мероприятиях.

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к национальной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Кружок состоит из учащихся Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Учащиеся 2-7 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей)  муниципальных, окружных и региональных мероприятиях творческого характера.    

Учебно-тематический план.

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

Введение

Цели и задачи кружка «Художественное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

Беседа (теория)

Стихи

 

3)Голос

3

Практическое

Стихи

 

4)Дикция

3

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

 

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

5

Практическое

Стихи о Родине

 

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

2

Конкурс

Стихи о Родине

 

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

3

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

8)Орфоэпическое произношение

2

Практическое

Стихи о родной природе

 

9)Тренировочные упражнения

4

Практическое

Стихи

 

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

2

Беседа (теория)

Стихи

 

11)Эмоционально-образная

4

Практическое

Стихи

 

выразительность

12)Сопереживание. 

4

Практическое

Стихи патриотической тематики

 

13)Паузы

3

Практическое

Любовная лирика

 

14) Чтение по ролям

4

Практическое

 

15)Конкурс стихов «Коми поэты о природе».

2

Конкурс

Стихи

 

16)Выразительное чтение прозы

4

Практическое 

Стихотворения в прозе

 

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

3

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

18)Рассказ близкий к тексту

4

Практическое

Рассказы

 

19)Рассказ в сокращении

4

Практическое

 

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

4

Практическое

 

21)Импровизированный рассказ

3

Практическое 

 

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

 

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

3

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

24)Особенности чтения басни. 

3

Практическое

Басни

 

25)Чтение сонетов

3

Практическое

Сонеты

 

26)Баллады

3

Практическое 

Баллады

 

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

 

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

3

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

29) Эхо рифма

3

Практическое

 

30) Фигурные стихи

3

Практическое

Стихи

 

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

 

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

3

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

 

34)Конкурс стихов о Шарье

2

Конкурс 

Пейзажная лирика

 

35)Подведение итогов работы. Награждение учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня.

3

 

 

 

  Всего за год

102