Наставничество

Семенищева Ульяна Валерьевна

Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за ними»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Воспитатель:

СЕМЕНИЩЕВА УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

г. Когалым

2022г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Раздел «Ознакомление с миром природы».

Тема: «Путешествие в осений лес»

Цель:  обобщение знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе посредством игровой деятельности.

Задачи для детей:

Образовательные:

- уточнить представления детей о характерных признаках осени, об изменениях происходящих в жизни растений и животных осенью;

- закреплять умение детей узнавать знакомые деревья по их листьям;

- продолжать формировать представления детей о перелетных и зимующих птицах;

- совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы.

Развивающие:

- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; умение фиксировать полученные впечатления в речи;

- продолжать развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- формировать навыки самостоятельности, умения работать в парах;

- развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осени;

- воспитывать целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;

- воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

Задачи взаимодействия наставника и молодого педагога:

Задачи для педагога-наставника:

- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения при участии в проведении занятия;

- способствовать умению применять теоритеческие знания в практической деятельности.

Задачи для наставляемого:

- продолжать формировать умение поддерживать инициативу и самостоятельность детей в различных видах деятельности;

- запрепить умение самостоятельно организовывать и проводить дидактические игры;

- закрепить умение включаться в деятельность, использовать приемы привлечения внимания;

- закреплять умение работать с подгруппой детей.

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва, 2014г. с учетом ФГОС ДО.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы:

Наглядные: инсценировка проблемной ситуации, мультимедийная  презентация, оформление группы.

Словесные: беседа, вопросы к детям, художественное слово, рассказ-сопровождение для презентации, педагогическая оценка.

Практические: выполнение заданий, продуктивная деятельность, п/и «У медведя во бору», выставка детских работ.

Игровые: «Найди место в ряду», «Что бывает осенью», «Зимующие и перелетные птицы».

Методы повышения эмоциональной активности:  воображаемая ситуация, введение героя,  внесение атрибутов, игровые ситуации, использование ТСО.

Методы обучения и развития творчества: проблемные ситуации, игровые приемы,  мотивирование детской деятельности.

Методы, повышающие познавательную активность: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, экран, ноутбук, шапочка медведя, письмо, карточки для д/и «Найди место в ряду», осенние листочки с загадками, 2 мольберта, картины с изобрабжением кормушки и дерева, набор перелетных и зимующих птиц, раздаточный материал для практической деятельности на каждого ребенка.

Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью; подготовка атрибутов; беседа об осени, о жизни животных в лесу; работа с энциклопедиями; чтение стихов, пословиц, поговорок об осени; рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.

Словарная работа: 

Связная речь: способствовать развитию диалогической  речи.

Обогащение: венок, мастерская.

Активизация словаря: осень, осенние приметы, перелетные птицы, зимующие птицы, коллекция, березовый, рябиновый.

Планируемые результаты для детей:

Усвоение необходимых знаний по теме «Осень»:

- у детей сформированы представления о характерных признаках осени, об изменениях происходящих в жизни растений, о перелетных и зимующих птицах;

- могут проявлять творчество, в продуктивной деятельности используют различные нетрадиционные материалы.

Планируемые результаты для наставляемого:

 - умение самостоятельно организовывать и проводить дидактические игры,  работать с подгруппой детей, включаться в совместную деятельность, использовать приемы привлечения внимания.

Деятельность

воспитателя - наставника

Деятельность воспитателя – молодого педагога

Деятельность детей

Планируемый

результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры)

 Мотивационно-побудительный этап

(психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта)

Дети с воспитателем сободно размещаются в группе, беседуют.

- Давайте откроем и узнаем. Здесь письмо, сейчас прочитаем.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Осень. Я ходила по лесу, раскрашивала деревья разноцветными красками и так увлеклась, что не заметила, как потеряла свои любимые сапожки и венок. И от этого мне очень грустно. Вы можете мне помочь?»

Появляется в группе,  используя прием привлечения   внимания,  обращает внимание детей на письмо.

- Ребята! Ульяна Валерьевна! Сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетел конверт. Интересно что там?

Устанавливают контакт с педагогами, эмоционально реагируют.

Внимательно слушают, изъявляют желание прийти на помощь Осени.

Проявление  интереса к  предстоящей

деятельности.

Формирование умения реагировать на происходящите события, развитие положительных

эмоций, развитие

устойчивости

внимания, мышления.

 

Этап постановки проблемы

(создание проблемной ситуации)

Эмоционально включает детей в деятельность, устанавливает зрительный контакт.

- Ребята, как вы думаете мы можем помочь Осени?

- А как мы можем помочь?

- Я с вами согласна ребята, но только как нам попасть в осенний лес?

- Ребята! Я знаю волшебные слова, с помощью которых мы можем оказаться в осеннем лесу: «Раз, два, три покружись и осеннем лесу очутись».

- Давайте все вместе их произнесем.

Участвуют в решении  проблемы.

Высказывают свое мнение, приходят к выводу, что необходимо помочь.

Рассуждают о том, как могут помочь (можем купить в магазине, можем пойти в лес поискать, можем сами сделась сапожки и венок, например из бумаги, пластелина и т.д.)

Вместе произносят слова: «Раз, два, три, покружись, и в осенненм лесу очутись!» и выполняют действия.

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Проявление желания сотрудничать, сделать вместе какое-то важное и нужное дело.

Основной этап

(Актуализация знаний, решение проблемных ситуаций)

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

-Ребята, посмотрите, на экране появилась коллекция осених листьев. Вы знаете, ведь это коллекция осенних листочков самой Осени. Очень красиво!

(Вдруг звучит  тревожная музыка, «Дует ветер», некоторые листочки вылетают из «домиков»)

-Ребята, вы слышите, что это?

- Что случилось?

-Ребята, а мы можем собрать коллекцию и вернуть листочки на свои места?

- Вот мы с вами  и оказались в осеннем лесу! Посмотрите, как здесь красиво!

Дети рассматривают осенний лес, эмоционально реагируют.

Дети проявляют интерес, рассматривают коллекцию.

Дети высказывают свои предположения (подул сильный ветер, листочки   разлетелись и перемешались, потеряли свое место и т.д.).

Ответы детей.

Формирование готовности к совместной деятельности.

Вовлекает детей в практическую деятельность.

-Попробуем вернуть листочки в их дома. Пройдите к столам, перед вами лежат домики с листочками, заселите листочки каждый в свой домик.

(Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, задает вопросы, корректирует их деятельность)

На экране появляется картинка собранной коллекции.

- Ребята, какие вы молодцы! Предлагаю все наши колекции передать Наталье Константиновне.

Организует смену видов деятельности

- Ребята посмотрите кто к нам пришел?

- Медвежонок, почему ты грустишь? («Я грустный, потому что со мной никто не играет»)

- Ребята, вы хотите поиграть с медвежонком? Может быть тогда у него настроение улучшится?

- А какую игру вы знаете, чтоб мы могли сыграть с медвежонком?

- Ребята, какие вы молодцы!

- Медвежонок, а тебе понравилось играть с ребятами?

- Медвежонок, наши ребята очень много интерсного знают про осень и хотят тебе рассказать!

Организует  применение ранее  полученных знаний

- Отправляемся дальше. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю!

- Почему не слышно птичьих голосов?

- А почему птицы улетают на юг?

- Как называют птиц, которые улетают?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

- А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Кто с нами остается?

 - Каких зимующих птиц вы знаете?

Создаёт  проблемную  ситуацию

- Посмотрите, сколько птиц и перелетные и зимующие.   Они перепутались и теперь не знают, кому улетать в теплые края, а кому оставаться зимовать. Хотите помочь птицам?

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы».

 - На дерево к Наталье Константиновне  мы посадим перелетных птиц, а зимующих птиц в кормушку.

-Молодцы, все справились.

                                 (Звучит пение птиц)

Организует смену видов деятельности

- Посмотрите,  это наверное мастерская самой Осени!

- Наталья Константиновна, посмотрите какие красивые листочки.

Вовлекает детей в практическую деятельность. Организует практическую   деятельность

- Ребята,  а вы помните для чего мы отправились в осенний лес?

- В мастерской Осени мы с вами можем сделать сапожки и веночки.

Прежде чем пройти в мастерсую подумайте и решите кто какую хочет выполнить работу.

 Практичекая работа

Украшение сапожек и веночков для Осени.

Организация выставки детских работ.

Включается в деятельность.

(Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, задает вопросы, корректирует их деятельность)

- В какой ряд вернулся рябиновый листик? А березовый? Какого листочка не хватает в верхнем ряду? и т.д.

(Использует метод поощрения за правильно выполненное задание).

Принимает работы детей, благодарит, размещает на специально отведенном месте.

Включается в совместную деятельность

- Какое настроение у медвежонка?

Играет вместе с детьми.

Побуждает детей к активизации необходимых знаний их систематизации.

Дидактическая игра с осенним листочком «Что бывает осенью».

(По необходимости задает вопросы: «Что происходит в природе? Чем заняты животные, птицы?» и др.)

-Ребята, какие вы молодцы, сколько всего вы знаете об осени!

Включается в совместную деятельность

(Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, оказывает необходимую помощь, ведет диалог, поощряет детей правильно выполнивших задание)

Включается в деятельность

- И правда, золотые листочки, непростые. На них загадки. Чтобы пройти в мастеркую,   нужно отгадать загадки.

- Вы согласны?

(загадывает 4 загадки, вовлекает в деятельность всех детей)  

 - Модлодцы, отгадали все загадки!

Включается в практическую деятельность

(организует практическую деятельность детей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность)

Самостоятельно распределяются на пары, решают поставленную задачу.

Во время выполнения задания дети рассуждают, совместно обсуждают, где должен быть расположен тот или иной листочек.

(Появляется ребенок в костюме Медвежонка).

Предположительные ответы детей (грустный, печальный, расстроенный и т.д.).

Подвижная игра «У медведя во бору»

(Медвежонок благодарит детей за интересную и веселую игру). 

Активизируют необходимые знания (анализируют, систематизируют).

Дети включаются в игру.  (Предположительные ответы: идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, солнце прячется за тучи, день становиться короче, ночь длинее, животные готовятся к зиме, зайка и белочка меняют шубку, медведь и еж готовят жилище и наедаются перед долгим сном, птицы собираются в стаи и летают в теплые края и т.д.).

Определяют применение ранее полученных знаний.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение.

Участвуют в решении  проблемы

Применяют полученные ранее знания.

Отгадывают загадки

Ответы детей (мы отправились в осенний лес, чтобы помочь Осени).

Дети делятся на 2 подгруппы, каждый украшает выбранную заготовку.

Формирование навыков самостоятельности, умения работать в парах.

Развитие сознательности действий,  элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат).

Формирование умения выполнять действия в соответсвии текстом

Умение эмоционально откликаться на игру, принимать игровую задачу.

Расширение представлений детей о птицах (перелетные, зимующие).

Развитие умения работать в подгрупах, договариваться.

Развитие мыслительной активности, умения   анализировать, делать выводы.

Формирование навыков саморегуляции поведения.

Предоставление права выбора каждому ребенку, формирование умения делать самостоятельный выбор, доводить начатое дело до конца, готовить и убирать рабочее место.

Развитие творческих способностей.

- Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Нам пора возвращаться в детский сад. А помните, какие слова нужно произнести?  

- Давайте вместе их прооизнесем!

Дети поддерживают идею и вспоминают волшебные слова.

Заключительный этап. Рефлексия

Задаёт вопросы для обсуждения итоговых выводов

- Где мы сегодня побывали?

- А кому помогли? А как? Важно ли то, что мы сегодня делали? Что вам удалось сделать вместе, в команде?

- У вас все получилось? А что не получилось? Как вы думаете, почему?

Выражают собственные мысли, анализируют деятельность.

Рассуждения, высказывания детей

Проявлять умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос.