Проектные и творческие работы моих учеников

Лесных Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои России моей. Автор : Сакунов Никита ученик 6 класса Руководитель : Лесных .Н.П.

Слайд 2

Актуальность выбранной темы Ежегодно 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев России. Этот праздник пришел к нам из 18 века. Но в нашей стране герои были всегда, с самых древних времен. На уроках истории в 6 классе я узнал о многих защитниках Руси и решил подробнее познакомиться с их жизнью. Цель проекта: Создание презентации о героях Древней Руси. Задачи проекта: Собрать информацию о защитниках Древней Руси. Узнать чем они прославились. Создать презентацию по теме. Выступить с презентацией перед одноклассниками 9 декабря 2016 года на День Героев России.

Слайд 3

Кто такой герой? Герой – это человек который защищает других, не жалея своей жизни.

Слайд 4

Евпатий Коловрат (- до 11.01.1238) Рязанский боярин, русский богатырь. Прославился при нападении Батыя на Русь. Отряд Евпатия Коловраат настигнул Батыя в Суздальской земле после разорения Рязани. Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия : «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Евпатий сражался очень смело и после того как Батый его победил , так как силы были не равны, сказал: «О, Евпатий ! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!» , отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Слайд 5

Филипп Нянька Воевода Москвы, который не смотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживал напор войск Батыя. Он вел себя очень смело, монголы сначала от него побежали но потом завязался бой и русский отряд был разбит. Батый схватил Филиппа, рассек его на части и велел разбросать по полю. Москва была сожжена ее жители беспощадно перебиты «от старца и до сущего младенца».

Слайд 6

Александр Невский (1221-1263) Прославился в Невской битве в июле 1240 года со шведами и в Ледовом побоище с немецкими рыцарями( крестоносцами). Победа в сражении на берегу Невы предотвратила потерю берегов Финского залива Русью, остановила агрессию шведов на псковско-новгородские земли. В условиях тяжёлых испытаний, которые обрушились на русские земли, Александр Невский нашёл силы для противоборства с западными завоевателями, снискал славу великого русского полководца и заложил основы нормальных взаимоотношений с Золотой Ордой

Слайд 7

Пётр Первый в 1724 году в Петербурге основал монастырь в честь великого соотечественника (сейчас Александро-Невская лавра) и перевёз останки князя туда. Он же ввёл отмечать 30 августа память Александра Невского в день заключения Нештадтского победоносного мира со Швецией Императрица Екатерина Первая в 1725 году учредила одну из высших наград России, которая существовала до 1917 года – орден Александра Невского.

Слайд 8

Дмитрий Донской (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389, Москва) Прославился на Куликовом поле. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель В 1380 г. ордынский эмир и темник Мамай, претендовавший на власть хана, решил произвести опустошительный, набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде. Мамай договорился о союзе с великим князем литовским Ягайлой и великим князем рязанским Олегом. Узнав о походе Мамая, Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил со всех подчиненных ему и союзных княжеств. Тем самым русское войско впервые приобретало общенациональный характер. Его организация значительно улучшилась.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  бюджетное  учреждение  средняя общеобразовательная школа №7 п.Веселый.

Проект по истории:

«ГЕРОИ РОССИИ МОЕЙ»

Выполнил:

Ученик 6 класса Сакунов Никита

Руководитель:

Учитель истории Лесных.Н.П.        

П.Веселый

2016 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3

I. Теоретическая часть…………………………………………………………...3

II.Практическая часть………………………………………………………..…..4

Выводы……………………………………………………………………….…..4

Источники информации……………………………………………………..…..4

Введение

Актуальность выбранной темы

Ежегодно 9 декабря  в нашей стране отмечается День Героев России. Этот праздник пришел к нам из 18 века. Дата 9 декабря для такого праздника была выбрана неслучайно. Императрица Екатерина Вторая (1762-1796) именно в этот день в 1769 году учредила новую награду. Ей стал орден Святого Георгия Победоносца. Появление этого ордена стало одним из важнейших событий эпохи ее правления. Данным орденом в те времена награждались воины, которые в бою проявили особую доблесть и отвагу.

Но в нашей стране герои были всегда, с самых древних времен. На уроках истории в 6 классе я узнал о многих защитниках Руси и решил подробнее  познакомиться с их жизнью.

Цель проекта: Создание презентации о героях  Древней  Руси.

Задачи проекта:

  1. Собрать информацию о защитниках Древней Руси.
  2. Узнать чем они прославились.
  3. Создать презентацию по теме.
  4. Выступить с презентацией перед одноклассниками 9 декабря 2016 года на День Героев России.

I. Теоретическая  часть

Кто такой герой? Герой – это человек который защищает других, не жалея своей жизни. История знает множество таких имён, и я познакомился с некоторыми из них на уроках истории в 6 классе.

Евпатий  Коловрат.

Рязанский боярин, русский богатырь. Прославился при нападении Батыя на Русь. Отряд  Евпатия  Коловрата настигнул Батыя в Суздальской земле после разорения Рязани в 1237 году. Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!».  Евпатий сражался очень смело и после того как Батый его победил, так как силы были не равны, сказал:

«О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Филипп Нянька.

Воевода Москвы, который не смотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживал напор монголо-татар. Он вел себя очень смело, монголы сначала от него побежали но потом завязался бой и русский отряд был разбит. Батый схватил Филиппа, рассек его на части и велел разбросать по полю. Москва была сожжена ее жители беспощадно перебиты «от  старца  и до сущего младенца».

Александр Невский прославился в Невской битве в июле 1240 года со шведами и в Льдовом побоище в 1240 году с немецкими рыцарями( крестоносцами). Победа в сражении на берегу Невы предотвратила потерю берегов Финского залива Русью, остановила агрессию шведов на псковско-новгородские земли. В условиях тяжёлых испытаний, которые обрушились на русские земли, Александр Невский нашёл силы для противоборства с западными завоевателями, снискал славу великого русского полководца и заложил основы нормальных взаимоотношений с Золотой Ордой.

Дмитрий Донской прославился на Куликовом поле.

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель В 1380 г. ордынский эмир и темник Мамай, претендовавший на власть хана, решил произвести опустошительный, набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде. Мамай договорился о союзе с великим князем литовским Ягайлой и великим князем рязанским Олегом. Узнав о походе Мамая, Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил со всех подчиненных ему и союзных княжеств. Тем самым русское войско впервые приобретало общенациональный характер. Его организация значительно улучшилась.

II. Практическая часть

Для создания презентации я использовал компьютерную  программу Microsoft Power Point. Я отработал следующие  навыки:  перенос картинок из сети Интернет в презентацию, смена фона, шрифта, подбор типа слайдов.

Выводы

Работая над проектом, я повторил материал по истории, изученный в 6 классе, самостоятельно создал презентацию по теме «Герои России моей». В следующем году я планирую продолжить работу над проектом и собрать информацию о героях России XVII – XVIII  веков.

Источники информации:

1. Учебник по истории России за 6 класс.

2. Интернет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа  №7 п.Весёлый

АЛЬБОМ-РАСКРАСКА

 «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»

Проект по истории

Выполнил:

Ученик 6 класса Вилюга Дима

Руководитель:

Лесных Н. П.

П.Весёлый

2016 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

I. Теоретическая часть………………………………………………………..3

II. Практическая часть………………………………………………………..5

Выводы……………………………………………………….………………..5

Источники информации………………………………………………………5

Введение

Актуальность выбранной темы

В 5 классе на уроках истории мы изучали тему «Жизнь первобытных людей». Меня очень заинтересовала эта тема,  я захотел, чтобы учащиеся начальных классов тоже познакомились с жизнью древнего человека.

Все дети любят рисовать, но не у всех получается, поэтому я решил создать альбом-раскраску «Жизнь первобытных людей», в которой будут не только картинки, но и информация о том, как жили наши предки.

Цель проекта: создать альбом-раскраску «Жизнь первобытных людей» для младших школьников.

Задача проекта:

  1. Собрать информацию об эволюции древнего человека.
  2. Подобрать сведения о жилище, занятиях, оружии и орудиях труда.
  3. Создать альбом-раскраску.
  4. Познакомить со своей работой учащихся начальных классов.

I. Теоретическая часть.

Эволюция человека

Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

Человек умелый (Homo habilis) 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь

Неандерталец. Кости этих людей впервые обнаружили в пещере немецкой долины Неандерталь. Эти первобытные люди жили 500-100 тыс. лет назад. В их жилищах есть очаги, где найдены остатки костей разных крупных животных.

Человек разумный (Homo sapiens) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

Жилище первобытного человека

Жилище из костей мамонта

Первобытные люди строили жилище из костей  и шкур мамонта. В таком доме летом было прохладно, а зимой тепло.

Пещера

Широко бытует мнение, что на древних ступенях развития человек жил в пещерах. Одно время его называли троглодитом, т. е. пещерным человеком. Последние научные данные позволяют усомниться в том, что в истории человека была особая «пещерная стадия». В пещерах обычно устраивались лишь святилища или погребения, как у неандертальцев. В Каповой пещере на Южном Урале известны пещерные рисунки. Однако ни в ней, ни в каких-либо других пещерах Урала нет следов поселений. В то же время палеолитические стоянки неподалеку от Каповой пещеры найдены на открытых местах. Под жилища пещеры использовались редко.

Шалаш

Первобытные люди строили себе шалаши из веток и прутьев.

Орудия труда и оружие первобытных людей

Основным способом изготовления первых орудий было разбивание одного камня о другой.

Древние орудия труда представляли собой гальки, оббитые несколькими сколами с одного конца, а также отщепы, отколотые от этих галек. Постепенно первобытные люди учатся изготавливать рубила, скребки, молотки, топоры, дубинки, гарпуны для ловли рыбы, копья. Около 12 тысяч лет назад первобытный человек стал применять в охоте лук и стрелы. Это оружие можно было применять из засады на большие расстояния.

Занятия первобытных людей

Охота

Первобытные люди для того чтобы поймать крупного зверя выкапывали большую яму. Накрывали её ветками, а затем, когда зверь провалится, добивали его камнями и копьями.

Огонь

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Наскальная живопись первобытного человека

Рисунки и надписи содержали разнообразные сцены древнего быта, охоты и иные виды первобытной деятельности. С помощью таких следов прошлого можно узнать, когда появились первые люди на планете, чем они занимались, каков был мир вокруг них.

Наскальные изображения, как правило, выполнялись с помощью подручных средств: мела, угля, камней, охры.

Охота на мамонта

Мамонты – вымерший 9000 лет назад род млекопитающих из семейства слоновых. Мамонты были отлично приспособлены к жизни в суровых условиях холодного климата. Первобытный человек охотился на мамонтов с помощью ловушек, а так же загоняя животных к краю обрыва.

II. Практическая часть

Для изготовления альбома-раскраски я воспользовался программой Microsoft Word. В Интернете нашёл чёрно-белые картинки по теме моего проекта. Перенёс картинки из Интернета в программу Microsoft Word, к каждой картинке сделал пояснения.

В моём альбоме отображена эволюция первобытного человека от австралопитека до человека разумного. Далее я разместил картинки о жилище первобытного человека, затем орудия труда и оружие. И завершают мой альбом картинки с изображением занятий первобытного человека.

Выводы

1. Работая над проектом, я повторил тему по истории 5 класса «Жизнь первобытных людей», подобрал информацию об эволюции первобытного человека, его занятиях. Жилище, орудиях труда и оружии, отработал навык поиска информации в сети интернет, научился переносить картинки и текст в документ Word.

2. 3 экземпляра альбома я подарю 3 классу для изучения на уроках окружающего мира темы «Первобытные люди».

Источники информации:

  1. Учебник для 5 класса по истории Древнего мира.
  2. Учебник для 4 класса по окружающему миру.
  3. http://go.mail.ru/search_images?fm=1&q=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9&frm=web – картинки по теме проекта.



Предварительный просмотр:

http://raskraskionline.ru/wp-content/uploads/2013/04/4-150x150.gif

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п.Весёлый

Автор: Вилюга Дмитрий, ученик 6 класса

П.Весёлый

2016 год

http://www.scilib-biology.narod.ru/Century/images/042.gif

Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_lyudi_byt_religija_kultura/i_005.jpg

Человек умелый (Homo habilis) 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.http://www.e-reading.club/illustrations/1003/1003050-i_024.jpg

раскраска Неандертальца мужчин с палками

Неандерталец

Кости этих людей впервые обнаружили в пещере немецкой долины Неандерталь. Эти первобытные люди жили 500-100 тыс. лет назад. В их жилищах есть очаги, где найдены остатки костей разных крупных животных.

http://www.playing-field.ru/img/2015/051809/5741776

Человек разумный (Homo sapiens) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/288/115288076_3201191_dom.jpg

Жилище из костей мамонта

Первобытные люди строили жилище из костей  и шкур мамонта. В таком доме летом было прохладно, а зимой тепло.

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_medium/public/cif/2009/06/cave-coloring-page.jpg

Пещера

Широко бытует мнение, что на древних ступенях развития человек жил в пещерах. Одно время его называли троглодитом, т. е. пещерным человеком. Последние научные данные позволяют усомниться в том, что в истории человека была особая «пещерная стадия». В пещерах обычно устраивались лишь святилища или погребения, как у неандертальцев. В Каповой пещере на Южном Урале известны пещерные рисунки. Однако ни в ней, ни в каких-либо других пещерах Урала нет следов поселений. В то же время палеолитические стоянки неподалеку от Каповой пещеры найдены на открытых местах. Под жилища пещеры использовались редко.

http://i.vamvigvam.ru/u/28/6e5284f82211e485b6d419f4322947/-/9.jpg

Шалаш

Первобытные люди строили себе шалаши из веток и прутьев.

http://www.e-reading.club/illustrations/102/102537-img_1_4.png

1 и 2 – рубило

3 – скребок

4 – молоток

5 – топор

6 – дубинка

7 и 8 – гарпун

9 - копьё

http://img1.xn--80aaaaa2cjbcb1dcdcgded.com/%D0%9B%D1%83%D0%BA-%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5_510f9beb5196c-p.gif

Лук и стрелы

Около 12 тысяч лет назад первобытный человек стал применять в охоте лук и стрелы. Это оружие можно было применять из засады на большие расстояния.

http://900igr.net/datai/istorija/Predki-cheloveka/0026-043-Neandertalets.png

Охота

Первобытные люди для того чтобы поймать крупного зверя выкапывали большую яму. Накрывали её ветками, а затем, когда зверь провалится, добивали его камнями и копьями.

http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_lyudi_byt_religija_kultura/i_039.jpg

Огонь

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

http://img3.xn--80aaaaa2cjbcb1dcdcgded.com/%D0%94%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5_4d89b6d7344cd-p.gif

Наскальная живопись первобытного человека

Рисунки и надписи содержали разнообразные сцены древнего быта, охоты и иные виды первобытной деятельности. С помощью таких следов прошлого можно узнать, когда появились первые люди на планете, чем они занимались, каков был мир вокруг них.

Наскальные изображения, как правило, выполнялись с помощью подручных средств: мела, угля, камней, охры.

раскраска Охотники и мамонта

Охота на мамонта

Мамонты – вымерший 9000 лет назад род млекопитающих из семейства слоновых. Мамонты были отлично приспособлены к жизни в суровых условиях холодного климата. Первобытный человек охотился на мамонтов с помощью ловушек, а так же загоняя животных к краю обрыва.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П.ВЕСЁЛЫЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый индивидуальный проект

Тема: видеоальбом «Подвиг твой бессмертен!»

Направление:  история

Тип проекта: информационный

Вид представляемого результата (продукта) ИИП: ИКТ-продукт (видеоролик)

Автор: ученик 9 класса МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Вилюга Дмитрий

Руководитель: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Лесных Н.П.

Работа допущена к защите:

«__» _________2019 г.

Руководитель проекта:

__________Лесных Н.П

П.Весёлый

2019 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть…………………………………………………………3

II. Практическая часть…………………………………………………….……4

Выводы………………………………………………………………………..…8

https://disk.yandex.ru/client/recent?idApp=client&display=normal&groupBy=none&o-

Ссылка на видеоальбом

Введение

В 9 классе на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны я узнал о некоторых героях, совершивших подвиг. В учебнике очень мало информации о таких людях, поэтому я решил больше узнать о событиях Великой Отечественной войны, изучив информацию о героических поступках солдат и офицеров.

Цель моего проекта: создать видеоальбом о героях Великой Отечественной войны, совершивших подвиги.

Задачи проекта:

1. Найти информацию, что такое подвиг.

2. Узнать, когда люди начали совершать подвиги.

3. Изучить наиболее известные подвиги, совершённые в период Великой Отечественной Войны.

4. Создать видеоальбом «Подвиг твой бессмертен».

I.  Теоретическая часть.

1.1. Что такое подвиг?

https://q75.ru/JKsyTViglKi/ac/j/1        Подвигом считают доблестный героический поступок, который был совершен безвозмездно, исходя из внутренних побуждений, на благо определенного человека или группы людей. Эти побуждения настолько сильны, что заглушают чувство страха, боли, опасности.
К подвигам относят самопожертвенность по отношению к более слабым. Поскольку самым ценным является человеческая жизнь, то все поступки, направленные на ее спасение, несмотря на тяжесть последствий для себя, можно назвать подвигом.

1.2. Всегда ли люди совершали подвиги?

https://q75.ru/JKsyTViglKi/ac/j/1

В древние времена, подвиги совершали такие герои как Спартак, Геракл, Одиссей, Персей и др. Этих персонажей наделяли божественно силой, а героями становились, не исходя из действий и поступков, а по праву рождения (их мать или отец причислялся к Богам). Поэтому подвиги были не совсем реальными:

  • уничтожение чудовищ (Гидра, Критский человек-бык);
  • очищение конюшен царя Авгия;
  • одоление Циклопа;
  • добыча Золотого Руна.

https://q75.ru/JKsyTViglKi/ac/j/1        Подвигом народа называют поступки людей, направленные на достижении общей цели. Ярким примером подвига народа, следует назвать Великую Отечественную Войну, когда:

  • солдаты по собственному желанию шли на передовую, понимая, что назад они уже не вернутся;
  • дети ходили в разведку, и рискуя жизнью, собирали данные о врагах;
  • люди рискуя жизнью, укрывали в своих домах партизанов и раненых;
  • отдавали солдатам последний хлеб, оставляя свою семью голодной.

Общая идея победы над фашистами сплотила разные национальности и толкала людей на самопожертвование во имя мира на их земле.

https://q75.ru/JKsyTViglKi/ac/j/1        Герои нашего времени – кто они такие? Сегодня подвиг может совершить каждый. Для звания героя не нужно родителей Богов или военных действий. Работники МЧС ежедневно совершают подвиги, спасая простых людей от пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций. Простые люди, проходя мимо тонущего человека, несчастных попавших в аварию, горящего дома останавливаются, и совершая акт самопожертвования, не думая о последствиях, пытаются помочь незнакомым людям. Современными героями можно назвать:

  • матерей, которые имея своих пятерых детей, берут из детских домов чужих детей и даже детей инвалидов, окружаю их бескорыстной любовью;
  • водителя, который пытаясь избежать столкновения со школьным автобусом, пожертвовал своей жизнью, свернул в сторону отбойника;
  • человека, доставшего из ранее незакрытого люка ребенка, который просидел там сутки;
  • больного раком, который не сдается и заставляет других бороться с этим недугом, тем самым спасая их жизни;
  • подростка, вынесшего на руках из соседнего горящего дома ребенка.

https://q75.ru/JKsyTViglKi/ac/j/1        Таких примеров подвигов тысячи и совершаются они не за вознаграждение, а из-за внутренних порывов, появляющихся при определенных обстоятельствах.

Героями не рождаются, героями становятся. Подвиги совершаются “автоматически”, особенно если под угрозой жизнь более слабого человека: ребенка, инвалида или пенсионера.

II. Практическая часть.

2.1. Создание видеоальбома «Подвиг твой бессмертен»

Для создания видеоальбома я использовал программу «Киностудия». В Интернете нашёл информацию о наиболее известных подвигах, совершённых в период Великой отечественной войны. Используя данную информацию, смонтировал видеоролик о 10 героях войны.

В моём видеоальбоме содержится информация о следующих героях.

Александр Матросов (1924-1943)

Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.

Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Николай Гастелло (1907-1941)

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Алексей Маресьев (1916-2001)

Летчик. В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.

Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе  ноги.

Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 - уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Виктор Талалихин (1918-1941)

Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.

Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.

В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.

Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.

Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Андрей Корзун (1911-1943)

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.

Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.

5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Владислав Хрустицкий (1902-1944)

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта

Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.

Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.

Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.

Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» - и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.

Константин Заслонов (1909-1942)

Командир партизанского отряда и бригады.

Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.

Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Ефим Осипенко (1902-1985)

Командир небольшого партизанского отряда.

Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.

Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Сработало! Под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение.

За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».

Матвей Кузьмин (1858-1942)

Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.

Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина - Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.

Зоя Космодемьянская (1923-1941)

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить  в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Выводы

Работая над проектом, я узнал много новых исторических фактов, научился создавать видеофильмы. Моя работа может быть использована на уроках истории и при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Великой отечественной войне.

Список использованной литературы:

1. https://www.spb.kp.ru/daily/26526.7/3543011/

2. http://ruheroes.ru/geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny-p1/

3. http://bigwar.msk.ru/pages/biografy/heroes.html

4. http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43945842977/Geroi-Velikoy-Otechestvennoy-voynyi



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П.ВЕСЁЛЫЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: «Справочник «Музеи города Иркутска»

Автор: ученица 8 класса МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Сенина Любовь

Руководитель: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Лесных Н.П.

П.Весёлый

2017 год

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Роль музеев духовном развитии общества………….…………………4

Глава 2. Музеи Иркутска…………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………..….6

Список литературы…………………………………………………...………..….7

Приложение: Справочник  «Музеи Иркутска»

Введение

Актуальность проекта: В 2017 году нашей Иркутской области исполняется 80 лет. Большую роль в сохранении истории нашего края играют музеи. Я решила узнать, какие музеи есть в г.Иркутске.

Пытаясь найти всю информацию в одном месте в виде путеводителя по музеям Иркутска, я «избороздила» Интернет, посетила школьную библиотеку, библиотеку посёлка Весёлый,  но попадалась только разрозненная информация об отдельных музеях Иркутска. Тогда я решила обобщить информацию о музеях нашего главного города и составить свой справочник, посвящённый музеям города Иркутска.

Цель проектной работы: составить справочник «Музеи города Иркутска».

Задачи проекта:

1. Определить роль музеев в духовном развитии общества;

2. Собрать информацию о музеях Иркутска содержащую адреса местонахождения, историю создания.

3. Создать справочник «Музеи города Иркутска».

Глава 1. Роль музеев в духовном развитии общества. 

C:\Users\user\Desktop\collage.jpg

Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской  деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев — всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

 Глава 2. Музеи Иркутска

1.Ботанический сад Иркутского государственного университета

Ботанический сад, основанный в 1940 году, является учебным подразделением Иркутского государственного университета и занимает 27 гектаров в черте города Иркутска, в 70 км к западу от озера Байкал. Это единственный ботанический сад в Иркутской области и во всем Байкальском регионе, включенный в Международный реестр ботанических садов мира. Как музей живой природы под открытым небом, Ботанический Сад служит важным образовательным инструментом для студентов ИГУ и других ВУЗов региона, школьников, туристов и населения Иркутска. Ботанический сад является членом многих российских и международных природоохранных организаций.

2.Городской выставочный центр им. В.С. Рогаля
«Дом Рогаля» — как называют его иркутяне — это филиал Муниципального учреждения культуры Музей истории г. Иркутска. Располагается в центральной части г. Иркутска, в новом современной архитектуры здании, построенном по проекту иркутского архитектора Андрея Красильникова. Архитектор удачно вписал здание в окружающий городской пейзаж: Дом Рогаля соседствует с домом Файнберга (нач. ХХ в.), зданием областной школы искусств (70- е гг. ХХ в), деревянным особняком кон. ХIХ в., в котором располагается офис музея Тальцы. Филиал Музея истории г. Иркутска был создан по постановлению мэра г. Иркутска.

3.Иркутский музей декабристов, усадьба Трубецкого и усадьба Волконских

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов ведет свою летопись от 29 декабря 1970. Тогда в Иркутске, в доме, принадлежавшем семье декабриста Сергея Петровича Трубецкого, был торжественно открыт новый отдел Иркутского областного краеведческого музея – Дом-музей декабристов. Первая выставка в новом музее называлась «Декабристы в Иркутске», первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» открылась в доме в 1973.Мемориальные коллекции будущего музея иркутяне собирали по крупицам с начала ХХ века. Самые первые личные книги декабристов оказались в библиотеке Сибирского отдела Императорского Русского географического общества при содействии Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста Сергея Григорьевича Волконского, еще в 1854.

4.Иркутский государственный художественный музей им. В. П. Сукачева

  Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева является старейшим и одним из наиболее крупных собраний произведений изобразительного искусства на всей Восточной части России - от Урала до Дальнего Востока. В основе коллекции лежат картины, которые в 70-х годах ХIХ века начал собирать иркутский градоначальник, любитель и знаток искусств Владимир Платонович Сукачев. Среди произведений, приобретенных им, были творения Репина, Максимова, Мясоедова, Айвазовского, Брюллова, Шишкина и других русских художников, а также заказанные в музеях Мюнхена и Флоренции копии с картин западноевропейских живописцев Рафаэля, Корреджо, Мурильо, Рубенса.С 1920 года галерея перешла в государственную собственность. На протяжении ХХ века в Иркутское собрание произведения поступали: из Государственного музейного фонда, государственных и общественных организаций Иркутска и Москвы. В 1938 г. собрание пополнилось коллекцией иркутского сенатора Н.П. Еракова, в 1960-1980-х гг. - ценнейшими дарами известных коллекционеров России Ф.Е. Вишневского, Н.К. Величко, Ю.В. Невзорова, П.Я. Корнилова, произведениями из МК СССР и РСФСР, крупнейших музеев нашей страны.

5.Иркутский областной краеведческий музей

Иркутский областной краеведческий музей - старейший музей Сибири, основан 3 декабря 1782 г., обладает бесценными памятниками историко-культурного наследия. Уникальность заключается в собрании, основой которого являются материалы экспедиций выдающихся исследователей Азии и ученых - членов Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО). Фонды музея представлены предметами, документами, фотографиями, характеризующими быт, материальную и духовную культуру народов Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Кореи, Китая и Монголии. Этнографические коллекции музея по народам Центрально-Азиатского континента насчитывает около 30 тыс. единиц хранения. Уникальные коллекции археологических памятников, в том числе нефритовых изделий новокаменного века, составляют 100 тыс. единиц хранения. Музей располагает фотофондом в 40 тыс. единиц хранения. В фондах ИОКМ хранятся культовые предметы по буддизму и шаманизму. Естественно-исторические коллекции характеризуют природу Иркутской области и насчитывают 10 тыс. ед. хр.   Музей имеет одну из крупнейших исторических библиотек, в которой собраны материалы экспедиций и исследований ученых ВСОРГО. Книжное собрание включает 80 тыс. книг, газет и журналов. Особо ценными являются свитки XVII в., Соборные Уложения Алексея Михайловича, учебники и атласы эпохи Петра I, старопечатные издания XVIII в. В библиотеке хранится коллекция китайских книг XVIII-XIX вв., насчитывающая 440 единиц хранения.

6.Музей Главного управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области

Музей был открыт в ноябре 1978. В стенах музея собраны материалы, посвящённые становлению и деятельности правоохранительных органов на территории Иркутской области. В экспозиции представлены подлинные уникальные фотографии, документы, награды, личные вещи сотрудников милиции. Все экспонаты (более 3200 единиц) переданы в дар музею от ветеранов Великой Отечественной войны, сотрудников милиции и членов их семей. 

7.Музей-ледокол «Ангара»

В Иркутске, на специальном пирсе микрорайона Солнечный, стоит один из самых старейших ледоколов в мире - судно «Ангара». После реставрации, в ноябре 1990 года, ледокол был поставлен в новом, отреставрированном виде. В уникальном ледоколе «Ангара» сейчас расположен музей. Ледокол «Ангара» является одним из самых первых в мире судов подобного типа. Его изготовили на английском заводе, а потом довезли до Байкала. 25 июля 1900 г. судно торжественно было спущено на воду. В течение своей столетней истории ледокол переживал и почет, и забвение, и военные, и трудовые, и мирные дни. В настоящее время в нем располагается музей и помещение культурно-досугового центра «Ледокол "Ангара"». В длину судно достигает61м, в ширину - 10,7 м. Высота борта ледокола - 7,6 м, при полной загрузке судна осадка доходит до 4,7 м. Ледокол обладает грузоподъемностью в 250 т.

8.Музей боевой славы

В 1995 году в Иркутске, к 50-летию победы при гарнизонном Доме офицеров был открыт Музей боевой славы.В настоящее время стационарная экспозиция располагает двумя тысячами экспонатов, 55 из которых являются ценнейшими раритетами. Помимо холодного и огнестрельного оружия времен Великой Отечественной войны, здесь представлены письма, плакаты, рисунки, оригиналы документов, боевые награды, личные вещи и множество фотографий. Музей располагает копиями боевых знамен: 307-го гвардейского стрелкового полка, 109-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона — частей дважды Краснознаменной, ордена Суворова 110-й гвардейской стрелковой Александрийско-Хинганской дивизии; 30-й гвардейской мотострелковой Иркутско-Пинскойдивизии.При музее действует выставка боевой техники, размещенная на открытой площадке. В музее регулярно проводятся тематические и плановые военно-патриотические мероприятия, организовываются праздники и встречи ветеранов с привлечением молодежи.

9.Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова

Музей истории города Иркутска был открыт в январе 1996 решением мэра города Б.А.Говорина. Музей истории города Иркутска начинался с Отдела истории, первого структурного подразделения, которое располагалось по адресу: г. Иркутск, ул. Чайковского, 5.В 2003, благодаря заведующей музеем Иркутского завода радиоприемников Г.П.Печерской, МИГИ было передано более 300 экспонатов, раскрывающих историю развития данного предприятия Иркутска.7 июня 2009 открылось новое здание отдела истории музея по адресу: г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, 16а. Музей представляет жизнь иркутян на разных исторических отрезках через быт, традиции и уклад жизни. 

10. Иркутский музей связи

Музей был открыт 4 ноября 1977. В то время музей располагался в переулке Богданова, дом 8, в комнатке чуть более 20-ти квадратных метров. На общественных началах Телепнева Светлана Александровна стала его первым директором. В то же время был создан общественный актив, а кроме того и Совет музея, который возглавляет все эти годы Шаповалов Николай Федорович, основатель музея.Музей связи бережно хранит все, что помогало общению людей на расстоянии в разные годы. Тут есть и телеграфные аппараты, и первые телефоны, радиоприемники и телевизоры, всевозможные коммутаторы. Можно увидеть и позабытые уличные таксофоны. Те самые, советские, по которым можно было болтать сколько душе угодно и всего за две копейки: говорливые особы висели на проводах часами. Есть тут уникальные телевизоры и радиолы. В «джентльменском наборе» музея даже комбайн

Заключение

Город Иркутск является одним из старейших городов России. За это время в городе происходило множество интересных и значимых событий, память о которых отражена в музеях. В результате работы над проектом был создан справочник «Музеи Иркутска», который поможет не только школьникам, но и взрослым, прикоснуться к истории города, почувствовать себя гражданами своей страны, вызвать чувство гордости за дела своих земляков. Так же данная работа может быть интересна и гостям города, так как в ней собраны сведения о музеях города Иркутска.

Изучая музеи города Иркутска, я узнала:

 - историю создания музеев;

 -какие экспозиции представлены в музеях Иркутска ;

В ходе проведённой работы было установлено, что все музеи имеют огромную ценность, отражают историю нашей области и  страны. Они  являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю.

Необходимо знать историю создания музеев, чтобы эти знания передавались из поколения в поколение.

Я считаю, что данная проектная работа может быть использована при проведении классных часов, посвящённых годовщине образования города Иркутска и Иркутской области. Проект несёт большую патриотическую функцию, ведь человеческая мудрость гласит:  "Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего".

Список литературы:

1.С.Медведева, Э. Павлюченковой, Б. Михайлова , Иркутск: из прошлого в будущее. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990год, С 178-182.

2.Козлов И.И., Путеводитель по Иркутску. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982год, С. 10-14, 138-141.

3.Иркутская область. Книга рекордов – 2012, ООО «Издательский дом « Приус», 2013 год С. 8-9

http://www.gorodirkutsk.ru/mag/malenkie-dostoprimechatelnosti/

https://ru.wikipedia.org

http://irkipedia.ru

http://www.etovidel.net/sights/city/irkutsk/id/irkutskaia_koshka


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №7  П.ВЕСЁЛЫЙ  ЧУНСКОГО  РАЙОНА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый  индивидуальный  проект

Тема: «Сборник  кроссвордов по истории для 6 класса»

Направление: история

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид представляемого результата (продукта) ИИП: сборник кроссвордов по истории для 6 класса

Автор:  ученица 6 класса МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Буюкли Алёна

Руководитель: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Лесных Н.П.

                                                               

Работа допущена к защите:

«__»  _________2021 г.

Руководитель проекта:

__________Лесных Н.П

П.Весёлый

20121 год

Введение

Кроссворды сейчас очень популярны и популярность их растет. Разгадыванием кроссвордов занимаются и старенькие и маленькие. Но детские кроссворды в отличие от взрослых несут в себе не только развивающую, но и познавательную нагрузку. С помощью отгадывания легче познаётся мир, легко усваиваются материалы, основанные на данных вопросах. Дети развивают память, становятся в дальнейшем разносторонне развитыми людьми. Эти головоломки для детей не только увлекательное, но и познавательно-развивающее занятие. На уроках истории и обществознания мы разгадываем кроссворды и мне захотелось научиться самостоятельно составлять кроссворды.

Цель моей проектной работы:  составить тематические кроссворды по истории Древней Руси.

Задачи:

1. Изучить особенности составления кроссвордов;

2. Научиться составлять кроссворды с использованием программного обеспечения сети Интернет;

3. Составить тематические кроссворды по истории Древней Руси для закрепления изученного на уроках материала.

I. Теоретическая часть

1. Что такое кроссворд

Кроссворд-головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Кроссворд не имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых придерживается большинство «кроссвордных» изданий.

Правила составления кроссвордов:

1.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

 2. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.

3. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды.

4. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).        

5. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).

6. В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами (в частности, опускать диакритические знаки). В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е».

2. Из истории кроссвордов

Исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные ещё 1—4 вв. н. э. В частности, во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, удивительно напоминающая современный кроссворд, которую ученые датировали 79 годом н. э.

По одной из версий, прототипы современных кроссвордов появились ещё в XIX веке. Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в сентябрьском номере журнала «Святой Николас» в Нью-Йорке. При этом первый кроссворд, соответствующий современным представлениям о кроссворде, был создан журналистом Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты «New York World» 21 декабря 1913 года.

Один из первых советских кроссвордов («переплетенные слова») был опубликован в номере от 18 августа 1925 года ленинградской «Новой вечерней газеты»

В конце 1990-х появились специализированные «кроссвордные» газеты. Кроме классических кроссвордов и их разновидностей, упомянутых ниже, в печати появились и стали весьма популярны «скандинавские» кроссворды (более известные как «сканворд»), а также цифровые головоломки. Сначала «рисование по числам», переименованное в «японский кроссворд», затем «судоку», «какуро» и многочисленные их вариации.

3. Разновидности кроссвордов.        

Существует несколько разновидностей кроссворда:

1. В американском варианте кроссворда все клетки должны находиться на пересечении слов. Так что сетка получается не разреженной, как в европейских, а плотной, как в скандинавских кроссвордах.

2. В японском варианте кроссворда черные клетки не должны соприкасаться сторонами (а значит, не должно быть блоков из черных клеток)

3. Скандинавский кроссворд (сканворд) от классического кроссворда отличается значительно большим количеством пересечений слов по вертикали и горизонтали.

4. Антикроссворд — кроссворд, в котором определения не нужны: все слова уже известны и их требуется расставить по готовой сетке.

5. Венгерский кроссворд (филворд) представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы ответов.

6. Английский кроссворд подобен венгерскому, используется такое же поле с буквами, но каждое слово всегда идёт в одном направлении (в том числе и диагональном), не ломаясь внутри себя.

7. Американский кроссворд — это классический кроссворд, у которого вместо сетки дано прямоугольное поле ячеек, а определения привязаны к конкретным горизонталям и вертикалям, но точное положение ответов неизвестно.

8. Эстонский кроссворд аналогичен классическому, но его сетка не содержит пустых ячеек.

9. Ключворд или кейворд — особый вид кроссворда, в котором требуется восстановить исходный кроссворд, каждая буква которого зашифрована определённой цифрой

10. В циклокроссворде (циклическом кроссворде) слова располагаются вокруг клетки с номером соответствующего вопроса.  Отличительной особенностью такого кроссворда является одинаковое количество букв во всех загаданных словах.

11. Спейсворд (трёхмерный кроссворд) — кроссворд, слова в котором расположены таким образом, что при рассечении его плоскостями, параллельными координатным плоскостям и отстоящими друг от друга на заданное расстояние-шаг, в сечениях образуются кроссворды.

4. Способы составления кроссворда.

1. Автоматически.

С конца 1990-х годов для составления кроссвордов применяется специализированное программное обеспечение.

Одной из первых программ для составления кроссвордов стал запатентованный в 1997 году Crossword Weaver. Для создания кроссвордов также могут использоваться программы Crossdown, Crossword Compiler для Windows (также поддерживает работу с судоку) и Crossfire для MacOS.

Современное программное обеспечение, как правило, имеет встроенный словарь, содержащий либо одни слова, либо слова и набор определений к ним. При этом пользователю может предоставляться возможность отфильтровать слова, соответствующие теме кроссворда.

В ряде компьютерных программ также реализована возможность добавить свои слова в словарь или удалить уже имеющиеся в нем.

5. Исторический кроссворд.

Исторический кроссворд — самый необычный и увлекательный способ совместить приятное с полезным: в легком формате проверить свои знания фактов, смекалку и умение мыслить логически.

II. Практическая часть

Для составления кроссвордов я использовала учебник по истории России для 6 класса, программу для составления кроссвордов онлайн Cross. Программа предназначена для автоматического заполнения сетки кроссворда. А вопросы к каждому слову я подбирала из учебника истории.

По итогам работы в моём сборнике 4 больших кроссворда по следующим темам:

1. Кроссворд Русь в IX – первой половине XII века

2. Русь в середине ХII — начале XIII в.

3. Русские земли в середине XIII—XIV в.

4. Формирование единого Русского государства

Выводы

Работая над проектом, я получила много полезной информации:

1. Повторила основные понятия по истории Древней Руси, что пригодится мне в дальнейшем изучении истории

2. Научилась составлять кроссворды онлайн, что может мне пригодиться и на других уроках при выполнении творческих заданий.

Материалы моего проекта можно использовать на уроках истории в 6 классе для повторения пройденного материала, для подготовки к контрольным работам, ВПР. Кстати, с ВПР по истории я справилась на оценку «5». В этом мне помогла, в том числе, работа над проектом.

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/#:~:text= HYPERLINK "сhttps://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"Исторический HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"кроссворд HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/""— HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/""%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/ HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"" HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"самый HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"необычный HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"и HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/", HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"знание HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"истории HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"желающих HYPERLINK "https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/soviet-area/news/91286/"%20 HYPERLINK "https://rostov- 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговый индивидуальный проект «Сборник кроссвордов по истории для 6 класса» Автор: Буюкли Алёна, ученица 6 класса МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Руководитель: Лесных Н.П., учитель истории и обществознания

Слайд 2

Цель проектной работы: - составить тематические кроссворды по истории Древней Руси .

Слайд 3

Задачи: 1. Изучить особенности составления кроссвордов; 2. Научиться составлять кроссворды с использованием программного обеспечения сети Интернет; 3. Составить тематические кроссворды по истории Древней Руси для закрепления изученного на уроках материала.

Слайд 4

Что такое кроссворд? Кроссворд - головоломка , представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Кроссворд не имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых придерживается большинство «кроссвордных» изданий.

Слайд 5

Правила составления кроссвордов: 1.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме 2 . Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. 3. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. 4. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. 5. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. 6. В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. 7. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами. В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е».

Слайд 6

Разновидности кроссвордов Американский кроссворд:

Слайд 7

Японский кроссворд:

Слайд 8

Скандинавский кроссворд

Слайд 9

Антикроссворд

Слайд 10

Венгерский кроссворд Английский кроссворд

Слайд 11

Эстонский кроссворд Ключворд или кейворд

Слайд 12

Циклический кроссворд Т рёхмерный кроссворд ( спейсворд )

Слайд 13

Программа для составления кроссвордов:

Слайд 14

По итогам работы в моём сборнике 4 больших кроссворда по следующим темам : 1. Кроссворд Русь в IX – первой половине XII века 2. Русь в середине ХII — начале XIII в. 3. Русские земли в середине XIII—XIV в. 4. Формирование единого Русского государства

Слайд 15

1. Кроссворд Русь в IX – первой половине XII века

Слайд 16

2. Русь в середине ХII — начале XIII в.

Слайд 17

3. Русские земли в середине XIII—XIV в.

Слайд 18

4. Формирование единого Русского государства



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п.Весёлый

СБОРНИК

КРОССВОРДОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА

Автор: Буюкли Алёна,

ученица 6 класса

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый

http://igraza.ru/images/stories/il1.jpg

2021 год

П.Весёлый

1. Кроссворд «Русь в IX – первой половине XII века»

1

3

4

18

8

10

17

20

2

16

5

15

6

13

23

7

9

14

21

27

11

19

22

26

12

24

25

По горизонтали:

2. Немецкий учёный – норманист.

5. Князь, который создал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича».

6. Глава рупного церковного округа.

9. Князь, который правил с 1019 - по 1054 год.

11. Народное собрание, решающее важнейшие вопросы.

12. Место сбора дани.

15. Княгиня, которая первая в княжеском роду приняла христианство.

16. Один из трёх братьев, призванных в Новгородскую землю в 862 году.

17. Бог грома и молнии.

19. Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси.

22. Город в который, по свидетельству Повести Временных лет, сел княжить Рюрик.

24. Покровитель скотоводства.

25. Рабы на Руси.

По вертикали:

1. Река, на которой была битва Ярослава и Святополка в 1019 году.

3. Самый первый по времени писатель на Руси.

4. Князь, который приказал крестить население Руси в 988 году.

7. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.

8. Князь, который правил с 964 - по 972 года.

10. Вид украшения ювелирных изделий в форме мелких шариков.

11. Участок, где ладьи перетаскивали по суше.

13. Кочевые племена, которые в XI – XII веках нападали на Древнюю Русь.

14. Князь, который умер от укуса змеи.

17. Специально выделанная телячья кожа, на которой писались первые русские книги

18. Определённый размер дани.

20. Монах создавший "Повесть временных лет".

21. Бог солнца.

23. Второе название Константинополя.

26. Как на Руси принято было называть купцов.

27. Объезд князем с дружиной подвластной территории.

2. Кроссворд «Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1

2

8

3

6

10

9

7

5

14

4

13

11

12

15

16

По горизонтали:

3. Кочевые племена, для защиты от которых князь Владимир построил заградительные заставы.

4. Погодная запись исторических событий.

7. Административно-территориальная единица Древней Руси.

8.  Помощники князя.

10. Повелитель ветра.

11.  Арнамент который наносили  тонкой золотой или серебряной прововлкой.

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью.

15. Война между связанными друг с другом людьми.

По вертикали:

1. Разорившиеся общиники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.

2. Съезд русских князей в 1097 году, на котором была произнесена фраза «Каждый да держит Отчину свою»

5. Сын Владимра, который был причислен к лику святых.

6. Сын Рюрика.

8. Пожертвование одной десятой части из дохода для церкви.

9. Богиня плодородия.

11. Категория населения Древней Руси.

12.Один из князей Киева, убитый Олегом в 882 году.

14. Специально обработанная берёзовая кора.

16. Поэтические сказания о прошлом.

3. Русские земли в середине XIII—XIV в.

2

1

16

6

3

14

15

10

11

4

8

5

7

12

19

18

21

22

9

13

20

17

По горизонтали:

1. Отчество Александра Невского

3. Кочевники, нарушавшие границы Руси в X веке

4. Имя монгольского хана, напавшего на Русь в 1237 году

7. Поле на котором состоялась битва войск Дмитрия Донского и хана Мамая

8. Монах, сразившийся с монгольским воином перед битвой на Куликовом поле

9. Потомки Чингисхана

11. Рязанский боярин, собравший дружину против монголов

17. Фамилия монаха, благословившего Дмитрия Донского на бой с Мамаем

18. Столица Золотой Орды

20. Монгольский сборщик дани на Руси

По вертикали:

2. Каменное строительство

5. Настоящее имя Чингисхана

6. Шведский военачальник (Невская битва)

10. Прозвище князя Дмитрия Ивановича, победителя Мамая

11. Монголы назвали его «злым городом»

12. Прозвище этого московского князя переводится как «денежный мешок»

13. Невская битва произошла в устье реки…

14. Монгольский князь

15. Жилище монголов

16. Хан, напавший на Москву в 1382 году

19. Ханская грамота на великое княжение

21. Река, на которой впервые столкнулись русские и монгольские войска

22. Город, который первым встретил  Мамая в 1237 году

4. Кроссворд « Формирование единого Русского государства»

1

2

4

5

7

9

14

15

3

11

6

8

18

13

16

10

17

12

По горизонтали:

3. Группа новгородских бояр, против которых выступил Иван III

6. Хан, «стоявший» на р.Угре

8. Прозвище Василия II

11. Палка, жезл, посох

12. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками.

15. Последняя встреча русских и ордынцев произошла на этой реке

16. Самое знаменитое произведение Андрея Рублёва

По вертикали:

1. В православии самостоятельная поместная церковь

2. Произведение Сафония Рязанца о Куликовской битве

4. Налог преимущественно пушниной

5. Условное земельное владение

7. Во второй половине XVI века правитель города Самарканд

9. Денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день

10. Руководитель войска

11. Столица Ногайской Орды

13. Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории

14. Свод законов Древней Руси, изданный в 1497 году

17. Битва между новгородцами и москвичами в 1471 году

18. Фамилия византийской супруги Ивана III

Ответы на кроссворды:

1. Кроссворд «Русь в IX – первой половине XII века»

1а

л

3и

ь

л

4в

18у

т

а

л

8с

10з

17п

е

р

у

20н

2б

а

й

е

р

а

в

е

е

о

е

и

д

я

16р

ю

р

и

к

с

о

и

т

н

г

т

5м

о

н

о

м

а

х

15о

л

ь

г

а

о

и

с

м

р

6м

и

т

р

о

13п

о

л

и

т

е

о

а

н

23ц

7ф

9я

р

14о

с

л

а

в

21я

т

а

27п

р

л

о

р

р

о

е

11в

е

ч

е

19в

о

т

ч

и

н

ы

ь

л

с

о

г

ц

л

г

ю

к

л

ы

22н

о

в

26г

о

р

о

д

12п

о

г

о

с

т

о

а

ь

к

24в

о

л

о

с

д

е

т

25ч

е

л

я

д

ь

2. Кроссворд «Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1з

2л

а

ю

к

б

8д

р

у

ж

и

н

а

у

е

е

3п

е

ч

е

н

е

г

6и

10с

т

р

и

б

о

г

г

9м

я

7в

о

л

о

с

т

ь

5б

р

к

и

14б

4л

е

т

о

п

и

с

ь

о

13н

а

м

е

с

т

н

и

к

р

ш

а

р

и

11с

к

12а

н

ь

е

с

м

с

15у

с

о

16б

и

ц

ы

е

к

т

ы

р

о

а

л

д

л

и

ь

н

д

а

3. Кроссворд «Русские земли в середине XIII—XIV в.»

2з

1я

р

о

с

л

а

в

и

ч

д

16т

ч

6б

о

3п

е

ч

е

н

е

г

и

14н

15ю

х

с

р

10д

11к

о

л

о

в

р

а

т

4б

а

т

ы

й

г

о

о

й

т

а

в

е

н

з

о

а

м

о

8п

е

р

е

с

в

е

т

н

ы

5т

к

л

ш

е

7к

у

л

и

12к

о

в

о

ь

м

а

й

с

19я

у

л

18к

а

р

а

21к

о

22р

у

м

9ч

и

н

г

13и

з

и

д

ы

л

а

я

и

ж

т

ы

л

з

н

о

а

20б

а

с

к

а

к

а

р

а

н

17р

а

д

о

н

е

ж

с

к

и

й

ь

4.Кроссворд « Формирование единого Русского государства»

1а

в

2з

т

4я

5п

7т

9п

14с

а

о

с

о

а

о

15у

г

р

а

д

к

а

м

м

ж

д

3б

о

р

е

ц

к

и

е

е

11с

к

и

п

е

т

р

н

ф

с

р

а

л

б

щ

6а

х

м

а

т

л

р

о

н

и

л

ь

а

а

е

и

н

и

8т

е

м

н

ы

й

к

а

я

ч

18п

13х

16т

р

о

и

ц

а

10в

р

к

л

о

о

17ш

е

12м

е

с

т

н

и

ч

е

с

т

в

о

в

о

л

л

о

г

о

о

д

р

н

г

а

а

ь

ф

.