Дидактическая система Ф. Фрёбеля

Басак Ольга Юрьевна

С уникальными дарами Ф. Фребеля обучение математике и логике становится ярким и творческим.

Конспект ОД по развитию речи с использованием даров Фребеля с элементами театрализации во второй младшей группе “Колобок».

Мастер-класс «Применение новых образовательных технологий с использованием  «Даров Фребеля» в изобразительной деятельности дошкольников». апрель 2024г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая система Ф. Фрёбеля»

Автор :  Воспитатель Басак О.Ю

Октябрь  2021

Презентация: ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ

   Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Кроме того, дидактическая система Ф. Фрёбеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для  STEM-образования (science — наука, technology — техника, engineering — инженерия, mathematics — математика), поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей.

Набор Дары Фребеля – уникальное авторское пособие, которое открывает для ребенка и педагога безграничные возможности для развития. С ним обучение математике и логике становится ярким и творческим. Занятия пробуждают в маленьком исследователе интерес к познанию мира и свойств различных предметов. Дидактический материал подходит для индивидуальных и групповых занятий дома и в детском саду.

Возраст: 1-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет

Из чего состоит игровой набор «Дары Фребеля»

В состав входит 14 модулей, упакованных в деревянные ящички, и инструкция.

1. «Текстильные мячики». В наборе 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса. Всего в коробке 12 шариков.

2. «Основные тела». Модуль включает 3 пары деревянных геометрических фигур. В наборе шар, куб и цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук. Модуль знакомит с основными формами предметов.

3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера. Это мини-конструктор для создания и трансформирования построек различных форм. Подходит для изучения понятий «часть» и «целое».

4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.

5. «Кубики и призмы». В коробку уложены кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы. Общее количество фигур – 39 шт.

6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из деревянных плиток разного размера. Всего 33 элемента.

Цели игры с модулями 3, 4, 5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Детали для конструирования не окрашены.

7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.

8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных «спиченок» разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.

9. «Кольца и полукольца». Этот модуль открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.

10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов. Диаметр фишек – 10 мм.

7, 8, 9 и 10 модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Элементы окрашены в яркие цвета – синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный и белый.

11. «Цветные тела». В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания.

12. «Мозаика. Шнуровка». В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики и навыков ориентирования в пространстве.

13. «Башенки». Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Всего 44 элемента. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции.

14. «Арки и цифры». Модуль включает дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм и 9 кубиков с цифрами на гранях.

Преимущества системы игрового материала:

  • обеспечивает математическое и творческое развитие дошкольников от 2 до 6 лет
  • позволяет создать комфортные условия для совместной деятельности детей и взрослых
  • активизирует познавательную активность ребенка и его самостоятельность

Пусть игровой набор «Дары Фребеля» делает развитие ребенка ярким и увлекательным!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по проведению игр с использованием

1 дара Ф.Фрёбеля «Текстильные мячики»

в группах раннего и младшего дошкольного возраста.

hello_html_7ea3d51b.jpg

Свою работу  по использованию даров Фребеля я начала с 1 младшей группы. Так как основная их среда и возможность познавать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), то первыми нашими помощниками стали вязаные шерстяные мячики из модуля №1, которые включают в себя 8 разноцветных мячиков с прикреплёнными к ним шнурками, чтобы можно было надеть на руку.

 Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что ребенку удобнее держать его в руке.

На заметку: Мячики должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, различных цветов – цвета радуги и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Во время игр с мячиками обязательно музыкальное сопровождение либо художественное слово (например, стишки) и показ взрослого тех движений, элементов, которые ребенку необходимо повторить.

«Поиграем с мячиком!»

За веревочку держу,

По мячу ладошкой бью,

Мячик, мячик, мой дружок

Мягкий, мягкий, мягкий бок.

За веревочку держу,

И другой ладошкой бью,

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю!

Или:

Мячик за шнурок возьмем,

Покачаем и споем:

«Вот какой , вот такой

Мячик хорошенький мой!»  

     Н.Столбунова.          

Или:        

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.  

 

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

 

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

 

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячами.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

  1. Знакомство - игра с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание)

C:\Users\1\Desktop\20220126_104434.jpg

  1. Знакомство с цветом: игры «Сортировка мячей по цвету»«Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков

C:\Users\1\Desktop\20220126_104827.jpg

  1. Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами):

Игры:

          - «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

          - «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

C:\Users\1\Desktop\20220126_104633.jpg

          - «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

          -«Мячик катится по тропинке» - движение по кривой поверхности    

Игра «Мячик – непоседа»

(на знакомство с направлением движения)

  • «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

  • «Скачут мячики» (движения вверх-вниз) «Скачет мячик, прыг да скок,

Скачет мячик в кулачок,

И по пальчикам ладошки

пальчик каждый стоит в ряд,

И в ладошку, и назад!»

  • «Часики» (движения маятниковые)

C:\Users\1\Desktop\20220126_104756.jpg

  • «Я весёлая лиса» (круговые движения)

Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса.

  • «Рыбка» (плавательные движения)

По окончании игр можно использовать песенку:

Вот и кончается наша игра

Шарик, с тобой расставаться пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!



Предварительный просмотр:

Опыт работы «Организация познавательно- исследовательской деятельности с «Дарами Фребеля» в  1 младшей группе».

Воспитатель: Басак О.Ю.

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов.

Уникальной методической находкой для развития познавательно- исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста является дидактический набор «Даров Фребеля», который был разработан немецким педагогом 19 века Фридрихом Фребелем.

Основой «Даров Фрёбеля» являются  - мяч, шар,  кубик. С их помощью ребенок изучает форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Игровой набор «Дары Фрёбеля» создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно — исследовательской деятельности детей.

Я начала свою работу   с «дарами Фребеля» с детьми 1 младшей группы. Так как основная их среда и возможность познавать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), то первыми моим помощником стал 1 дар Фребеля- вязаные шерстяные мячики.  Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, который используют для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

Мячики помогли нам изготовить наши родители, сделав их из поролона и одев на цветную сетку, связанную крючком. Размер мячика по диаметру соответствует детской ладошке, чтобы ребёнок мог хорошо обхватить мяч пальчиками. Набор состоит из 7 мячей (по цветам спектра).

Изучив методическую литературу, начала знакомство детей с 1 даром с манипуляциями с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание).

Затем, используя такие упражнения, как: «Сортировка мячей по цвету», «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков» стала знакомить детей с цветом.

Постепенно, усложняя задачу, изучали свойствами шара (через действия с мячами) через упражнения:

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности

А также  с направлением движения шара:

Упражнения:

- «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

- «Скачут мячики» (движения вверх-вниз),                                                         - «Часики» (движения маятниковые),              

                                                                                     

 - «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)

 «Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

 - «Рыбка» (плавательные движения),                                                      

 - «Голуби» (летательные движения)

Используя этот дар, развивали социально- коммуникативные навыки:

Упражнения:

- «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка)

- «Как тебя зовут?» (имя сверстников)

Широко использую шерстяные  мячики при организации хороводных игр, а также при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, и как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождаю маленькими стихами. А по окончании игры использую песенку:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

Я полагаю, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт положительные результаты.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.

       Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению  несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фрёбеля – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи с использованием даров Фребеля с элементами театрализации во второй младшей группе “Колобок».

Воспитатель: Басак О.Ю.

     Цель: развитие связной диалогической  речи.

  Оборудование:

-коробка с масками персонажей сказки «Колобок»;

-кукла;

-дары Фребеля(№1,№7, №8).

   Ход занятия:

      1. Организационный момент:

  Воспитатель зовет детей в круг.

В-ль: - В круг большой мы соберемся,

И друг-другу улыбнемся!

Мы все дружно здесь живем!

Всех играть к себе зовем.

Ножкой топнем, ручкой хлопнем

И подпрыгнем высоко!

Раз сюда, два сюда

Повернись вокруг себя!

А сейчас мы все присядем

Встанем, сядем, встанем, сядем

Вот как весело играем,

Настроение поднимаем!

2.Вводная часть

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Стук в дверь.

В-ль: -Ой, ребята, к нам в гости пришла кукла Дашенька!

-Здравствуй, Дашенька! Ребята, поздороваемся? (дети здороваются).  Дашенька к нам пришла из другого детского сада и ей очень хотелось бы послушать сказку.

3.Основная часть.

В-ль: -А мы знаем много сказок, правда? Чтобы наша сказка была интересной, Даша принесла нам маски. Что это за маски?

(Воспитатель по одному достает маски и загадывает загадку)

-Прямо с полки, за порог,

Убежал румяный бок,

Укатился наш дружок,

Кто же это? (колобок)

-Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка-белый бок (заяц)

-Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый …(волк)

-Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну ка, кто же назовет?

-Длинный хвост, сама краса,

Это рыжая …(лиса)

В-ль: Молодцы, ребята! Итак, мы начинаем нашу сказку.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

-Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, глядишь и наскребешь муки на колобок.

Как старик сказал, так старуха и сделала. Слепила она колобок.

Ребята,  давайте, и мы слепим колобок!

(Пальчиковая гимнастика.)

-Лепим, лепим колобок, (двигаем ладони между собой круговыми движениями)

Вот такой он круглый! ( ладони соединяем , формируя круг)

Глазки, носик, язычок

Бровки, ушки - вот дружок, (загибаем пальчики в кулачок по одному)

Ты теперь красивый! (ладони на подбородке)

Ребята, а колобок какой формы? На что он похож? (ответы детей).  Предлагаю взять каждому по шарику. (дары Фребеля №1)

     Посмотрите, наши шарики мягкие и круглые, очень похожи на нашего колобка.

Колобок полежал-полежал, да и покатился по дорожке! А теперь,  построим длинную дорожку для колобка! (дети строят дорожки, используя палочки из даров Фребеля №8 )

      А теперь возьмем наши цветные колобки и покатим их по длинной дорожке. Вот как здорово шарики катятся по ровной дорожке!

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (одеваем ребенку маску зайца). Ребята, а заяц какой? (ответы детей: длинноухий, трусливый, серый)

Р-к: - Колобок, я тебя сьем!

В-ль: ребята, давайте споем вместе песенку колобка?

-Я колобок, колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

На сметане я мешен,

На окошке стужен.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

От тебя, заяц, тоже убегу!

И убежал колобок. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк (надеваем ребенку  маску волка)

Ребята, а волк какой? (ответы детей: злой, серый, зубастый, мохнатый)

Р-к: Колобок, колобок, я тебя сьем!

(Дети поют песенку колобка).

     Убежал колобок от волка.  Катится колобок, а на встречу ему медведь (надеваем маску медведя). А медведь какой, ребята? (ответы детей: мохнатый, косолапый, большой).

Р-к: Колобок, я тебя сьем!

(Дети поют песню колобка).

    Убежал колобок и от медведя. Катится колобок дальше, а на встречу ему лисичка-сестричка (одеваем маску лисы). Ребята, какая лиса? (ответы: хитрая, рыжая, пушистая, красивая).

Р-к: Колобок, сядь ко мне на носик, спой песенку!

(Дети поют песенку колобка).

     Ребята, предлагаю для наших зверят приготовить вкусную пиццу с круглыми колбасками, чтобы они были сытые, а колобок жил и радовался! (Дети подходят к столикам, где разложены фигуры из даров Фребеля № 7 и на тарелках формируют пиццу из большого треугольника и кругов).

Позовем наших персонажей и накормим их нашим вкусным блюдом!

Ребята, кого встретил колобок на пути? Какой формы был колобок? Какого цвета? А дорожка какая была? (ответы детей).

А теперь мы все превратимся в колобочков и станцуем веселый танец!

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem-darov-frebelya-s-elementami-teatralizacii-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-kolobo-3250434.html

C:\Users\1\Desktop\20220927_161135.jpg

C:\Users\1\Desktop\20220927_161451.jpg



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Применение новых образовательных технологий с использованием  «Даров Фребеля» в изобразительной деятельности дошкольников».

Воспитатель: Басак О.Ю.

2024г.

Цель: Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля» и  применением его в изобразительной деятельности дошкольника.

Задачи:

  • Создать условия для художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения, используя детали разнообразных «даров».
  • Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
  • Повысить интерес родителей к новому дидактическому материалу, его возможностям.

Задача педагога и родителя, помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознавать свои возможности в воплощении своего видения мира. В студии «Мир красок», педагоги знакомят родителей с разными образовательными технологиями в изобразительной деятельности. Сегодня мы хотим вам, как можно использовать  дидактический набор «Дары Фребеля» в изобразительной деятеьности. Дары Фребеля- это не только деревянный конструктор, основное назначение которого - знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Но и прекрасное художественное средство, которое позволяет изображать предметы, объекты окружающего мира и разнообразные сюжеты.

При работе с дарами,  предлагаем родителям и детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учим их планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулируем речевую активность детей, просим комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.

Сегодня, в рамках мастер-класса мы продемонстрируем вам, как можно использовать Дары Фребеля при развитии навыков художественного конструирования у детей на основе прочитанного художественного произведения.

Предлагаем каждому взять по одному мячу, слегка их раскачать и под стихотворение, которое я прочту поприветствовать друг друга, коснувшись своим колобком колобка соседа.

На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.

Мы друг друга поприветствовали и теперь, для работы мы с вами разделимся на четыре группы. Для деления на группы мы можем использовать любой из даров, в котором можно выделить нужное нам количество признаков. В данном случае - четыре. Предлагаю взять 8 колец 4 цветов: 2 желтых, 2 зеленых, 2 белых, 2 красных. Опустим кольца в чудесный мешочек и каждый из вас вытянет по одному кольцу.

Мы разделились на 4 группы. Я приглашаю вас присесть к столам в соответствии с цветом вашего кольца. Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, подумайте и скажите, как вы думаете, почему мы разделились на 4 группы и перед вами лежат планшеты именно этих цветов? Уже догадались, о чем будет наше занятие? (Да. Это времена года. Наше сегодняшнее занятие будет о временах года.)

К.Д.Ушинского «Четыре желания». (Показ иллюстраций) После просмотра, я попрошу вас ответить на вопросы. Чтобы ответить на вопрос, нужно будет сначала поднять вверх свое кольцо. Таким образом, мы сможем обеспечить порядок и очередность ответов. Согласны? (да)

- О каких четырех желаниях говорится в рассказе?

- Почему желания мальчика менялись в разное время года? (Потому, что в каждое время года она находил для себя интересное занятие)

- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить, за что вы любили каждое из времен года. Перед вами планшеты определенных цветов, в соответствии с цветом планшета у каждого из вас свое время года. С помощью даров Фребеля, изобразите самые яркие впечатления для вас в это время года.

Договоритесь в своей паре, что вы будете изображать, и какой материал для работы вам понадобится.

Приступаем к работе. (включить приятную музыку и дать 5 минут на работу)

После завершения работы провести мини-беседу по содержанию каждой «картины»

- Какое время года вы изображали? Какие яркие впечатления вы изобразили в своем времени года?

Заключительный этап

- Посмотрите, какие яркие времена года у нас получились. Действительно, как и в рассказе К.Д.Ушинского, можно любить и желать каждое из четырех времен года.

- Сейчас я предлагаю вам объединить наши четыре времени года.

- Что получилось? (Календарь)

- Наш мастер-класс подходит к концу, и я хочу задать вам вопрос: «На сколько полезен был вам мастер-класс? Почему? Будете ли вы использовать Дары Фребеля в своей работе с дошкольниками?» А для мерки степени полезности мастер-класса предлагаю использовать палочки Фребеля разных величин.

- Всем спасибо! Я благодарю вас за работу!

«Дары Фребеля» - это преимущественно деревянный конструктор, основное назначение которого - знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет визуализировать познавательно-игровую деятельность дошкольников, на наглядном материале демонстрировать, как предметы и объекты окружающей действительности можно изобразить и представить с помощью разнообразных геометрических фигур и тел: отрезки разной длины, точки, круги, треугольники и др. В последствии,  от предметных изображений конструктор позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.

На начальном этапе, при знакомстве с конструктором, предлагаю детям изобразить простые объекты, такие как, разноцветные мячи, воздушный шарик, снежный ком, которые дети получают используя круги и окружности разных цветов и диаметра. Далее демонстрирую, что те же простые объекты можно получить с помощью других геометрических фигур - полукруг, полуокружность. Таким образом, в сознании детей формируется представление о том, что круг состоит из двух полукругов, а окружность из двух полуокружностей.

Следующим этапом, обучаю детей конструированию более сложных предметов и объектов. Например, при конструировании дерева, предлагаю детям подумать, из каких геометрических фигур можно сконструировать дерево? Из отрезков разной длины. Если ребенок затрудняется, предлагаю ему картинку дерева, где способом наложения, ребенок может получить изображение объекта из деревянных отрезков разной длины.

При изображении объектов природы, обращаю внимание детей на их особенности в разное время года. Например, при изображении солнца, предлагаю детям подумать, чем его изображение может отличаться в разное время года. Так, зимой дети изображают солнце с короткими лучами, а летом - с длинными.

Также, обращаю внимание детей на то, что один и тот же объект можно изобразить по-разному: птицу вблизи мы видим хорошо и изображаем ее детально, а птицу вдали мы видим только в виде силуэта и можем изобразить ее в виде треугольника или галочки, полученной из коротких отрезков.

При переходе к сюжетному конструированию, обращаю внимание детей на композицию изображаемых предметов: чем ближе объект к нам, тем крупнее мы его видим и изображаем, если на изображении есть объекты, находящиеся на земле и на небе, то необходимо отметить линию горизонта.