Работа с одаренными детьми

Степановских Наталья Викторовна

Работа с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель работы с одаренными детьми

в 1-4 классов МБОУ «СШ №10»

в 2023 -2024 учебном году

Цель: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Работа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления; помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Задачи: 

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.                  

Основные направления работы:

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного/гимназического, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

План работы с одарёнными детьми на 2023/2024 учебный год

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

Рубцова Н.Г., зам. директора

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

 

Педагог-психолог Сидаш М.Д.

3.

Создание банка данных по одарённым детям школы.

Сентябрь,  январь

Макарова Н.В., , руководитель МО

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Учителя начальных классов, учитель физической культуры, педагог- психолог Сидаш М.Д.

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

в течение года

Рубцова Н.Г.,  зам. директора

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Степановских Н.В., зам. директора

7.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 1-4 классов.

Ноябрь, декабрь

Малахова Т.В.,

руководитель МО

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Юниор», спортивных городских соревнований

в течение года

Учителя физической культуры, учителя начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

Методсовет

10.

Подготовка учащихся к городским спортивным  соревнованиям, конкурсам

сентябрь - апрель

Учителя физической культуры.

11.

Организация сети занятий по интересам.

в течение года

Рубцова Н.Г., зам. директора

12.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

13.

Участие в городских конкурсах

апрель

Методсовет, экспертная группа

Главные принципы:

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения:

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности:

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога: 

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:

3 кл. - КВН по русскому языку.

2 кл. –«Мама,папа,я – спортивная семья»

Родительское собрание на тему «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы».

Лекция «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».

4 кл. - Интеллектуальный марафон.

Семейная игра «Кто хочет стать миллионером».

Лекция «Развитие личности ребенка». Общественный смотр знаний.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей: Публикация в СМИ, на сайте школы;

Награждение.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10»

C:\Users\Эмилия\Downloads\Blue_and_Red_Military_Spouse_Appreciation_Day_Social_Media_Graphic.png

программа деятельности лагеря «Город мастеров»

с дневным пребыванием детей

в период весенних каникул

Нижневартовск, 2022

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10»

                                                             Утверждаю:

                                 директор МБОУ «СШ №10»:

                                                                  __________________М.А. Жданова

                                                                                                             

«Кадетское братство»

программа патриотической направленности 

лагеря «Город мастеров» с дневным пребыванием детей

в период весенних каникул 2022 года

Авторы-разработчики программы:

Петлина М.О. – заместитель директора по воспитательной работе,

Расходова Э.А. – педагог-организатор,

Степановских Н.В. – учитель физической культуры и спорта,

Гусейнова Г.М. – педагог-организатор.

Нижневартовск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная карта

4

I

Пояснительная записка

6

II

Краткая характеристика участников программы

8

III

Педагогическая идея программы

8

IV

Целевой блок программы

9

V

Критерии и способы оценки качества реализации программы

11

VI

Содержание и средства реализации программы

11

VII

Кадровое обеспечение программы

15

Список литературы

16

Приложения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

дополнительная образовательная программа деятельности лагеря «Город мастеров» с дневным пребыванием детей «Кадетское братство»

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Петлина М.О. – заместитель директора по воспитательной работе, Расходова Э.А. – педагог-организатор, Гусейнова Г.М. – педагог-организатор, Степановских Н.В. – учитель физкультуры.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Жданова М.А. – директор МБОУ «СШ №10»

АДРЕС УЧРЕЖДЕНИЯ, КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС

628609, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Нижневартовск, проспект Победы, дом 20в;

Телефон: 8 (3466) 61-55-958 (3466) 24-41-01

Факс: 23-44-90

E-mail: schoolnv-10@mail.ru

Сайт: https://school10.edu-nv.ru/ 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа лагеря «Город мастеров» с дневным пребыванием детей «Кадетское братство» реализуется на базе МБОУ «Средняя школа №10» в течение пяти дней во время весенних каникул.

Содержательными компонентами программы является использование целесообразных форм, методов, образовательных технологий в решении задач организации досуга и отдыха детей, их интеллектуального и творческого развития. Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов, формировании личностных компетенций путем включения в различные виды деятельности. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в патриотические мероприятия с последующим привитием им основ здорового образа жизни.

С первого дня обучающийся вводится в игру, модель, которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровая модель следующая: дети погружаются в легенду о том, что за 5 дней они отправляются на поиск потерянного образа кадета – каждый день они будут принимать участие в патриотических мероприятиях, спортивных играх. Каждый новый день приносит с собой новое событие, задание, открытие, которое дает возможность формировать образ кадета, который обладает такими качествами как доблесть, честь, отвага. Ежедневно дети начинают утро с построения и сдачи рапорта, активно принимают участие в мероприятиях, в завершении дня для ребят проводится рефлексия, в форме тематического огонька. Результатом реализации программы лагеря является формирование чувства патриотизма и любви к родине.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Лагерь в очном формате (с 8:30 до 14:30) при образовательном учреждении

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

МБОУ «СШ №10», (г. Нижневартовск, Проспект Победы д.20в)

ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ

обучающиеся МБОУ «СШ №10»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

75 человек

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Имеются в наличии технические средства: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран).

НЕОБХОДИМАЯ СУММА СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

0


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с планом работы лагеря. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском, армейском или военном поприще, устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.

В настоящее время общество осознало необходимость принятия культурных ценностей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольных лагерях. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет лагерь с дневным пребыванием детей. Кроме того, учитывая климатические условия ХМАО-Югры, для наших детей крайне необходим активный отдых в каникулярное время.

 В связи с этим, данная программа по своей направленности является комплексной патриотической, физкультурно-спортивной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на укрепление здоровья, отдых и воспитание детей в лагере.

В том числе, в программу «Кадетское братсво» включены мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы на 2021-2022 учебный год утверждённого распоряжением Минпросвещения России от 23 августа 2021 года № Р-196.

 2022 год в Ханты-Мансийском автономном округе губернатор Югры Комарова Н.В. объявила Годом Здоровьесбережения в Югре, в связи с чем программа лагеря предполагает мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

При планировании весенней оздоровительной кампании в программу лагеря включены разнообразные по формам и содержанию мероприятия с привлечение родительской общественности.

Социальная значимость. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в весенний период – одна из приоритетных задач социальной и молодёжной политики города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В связи с этим концептуальными задачами образовательной программы смены является воспитание интереса у детей и подростков к различным видам спорта, поддержанию здорового образа жизни, патриотического и физического развитие детей.  

Каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых за пределами региона. В связи с этим всё большую актуальность приобретает организация отдыха детей в каникулярный период в городе.

Организованный досуг и дружеское общение со сверстниками дает возможность каждому ребенку открыть в себе положительные качества личности, развивает лидерские способности, помогает ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень коммуникации.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, правильное питание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Каникулы –  самое яркое по эмоциональной окраске время, своего рода зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, опыта, знаний, время воспитания и самовоспитания; это период свободного общения детей, время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за время учебы напряжения. Поэтому очень важно создать условия для организации содержательного досуга и занятости детей и подростков в период весенних каникул.

Возможность практической реализации. Коллектив детского лагеря состоит из сотрудников МБОУ «СШ №10», имеющих высшее и средне-профессиональное педагогическое образование с опытом работы в профессиональной деятельности.

В рамках реализации плана  детского дорожно-транспортного травматизма, по профилактике пожарной безопасности, будет осуществляться совместная работа  с сотрудниками МЧС 5 ПЧ,  инспекторами ГИБДД города Нижневартовска.

На протяжении смены ребята посетят МБУ БИС «Центральная городская библиотека», «Театр юного зрителя».

Механизм реализации программы. Детский лагерь позволяет привить детям определенную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение в атмосферу игры и познавательной деятельности. Лагерь помогает формировать положительную модель поведения детей, которая закрепляется как коллективная норма, через принятие законов и традиций по которым живут все участники воспитательного процесса.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности каждого ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры, творчества, познавательной деятельности дружеского микросоциума.

Ожидаемые результаты. Результатом данной деятельности является занятость подрастающего поколения, приобретение ими необходимого минимума информации, позволяющей сформировать определенные отношения и устойчивый интерес к различным видам деятельности, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, самореализация детей. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

Главной идеей данной программы является решение вопросов организации  содержательного досуга детей и подростков в каникулярное время, создание условий для самореализации потенциала каждого ребенка. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену в течение пяти календарных дней.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Отличительные особенности программы:

  • сочетание познавательной, творческой и игровой деятельности;
  • сюжетно-ролевая игра моделируется в ходе развития лагерной смены;
  • динамика и цикличность программы позволяют сохранить созидательную активность ребят в течение всей смены;
  • программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Дополнительная образовательная программа организации каникулярного отдыха детей и подростков в пришкольном лагере «Город мастеров» с дневным пребыванием детей является:

  • по содержанию является социально-педагогической;
  • по функциональному предназначению – досуговая;
  • по форме организации – общелагерная;
  • по времени реализации – краткосрочная.

Содержание программы соответствует требования государственной политики в области образования, воспитания и оздоровления школьников.

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Участники программы: обучающиеся МБОУ «СШ №10»-100%; Всего детей – 75 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям, состоящим на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В структуру лагеря входят 3 разновозрастных отряда. Деятельность отрядов определяется базовой моделью лагеря, разработанной в соответствии с социальным заказом семьи, государства, потребностью подростков.

  1.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на основных положениях и  требованиях к организации отдыха детей и подростков:

- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;

- удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.

        Педагогическая идея программы заключается в использовании целесообразных форм, методов, образовательных технологий в решении задач организации досуга и отдыха детей, их патриотического, интеллектуального и творческого развития, а также формировании личностных компетенций путем включения в различные виды деятельности в условиях весеннего лагеря

        Программа лагеря базируется на следующих принципах: гуманизации, демократизации, индивидуализации, ориентации на достижения успеха, личностно-ориентированного подхода, и предполагающих развитие каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями; воспитание активности, инициативы как детей и подростков, так и коллектива в целом.

Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:

Развитие личности ученика, его субъектной и  индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

  1. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

Цель: создание благоприятных условий для укрепления духовного, нравственного, психического и физического здоровья детей и подростков. 

Задачи:

  1. Организационные: создать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья, режим питания, развивающий досуг, занятость детей и подростков, благоприятный морально-психологический климат в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.
  2. Социализирующие, воспитательные: формировать и развивать детский коллектив на основе совместной деятельности детей и взрослых, здоровый образ жизни, социально полезные навыки, нравственные качества, социальную активность, гражданскую позицию.

Учебные: развивать интеллектуальные, творческие, физические качества и специальные способности детей и подростков в выбранном виде деятельности.

Информационные, научно-методические: разрабатывать, апробировать новые формы, методы, педагогические методики; обобщать и распространять лучший педагогический опыт.

Предполагаемые результаты реализации Программы

Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:

  • Привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
  • Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных интересов.
  • Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
  • Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности;
  • Общее укрепление здоровья, улучшение физического и эмоционального состояния обучающегося;
  • Развитие лидерских и организаторских качеств, творческих способностей.

Организационные:

  • создана атмосфера доверия и уважения к личности детей и подростков;
  • соблюдён режим дня, рационально распределена нагрузка на детей и подростков;
  • созданы условия для развития и реализации творческого потенциала детей и подростков;
  • сформирована нормативно-правовая база.

Социализирующие, воспитательные:

  • сформированы интересы у детей и подростков к спорту, правильному питанию и здоровому образу жизни;
  • в группе, коллективе детей и взрослых налажены отношения сотрудничества и взаимопомощи, развиты коммуникативные навыки, реализованы лидерские качества;
  • сформировано самоосознание собственной значимости принадлежности к группе, коллективу, дети и подростки проявляли инициативу и активно участвовали в общественно-полезных делах;
  • расширены знания детей и подростков о здоровом образе жизни;
  • приобретен опыт социальных отношений, сформированы целевые установки на позитивность межличностных отношений, уважительное отношение к другим людям.

Учебные:

  • закрепили полученные теоретические знания на практике в области культуры, прикладного творчества, физической культуры с дневным пребыванием детей.

Информационные, научно-методические:

  • разработаны и апробированы авторские формы работы в условиях лагеря с дневным пребыванием детей;
  • подобраны методы педагогической и социально-психологической диагностики;
  • сформирован положительный имидж лагеря.

  1. КРИТЕРИИ И  СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для оценки эффективности работы с обучающимися лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята высказывают свои впечатления на отрядном огоньке. Дополнительно для итогового анализа работы лагеря разработан опрос, чтобы получить от детей  и родителей отзыв о проведенных мероприятиях (Приложение 1).

  1. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Логика развития содержания по этапам программы

Организационный этап.

Задачи:

  • создать условия для адаптации детей и подростков в лагере (знакомство; предъявление единых педагогических требований; распределение обязанностей внутри отряда согласно желаниям и возможностям детей и подростков; формирование временного коллектива);
  • прививать навыки общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
  • познакомить с режимом дня, традициями и законами лагеря;
  • определить перспективы на смену.

Предполагаемые результаты:

  • каждый ребенок определил сферу своих интересов и свою роль внутри отряда;
  • прошла презентация коллективов (групп, отрядов);
  • были удовлетворены потребности детей и подростков в получении информации об особенностях жизнедеятельности в весеннем лагере;
  • установлены межличностные связи;
  • все участники лагеря были включены в личностное общение с педагогами смены;

Ключевые дела (см. план-сетку):

  • квест «Города Герои»;
  • спортивная игра «Зарница»;
  • квиз-игра «История кадетсва»;
  • Открытие и закрытие смены.

В рамках модуля, «Работы с родителями», будет организован видеочелендж  «Полезных привычек», который приурочен к году здоровьясбережения.

Описание развития игровой модели организационного этапа программы:

В первый лагерный день смены «Кадетское братство» организуется тематическая встреча детей. Ребятам предстоит восстановить прежний образ кадета, который обладает такими качествами как доблесть, честь, отвага. За каждое мероприятие каждый корпус  будет получать звезды. Все участники смены становятся «кадетами», а их отряды – «корпусами».

В последний день смены посвящен презентации кадетского альбома, который ребята будут создавать на протяжении всех дней. Корпуса будут создавать свой альбом, где будет интересная информация о кадетстве и кадетах, фотографии, факты. Воспитатели перевоплощаются в «кураторов».

В организационный период воспитателями организуются игры на знакомство, сплочение, режимом, правилами поведения и особенностями лагеря.Происходит вхождение в тематику лагерной смены.

Основной этап

Задачи:

  • создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности;
  • сформировать представление о кадетстве и патриотизме;
  • ознакомить с основными правилами здорового образа жизни;
  • развивать аналитический ум и смекалку, быстроту реакции, внимание, память;
  • совершенствовать навыки физической подготовки.

Предполагаемые результаты:

  • созданы условия для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности;
  • сформированы представления об основах здорового образа жизни, кадетстве, патриотизме;
  • развили память, внимание, наблюдательность и смекалку, быстроту реакции, ловкость;
  • сформирован интерес к востребованность лагеря среди школьников и родителей (95% детей и родителей считают, что процесс воспитания и организации досуга в лагере осуществлялся на достаточном уровне).

Описание развития игровой модели основного этапа программы:

Ежедневно от «кураторов»   ребята получают различные задания, которые могут быть как творческого характера (выполнить рисунок, прочитать стихотворение, записать видео, сделать фото),  интеллектуального (игры, викторины, ребусы, квизы), так и спортивно-оздоровительного (игры, квесты, акции, челленджи, марафоны). Выполняя предложенные задания, обучающиеся приобретают качества настоящего кадета. По итогам выполнения заданий отрядам вручаются звезды.

Во время смены у ребят будет возможность посетить экскурсии в ОФПС ПЧ №90, музей пожарной техники, выставку специального снаряжения, оборудования, комнату боевой и трудовой славы, стрелковый тир.

Образовательная и творческая деятельность проводится в первой половине дня (акции, мастер-классы), культурно-досуговая - во второй (КТД, квесты, военно-спортивные игры). Распорядок дня (Приложение 2).

Итоговый этап

Задачи:

  • создать оптимальные условия для развития и самореализации каждого ребенка;
  • организовать подготовку и проведение итоговых творческих мероприятий смены;
  • повысить уровень самооценки, способствовать созданию ситуации успеха.

Предполагаемые результаты:        

  • разработаны сценарии творческих мероприятий смены с использованием образовательных технологий;
  • каждый обучающийся получит возможность проявить себя в различных конкурсах, испытаниях;
  • проведена рефлексия, анализ деятельности смены.

Описание развития игровой модели итогового этапа программы:

На заключительном этапе смены у каждого «кадета» есть шанс заявить о себе, продемонстрировать свои лучшие качества, умения и навыки для того, чтобы попасть в рейтинг самых выдающихся кадетов.

Итоговым мероприятием станет презентация кадетского альбома на торжественном закрытии смены.

Система мотивации и стимулирования участников программы

        Данная программа предусматривает индивидуальную и коллективную систему мотивации и стимулирования участников программы.  Для высокой мотивации коллектива разрабатывается система награждения, за каждое успешно выполненное задание дети получают звезды. По итогам смены участникам смены вручаются похвальные грамоты.

План-сетка

28.03.

 

29.03.

30.03.

31.03.

140 лет со дня рождения К.И.Чуковского

01.04.

08:30 – 08:35 построение

08:35 – 08:45 зарядка «Бодрое утро»

08:45 – 08:55  информационный сбор

08:55 – 09:00  Безопасная минутка

09:00 – 09:30 завтрак

09:30 – 10:00  отрядная работа (игры на знакомство, сплочение)

10:00 – 11:00 спорт час «Быстрее, выше, сильнее» (запуск видеочеоенджа с родителями)

11:00 – 12:00 отрядная работа (подготовка к открытию смены)

12:00-13:00 клуб по интересам

13:00 – 13:30 обед

13:30 – 14:20  квест «Города Герои»

14:20 – 14:30 отрядный огонек

08:30 – 08:35  построение

08:35 – 08:45 зарядка «Бодрое утро»

08:45 – 08:55    информационный сбор  

08:55 – 09:00  Безопасная минутка

09:00 – 09:30 завтрак

10:00 – 11:00 спорт час «Быстрее, выше, сильнее»

11:00 – 12:00 отрядная работа

12:00-13:00 клуб по интересам

13:00 – 13:30 обед

13:30 – 14:20 Торжественное открытие смены «Посвящение в кадеты» (презентация отряда)

14:20-14:30 отрядный огонек

08:30 – 08:35  построение

08:35 – 08:45 зарядка «Бодрое утро»

08:45 – 08:55   информационный сбор  

08:55 – 09:00  Безопасная минутка

09:00 – 09:30 завтрак

10:00 – 11:00 спорт час «Быстрее, выше, сильнее»

11:00 – 12:00 отрядная работа

12:00-13:00 клуб по интересам

13:00 – 13:30 обед

13:30 – 14:20  Соревнования по военно-прикладным видам спорта «Боец» 

14:20 – 14:30 отрядный огонек

08:30 – 08:35  построение

08:35 – 08:45 зарядка «Бодрое утро»

08:45 – 08:55  информационный сбор  

08:55 – 09:00  Безопасная минутка

09:00 – 09:30 завтрак

10:00 – 11:00 спорт час «Быстрее, выше, сильнее» (видеочелендж с родителями «Полезные привычки»)

11:00 – 12:00 отрядная работа

12:00-13:00 клуб по интересам

13:00 – 13:30 обед

13:30 – 14:20 Литературный сундучок «Сказки дедушки Корнея»

14:20 – 14:30 отрядный огонек

08:30 – 08:35  построение

08:35 – 08:45 зарядка «Бодрое утро»

08:45 – 08:55  информационный сбор

08:55 – 09:00 Безопасная минутка

09:00 – 09:30 завтрак

10:00 – 11:00 спорт час «Быстрее, выше, сильнее»

11:00 – 12:00 отрядная работа

12:00-13:00 клуб по интересам

13:00 – 13:30 обед

13:30 – 14:20 Торжественное закрытие смены «Кадетское братство»

14:20 – 14:30 отрядный огонек

VII. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Оздоровление и развитие в значительной степени зависит от знаний умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы.

Кадровый состав работников весеннего лагеря формируется по принципу добровольности из числа сотрудников МБОУ «СШ №10».

  • начальник лагеря (организатор);
  • воспитатели;

    Слаженная работа педагогического состава смены, взаимопомощь, поддержка и общий настрой позволяют эффективно справиться с поставленными целями и задачами на период всей лагерной смены и добиться положительных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом РФ «Об образовании»;
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  5. Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  6. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
  7. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2010 - 192с.
  8. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012
  9. Кувватова С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2011 - 311с.
  10. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Диагностика личности ребенка и детского
  11. коллектива в детском оздоровительном лагере. Нижневартовск 2011
  12. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с.
  13. Кадетское образование: опыт, проблемы, пути решения. - Казань., 2004. - 260 с.
  14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  15. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  16. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  17. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  18. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  19. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  20.  Галанин, Ю.Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях : монография. - М., 2007. - 200 с.

Интерактивные источники

  1. http://ped-kopilka.ru/
  2. http://vozhatiki.ru/
  3. Первый московский кадетский корпус. http://kdsch1s.mskobr.ru/ 
  4. Пансион воспитанниц Министерства обороны. http://pansion-mil.ru/ 
  5. Указ Петра I об обучении и училищах. http://www.ruscadet.ru/history/doc/p_1.htm 
  6. Новороссийский казачий кадетский корпус. http://kadet-novoros.ru/
  7. Кадетский корпус следственного комитета. http://kkskr.ru/ 
  8. ГБОУ Кадетская школа № 1785 «Таганский кадетский корпус» http://kadci1785.mskobr.ru/
  9. Карсунская кадетская школа-интернат http://karsunkadet.ucoz.ru/ 

Приложение 1

Приложение к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от «        »        2022 №          

Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей) деятельностью организаций отдыха детей

и их оздоровления, расположенных на территории муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

и качеством предоставляемых услуг за 2022 год

№ п/п

Вопрос родителям (законным представителям) ребенка, посещающего лагерь

Ответ родителей (законных представителей) ребенка, посещающего лагерь

% удовлетворенности родителей (законных представителей)

Примечание

1.

Принесло ли пребывание в лагере пользу Вашему ребенку?

2.

Как относился Ваш ребенок к посещению лагеря?

3.

Удовлетворены ли Вы организацией отдыха и досуговой деятельности лагеря?

4.

Удовлетворены ли Вы качеством питания?

5.

Удовлетворены ли Вы качеством медицинского обслуживания в лагере?

6.

Соблюдены ли все требования, необходимые для обеспечения безопасного отдыха детей?

7.

Какие впечатления остались у Вашего ребенка от посещения лагеря?

8.

Замечания и предложения к деятельности лагеря

9.

Иное

Приложение 2

Режим дня

лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров»

на базе МБОУ «СШ № 10»

 на период весенних каникул

28 марта-01 апреля 2021-2022 учебного года

Время

Элементы режима дня

08.30 – 09.00

  • построение;
  • зарядка;
  • информационный сбор;
  • 5-минутка безопасности.

09.00 – 09.30

Завтрак

09:30-10:00

Отрядная работа

10.00 – 11.00

Спорт час

11.00 – 12.00

Отрядная работа

12:00-13:00

Клуб по интересам

13.00 – 13.30

Обед

13.30-14.20

Общелагерное мероприятие

14.20 – 14.30

Тематический огонек


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: