Для родителей

Помялова Ольга Юрьевна

Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Адаптация

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

гр

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения с детьми

речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.



Предварительный просмотр:

Детская безопасность.

Светоотражающие элементы.

Уважаемые родители!

Светоотражающие элементы имеют важное значение для любого ребенка. Не зависимо от того идет ли ребенок пешком, едет на велосипеде, скутере, скейтборде или другом транспорте – он должен всегда носить светоотражающие элементы. Отражатели должны быть не только на одежде, но и на транспорте ребенка.

Современные европейские производители детской одежды отшивают продукцию со светоотражающими элементами. Как правило, это весенняя, осенняя и зимняя одежда и обувь. Но что же делать летом? Для одежды, не имеющей таких элементов, существует огромное количество различных флуоресцентных наклеек, значков, брелоков, декоративных лент и прочих атрибутов безопасности на дороге.

Светоотражатели должны быть наклеены на одежду как спереди, так и сзади, это же касается и транспорта ребенка.

Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.

Фликер не боится ни влаги, ни мороза – носить его можно в любую погоду.

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд фликер  выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

В России требование носить светоотражатели при движении в темное время суток введено с 2006 года (пункт 4.1. Правил дорожного движения) и носит рекомендательный характер. Между тем, исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России и наших зарубежных коллег показали, что применение пешеходами таких изделий, более чем в 6, 5 раза снижает риск наезда на них транспортного средства. Происходит это из-за того, что водитель обнаруживает пешехода, имеющего световозвращатели со значительно большего расстояния.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить о воспитании грамотного пешехода с детства. Чтобы ребенок не нарушал Правила  дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге.

Наглядный пример родителей – лучший урок для ребенка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«В мире реальных предметов»

Мир двухлетнего ребенка - это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познает малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя.

Внимание двухлетних детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующим его предметов или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами, вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, трясет, бросает и т.п. Так он постигает признаки и свойства отдельных предметов.

"Насытившись" одним объектом, ребенок принимается за другой. Экспериментируя с предметами, малыш постепенно на уровне практического опыта постигать элементарные законы, которые управляют предметами в вашем мире (одни предметы тонут в воде, а другие плавают; шарик катается, а кубик нет и т.п.).

Одновременно с познанием предметного содержания окружающей малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира.

Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: - огорчением, разочарованием и даже слезами - при " неудачах", весельем, смехом в момент радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычном.

Эмоциональные реакции двухлетних детей - это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Таким образом, организуя жизнь своих малышей, я стараюсь накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе воспитания ребенка предметов и явлений окружающей действительности.

Посмотрите, какая очаровательная гусеница смотрит на вас. В ней храниться множество сюрпризов. Гусеница состоит из нескольких разноцветных кругов, которые, в свою очередь, могут превращаться в яблоко, а в яблоке есть потайная дверца, к которой нужно подобрать ключик по цвету и когда дверца откроется, то перед детьми предстанет обитатель этого уютного домика - червячка.

Зеленый круг. Он также в себе сюрприз. В оборочках находиться кармашек, который застегивается на "молнию", открыв его, можно достать разные (желтые, красные и синие) цветы на ножках - ленточках, которые могут быть легко посажены на полянке с помощью пуговичек.

В желтом круге есть много карманчиков, в которых могут разместиться различные сюрпризы (вырезанные из открыток фигурки, мелкие игрушки, конфеты и т.п.). Также на круге находиться шнуровка, которую с удовольствием расшнуровывают и зашнуровывают дети, тем самым развивая мелкую моторику пальцев рук.

Синий круг может превращаться, то в ночное небо с разноцветными звездочками, то в пруд, где живут разные фигурки - рыбки.

Особое внимание необходимо уделять формированию доброго и бережного отношения к рукотворному миру. Формирование у двухлетних детей доброго и бережного отношения к окружающему миру строится на понятном, близком и доступном им содержании. Материальная основа такого содержания прежде всего состоит из предметов, действительно принадлежащих детям и находиться в их распоряжении. В первую очередь - это относится к игрушкам.

Я часто радую своих детей новыми игрушками, которые мастерю сама. Для подвижной игры я сшила варежку - кота, варежка - мышки. А игрушка "солнышко" и "месяц с мышками" помогают формировать элементарные представления детей о частях суток.

Шкатулка - игрушка служит укрытием для разнообразных секретов. Вспомним, когда вы были маленькие, то часто любили собирать  "драгоценности" - красивую бусинку, пуговку, фантики и т.п., а если сложить их в шкатулку, которая принадлежит только тебе, они никогда не потеряются.

Через игрушки, изображающие живые существа (кукла, зайчик, собачка и т.п.), можно заложить сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Такое отношение включает целую гамму чувств: забота, сострадание, жалости, желание помогать и т.п. Игрушки, отображающие различные, созданные человеком предметы труда, быта (кубики, посуда, машина, мебель), помогают сформировать у ребенка аккуратность - основу бережного отношения к ним, приобщать к уходу за игрушками.

Необходимо помнить, что это появляющееся у детей сочувственное отношение к людям и объектам живой природы.

Формируя бережное отношение к игрушкам, мы закладываем основы разумного и аккуратного отношения к личным вещам, всему рукотворному миру.

Основное содержание работы по формированию у детей доброго и бережного отношения к рукотворному миру включает решение вместе с детьми маленьких  "проблем", возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения и т.п.).

Изготовление подарков и сюрпризов для детей из подручного материала (бумага, фантики, нитки, проволока и т. п.).

Прежде, чем выбросить пустую бутылку из - под шампуня, обратите внимание на интересную крышку, ведь ее зеленый цвет просто  "кричит" о том что, на кого она похожа. И вот, приклеив глазки и связав лапки - шнурочки с пуговками на концах, мы видим забавного лягушонка. В ход идет все: крышки от дезодорантов, пробочки от масла, остатки ярких ниток, и вот итог: забавная обезьянка.

Всем известно: девочки - модницы, любят наряжаться даже в таком раннем возрасте. Свяжите им разнообразные украшения - подвески из ярких ниток, украшаю их кисточками, колечками, помпончиками.

А когда я вижу в глазах детей радость, благодарность, то получаю такой энергетический заряд, что просто не могу остановить полет творчества и продолжаю радовать своих курносиков все новыми и новыми сюрпризами.