классное руководство

Бочкарёва Елена Николаевна

Колличество классных часов в 5-8 классах рассчитано  на 1 час в неделю.Темы соответствуют знаменательным датам и важным событиям страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы классных часов (5-8кл)

1.Кл час « Моя будущая профессия»

2.Заочная экскурсия в село Сартаково

3.Кл.час «Мир увлечений.»

4.Кл час  «.Классный час о чистоте речи «Доброе слово железные ворота отворяет»

5.Кл час «.Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

6. КЛ час «.Кл. час «За шаг до наркотиков»

7.Классный час«Что значит быть хорошим товарищем?»

8. Классный час, посвященный Дню прав человека и Дню Конституции

9.Классный час  «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период осенних каникул».

10. поделки  из природного материала «Осенняя фантазия»

11.Кл час.«Сильные люди» беседа ко всемирному Дню инвалидов

12. .Кл.час «900 дней блокады Ленинграда»

13. Классный час «Герои нашего района»

14. Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»»

15.Классный час«Беседа: Что такое здоровое питание?»

16.Кл.час « Мы несем ответственность за тех, кого приручили»

17.Кл.час. «Конституция-основной закон»

18.Классный час  «У войны не женское лицо»»

19.Кл.час «За шаг до наркотиков»

  1. Кл час«Как встречают Новый год люди всех земных широт»

21.Кл час «Учись учиться.»

22.Классный час – диалог с игровыми ситуациями «Жизнь дана на добрые дела».

23.Кл.час «.Моя родословная.»

24.Кл час « Фотография в семейном альбоме…»

25.Обсуждение книг, прочитанных на каникулах.

26. Кл час «Сохраним нашу планету»

27.Кл час «.Опасности на дороге.»

28.Классный час «Игры народов мира.»

29.Интернет-проект «Природа родного края»

30. Кл час «Боевые дороги наших земляков.»

31.«Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса. Конкурсная программа.

32.Кл час «Нет вредным привычкам!»

33. Кл час «Здоровый образ жизни.»

34.Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»



Предварительный просмотр:

Викторина «Юрий Гагарин» (с ответами)

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/03/gagarin_victorina.jpgВступительное слово к викторине
Стремление человека преодолеть земное притяжение, познать неведомые космические дали, побывать в гостях у звёзд появилось давно. Даже древние люди, глядя на полёт птиц, движущихся в сторону Солнца, заворожено наблюдали за происходящим, и мечтали отправиться вслед за ними.

Первым человеком, нарушившим покой безграничной Вселенной, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Навсегда это имя золотыми буквами вписано в историю развития человечества.

Викторина «Юрий Гагарин» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы

1. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту?
«Восток» +
«Восход»
«Веста»

2. Кто был дублёром Гагарина?
Герман Титов +
Павел Попович
Андриян Николаев

3. В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полёта в космос?
Младший лейтенант
Старший лейтенант +
Майор

4. Сколько времени было на часах, когда включился двигатель ракеты на старте?
9 часов 7 минут по московскому времени +
12 часов 00 минут по московскому времени
06 часов 00 минут по московскому времени

5. Какая часть полёта более всего беспокоила конструкторов?
Перемещение по орбите
Взлёт
Посадка (наиболее опасная часть полета) +

6. Что представлял собой завтрак первого космонавта Гагарина перед полётом?
Каша, булочка, кофе
Зерновые хлопья, хлеб, молоко
Завтрак из туб: мясное пюре, черносмородиновый джем, кофе +

7. Сколько времени провёл Гагарин на околоземной орбите?
3 часа 00 минут
1 час 48 минут +
5 часов 53 минуты

8. Погода перед взлётом:
Благоприятствовала полёту +
Не благоприятствовала: был сильный туман
Допускала взлёт: мокрый снег шёл небольшой

9. В каком океане работало научно-исследовательское судно под названием «Космонавт Юрий Гагарин»?
В Тихом океане
В Индийском океане
В Атлантическом океане? +

10. Как правильно называется сорт гладиолусов?
Улыбка Гагарина +
Привет Гагарина
Полёт Гагарина

11. Какую песню напевал Гагарин во время приземления?
Ответ:
«Родина слышит,
Родина знает,
Где в облаках
Её сын пролетает…»

12. Кто обучал Гагарина в предполётной подготовке сложным прыжкам с парашютом?
Ответ: Парашютист-инструктор Центра подготовки космонавтов, полковник ВВС Николай Константинович Никитин

13. Когда родился Юрий Алексеевич Гагарин?
Ответ: 9 марта 1934 года

14. Когда состоялся исторический старт корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту?
Ответ: 12 апреля 1961 года.

15. Что сказал Гагарин, когда корабль «Восток» стартовал?
Ответ: он сказал — «Поехали!»



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: 8 марта в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия к Международному женскому дню – 8 марта для 5 класса

Сценарий мероприятия на 8 марта для учащихся 5 классов

Предлагаемый сценарий - вариант поздравления девочек с праздником 8 Марта.

Поздравление девочек в день 8 Марта нельзя сводить только к вручению подарков. Этот праздник - хороший повод для того, чтобы сблизить детей, наладить теплые, дружеские отношения в коллективе, предотвратить появление отверженных. Важно создать в этот день праздничное, хорошее настроение.

Цели: способствовать сплочению классного коллектива, укреплению дружбы между девочками и мальчиками; показать детям привлекательность таких качеств, как скромность, трудолюбие, доброжелательность; помочь детям в социализации, в осознании социальных ролей сильного и слабого пола.

Форма: ролевая игра.

Подготовительная работа с детьми:

а) работа с мальчиками: за 2 недели до праздника предложить мальчикам организовать поздравление девочек. В этом должны принять участие все мальчики класса. Желательно, чтобы учитель познакомил ребят со сценарием поздравления, помог распределить слова (каждому достанется по 2-3 реплики). Затем предложить ребятам 2-3 раза прочитать свои слова. Позже необходимо 1 -2 репетиции «на сцене». Сценой в данном случае будет площадка у классной доски. Можно предупредить ребят, что не обязательно дословно воспроизводить текст, можно передать общий смысл предложения. Главное, чтобы поздравление было искренним и доброжелательным;

б) работа с девочками: девочек необходимо предупредить, что поздравление мальчиков будет в необычной форме, подсказать, какие будут конкурсы, предупредить, что нужно будет рассказать о своих увлечениях, может быть, принести свои поделки, рисунки. Нужно помочь девочкам в выборе песни, которую они будут петь по ходу сценария (достаточно 1-2 куплетов).

Оборудование:

а) подзорная труба (рулон бумаги);

б) коробка пластилина для изготовления кулинарных изделий, поднос;

в) ножницы, скотч, листы цветной бумаги (по количеству девочек в классе), из этой бумаги девочки будут вырезать бальные платья и прикреплять их скотчем к доске.

Оформление класса

По сценарию предполагается, что девочки будут выполнять задание у доски, а мальчики выступят в роли зрителей. Поэтому перед классным часом учитель должен предложить девочкам занять все задние парты, а передние парты оставить мальчикам.

Музыкальное оформление:

- 2 ритмичные песни для сопровождения конкурсов (по 3 минуты);

- песня для девочек;

- фонограмма песни Стаса Намина «Честно говоря» («Мы вам честно сказать хотим: на девчонок мы больше не глядим...»).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Операция «Весеннее поздравление»:

а) слет Иванов-царевичей;

б) конкурс «Хозяюшки»;

в) конкурс «Мастерицы»;

г) конкурс «Призвание»;

д) конкурс «Разумницы»;

е) «Поздравление».

3. Подведение итогов.

Ход классного часа

Девочки сидят за партами. Мальчики стоят за дверью.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час - у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять наш классный час. Подождем немного и увидим, что из этого всего выйдет...

II. Операция «Весеннее поздравление»

Сразу после слов учителя в класс входят мальчики и выстраиваются у классной доски. У одного из мальчиков в руках «подзорная труба».

Слет Иванов-царевичей

Ученик 1. Так, добры молодцы, общеклассный слет Иванов-царевичей объявляется открытым. У нас на носу 8 Марта и нам нужно срочно поздравить всех девчонок и найти среди них Василису Прекрасную и Премудрую!

Ученик 2. А где ж нам их искать, девчонок-то много, а как определить, что они и премудрые, и прекрасные?

Ученик 3. Ну, судя по сказкам, это умницы-разумницы, красавицы-девцы, петь-плясать мастерицы, скромные, пытливые и трудолюбивые.

Ученик 4. Ну в наше время таких днем с огнем не сыщешь! Такие только в сказках остались!

Ученик 5. Ой, придумал! У нас же есть волшебная подзорная труба! Давайте в нее посмотрим, может, какую-нибудь царевну увидим.

Ученик 6 (смотрит на девочек в «подзорную трубу»). Так, в объективе школа № (указать номер школы), 5-Б класс. Ой, вижу! Сколько царевен!

Ученик 7. Так почему мы тут стоим? Бежим туда!

Все мальчики поворачиваются кругом и становятся на свои места.

Ученик 8. Здравствуйте, девицы!

Все. Здравствуйте, красавицы!

Ученик 9. Нет ли средь вас Василисы Премудрой и Прекрасной?

Девочки молчат.

Ученик 10. Да что вы спрашиваете? Разве не видите, что здесь одни царевны Несмеяны собрались!

Ученик 11. Придется нам в другом царстве искать!

Ученик 12. Нет, подождите, если девчонки молчат и не признается в том, что они премудрые и прекрасные, значит, они скромные!

Ученик 13. Скромные - раз, красавицы - два!

Ученик 14. Правильно. Уже два признака есть. Мы на верном пути!

Ученик 1 5. Ну тогда, помните, как в сказке про Царевну-лягушку, зададим девчонкам 3 задания и узнаем, есть ли средь них хозяюшки, разумницы, искусницы, петь-плясать мастерицы.

Конкурс «Хозяюшки»

Ученик 1. Ну вот первое испытание - кулинарное. Пусть покажут, какие они хозяюшки. Если плохие, в другом царстве поищем.

Ученик 2. Вот вам, девицы, тесто - целый коробок (протягивает коробку с пластилином). И срок - целых 3 минуты, пока будет играть музыка!

Ученик 3. Покажите, какие вы хозяюшки - налепите нам пельменей и вареников к праздничному столу. А мы сядем, отдохнем с дороги да полюбуемся на вашу работу.

Все мальчики садятся на свои место. Девочки выходят к доске.

Звучит музыка. Девочки лепят из пластилина «угощения»: крендельки, вареники, пельмени. Все изделия они складывают на поднос из картона. Музыка заканчивается, девочки выстраиваются у доски.

Девочка (взяв поднос и поклонившись). Угощайтесь, гости дорогие! Отведайте наших вареничков, крендельков, бубликов да пельменей! (Ставит поднос на первую парту перед двумя сидящими мальчиками.)

Ученик 4 (рассматривает, нюхает пластилиновые изделия). Так, с первым заданием девчонки справились.

Ученик 5. Да, такие изделия только на праздничный стол подавать!

Ученик 4. А значит, наши девчонки - настоящие хозяюшки!

Ученики 4,5 садятся за парту.

Конкурс «Мастерицы»

Со своих мест поднимаются ученики 6, 7,8.

Ученик 6. Теперь задание второе. Есть у нас ткань заморская, разноцветная. (Протягивает лист цветной бумаги.)

Ученик 7. Есть и ножницы-саморезки волшебные. (Показывает ножницы.)

Ученик 8. Всего за 3 минутки, пока длится пауза музыкальная, сделайте-ка себе наряды бальные.

Ученик 6. Да на доску их все прикрепите, чтоб ваше мастерство все увидели!

Мальчики садятся на свои места.

Включается музыка. Девочки вырезают из бумаги платья и прикрепляют их скотчем к доске. Можно сложить несколько листов бумаги и вырезать сразу несколько платьев. Музыка выключается.

Ученик 7 (поднимается с места, любуется платьями). Да-а, такие наряды только на бал надевать.

Ученик 8. А значит, красавицы наши девицы к тому же еще настоящие мастерицы. Ученики 6, 7,8 садятся.

Конкурс «Призвание»

Со своих мест поднимаются ученики 10, 11, 12.

Ученик 10. Теперь третье испытание - показать, у кого какое призвание - в музыке, спорте, танцах и в рисовании.

Ученик 11. Всех девчонок приглашаем показать свои таланты! Мальчики, объявившие конкурс, садятся.

Девочки по очереди рассказывают о своих увлечениях, поют общую песню.

Мальчики остаются за партами.

Конкурс «Разумницы»

Ученики 12, 13, 14, 15 встают, говорят свой текст.

Ученик 12. Отлично, девчонки! Всем ясно, что вы и красавицы, и мастерицы, и хозяюшки, и искусницы.

Ученик 13. А вот насколько вы премудрые, мы сейчас узнаем.

Ученик 14. Предлагаем вам последнее испытание.

Ученик 15. Трудные вопросы на премудрость.

По очереди в быстром темпе читают вопросы:

1. Какую косу нельзя заплести? (Песчаную.)

2. Что стоит между небом и землей? (Буква «и».)

3. Какие ноготки нельзя накрасить? (Цветы ноготки.)

4. Какой месяц длиннее всех? (Сентябрь - 8 букв.)

5. Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

6. Что станет с белым камнем, если он упадет в Черное море? (Он станет мокрым.)

7. Кто бы их ни готовил, они не съедобны. Что это? (Уроки.)

8. Маленький, кругленький, за хвостик не поднимешь. Что это? (Клубок ниток.)

9. Его бросают, когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен. Что это? (Якорь.)

10. Какой рукой нужно брать котлету? (Котлету лучше брать вилкой.)

11. Как превратить насос в хвойное дерево? (Повторять: насос насос.)

12. В траве сидели пять воробьев. Кошка схватила одного, сколько воробьев осталось? (Ни одного - все остальные улетели.)

Поздравление

Ученик 1. Ну что ж, добры молодцы, наша задача выполнена. Ученик 2. Вот они Василисы Прекрасные и Премудрые. Это девчонки нашего класса.

Ученик 3. Добрые хозяюшки, умницы-разумницы, скромные, красивые и трудолюбивые!

Звучит музыка. Песня Стаса Намина «Честно говоря».

Все мальчики (поют или говорят по одной строчке).

Мы вам честно сказать должны:

В жизни очень девчонки нам нужны.

Ну кто нам скажет, что приходит весна.

Ну кто покоя нас лишит и сна.

Мы готовы им песни петь,

Мы готовы капризы их терпеть,

С международным днем их всех поздравлять,

Стихотворения в их честь сочинять.

Ученик 4.

Дорогие наши девочки!

От души вас поздравляем,

Со Всемирным женским днем!

С первым ландышем под снегом,

И с весенним ручейком!

Ученик 5.

С вами, милые девчонки,

В классе будто бы светлей.

Ученик 6.

От улыбок ваших милых

На уроках веселей.

Ученик 7. Пусть повсюду песни льются,

Ученик 8. Пусть звенит для вас капель.

Ученик 9. Пусть в любви вам признаются.

Вместе. В этот светлый женский день.

Звучит музыка. Мальчики дарят девочкам открытки и подарки.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Ну вот все и прояснилось. Как вы считаете, девочки, стоило нам сегодня оставаться в классе и дожидаться возвращения ребят?

Примерные ответы девочек:

- Мальчики - молодцы, спасибо им за поздравление.

- Они очень старались и волновались, но получилось у них все очень хорошо.

- Если бы они всегда были такими культурными и внимательными!

- Наверное, после таких поздравлений мальчики и девочки будут меньше ссориться, станут уважать друг друга.



Предварительный просмотр:

Викторина для мальчиков на 23 февраля

  1. Богатырь земли родной
    И защитник слабых,
    Одержал победу он
    В злом бою кровавом.
    Соловья – разбойника
    Он служить заставил,
    Тот чинить разбой и зло
    Навсегда оставил.
    Назовите имя богатыря. (Илья Муромец)
  2.  Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова "Три богатыря"? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  3.  Почему Алешу назвали Поповичем? (Попович поповский сын)
  4.  Почему Илью прозвали Ильей Муромцем? (Он был родом "из города Мурома да из села Карачарова".)
  5. Кто является создателем российской армии и российского флота? (Петр I)
  6. Звездная часть мундира? (Погоны)
  7. Что означает звание гардемарин? (В переводе с французского "гардемарин" означает "морская гвардия", то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено Петром I в 1716 г.)
  8. Кто такие гренадеры? (Гренадеры это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.)
  9. Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки? (Штык)
  10. Торжественное прохождение войск? (Парад)
  11. Что общего между деревом и винтовкой? (И у дерева, и у винтовки есть ствол.)
  12. "Проверено мин нет". Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы)
  13. С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов? (Противогаз)
  14. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал)
  15. Как называют стрелка, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
  16. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем? (Штурвал)
  17. Назовите самую распространенную среди моряков одежду? (Тельняшка)
  18. Назовите самого выдающегося русского полководца 18 века? (А.В.Суворов)
  19. Рядовой в шахматах? (Пешка)
  20. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? (Якорь)
  21. Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря? (Маяк)
  22. Какая самая заветная мечта летчика? ("Самая заветная мечта высота", строчка из песни.)
  23. Что означает слово "таран"? (Удар корпусом танка, корабля или самолета.)
  24. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма)
  25. Как называется самое распространённое наказание солдату? (Наряд вне очереди)
  26. Сколько лошадей в эскадроне? (Сто)
  27. Оружие, изобретённое Калашниковым. (Автомат)
  28. Винтовка с укороченным стволом. (Карабин)
  29. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка. (Ахиллес).



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Семейное счастье!» 

Цель: сформировать положительное отношение учащихся к браку и семье. 
Задачи: акцентировать внимание учащихся на вопросе становления и поддержки института семьи в Российском обществе, 
-способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: «Что такое семья?», определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности; 
-помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностями 
- развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение. 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой 

Не секрет, что семейные узы – самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Тепло, поддержка, советы родных, их помощь будут сопровождать каждого из нас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. 

Что такое семья? Это – дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу у вам одну легенду. 

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание». 

А что вы знаете о семье? Откуда пошла ваша фамилия? Какие у вас есть родственники? Что вы знаете о семейных традициях, праздниках?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

«Кто деток родит мне, богиня моя»?

И Ева тихонько ответила «я»,

«Кто их воспитает, царица моя»?

И Ева коротко ответила «я»

«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?

И Ева все так же ответила «я»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!»

«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…

Сказала она знаменитых семь «я»

Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.



Давайте проверим. Итак, 

1 конкурс. Разминка. 
(1 балл за каждый правильный ответ). 
1. Что означает слово «фамилия»? (семья) 
2. У кого на Руси появились первые фамилии? (у знатных людей) 
3. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (близнецы) 
4. Про кого говорят «седьмая вода на киселе»? (дальние родственники) 
5. Кого называют предками, а кого – потомками? 
6. Что такое именины? (день святого покровителя) 
7. Как называется 50-летний юбилей семейной жизни? (золотая свадьба) 
8. Какой дух охраняет семейный очаг? (домовой) 

Глядя на родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но необходимо, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. И вот наш следующий конкурс. 

2 конкурс. «Семейные связи: кто есть кто». 
(1 балл за каждый правильный ответ) 
Представьте себе, что к вам в гости пришли родственники. Как их назвать одним словом 
Жена сына – сноха. 
Брат жены – шурин. 
Брат мужа – деверь. 
Сестра жены – свояченица. 
Сестра мужа – золовка. 
Отец жены – тесть. 
Мать жены – теща. 
Отец мужа – свекор. 
Мать мужа – свекровь. 
Муж дочери – зять 

КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ” 
2-й ведущий: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно. 
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой). 
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца). 
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза). 
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся). 
1-й ведущий: А теперь продолжите пословицу. 
– Гость на пороге – счастье в … (доме). 
– Дом без хозяйки … (сиротка). 
– Дом вести … (не бородой трясти). 
– Яблоко от яблони … (не далеко падает). 
– Чем богаты, … (тем и рады). 
– В гостях хорошо, … (а дома лучше). 

Теперь следующее задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы. 
Задания: 
– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.) 
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.) 
– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.) 
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.) 
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.) 

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ” 
1-й ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”? 

Команды отвечают. 
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта. 
Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”. 

6 конкурс. «Семейное письмо» 
(за каждое отгаданное произведение с именем автора – 5 баллов, без имени автора – 3 балла) 

1. «Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп…» (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»). 
2. «Моя дорогая Пеппилотта! По получении настоящего письма немедленно отправляйся в порт и жди прихода «Попрыгуньи». Я намерен приехать за тобой и увезти тебя к себе в Веселию. Ты должна же, наконец, увидеть страну, в которой твой отец стал таким могущественным королем…» (А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»). 
3. «Ты жива ещё, моя старушка? 
Жив и я. Привет тебе, привет! 
Пусть струится над твоей избушкой 
Тот вечерний несказанный свет…» (С.Есенин «Письмо матери») 
4. «Милый дедушка Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался…» (А.Чехов «Ванька») 
5. «Сын мой Петр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском нашем благословлении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца…» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») 
6. «Известие о кончине любезной сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило моё сердце скорбью, каковая ещё больше усилилась при мысли, что вам , милый друг маменька, посылается ещё новый крест в лице двух сирот-малюток…»(М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы») 
7. «Милый мой Родя, вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверное, ты не обвинишь меня в этом невольном молчании. Ты знаешь, как я тебя люблю…»(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»). 

Подведение итогов конкурса 
Учитель. Давайте задумаемся, почему в наше время так трудно молодым людям создать крепкую семью, как говориться «единожды и навсегда». Как вы думает, какие причины могут разрушить семь? 
можно выделить 5 основных причин: 
1. Неверное понимание любви. 
2. Нежелание и неумение понять друг друга. 
3. Нежелание брать на себя ответственность. 
4. Неумение прощать, уступать, жертвовать. 
5. Неверное представление о свободе. 

1-й ведущий: Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи. 
Семья – это то, что мы делим на всех, 
Всем понемножку: и слезы и смех, 
Взлет и падение, радость, печаль, 
Дружбу и ссоры, молчанья печать. 
Семья – это то, что с тобою всегда. 
Пусть мчатся секунды, недели, года, 
Но стены родные, отчий твой дом – 
Сердце навеки останется в нем! 
Семья 
Посвящается моей семье. 
Что такое мама? Это первый луч солнца, первый вдох и выдох, первое прикосновение, первое услышанное слово, первый взгляд, первая улыбка. 
Мама — это тот человек, который за руку выводит тебя в мир. 
Что такое отец? Отец - это первое наставление, первый ремень, первый урок, первый разговор по душам, первая защита, первая скала и опора. Отец - это твердыня. 
Что такое брат? Брат — это первый помощник, первый партнер по играм, первый критик, первый соратник. 
Брат — это второе крыло. 
Что такое сестра? Сестра — это женщина, которая сама вскоре станет кому-то женой и мамой. Сестра — это мама в миниатюре. 
Что такое супруг или супруга? Это — ближайший советник и помощник, тот ближний самый человек, возлюбить которого мы обязаны по Евангелию (Евангелие от Матфея 22, 36-38). 
Что такое ребенок? Ребенок — это тот человечек, который продолжит путь по твоей тропинке в этом мире. 

Звучит гимн семьи 

Если осталось время. 
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
 
Скажите по латыни семья. 
(Фамилия.) 
А теперь скажите семья по-итальянски.ω 
(Мафия.) 
У римлян очень большое значение имело понятие семья. Каждую семью возглавлял патер фамилиас. Переведите, пожалуйста, это выражение на русский язык.ω 
(Отец семейства.) 
Любой вид власти древние римляне называли империем. Империев было много: полный, большой, малый, консульский, преторский... А кто обладал домашним империем?ω 
(Глава любой семьи он имел абсолютную власть над всеми ее членами.) 
Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась птицей Геры?ω 
(Аист.) 
Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорождённым, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?ω 
(Фортуна.) 
Венцом творения по Ветхому Завету является человек. Но, возможно, не все, принимающие участие в этой викторине, отвечают определению ЧЕЛОВЕКА по Ветхому Завету. Что же необходимо сделать в жизни, чтоб стать ЧЕЛОВЕКОМ?ω 
(Создать семью. По Ветхому Завету ЧЕЛОВЕК муж + жена.) 
В старинных русских текстах можно встретить слово инорог так раньше называли мифического зверя единорога. А как в те времена называли человека, который жил один, без семьи?ω 
(Инок.) 
Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? В честь этого бога был назван главный город племени россов Родень (Родня).ω 
(Род.) 
Божеством нарождающихся людей у древних славян долгое время считался Род. Существовал и близкий к нему бог покровитель семьи и права собственности, поддерживавший гуманные нравственные принципы, деливший все по справедливости. Его же вспоминали, когда нужно было удалить зловредные силы. Как звали этого бога?ω 
(Чур. Отсюда пошли фразы: Чур, моё!, Чур меня! и т.п.) 
У славянской богини любви и красоты Лады была семья. От имени ее сына Леля произошло слово лелеять. Саму Ладу когда-то чтили в языческих храмах, а ее мужа бога примирения, искренности и согласия мы чествуем до сих пор, порою по несколько раз в день, подавая друг другу ладони для пожатия. Как звали мужа Лады и какое слово произошло от его имени?ω 
(Его звали Лад, отсюда слово ладонь.) 
От имени какой богини произошли слова ладить, ладный, налаживать?ω 
(От имени Лады богини красоты, любви и брака.) 
Люб охранитель супружества у наших предков, представал в виде золотистого кота. А как выглядел Нелюб?ω 
(В виде чёрного кота.) 
Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего недостаток, а другое от древнерусского глагола брати. Что это за слово?ω 
(Брак изъян в изделии, брак семейный союз.) 
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?ω 
(Супруги - находящиеся в одной упряжи.) 
Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?ω 
(Он ковал кольца.) 
Один из свадебных обрядов на Руси окручивание заключался в том, что у молодой девушки расплетали косу, делали из неё две, закручивали их вокруг головы и надевали бабий кокошник. А кого в те времена называли самокруткой?ω
(Девушку, вышедшую замуж без воли родителей.) 
В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. Почему же на славянскойсвадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды?ω 
(По верованиям славян, невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа.) 
В каком случае на Руси родителям невесты подносили питьё в дырявом сосуде?ω 
(Если невеста оказывалась нецеломудренной.) 
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейныенеприятности и ссоры?ω 
(Выносить сор из избы.) 
В больших крестьянских семьях на Руси существовал обычай менять обязанности членов семьи через неделю: один пас скот, другой молол муку и т.д., через неделю менялись. Возникла даже поговорка, значение которой со временем кардинально изменилось. Какая?ω 
(Мели, Емеля, твоя неделя!. Сейчас так говорят о пустом болтуне.) 
Вот русская пословица: Жить для себя тлеть, для семьи (пропущен глагол), а для народа светить. Назовите пропущенный глагол.ω 
(Гореть.) 
Гаданием на каких домашних животных на Руси решался вечныйсемейный вопрос: кто в доме хозяин?ω 
(На петухе и курице. Их связывали хвостами и сажали под решето. Если перетягивал петух - мужнин верх, если курица, то это означало, что быть мужу под башмаком всю жизнь.) 
На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?ω 
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.) 
Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы.ω 
(Май, потом придётся всю жизнь маяться.) 
Большинство свадеб на Руси справляли между святками и Масленицей. Как в народе называли этот зимний период?ω 
(Так и называли свадьбы.) 
Главной приметой Маланьиной свадьбы на Руси является море еды или куча гостей?ω 
(Море еды.) 
При каком действии во время свадьбы на Руси говаривали: Сколько кусочков, столько бы и сыночков?ω 
(При битье посуды во время застолья.) 
Этот старинный русский головной убор холщовая шапочка с твёрдой передней частью в виде лопатки или рогов считался короной замужней женщины. Его обильно украшали золотом, серебром, камнями. Как назывался этот головной убор, которым его обладательницы так кичились?ω 
(Кичка, от него-то и произошло слово кичиться.) 
В старину на Руси женщины носили кокошник коронузамужней женщины, название которого произошло от слова кокошь. Прислушавшись к звучанию этого слова, догадайтесь, что оно означало?ω 
(Курица. Вспомните, что она произносит, когда несётся.) 
Первый, старший ребёнок в семье первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?ω 
(Третьяк, поскрёбыш.) 
Как звучит русская фруктовая пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца илиматери?ω 
(Яблоко от яблони недалеко падает.) 
По какой церковной книге с перечнем святых на Руси выбирали имя новорожденному?ω 
(Святцы.) 
О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства?ω 
(О матрёшке.) 
Англичане говорят: Черная овца есть в каждом стаде. А что говорим мы?ω 
(В семье не без урода.)