Выступления на методических объединениях

Архипова Елена Витальевна

Предварительный просмотр:

Выступление

на ШМО учителей

начальных классов

по теме:

«Анализ и самоанализ урока».

Анализ и самоанализ урока.

Сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе -  не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит  качество обучения.

У каждого педагога есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации.  Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

  1. само построение учебного процесса на уроке,
  2. выявить оптимальность задач,
  3. рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,  достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,        проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ  это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10-  комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. 

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.

Анализ посещенного урока 1.

ФИО учителя

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

  1. Организация урока.
  2. Постановка цели.
  3. Выделение главного на уроке.
  4. Своевременный контроль.
  5. Активная занятость учащихся.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Практическая работа.
  8. Четкая структура урока.
  9. Плотность урока.
  10. Результативность.
  11. Уровень обучения.

 

 

 

Формы и методы работы.

  1. Проблемно-поисковые.
  2. Словесно-наглядные.
  3. Новые формы и методы.
  4. Индивидуальный дифференцированный подход.
  5. Использование ТСО.

 

 

 

Личность

  1. Умение владеть классом.
  2. Личная культура.
  3. Педагогический такт.
  4. Эрудиция.
  5. Взаимоотношения с учащимися.

 

 

 

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)

(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)

 

 

 

Схема анализа урока 2.

1.        Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2.        Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3.        Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4.        Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5.        Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6.        Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

o        научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

o        наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

o        последовательность — логическая стройность излагаемого материа¬ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

o        связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7.        Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8.        Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9.        Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандарт¬ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10.        Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль¬ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча¬щихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать зна¬ниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11.        Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та¬кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).

12.        Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

13.        Выводы.

o        выполнение плана урока;

o        достижение целей урока;

o        особенно интересное и поучительное на уроке;

o        что произвело на уроке наибольшее впечатление;

o        какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

o        оценка урока.

Формы разбора могут быть самыми разными.

О ПРОЦЕДУРЕ АНАЛИЗА УРОКА И О ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКАХ

Анализ урока рекомендуется проводить в тот же день или на следующий, чтобы не затруднить анализ проведенного занятия и сделать его более объективным. Для обсуждения урока нужно выбрать удобное для преподавателя время и место: свободный класс или кабинет.  

Непосредственному анализу урока должен предшествовать самоанализ, в ходе которого педагог выскажет собственное мнение о проведенном уроке, сжато охарактеризует класс, укажет степень трудности изучаемой темы, обрисует основной замысел урока, соответствие его задуманному плану, структуре урока, отметит наиболее удавшиеся моменты урока, характерные недостатки занятия, а также обусловившие их причины, предложит возможные пути устранения недостатков.

Самоанализ должен быть системным, его значение заключается в том, что он призывает преподавателя быть внимательным к собственным действиям на уроке, развивает у него умение контролировать себя и на этой основе более осознанно строить учебный процесс.

Процедура анализа урока должна быть объективной и доброжелательной. Анализ обязан определить варианты улучшения урока, он должен иметь позитивный и научно-методический характер. Все наблюдения и анализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых целей, задач с достигнутыми результатами. В конце собеседования следует спросить у педагога, согласен ли он с анализом.

Если же даны рекомендации по устранению недостатков урока, проверяющий должен организовать контроль за их исполнением. По истечении срока, отведенного для исправления, он должен проанализировать последующие уроки и в ходе анализа показать, какие недостатки уже учтены, а над какими еще необходимо работать.

Самоанализ урока -

это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:

•        построить целостную систему обучения;

•        повысить мастерство, развить творческие способности;

•        обобщить передовой педагогический опыт;

•        сократить затраты времени на техническую работу;

•        обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Основные требования к анализу урока учителем:

•        цель и задача анализа темы;

•        знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

•        умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

•        характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

•        обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

•        обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

•        психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

•        оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

•        выполнение намеченных задач урока;

•        оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

•        умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

•        удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

•        намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ и самооценка урока преподавателем.

При самоанализе урока преподаватель  дает:

•        краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

•        информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

•        характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

•        оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

•        самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Уровни самоанализа урока

1.        Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

Самоанализ урока

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Самоанализ урока

Группа ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______

Тема урока_______________________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности  в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на  результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на занятии

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Самоанализ проведенного урока.

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля

  • при опросе
  • при изучении нового материала
  • при закреплении
  • при обобщении изученного

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

  • составление опорных схем, конспектов
  • использование обучающих программ;
  • составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически. И первыми учителями должны стать руководители школ, овладевшие методикой системного анализа урока.

Методика системного самоанализа урока в своей основе мало чем отличается от методики системного подхода к анализу урока руководителем школы, но тем не менее имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем. Поэтому умение провести самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе.

Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)

“Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

Литература.

1. М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. –   60 с.

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А.   Педагогика.  Учебник для вузов   СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. 304 с.

5.        Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6.         Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7.        Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999.

8.        Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

9.        Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.



Предварительный просмотр:

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью (Л. Н. Толстой)

1.  Проектная методика на уроках иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

2. Проект " It's a Festival!” – “Праздники!”

2.1. Организационный этап

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК автора С.А.Азаровой. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например УМК для третьего года обучения  предлагает тему “Праздники" . Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих любимых праздниках, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать афишу и составить программу предпочитаемого праздника. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание праздничной афиши и программы праздника. Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
  • обсудить возможность выбора лексики;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

2.2. Выполнение проекта

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом "Праздники”на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Words on topic "It’s a Festival!"

Grammar

Structures for dialogues

Light fireworks

Listen to Russian music

Eat traditional food

Make a snowman

Take part in a sack race

Find the way out of the maze

Have a snowball fight

Play wooden spoons

will

Why don’t we?..

I’ll…

1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.

2. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственную афишу для праздника. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка.

4. Каждая участник придумывает программу праздничных мероприятий

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом " Праздники”, появились проекты с иллюстрациями и диалоги

Таблица 3

-Hello! Why don’t we take part in the Crazy Parade?

-Sure! Why don’t we make a butterfly mask?

-yes! And I’ll make a dragon mask.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

2.3. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или фломастеров.

3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

 Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых  технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

 В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.



Предварительный просмотр:

Психологический мониторинг

Психологический мониторинг – является частью педагогического мониторинга развития и обучения в ОУ. ПМ представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирования индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  1. Получение полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе
  2. Представление этой информации и наиболее удобном виде пользователям

ПМ осуществляется по следующим направлениям:

Диагностика-анализ результатов- рекомендации – коррекция – диагностика – анализ результатов – рекомендации – коррекция и т д.

При помощи ПМ отслеживаются следующие критерии , показатели результетивности образовательного процесса в школе:

  1. Познавательная сфера ребенка (мышление, память и тд) и динамика её развития
  2. Мотивационная сфера и динамика её развития
  3. Эмоционально-волевая сфера (тревожность, агрессивность), динамика её развития, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса
  4. Личностная сфера (воспитанность, ценностные ориентации)
  5. Уровень сформированности УУД

Периодичность проведения психологической диагностики:

  1. этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить уровень умственного развития и сформированность  предпосылок к учебной деятельности.
  2. этап – обучение в первом классе. Задачи: обеспечение адаптации к щколе, выявление группы детей, испытывающих трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях
  3. этап – обучение во 2 -3 классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей развития различных аспектов познавательной деятельности для построения эффективного обучения.
  4. этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи : выявить изменения в умственном развитии школьников, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в среднем звене.

В рамках психологического мониторинга осуществляется сопровождение учащихся , обучающихся в классах компенсирующего обучения. Работа с данными классами позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику детей в данных классах;
  • отслеживать эффективность обучения по программам классов КРО;

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся по заданному параметру;
  • выделить учащихся с высокими и низкими показателями;
  • определить динамику изменений от года к году;
  • провести сравнение классов по заданным параметрам.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая помощь ребенку, обеспечивающая повышение мотивации к обучению и развитию.

                                                                         «Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

                                                                           Гулять и играть должен юный мальчишка,

                                                                           Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

                                                                           Такая проблема всем взрослым знакома!

                                                                           Как всё же ребёнка заставить учиться,

                                                                           За книжкой упорно весь вечер сидеть,

                                                                           Не надо ребёнка ругать бесконечно.

                                                                           Попробуйте лучше в нём волю развить,

                                                                           С ним вместе вам надо учиться, конечно,

                                                                           А главное – просто ребёнка любить».

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

 Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

Когда ребенок отправляется в образовательное учреждение, его встречает целый штат сотрудников, основная масса которых – педагоги. Они должны вести совместную работу по обучению и воспитанию детей с психологом (или педагогом-психологом). Говоря простыми словами, психолог – это специалист, который занимается проблемами души человека.

Он изучает внутренний мир человека и его взаимодействие с окружающим миром7. Специалисты, именуемые педагогами-психологами, при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Один из главных направлений деятельности всех  психологов наших образовательных учреждений – это борьба с низкой мотивацией обучения, которая ведет к неуспеваемости учащихся.

Ученые выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К числу внешних относят причины социального, а также педагогического плана. Видный педагог В.С. Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий»8.

Характерно объяснение учителей. Даже самые опытные из них говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у детей познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и так далее, но никогда не связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Таким образом, внешними причинами неуспеваемости являются:

  • снижение ценности образования в обществе;
  • отрицательное влияние семьи, улицы;
  • несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, слишком высокая учебная нагрузка, преобладание производящей деятельности, неудачный выбор приемов познавательной деятельности и т.д.);
  • неприученность к постоянному труду и другие.

А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты психического здоровья школьников. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

Выделим лишь некоторые внутренние причины:

  • свойства нервной системы;
  • нарушения в развитии интеллекта (проблемы с восприятием, запоминанием и т.д.);
  • слабо развитая эмоционально-волевая сфера;
  • отсутствие устойчивой положительной мотивации учения

Таким образом, низкая учебная мотивация является внутренней причиной неуспеваемости учащихся.

А между  тем известно, что фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению в современном образовании принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя (часто сами того не осознавая) исходят из того, что если ребенок пришел в учебное заведение, то должен делать все то, что рекомендует, требует учитель («Раз пришел учиться – учись!»). Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в учебном заведении ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия.

Отрицательная мотивация, порождает отрицательные эмоции. Чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Настоящие причины отсутствия мотивации всегда следует искать где-то глубоко внутри. Ими могут быть:

  • Отсутствие четкой (конкретной) цели.

Эта причина часто является основной в процессе обучения. Она не лежит на поверхности, но именно от нее зависит многое. Поясню: ребенок почти всегда не понимает ради чего он приходит в образовательное учреждение. Формулировки типа «за знаниями», «интересно», «там друзья» являются очень размытыми, неинформативными. «А зачем знания?», «А как ты их применишь?» - вот вопросы, которые ученик  должен себе задавать. А если цель непонятна, то откуда взяться мотивации? И весь процесс обучения проходит на автомате, без положительных эмоций и не оставляет никакого следа в своем «носителе».

  • Стремление к чужим целям.

Папа или мама школьника получали только пятерки по математике (или русскому языку и др.), значит у ребенка тоже не должно быть с ней проблем, иначе родителям будет стыдно. Такой шаблон мышления находит отражение и в дальнейшей жизни ребенка (при выборе профессии, образа жизни и т.д.). А тот момент, что ребенок любит ремонтировать машины, строить, или заниматься рукоделием, спортом, или петь, танцевать, как правило, мало кого волнует.

  • Страх (тревожность, мнительность).

В приведенной в начале работы статистикой ТАСС мною было указано, что лишь 1/5 часть российских школьников получают образование, не будучи погруженными в состояние стресса. По данным того же агентства более половины российских преподавателей подтверждают эти данные. Налицо страшная картина – наши дети учатся в постоянном страхе! Страх получить двойку, страх быть осмеянным во время публичного выступления, страх получить выговор от родителей, потому что не справляешься с нагрузкой, недовольный взгляд преподавателя, …. А тестирования, контрольные и экзамены – сами по себе всегда были источником большого стресса для неокрепшей психики ребенка. О последствиях страха любой психолог может сказать то, что он сковывает физическую и психическую активность человека, подавляет его волю и способность к мышлению.

Вот на что, по моему мнению, должно быть направлено первостепенное внимание любого психолога. Маленький человек приходит в «страну Знаний» в ожидании чуда, полный стремления к открытиям, движению вперед, наполненный мотивацией настолько, что не может на месте усидеть.  Всё, что требуется в этот момент от педагога или психолога: не сломать мотивацию, а направить ее; «сопровождать» индивидуальность в пути ее развития.

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках учебного процесса должно решать ряд следующих важных задач:

  1. Изучение психологических особенностей ребенка.

Подход к ребенку должен быть всегда педагогически выверен. Совместная работа педагогов, психологов и медицинских работников заключается в комплексном изучении состояния ребенка (психологического, физиологического);

  1. Работа с родителями.

Психолог должен сотрудничать с лицами, ответственными за воспитание, жизнь и здоровье ребенка с целью решения педагогических задач и решения психологических проблем его развития;

  1. Индивидуальные программы обучения.

Она разрабатывается педагогом в том случае, если учащийся по каким-либо причинам не может выполнить стандартную программу, соответствующую его возрастной группе. Итогом, я считаю, должен стать постепенный возврат ребенка в общую программу обучения;

  1. Корректирование целей у детей.

Психологи и педагоги должны оказывать детям помощь в формулировке жизненно важных для них целей. Ввиду малолетнего возраста и незрелой психики ученики порой могут принимать объективно ошибочные решения и руководствоваться ими. Это может повлечь за собой негативные последствия, которых надо стараться избегать.

Система работы с низкомотивированными обучающимися

Низкомотивированные ученики, как уже было сказано, не заинтересованы в освоении школьной программы, а результатом этого неизбежно становится хроническая неуспеваемость по некоторым (или всем) учебным предметам. Поэтому методика работы с низкомотивированными детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Педагог (психолог) посредством различных внешних мотивирующих факторов должен уметь включать в обучающемся его внутреннюю мотивацию.

Таким образом, важное направление в работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, представляет собой выбор таких форм и методов обучения, которые оказывают влияние на эмоциональную сферу обучающихся, учитывают их частные интересы, стремления и потребности, а также содействуют сознательному отношению к учебной-познавательной деятельности. К ним можно отнести организацию общения педагога с ребенком, индивидуальный подход к ребенку, методы педагогического воздействия на ребенка: беседа, поощрение, убеждение, внушение и др). Немаловажным аспектом в работе с учащимися, имеющими проблемы с мотивацией, является и работа с родителями ребенка.

Работа с учащимися, имеющими проблемы с мотивацией, должна пройти через следующие этапы:

  1. Диагностика, сбор информации.

На данном этапе составляется так называемый анамнез, собирается вся необходимая информация о ребенке. С этой целью проводится ряд бесед:

— с родителями ребенка (Выясняются особенности развития ребенка на разных этапах развития: внутриутробный период и течение беременности, роды; период младенчества; дошкольный период);

— с классным руководителем (Во время беседы выясняется, как ребенок общается со сверстниками, с одноклассниками; какой имеет социометрический статус в классе; как общается с учителями);

— с социальным педагогом (Выясняется состав семьи ребенка и социально-бытовые условия проживания)

Помимо данных бесед на каждого учащегося составляется психолого-педагогическая карта, куда записываются все полученные результаты проводимых диагностик познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка. Цель диагностик: выявление основной причины неуспеваемости. Далее родителям ребенка предоставляется полученная информация вместе с рекомендациями по дальнейшей работе . Осуществляется выбор коррекционно-развивающей программы.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Любая коррекционно-развивающая работа длится 30-40 минут, количество занятий 8-10. К каждому ребенку необходимо выработать определенный подход, поэтому и время, и количество занятий, необходимое для проведения работы, рассматривается индивидуально.

Каждое занятие содержит в себе беседу и элементы арт-терапии. Работа с цветом, выполнение творческих заданий – все это помогает ребенку выразить свой внутренний мир, выплеснуть свое внутренне напряжение.

Коррекционно-развивающая работа может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой в виде игрового тренинга .

Для каждой возрастной группы учащихся используются определенные коррекционно-развивающие программы. Например, для учеников начальной школы в работе активно применяется программы:

— Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я».

3.Повторная диагностика.

На данном этапе проводится повторная диагностика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, с целью определения результативности проведенной коррекционной работы. Аналогично после повторной диагностики полученные результаты сообщаются родителям.

4. Наблюдение.

На данном этапе происходит наблюдение за ребенком, путем присутствия на уроках, путем проведения ежедневных индивидуальных бесед с классным руководителем по вопросам успеваемости и поведения на уроках данного ученика с предоставлением рекомендаций по дальнейшей работе и путем проведения периодических бесед непосредственно с самим учащимся.

Прежде всего, в работе с такими детьми необходимо просто понять ребенка, оценить его личную ситуацию, заглянуть в его внутренний мир, выявить его индивидуальные проблемы. Психологическое сопровождение учащихся со слабой мотивацией к учебной деятельности — работа очень объемная ввиду необходимости выполнения всех этапов коррекционно-развивающей работы, и очень ответственная, т.к. идет коррекция и формирование личностных умений и навыков ребенка. Помимо этого, данная работа осуществляется еще и для того, чтобы направить ребенка в нужном направлении, и для ее выполнения необходима одновременная работа многих людей: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, при необходимости – логопеда, и, конечно же, родителей. Родительская поддержка и участие в жизни ребенка – это залог успешности любого ученика.

Заключение

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Главная задача психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных учеников - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные ориентиры в работе:

  • сотрудничества учителя с учениками (в процессе решения учебных задач);
  • использование ситуации выбора (предоставление возможности принимать решения);
  • эмоциональный тренинг (выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, закрепление положительных эмоций в процессе учения).

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Используемые методы наказания должны играть исключительно стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Проблема отсутствия мотивации к обучению у современных детей, на мой взгляд, является темой не просто актуальной, а актуальнейшей! Именно мотивация должна становиться для ребенка базой для обучения! И именно с этого должен начинаться путь к знаниям! А по факту очень часто приходится наблюдать грустную картину: «грустный ученик  приходит в образовательное учреждение научиться чему-то у грустного (от бессилия) педагога». Человек без мотивации – что лодка без мотора: на плаву держится, но проку от него мало.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая помощь ребенку, обеспечивающая повышение мотивации к обучению и развитию

Слайд 2

«Можно привести коня к водопою, но заставить напиться его нельзя»

Слайд 3

Внешние причины : Снижение ценности образования в обществе; Отрицательное влияние общества, семьи; Несовершенство организации учебного процесса; Неприученность к постоянному труду

Слайд 4

Внутренние причины: Свойства нервной системы; Нарушения в развитии интеллекта; Слабо развитая эмоционально-волевая сфера; Отсутствие устойчивой положительной мотивации учения

Слайд 6

Причины отсутствия мотивации : Отсутствие четкой(конкретной цели); Стремление к чужим целям; Страх (тревожность, мнительность)

Слайд 7

Задачи психолого-педагогического сопровождения: Изучение психологических особенностей ребенка; Работа с родителями; Индивидуальные программы обучения; Корректирование целей у детей

Слайд 8

Система работы с низкомотивированными обучающимися: Диагностика, сбор информации; Коррекционно-развивающая работа; Повторная диагностика; Наблюдение

Слайд 9

Главные ориентиры в работе: Сотрудничество психолога, учителя и ученика; Использование ситуации выбора; Эмоциональный тренинг.

Слайд 10

Именно мотивация – база для обучения , с нее должен начинаться путь к з наниям



Предварительный просмотр:

Современные технологии в обучении

Современные технологии обучения раскрывают новые возможности обучения иностранному языку. Сейчас оно включает в себя не только контролируемые учителем виды деятельности, такие как повторение и дриллинг (постоянная отработка навыков),но и более свободные виды деятельности, где они могут вступать непосредственно в процесс общения.

Но отработка навыков также важна,так как ребенок должен быть уверен в том, как сформулировать то, что он хочет сказать. Повторение и отработка эффективнее проходят в игровой форме. Например, идет отработка вопросительной структуры Haveyougot? (работа в парах) Перед детьми на картинке 6 мешочков Деда Мороза. В каждом из них – подарок. Один из детей загадывает мешок с определенным подарком, второй пытается отгадать.

1.Have you got a hare?

2. No, try again.

1. Have you got a football?

2. Yes.

1. Sack 3.

Таким образом, учащиеся повторяют несколько раз одну и ту же структуру, не испытывая утомления, так как цель у них – отгадать мешок.

В случае, если у детей развиты навыки говорения лучше, можно применять более сложные приемы, например, интервью. Например, тема « Волшебные сказки». Перед учащимися ставится проблема: выяснить, какие сказки предпочитают читать их одноклассники. Они составляют таблицу, в правой колонке фиксируются имена опрашиваемых, в верхней строке – категория сказок.

Name

About animals

About children

Fantastic tales

Затем они ходят по классу и опрашивают детей, о том, какие сказки они предпочитают.

После интервью они составляют « отчет» и выступают с ним перед классом.

Tanya’s favourite tales are about animals etc

Эти виды деятельности очень подходят для детей – кинестетиков и визуалов, они повышают мотивацию и усиливают интерес к изучению иностранного языка. Важно и то, что более слабые дети имеют возможность послушать более сильных, получить их поддержку, способствуют формированию познавательных и коммуникативных учебныхдействий.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта на уроке английского языка.

Одно из требований ФГОС – формирование универсальных учебных действий. Организовать урок в соответствии с новыми требованиями может помочь технологическая карта урока. Поэтому учителю полезно иметь не только конспект урока, но и научиться проектировать урок в форме технологической карты.

Понятие «технологическая карта» заимствовано из области промышленных технологий.  На производстве это – «форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны все операции и их составные части».

В педагогике технологическая карта – это новый вид методической продукции, призванный обеспечить эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. В технологической карте описывается процесс деятельности , а также все операции деятельности и её составляющие. В технологической карте может быть отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование их деятельности на каждом этапе урока.

Для чего нужна технологическая карта?

  • для представления в воображении урока  в «целом» (с целями, задачами, методами, формами, техническими средствами обучения, с видами контроля, видами рефлексии;
  • для планирования достижений метапредметных результатов;
  • для самоанализа и анализа того, что делается на уроке;
  • для создания опорного конспекта для будущих уроков.

Если сравнить традиционный конспект урока и современную технологическую карту, то традиционный конспект- это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали.

При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке и на отдельных этапах, формулирует проблемные вопросы, направленные на достижение образовательного результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В технологической карте отражена структура современного урока с новыми изменениями и этапами, связанные с достижениями личностного результата:

  • мотивирование к учебной деятельности, которое осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность; учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
  • тема урока – главный предмет излагаемых знаний, то , что подлежит не только изучению , но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала.
  • цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя границы собственного знания и незнания.
  • выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи (учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном; учатся давать оценку деятельности по её результатам, делают выводы.
  • рефлексия – учитель в системе обучает детей оценить свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
  • домашнее задание – обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учетом индивидуальных возможностей.

Возможности, которые дает технологическая карта для учителя:

  • выстроить алгоритм работы по теме;
  • определить вид ууд, которые формируются на изучаемом материале;
  • установить преемственность в изучении материала;
  • реализовать воспитательные возможности темы;
  • реализовать межпредметные связи.

В структуре технологической карты выделяются:

  • блок целеполагания (тема, цель, планируемый результат, личностно-формирующая направленность урока);
  • инструментальный блок (задачи урока, тип, УМК);
  • организационно-деятельностный блок (действия и операции) (источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материал для познавательной деятельности учащихся);

При создании тезнологических карт нужно помнить. что такое ууд  и их виды.

Этапы создания технологической карты:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид
  2. Формулировка цели урока.
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
  4. Определение цели каждого этапа урока.
  5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт)
  6. Выбор форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая)
  7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Шаблоны технологических карт

Вариант 1

Ф.И.О._____________________________________________________________________

Предмет_____________________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________________

Тип урока___________________________________________________________________

тема

цель

задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные

УУД

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать

-уметь

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

Вариант 2

Дидактическая структура урока

Деятльность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

 ведет к

достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

предметы

УУД

Организационные моменты

Время:

Основные этапы:

Проверка домашнего задания

Время:

Этапы:

Изучение нового материала

Время:

Этапы:

Закрепление нового материала

Время:

Этапы:

Контроль

Время:

Этапы:

Рефлексия

Время:

Этапы:

Вариант 3

Темаурока____________________________________________________________________

Цели для ученика:

1.

2.

3.

Цели для учителя:

-образовательные

-развивающие

-воспитательные

Тип урока

Форма урока

Основные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Вариант 4

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы.приемы.формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

Вариант 5

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признакирешения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока

Слайд 2

Технологическая карта –это новый вид методической продукции, призванный обеспечить эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Слайд 3

Для чего? д ля представления в воображении урока в целом; д ля планирования достижений метапредметных результатов; д ля самоанализаи анализатого,что делается на уроке; д ля создания опорного конспекта для будущих уроков

Слайд 4

Структура современного урока мотивирование к учебной деятельности; т ема; ц ель; выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи; р ефлексия; д омашнее задание.

Слайд 5

Возможности для учителя : в ыстроить алгоритм работы по теме; о пределить УУД, которые формируются на изучаемом материале; у становить преемственность в изучении материала; р еализовать воспитательные возможности темы; р еализовать межпредметные связи.

Слайд 6

Структура технологической карты б лок целеполагания (тема, цель, планируемые результаты); и нструментальный блок ( задачи урока, тип урока, УМК); о рганизационно-деятельностный б лок (источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материал для познавательной деятельности учащихся )

Слайд 7

Этапы создания технологической карты: о пределение места урока в изучаемой теме и его вид; ф ормулировка цели урока; о бозначение этапов урока; о пределение цели каждого этапа урока; о пределение результатов каждого этапа; в ыбор форм работы на уроке; р азработка характеристики деятельности учителя и ученика на уроке.



Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения в работе с текстом на уроках английского языка

Проблема понимания смысла текста особенно значимаименно сейчас, в тот момент, когда  многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могутпонять не только  суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

Результативность чтения – это возможность к тому, готовы ли школьники воспринимать информацию из текста. Другая  существенная составляющая  прочитанного текста – это уметь размышлять о  прочтенном. Помимо акцента в представлении и запоминании разных элементов текстанеобходимо принимать во внимание, способность подростков предоставлять прочтенному свою собственную оценку.Именно навык смысловой переработки текстовой информации в нашидни информационного «взрыва» во многом гарантируетэффективную социализацию человека.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, выделяется значимость обучения смысловому чтению, и замечается, что чтение в нынешнем информативном миреносит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель такого  чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, выявить все части и осмыслить полученную информацию. Это внимательное вчитывание и осознание смыслаблагодаря анализу текста. Когда ребенок владеет таким видом чтением, то у него лучше развивается устная речь иречь письменная.

Можно сделать вывод, что чтение  это одна из наиболее важных частей речевой деятельности и в процессе обучения ему нужно уделять особое внимание. Но очень частопоявляется проблема подбора и создания специальных заданий, направленных на обучение чтению. Из-за этого,  в своей работе пытаюсьнаходить такие задания к текстам для работы на уроках, которые помогутзаинтересовать учащихся интересным, разнообразным и эффективным чтением текста.

Порядок подготовки текста для смыслового чтения на уроке:

1. Прочитайте текст, выделите в нем основную информацию.

(описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?))

2. Определите какую роль данный текст займет на уроке (в большинстве случаев для поиска решения проблемы) введение нового лексического материала, развитие речевых умений. Основная цель текста – извлечение нужной информации.

3. Четко сформулируйте задания для работы с текстом до начала чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).

4. Опредеоите в тексте места для остановок во время чтения. (Где?Зачем?)  прокомментируйте лексику (синонимы, словообразование, фразовые глаголы, модальные глаголы, новые ЛЕ)

- можно остановиться для дальнейшего прогноза текста;

5. Сформулируйте основной смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения основного задания к тексту. (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)

Этапы работы с текстом

При работе с любым текстом известно 3 основных этапа:предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Существуют определенные приемы и стрaтегии рaботы на кaждойcтaдии.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Основная зaдача на первом этaпе – суметь замотивировать учащихся прочитать текст

Цель – суметь развить у учащихся умение предполaгать, прогнозировaтьcодержание текстa по егоназванию, фaмилии авторa, иллюстрации к тексту. Здесь необходимо не забывать про  одно самое важнoе прaвилo: вся подготовительная рaбота над текстом не имеет права касаться его основного содержания, в противном случаеучащимся будет скучно его читать, из-за того, что ничего нового для себя они в этом тексте уже не обнаружат.

Задания этого этапа:

- учащиеся должны прочитать заголовок текста, рассмотреть иллюстрации к нему (если имеются) и высказать свои предположения о теме и содержании текста.

- учащимсямогут использовать свои знания по теме, которой рассказывается в тексте (по их мнению), и задать себе вопрос: «Что я знаю по этой теме? Что я могувидеть, услышать, прочитать об этом вопросе?»;

- записывают основное слово заголовка (или полностью заголовок) и составляют схему, которая состоит из ассоциаций, возникающих у них ещё до прочтения данного текста;

- читают начальные предложения абзацев и стараются называть вопросы, о которых пойдет речь в тексте

- учащиеся выписывают новые слова и словосочетания. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, могут говорить, о чем может идти в нем речь.

На этом этапе можно использовать такие задания:

  • «Мозговой штурм» ("BrainStorming”)
  • прогнозирование (по портрету, картине)
  • прогнозирование по ключевым словам
  • таблица «З–Х–У»
  • верные и неверные утверждения
  • ассоциативный ряд
  • карта памяти (“Mind-Map”)

Прогнозирование по портрету, картине

Перед учащимися кладется портрет персонажа или картина, примерно описывающая основную идею теста. Задача учащихся описать предполагаемые событие, либо героя этого текста.  

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель текстового этапа – понимание и оценка текста.

Основной задачей на этом этапе считается обеспечение полного восприятия текста. Это стадия осмысления, где учащиеся знакомятся с текстом.

Этот этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют прямо во время прочтения текста. Именно здесь развиваются коммуникативные умения чтения.

Задания этапа:

1. В первый раз учащиеся читают  текст самостоятельнос установкой проверить свои предположения, сделанные до прочтения.

2. При следующем прочтении этого текста учащиеся решают разлные коммуникативные задачи:

- выделяют основную  информацию по содержанию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

- придумывают заголовок к тексту,

- заполняют пропуски,

- находят верные/неверные утверждения,

- соотносят иллюстрации с предложениями из текста,

- выполняют логическую группировку предложений,

- делят текст на части

- составляют план текста;

- определяют основные слова в каждой из частей текста;

- особо выделяют незнакомую для себя информацию и уточняют значение новых лексических единиц, которые нужны для точного понимания текста;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные моменты текста, задавая  вопрос «Что этим хотел сказать автор?»;

- выписывают из текста основные факты, цитаты, характеристики героев, раскрывают их;

- обдумывают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

3. Разговор по основному содержанию текста, чтение вслух на выбор. Ответы нахарактерные вопросы, в чём совпадают и в чём не совпали начальные предположения по теме, содержании текста, про развитие событий, про героя.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Целью этого этапа является понимание соответствия или различия между своим первоначальным представлением и представлением автора. То, как учащийся понял смысл этого текста.

Эту стадию следует назвать рефлексия. Здесь наша задача научить детей полноценным монологическим и диалогическим высказываниям. То есть, умению четко и грамотно выразить свою мысль и вести диалог.На этом этапе нужно использовать содержание текста для развития умений школьников выразить свои мысли какв устной речи, так и в письменной речи.

Обдумывая свои ответы, учащиеся должны понять каким образом они додумались до этого ответа. В этом случае  размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют новую, вычитанную информацию в виде таблицы, либо схемы) и заканчивается дискуссией, коллективным обсуждением под руководством учителя.

Основной задачей здесь считается полное понимание данного текста.

Задания этапа:

- Смысловая беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного текста, дискуссия по нему.

- Выявление основной идеи текста

- Работа с учебником, другими  источниками (словарями).

- Работа с заголовком текста, иллюстрациями. Беседа по основномусмыслузаголовка. Демонстрация учащимся готовыхрисунков. Соотнесение образа художника с читательским мнением.

 Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).

На этом этапе мы используем следующие задания

  • синквейн
  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • достраивание кластера из ключевых слов
  • ответы на поставленные вопросы
  • организация устных и письменных круглых столов
  • организация различных видов споров
  • написание творческих работ.

На данном этапе можно организовать спор, дебаты, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение.

Делая вывод, можно сказать, чтоу учителя есть в арсенале огромный комплект методов и приёмов работы для  обучения чтению, при выборе которых необходимоопираться на цель занятия, тип выбранного для чтения текста иэтап работы с ним.

Использование на уроках ИЯ подобных методов и приемов очень эффективно и дает неплохие результатытакже способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче, что должно привести к развитию познавательных навыков.

Литература:

1. Власова Е.Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка. ИЯШ № 3, 2010

2 .Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 1991. 285 с.

3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. 333 с.



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми всегда начинается с диагностики.

Для этого не всегда необходимо прибегать к специальным тестовым заданиям. Таких детей видно сразу. Их отличительными чертами являются любознательность, познавательная потребность, стремление добиваться успехов в учебе и приобретать знания. Они легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию.

Задача педагога в работе с одаренными детьми – поддержать его , развить способности, подготовить почву для того, чтобы способности и познавательные потребности были реализованы.

Этапы работы:

  1. Выявление
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения.
  3. Обеспечение дополнительных образовательных услуг (кружок)

Формы работы:

  1. Урочная
  2. Внеурочная

На уроках, исходя из принципа дифференциации, используются

  • разноуровневые задания,
  • индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
  •  разноуровненвые тесты по страноведению, грамматике.
  •  интеллектуальных марафонов
  •  домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке
  •  лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
  •  задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.  Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.

Сильные ученики на уроке могут выполнять роль ассистента учителя.    Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.

Внеурочная деятельность.

   Что касается форм и методов внеурочной работы, то для выявления и развития одаренных учащихся использую   кружки ( например, «Веселый английский”, конкурсы ( выставка проектных работ, страноведческий конкурс), привлекаю учащихся к участию в конкурсах вне школы .  Уже привычными стали следующие мероприятия:

  • проведение предметной недели иностранного языка
  • проведение олимпиад по иностранным языкам;
  • система  кружковых занятий ; 
  • проведение творческих конкурсов, например , на лучшую презентацию или проект
  • выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.
  • конкурсы чтецов
  • участие в театрализованных постановках
  • участие в школьных концертах

 Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными детьми В курсе изучения английского языка в начальной школе

Слайд 2

Цели: Выявление одаренных детей Создание условий для оптимального развития и поддержки

Слайд 3

Работа с одаренными детьми распадается на две формы: у рочную внеурочную

Слайд 4

Урочные формы деятельности Дополнительный материал развивающего характера Индивидуальные задания повышенной трудности Использование приемов, с тимулирующих творческое мышление (ролевые игры, творческие задания, головоломки, кроссворды); в ыполнение проектных работ

Слайд 5

Проектные работы

Слайд 6

Внеурочная деятельность к ружковая работа; я зыковые конкурсы; ш кольные олимпиады; с трановедческие конкурсы; у частие в театральных постановках; у частие в школьных концертах

Слайд 7

Школьная олимпиада 2019

Слайд 8

Конкурс стенгазет

Слайд 9

Сказка «Пряничная девочка»

Слайд 10

Конкурс « Путешесттвие в страну 26 красавиц»

Слайд 11

Таким образом, основная задача педагога – поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы его способности были реализованы