Конспект урока "Почему радуга разноцветная?"

Батурина Ольга Александровна

Урок учит называть цвета радуги в определенном порядке ,понимать причины возникновения радуги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx_raduga.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

Тема: Почему радуга разноцветная? (Радуга - явление природы)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Создать условия для запоминания цветов радуги и формирования первичных представлений о цвете и свете
  • Показать возможность получения эстетического удовольствия от наблюдения явлений природы

Планируемые результаты

Предметные

  • Называть цвета радуги в определенном порядке;
  • Понимать причины возникновения радуги

Метапредметные

  • Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
  • Использовать приемы запоминания цветов радуги;
  • Работать в паре: выполнять задания, осуществлять взаимопроверку.

Личностные

  • Понимать целостность картины мира;
  • Получать эстетическое удовольствие   от наблюдения явлений природы.

Ресурсы урока:

Для учителя:  Рабочая программа,  Плешаков А.А. Учебник, с.40-41,  хрустальный стакан, лист белой бумаги, зеркало и фонарик, презентация, мультфильм про радугу.                                                                                                                                                            

Для ученика:

Плешаков А.А. Учебник, с.40-41, рабочая тетрадь, краски акварельные.

Смартдоска                                                                                                                                                

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Послушайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака

Солнце вешнее с дождем               Нет у солнца и дождя

Строят радугу вдвоем-                     Ни единого гвоздя,

Семицветный полукруг                    А построили в два счета

Из семи широких дуг.                       Поднебесные ворота.

                     Радужная арка

                     Засияла ярко,

                     Разукрасила траву,

                     Расцветила синеву.

- Предположите, как автор назвал это стихотворение и почему вы так думаете.

  • Слушают стихотворение.

  • Делают предположения и объясняют свой выбор.

  1. Актуализация необходимых знаний

- Расскажите друг другу наблюдали ли вы это явление  и где.

- Какую информацию о радуге вы получили из текста стихотворения С. Маршака?  (текст выводится на доску)

- Что бы вы ещё хотели узнать о радуге?

(фиксирует вопросы на доске)

- Какая тема нашего урока и какие цели на урок мы поставим перед

  • Работают в парах.

Актуализируют личный опыт.

  • Извлекают информацию из художественного текста.

( Для образования радуги необходимы солнце и дождь, имеет форму дуги, семь цветов).

  • Формулируют вопросы.

собой?

  • Участвуют в определении  темы и цели  урока.

  1. Организация познавательной деятельности

 - Вы уже сказали, что радуга – это природное явление, а жители  Древней Греции считали, что это дорога между небом и землей, по ней ходила Ирида – посланница между миром богов и людей.  Древние славяне считали, что по радуге, как по дороге, на землю спускаются ангелы, чтобы набрать воду из рек. Потом эту воду они наливали в облака и, из них живительным дождем, проливалась она на землю. Они даже объяснили название дороги- «Ра» бог солнца- «Солнечная дуга».

- У русского народа есть много примет связанных с радугой, известны ли они вам?

Работа с учебником.

- Рассмотрите иллюстрацию и определите последовательность цветов в радуге. Прочитайте фразу-подсказку. Как она поможет нам запомнить последовательность цветов?

- Могли бы вы предложить свои способы запоминания последовательности цветов  в радуге?

  • Слушают учителя.

  • Актуализируют личный опыт.

( Радуга быстро пропадает – к ясной погоде.

Очень красная радуга - к ветру.

Высокая и крутая радуга – к вёдру, а пологая и низкая – к ненастью.)

  • Рассматривают рисунок, называют цвета, читают фразу и соотносят её с последовательностью цветов в радуге.

  • Предлагают свои способы запоминания.

-Как вы думаете, а могли бы цвета располагаться в другом порядке?

  • Высказывают предположения.

- Основные цвета образовывающие радугу – красный, желтый и синий. Из них рождаются все промежуточные  цвета. Предлагаю вам нарисовать радугу, используя три основных цвета.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу  своего товарища.

- Вы узнали из стихотворения, что радугу построили солнце и дождь, как им это удалось?

- Чтобы узнать, правы ли вы в своих предположениях, обратимся к учебнику и прочитаем объяснение Мудрой Черепахи.

- Можно ли сделать радугу самому?

- Пуская мыльные пузыри мы сможем увидеть радугу, когда луч света пройдя через пузырь преломится и распадется на 7 цветов. Или встав спиной к солнцу распылять воду из пульверизатора.

                  Демонстрация опыта

  • Поставить хрустальный стакан на лист белой бумаги
  • Попробовать поймать стаканом солнечный луч

(или использовать зеркало и фонарик)

  • На листе должна появиться радуга

- Какую форму имеет радуга?

- Предлагаю совершить маленькое открытие с героями

мультфильма.

- Радуги бывают разные.

Красная радуга бывает на закате. Она видна даже через 5-10 минут после захода солнца.

Белая радуга. Почему? Дело в размере капель. Появляется белая радуга в туманную погоду. Капельки очень малы и краски налагаются друг на друга так, что  глаз уже не различает цветов и мы видим светлую дугу.  

Лунная радуга.    Ночью, когда в небе висит полная луна и при этом напротив луны идет дождь. Ночная радуга крайне редкое явление. Она будет казаться нам белой, хотя на самом деле  разноцветная.  Наше зрение устроено так, что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаз – «палочки» - почти не работают, вот мы и видим её  блёклой.    

Огненная радуга - одно из редких и уникальных явлений. Возникает, когда солнце  находится очень высоко и свет проходит через перистые облака, которые находятся высоко над землей, где очень холодно, и состоят из шестиугольных плоских кристалликов льда. Получается, что «огонь» рождается изо льда.

Двойная радуга – образуется из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.                                                                                                    

  1. Подведение итогов

- Оцените свою работу на уроке и полученные знания с помощью цветных ладошек.

Зеленая – отлично  поработал, много узнал.

Синяя – хорошо работал.

Красная – было трудно.

  • Рисуют радугу в рабочих тетрадях.

  • Взаимопроверка тетрадей. Проверяют правильность выполнения работы, используя учебник и фразу-подсказку.

  • Высказывают свои предположения.

  • Читают учебник.

  • Актуализация собственного опыта.

( мыльные пузыри и пульверизатор)

  • Наблюдают опыт

  • Ответ: дуга.
  • Просмотр фрагмента мультфильма.
  • Делают вывод ,открытие, что радуга имеет форму окружности и это можно увидеть с высоты, н-р, с самолета. А на земле мы видим только часть окружности.

  • Рассматривают слайд

  • Рассматривают слайд

  •  Рассматривают слайд

  • Рассматривают слайд

  • Рассматривают слайд

  • Оценивают результаты работы на уроке.

Дополнительное творческое задание: сочинить сказочную историю по рисунку в учебнике