Картотеки различных игр

Беляева И.Я.

Здесь содержатся картотеки различгых игр

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры

на экологическую тему

Формирование 
экологических знаний 
у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

Экологическое воспитание - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания.

Музыкальное воспитание детей также имеет не маловажное значение, и не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке, но и в окружающей жизни.

Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.

Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.

Цель: формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

Ходят капельки по кругу 

(Экологические игры-превращения)

Задачи:

  1. Развивать у детей воображение, фантазию;
  2. Способность идентифицировать себя с капельками дождя.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь):

 Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).

После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к маме-тучке.

                                                   На лесной опушке

Задача:

  1. Закреплять знания детей о том, как нужно вести себя в лесу.
  2. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.

Ход игры:

Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные движения:

Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(
Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(
Махи руками одновременно с бегом
Мы слегка присядем, 
Будем наблюдать.
(
Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(
Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(
Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
В группу дружно пошагали.

Кто вышел погулять?

Задача: 

  1. Учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
  2. Расширять представления детей о многообразии животного мира.

Ход игры:

 

Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

Что ты, ёж?

Задача: 

  1. Развивать координацию (движение и слово).
  2. Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.
  3. Закреплять представление о еже как о лесном жители.

Ход игры: 

Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты ёж такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)

Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

Зайчики и лошадки

Задача: 

  1. Усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
  2. Расширять знания о диких и домашних животных.

Ход игры:

Дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки, у другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах,

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках. (отдельно и в чередовании)

(в старшем дошкольном возрасте передают ритм в движении с одновременной игрой на музыкальных инструментах)

1-я группа исполняет на инструментах,

2-я группа изображает ритм в движении.

Утята

Задача: 

  1. Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне;
  2. Выполнять ритмизацию текста с движением.
  3. Закреплять представление детей о домашних птицах.

Ход игры:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке (шаг ( 1,2,3,4 ) + игра на барабане)

Малые ребята.

И поплыли по реке («плывут» + глиссандо на металлофоне)

Жёлтые утята.

Волк

Задача:

  1. Передать ритм, изменяя движения.
  2. Закреплять знания детей о разнообразии животного мира.

Ход игры: Читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост (1и2и3и4 приставной шаг с пружинкой)

Серый грозный волк идёт. (1и2и3и4)

Страшный волк - волчи-ще, (1и2и3,4 выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4  хлопка)

Острые зубищи, (1и2и3и 4 выбрасывание пальцев рук вперёд,

раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4  хлопка)

День и ночь

Задача:

  1. Различать контрастную музыку и передавать это в движении.
  2. Развивать умение определять смену времени суток.
  3. Закреплять понятия времени суток (ночь, день)

Ход игры:

Дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

Птичий концерт.

Задачи: 
1. Учить детей различать высоту звука.
2. Расширять представления детей о многообразии птиц родного края, о их голосах

Материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано).

Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети садятся полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.


На березовой верхушке
Целый день поет кукушка.
Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку! 

А синица целый день
Поет громко:
Дети. Тень- тень-тень, тень-тень-тень!

Вторит дятел им: тук-тук-тук,
Долбя клювом старый сук.
Дети. Тук-тук-тук!
Шаловливые сосульки.

Задачи: 
1. Развивать у детей чувство ритма.
2. Расширять представления об окружающей природе и явлениях происходящих в ней.

Материал. Карточки с изображением ритмического рисунка.

Ход игры:

Дети делятся на три-четыре команды по пять-шесть человек в каждой, им раздаются карточки с ритмическим рисунком. Сначала дети поют песню «Шаловливые сосульки» с движением:

Шаловливые сосульки  
Дети поют стоя.
Сели на карниз. 
Садятся на стулья.
Шаловливые сосульки 
 Поют сидя, голова прямо.
Посмотрели вниз. 
Наклоняют голову.
Посмотрели, чем заняться? 
Пожимают плечами.
Стали каплями кидаться. 
Взмахивают кистями рук

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Одновременно на сильную долю такта.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. В
змахивают кистями рук по очереди.

Целый день идет трезвон: 
Дили-дили-дили-дон!

После пения каждая группа прохлопывает тот ритмический рисунок, который изображен на карточке:
Восьмые длительности - произносить «капа-капа…» и медленно опускать руки, шевеля пальцами.
Четверти - хлопать в ладоши и произносить «кап-кап…»
Половинные длительности- хлопать ладонями по коленям и произносить «хлюп…хлюп…».



Предварительный просмотр:

1.ИГРА  СО СЛОВОМ

«Гармошка»

Ты играй, моя гармошка

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Полюбуйтесь, посмотрите как играют на Руси.

«Гармошка» простая на весь текст.

                 

3. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Полуприсядка»

Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

                 

2.ИГРА  СО СЛОВОМ

«Зайка»

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

4. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Лошадки»

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

5. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

7. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Трубач»

На красной площади трубач

Войскам играет сбор.

А конь за ним несется вскачь,

Шагают по кругу с четкой остановкой.

Прямой галоп вправо, потом влево.

Летит во весь опор

А конь за ним несется вскачь,

Летит во весь опор.

6. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Трактора»

Тара-ра, тара-ра, выезжают трактора.

Из колхозного двора

Будем землю пахать. Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить. Малых детушек кормить.

Топающий шаг с акцентом на слова

«землю», «хлеб», «рожь», «детушек».

8. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Козлик»

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

9. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ковырялочка»

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

 Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

11. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Качалочка»

Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

10. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Веревочка»

Я скачу, скачу, скачу  

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

12. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Шалтай-Болтай»

 Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая Собрать!

Качают вправо – влево.

 Расслабленные руки. Высокий шаг на месте.

Активные подскоки на месте

с четкой остановкой в конце.

13. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Лиса»

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела  

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

15. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Жаба и головастики»

(«Жаба» сидит  с закрытыми глазами.)

Головастики играли,

Головастики плясали, кувыркались, баловались.

А старая бабушка-жаба сидела на кочке,

Вязала чулочки,

И строго сказала им: «Спать…» (М. Павлова)

Всевозможные прыжки и  поскоки. Осторожным шагом подходят к «жабе»

Замирают определенной позе, а «жаба» ищет,

кто шевелится.

14. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Козы»

Можно ль козам не бодаться, Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,  Если ножки есть?

За рога возьмем козленка, Отведем на луг,

Поскоки в круг Поскоки из круга.

Ведут козленка за рога в круг.

А девчонку за ручонку

 В наш веселый круг,

Кружатся парами на подскоке вправо,

потом влево.

16. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Тары-бары»

Тары-бары-растабары,

Туры-буры-растабуры!

(В. Зайцева)

«Поиграть локтями» на пружинке

(руки «полочкой»)

17. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Комарик»

Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

19. ИГРА  СО СЛОВОМ

Совушка»

Ах ты, совушка-сова, ты большая голова,

Ты на дереве сидела,

Во все стороны глядела, на траву свалилася,

С горки покатилася.

(К. Ряховская) Идут по кругу.

Пружинка. Крутят головой.

С верхнего положения бросают вниз руки.

Кружатся на топающем шаге.

18. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Наташа»

(стоят две шеренги напротив друг друга)

Наша-то Наташа-то совсем не то, что ваша-то:

Ваша-то крикунья, наша-то певунья,

Наша рукодельница, а у вас бездельница!

(К. Ряховская)

Идет первая шеренга топающим шагом.

Выполняют п/присядку.

Выставляют ногу на носок.

Кружатся на топающем шаге.

20. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Коза-хлопота»

 Коза-хлопота день-деньской занята:

Ей травы нащипать,

Ей на речку бежать, ей козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл, чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла. Чтоб медведь не задрал.

«Распашонка». Полуприсядка с

выставлением ноги на пятку.

Кружение на поскоке. Шаг с притопом на месте.

Пружинящий шаг в центр,

Топающий шаг из центра спиной.

21. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Петух»

Трух-трух-трух-трух

Ходит по двору петух, Сам со шпорами,

Хвост с узорами. Под окном стоит,

Во весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Дети идут в хороводе, «петух» противоходом.

После всех слов «Петух» кричит «ку-ка-ре-ку»

и догоняет детей.

23. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Карусели»

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите,

Раз, два, раз, два – Вот и кончилась игра!

(М. Павлова)

Топающий шаг по кругу.

 Легкий бег по кругу. Топающий шаг по кругу.

Маршевый шаг по кругу.

22. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Барашеньки»

(«Ваня» стоит в центре)

Барашеньки-крутороженьки по дворам ходили,

По лесам ходили,

В скрипочку играли, Ваню потешали:

«Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста, сел задом наперед

И поехал в огород!

Пружинящий шаг по кругу. Топающий шаг по кругу.

«Играют на скрипочке».

Идут в центр круга, поворот прыжком.

Выполняют пружинку с хлопками.

После всех слов дети убегают, «Ваня» догоняет.

24. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

(К. Ряховская)

Дети, стоя в кругу, раскачивают сцепленные руки.

Две «тетери» влетают в круг, клюют и улетают,

а дети машут руками над головой, изображая лес:

«ш-ш-ш!».

25. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Скок-поскок»

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

 раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

27. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Огуречик»

(«мышка» стоит в стороне)

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети идут к мышке пружинящим шагом.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Дети убегают, мышка догоняет.

26. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Дедушка Егор»

Из-за леса, из-за гор едет дедушка

Егор сам на лошадке,

Жена на коровке, дети на телятках,

Внуки на козлятках –

Гоп–гоп–гоп–гоп! Тпру!

Высокий шаг на весь текст.

Прямой галоп, в конце натянуть «вожжи».

28. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ворон»

Труба ладная, песня складная. Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора, А на той горе дубок,

А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Русский поклон.Топающий шаг в центр круга.

Высокий шаг назад спиной.Выставление ноги на пятку.

Показывают круглые серьги.Игра «на трубе» на пружинке.

Приставной шаг с приседанием.

29. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Улитка»

Улитка, улитка,

Вытяни рога!

Дам тебе, улитка,

Пи-ро-га!

(В. Зайцева)

Высокий шаг по кругу на весь текст.

Остановка тремя притопами.

31. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Киска»

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Топотушки на месте.

30. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Медведь»

(«Медведь» спит в центре)

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь…

Тише, тише, не шуметь.

        Ходьба в круг и из круга с чёткими остановками                        

                                 на слова «снег, снег».

Присесть в кругу.

Высокий шаг спиной назад.

«Медведь» догоняет детей.

32. ИГРА  СО СЛОВОМ

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два, раз – два,

раз – два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

В яму – бух!

(М. Павлова)

Активная ходьба « по дорожке».

Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед.

33. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ходит сон»

Ходит сон близ окон,

Ходит дрема возле дома,

И глядят: все ли спят?

(В. Зайцева)

Мягкий шаг врассыпную.

Присесть и положить руки под щеку.

35. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ай, да мячик»

Ай, да мячик, ай, да мячик,

Как легко, легко он скачет.

Прыг-скок, прыг-скок,

Покатился в уголок.

(М. Павлова)

Стоя в одном из углов зала,

дети выполняют «пружинку».

Бегут в противоположный угол.

34. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Сяду – встану»

Сяду-встану, сяду-встану

И как мячик поскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания на весь текст.

36. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Дудка»

Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда.

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

(В. Зайцева)

Качаются из стороны в сторону.

«Пружинка», руки – «фонарики».

37. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

«Пружинка», руки свободные.

Прыжки с хлопками.

39. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ермил»

Ермил, Ермил,

Чем коня кормил?

Овсом – серебром,

Белоярым пшеном.

Понравится вам,

Красной Армии отдам.

Все дети обращаются к одному ребенку.

«Ермил» отвечает.

38. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Радуга-дуга»

Радуга-дуга,

                             Не давай дождя,  

Давай солнышка колоколнышка.

«Пружинка» с одновременными хлопками

и притопом одной ногой.

40. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Андрей-воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок.

(М. Павлова)

«Ковырялочка». Полуприсядка. Перетопы.

41. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Дождик»

 Дождик, лей, лей, лей

На траву и на людей.

Дождик, дождик, поливай,

Будет славный урожай!

(М. Павлова)

«Пружинка» с движениями рук. Поклон.

«Пружинка» с движениями рук.

«Пружинка» с хлопками.

43. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Ветер»

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги.

Движение «мельница».

42. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Дождик»

(в центре круга – ребенок – «дождик»)

Дождик, дождик, замолчи,

По окошку не стучи.

Не стучи так звонко,

Не буди котенка,

Не буди мохнатого

Мишку косолапого.

Завтра приходи опять,

А сейчас мы будем спать.

Ритмический рисунок хлопками.

Мягкий шаг по кругу.

Ходьба вперевалку.

Ритмический рисунок ногами. Приседают.

«Дощечка» (Дети стоят двумя параллельными шеренгами)

Положили через речку

То-то узкую дощечку.

Кот пойдет – провалится,

Кошка в воду свалится,

Петушок споткнется,

Утка сковырнется.

Только мышка перешла

И мышат перевела.

(М. Павлова)

Шеренги идут приставным шагом, держась за

руки, в одном направлении.

Между шеренгами бегут «мышки», взявшись

за руки (шаг = 1/8).

44. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Шар»

Мы в магазин ходили,

Мы шар себе купили,

Будем шар мы надувать,

Будем шар мы запускать.

Сужение круга.

Расширение круга.

Машут руками наверху.

46. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Дождик»

Капля раз! Капля два!

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжки на слова «раз», «два».

4 прыжка.8 прыжков.

Раскрывают руки в стороны.

Смыкают руки над головой.

45. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Галка»

(сл. Е. Трутневой)

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

«Галка» скачет внутри круга боковым галопом.

Дети сужают круг, дети расширяют круг,

а «галка» быстро берет кого-либо за руки

и они меняются местами.

Игра повторяется.

47. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, руки в стороны.

Приседают, опуская руки.

Движения руками влево-вправо.

Кружатся, руки в стороны.

48. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Мастерская»

Посмотрите, как у нас-то в мастерской

Там работнички трудятся день-деньской.

Как начнут они топориком рубить,

Кулачком о кулачок.

А пилами-то пилят, пилят, пилят,

Во все стороны опилочки летят

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать.

Ладошки-«блинчики».

Маховые движения вверх-вниз.

Движения рук вперед-назад.

Махи руками в стороны.

Попеременно руки на пояс.

Полуприсядка с высавлением ноги на пятку.

ИГРЫ СО СЛОВОМ

Цель:

1. Развитие ритмического слуха.

2. Развитие активной речи.

3. Совершенствование опорно-двигательного аппарата.

4. Совершенствование голосового аппарата.

5. Создание хорошего настроения.

Методика проведения:

1. Движения и слова разучиваются одновременно.

2. Дети с педагогом активно произносят слова

высоким голосом в удобном для детей темпе, эмоционально.

КАТАЛОГ

  1. Гармошка                              25.    Скок-поскок             49.   Мукомол
  2. Зайка                                      26.    Дедушка Егор
  3. Полуприсядка                       27.   Огуречик
  4. Лошадки                                28.   Ворон
  5. Сидит зайка                          29.    Улитка
  6. Трактора                                30.   Медведь
  7. Трубач                                    31.   Киска
  8. Козлик                                    32.   По ровненькой дорожке  
  9. Ковырялочка                        33.   Ходит сон
  10. Верёвочка                              34.   Сяду-встану
  11. Качалочка                              35.  Ай, да мячик
  12. Шалтай-Болтай                    36.   Дудка
  13. Лиса                                        37.   Солнышко
  14. Козы                                        38.   Радуга-дуга
  15. Жаба и головастики            39.   Ермил
  16. Тары-бары                             40.   Андрей-воробей    
  17. Комарик                                 41.   Дождик
  18. Наташа                                   42.   Дождик-2
  19. Совушка                                 43.   Ветер
  20. Коза-хлопота                         44.   Шар
  21. Петух                                       45.   Галка
  22. Барашеньки                          46.   Дождик-3
  23. Карусели                                47.   Листья
  24. Тетери                                     48.  Мастерская

49. ИГРА  СО СЛОВОМ

«Мукомол»

 Дуйте, дуйте, ветры в поле

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки испекли мы пироги.

Мукомол, мукомол, ты нам зерна смолол,

А теперь из муки все, что хочешь, напеки.

Пышки – для Мишки,

Сайки – для Зайки,

Для Ежа отличные

Бублики пшеничные.

Выполняют движение «мельница».

Поскоки по кругу вокруг «Мукомола» на весь текст.

«Мукомол» по типу считалки говорит слова и

на кого попадет последнее слово, тот догоняет детей.



Предварительный просмотр:


 

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

Практический материал

  ИГРЫ, ЭТЮДЫ – ИМПРОВИЗАЦИИ

В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

КАТАЛОГ

  1. Мимика                                               30. Хоровод сказочных героев
  2. Уронила белка шишку                       31. Я и животные
  3. Жесты                                                 32. Джунгли
  4. Лисичка прислушивается                  33. Люблю - не люблю
  5. Ласка                                                   34. Школа зверей
  6. Тише                                                   35.  Прочитай письмо
  7. Золотые капельки                             36.  Оживи камешки
  8. Кузнечики                                           37.  Повтори муз. фразу
  9. Заколдованный ребёнок                   38.  Нарисуй музыку
  10. Сколько звуков                                  39.  Интервью
  11. Золушка                                             40.  Хоровод
  12. Игра в снежки                                    41.  Барашеньки
  13. Вот он какой                                      42.  Два карася
  14. Скучно так сидеть                             43.  Ваня
  15. Запомни порядок                              44.  Вдоль по реченьке
  16. Что слышно?                                     45.  Курочка  
  17. Кто за кем?                                        46.  Вдоль по улице
  18. Поссорились 2 петуха                      47.  Пчёлка
  19. Смотри на руки                                 48.  Любимые песни
  20. Запомни движения                           49.  Уморилась
  21. Слушай команду                              
  22. В магазине зеркал
  23. Король боровик не в духе
  24. Раздумье
  25. Идём за синей птицей
  26. Повтори за мной
  27. Расставить посты
  28. Зеваки
  29. Мама и детёныш

                   

3. Жесты

Загадывать загадки жестами, мимикой. Использовать

стихи, потешки, стихи А. Барто («Игрушки»). Народные

песенки - попевки. Использовать ритмично, музыкально.

  1.         Мимика

                   

Брови вверх-вниз.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

         

                      2. «Уронила белка шишку»

Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног!

Под ветвями старой ели рассуждал медведь 3 дня:

«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!

Педагог читает стихотворение, назначенные

дети импровизируют движения под текст.

        4. «Лисичка прислушивается»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик

и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительное движение головой – поклон в сторону

(слушает, подставив ухо, вглядывается, взгляд

направлен  в другую сторону, рот полуоткрыт).

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка

наклонен вперед.

                                5. «Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает котенка

к себе. Пушистый котенок прикрывает от удовольствия

глаза, мурлычет и выражает расположение к своему

хозяину тем, что трется головой о его руку.

                       

                      6. «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, то

останавливаются и знаком показывают друг другу:

«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок»   Верлина – выразительные движения,

выпячивание, указательный палец к губам.

                               

             

7. «Золотые капельки»

Идет тёплый дождь, пляшут пузырьки в лужах.

Из-за тучки выглянуло солнце, дождь стал золотым.

Ребенок подставляет лицо золотым капелькам

дождя, приятен теплый летний дождь, во время

этюда звучит музыка Христова «Золотые капельки».

Выразительность – голова запрокинута, рот полу-

открыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены,

плечи опущены.

                   

8. «Кузнечики»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого

зеленого кузнечика, стала она к нему подкрадываться,

только протянула руку, чтобы прикрыть его ладошкой,

а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительность – вытянутая шея вперед, присталь-

ный взгляд, туловище слегка наклонено вперед,

ступать на кончиках пальцев.

     

9. «Заколдованный ребенок»

Ребенок заколдованный, он не может говорить,

на вопросы отвечает жестами, указательным

пальцем показывает на различные предметы

и указывает направление: шкаф, стол, внизу,

вверх, там и т.д.

                          10. «Сколько звуков»

Стучит несколько раз карандашом по столу.

Ребенок должен показать на пальцах, сколько

звуков.

                   11. «Золушка»

В доме звучит музыка «Золушка и принц». Девочки

изображают Золушку, которая приходит домой

после бала очень печальная – потеряла туфельку...

Поникшая голова, сведены брови, опущены плечи,

уголки губ, замедленная походка и т.д.

                   12. «Игра в снежки»

Зима. Дети в саду играют в снежки. «Веселая

горка» песня Струве. Нагнуться, схватить двумя

руками снег, распрямиться и бросить снежок

резким коротким движением, широко раскрывая рот.

               

13. «Вот он какой»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и

форме. О хорошо известном ему предмете. Он

воспроизводит отчетливые жесты. Характерные

предметы: маленький, большой, крупный, короткий,

длинный.

             

15. «Запомни порядок»

4–5 играющих выстраиваются друг за другом

в произвольном порядке, водящий, посмотрев

на детей, должен отвернуться и перечислить,

кто за кем стоит, затем водящим становится другой.

                  14. «Скучно так сидеть»

          Играющие сидят на стульчиках, у противоположной

          стены – стульев на один меньше.

          Ведущий:

          Скучно, скучно так сидеть

          Друг на друга все глядеть,

          Не пора ли пробежаться

          И местами поменяться?

          Как только ведущий закончит говорить, дети бегут и

          садятся на стульчики у противоположной стены,

проигрывает тот, кто остался без стула.

                     16. «Что слышно?»

Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (5–6 лет) – ведущий предлагает детям

послушать и запомнить, что происходит за дверью,

затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (7–8 лет) – по сигналу педагога внимание

детей обращается с двери на окно, с окна на дверь.

Затем каждый ребенок должен рассказать, что

за ними происходит.

                   17. «Кто за кем?»

По залу расставлены в случайном порядке стульчики.

Звучит музыка «   Гавот» Рерро. Один ребенок ходит

между стульями и, услышав остановку в музыке,

садится на ближний стул. Ведущий вызывает

следующего, и тот повторяет действия предыдущего

ребенка. Когда все дети сядут, ведущий предлагает

детям по очереди встать и идти к выходу в том

порядке, как их вызвал в начале игры ведущий.

                19. «Смотри на руки»

Дети стоят друг за другом, первый командир спокой-

но марширует (музыка Паулса «Красный цвет»).

Командир показывает различные движения рук –

идет по кругу, остальные выполняют эти движения.

Затем выбирается новый командир, он придумывает

новые движения.

             18. «Поссорились 2 петуха»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становят-

ся на одну ногу, пока звучит музыка «Поссорились 2

петуха»,подпрыгивая, пытаются наскочить друг на

друга резкими движениями вперед.

                20. «Запомни движения»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим,

когда они запомнили очередность упражнений,

повторяют их в обратном порядке.

             21. «Слушай команду»

Идут дети под музыку Витлина «Пионерский

марш» в колонне друг за другом, когда музыка

прекращается, все останавливаются и слушают

команду ведущего, произносят шёпотом и тотчас

ее выполняют. Команды даются только на вы-

полнение спокойных движений, игра проводится

до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно

выполняет задание.

23. «Король боровик не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует

согласно тексту.

Шел король боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе –

Короля покусали мухи.

             

22. «В магазине зеркал»

В магазине стояло много больших зеркал, туда вошел

человек, на плече у него была обезьяна. Она увидела

себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьяны и

стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей

из зеркал, погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки

топнули ногой, что ни делала обезьянка, все остальные

в точности повторяли.

                       24. «Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец

он вышел на большую дорогу, «но в какую сторону

идти?» Во время этюда звучит музыка Л. Колшон

«Раздумье».Выразительные движения – ребенок

стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди

поддерживает другую руку.

                     

25. «Идем за синей птицей»

Идут по залу змейкой и произносят многократно под

музыку Саца «Шествие»: «Мы длинной вереницей

идем за синей птицей» – повторяют 3 раза или по

мере того как заканчивают ходить.

             27. «Расставить посты»

Маршируют под музыку Шуберта «Марш», впереди

идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши,

идущий последним должен остановиться, так как

командир расставляет всех детей в задуманном

порядке (линейка, круг и т.д)

                                     26. «Повтори за мной»

Дети стоят около стола, ведущий предлагает по одно-

му ребенку прохлопать все, что ему простучал ведущий.

Оценив, дети поднимают палец вверх или вниз, если

не понравилось. Фразы должны быть короткими и ясными.

                        28. «Зеваки»

Идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего

останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются

кругом и продолжают движение, направление меняется

после каждого сигнала, не выполнившие правильно

задание – выходят из игры.

              29. «Мама и детеныш»

     

Дети разбиваются на пары «мама-детеныш». Педагог

говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, ругать,

жалеть, спасать... а детеныш должен реагировать

на это: «Сейчас ты – кошка, а ты – котенок...»

             

31. «Я и животные»

Дети представляют возле себя названное педагогом

животное и эмоционально реагируют на него.

30. «Хоровод сказочных героев»

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который

в центре изображает сказочного героя.

                         32. «Джунгли»

Дети выбирают самостоятельно животное джунглей

и выразительно изображают его. Затем все вместе

рассказывают, каких животных встретили и как

догадались, кто это.

           

33. «Люблю – не люблю»

Педагог называет разнообразную еду, а дети

реагируют мимикой.

             

35. «Прочитай письмо»

Почтальон приносит письмо (изображена мимическая

рожица). Ребенок должен рассказать, что может быть

написано в письме (грусть, удивление, радость).

                    34. «Школа зверей»

Педагог (ребенок) должен отгадать животных, которые

пришли в школу (их изображают дети). В случае

затруднения учитель может попросить показать, как

животное ест, ходит, бегает, пьет... (что-то одно).

36. «Оживи камешки»

На берегу нарисованной реки лежат камешки (силу-

эты животных). Камешки можно «оживить», если дети

точно выразительными движениями покажут этот

камешек, а остальные отгадают, кого изображает

этот камешек.

  37. «Повтори музыкальную фразу»

Дети с разными эмоциями должны повторить

фразу, которую пропевает  или произносит педагог

1»Дайте, пожалуйста игрушку.»

2 «Не хочу сегодня играть.»

3 «Помоги мне собрать игрушки»

4 «Поздравляю с днем рождения.»

                   38. «Нарисуй музыку»

Дети слушают веселую и грустную музыку и рисуют

свои впечатления и ассоциации.

                   

39. «Интервью»

Журналист (ребенок) просит маму (ребенок)

рассказать о своем сыне (дочери).

                         40. «Хоровод»

Дети, двигаясь по кругу, по команде педагога показы-

вают веселую девочку, печаль, хитрую лису, трусли-

вого зайчика, злого волка, счастливого человека...

                 

41. «Барашеньки»

Барашеньки, крутороженьки  По горам ходят,

По садам бродят, скрипочку играют – Ваню

потешают топающим шагом по кругу;

на носочках. Играют на скрипочке.

             

                      42. «Два карася»

Под мельницей,  Под вертельницей

Подрались 2 карася вот и сказка вся! -

Идут вертушки парами. Хлопают в ладоши.

Руки разводят в стороны.

                     43. «Ваня»

Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед И поехал в огород.

Идут к Ване, отходят назад, галоп сильный, лопки-

тарелки. (Ваня в конце игры ловит детей.)

               44. «Вдоль по реченьке» 

Вдоль по реченьке  Лебедушка плывет, Выше бережка,

Головушку несет, Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает. Хороводный простой

шаг, на носочках подняв голову. Махать руками,

стряхивать руками вперед.

                   45. «Курочка»

Вышла курочка-хохлатка С нею желтые ребятки.

Квохчет курица: «Ко - Ко. Не ходите далеко».

Но пошли они к дорожке,  Где сидит и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

                    47.  «Пчёлка»

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар – Что ты ищешь там?

– Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать?

– Нет, тому, кто занят делом,  Просто некогда скучать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

                 46. «Вдоль по улице»

                        (для мальчиков) 

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец,

Сокол пролетел, Соловьем просвистел.

Шагают на месте. Идут вперед, шаг с притопом.

              48.  «Любимые песни»

«Улыбка» Шаинского,

«Детский сад» Филиппенко и др.

Привлекать детей к самостоятельности в творчестве,

в выражении движений, текстов.

                   49.  «Уморилась» 

(Дети выполняют по частям)

1.Солнце желтым косяком улеглось на лавке. Я сегодня

босиком  пробегу по травке. Я видала, как растут

острые травинки.  Я видала, как растут синие барвинки.

2. Я слыхала, как в пруду квакала лягушка. Я слыхала,

как в саду  плакала кукушка.

3. Я видала гусака У цветочной грядки. Он большого

червяка расклевал у кадки.

4. Я слыхала соловья,  вот певец хороший, я  видала

журавля под тяжелой ношей.

Я такому силачу два часа дивилась, а теперь я спать

хочу, ну вас, уморилась.

выбираются:

Солнышко, Травка, Цветы, Лягушка, Кукушка, Гусь,

Соловей, Журавль и т. д.Все встают врассыпную

по всему залу. Подбирается музыка на каждую

строчку и персонажи танцуют по своему. В конце

все дети поют «Колыбельную» солнышку.