"Учитель года-2021"

Куприянова Людмила Леонидовна

Эссэ " Я учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса.

У нас должна быть духовная парадигма

для воспитания личности.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Я – учитель духовно-нравственной культуры, культуры наших предков, то есть той культуры, которая находится в основе жизни каждого из нас, не зависимо от того, осознаем мы это или нет. Я учитель, который не только старается раскрыть и донести до каждого ученика свой предмет, но еще и посеятьcемена добра в каждом детском сердце, привить любовь к окружающему миру, своей Родине и людям, живущим вокруг нас. Для меня важно научить каждого ребенка быть милосердным и соcтрадательным, готовым в любую минуту протянуть руку помощи не только своему другу, но и любому человеку, который в этом нуждается.

Наверное, моя профессиональная судьба была предопределена. Кем еще я могла стать в семье, в которой оба родителя – педагоги?К тому же мама часто рассказывала о нашем дедушке, Васецком Николае Григорьевиче, замечательном человеке и учителе. Он всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей, которые по истечении многих лет помнили его и говорили ему «спасибо».

 Не буду лукавить, в детстве я совершенно не мечтала о профессии педагога. Как все девочки, конечно, я играла в школу, но это не было моей любимой игрой. После окончания школы я поступила в Смоленский Государственный Университет на психолого-педагогический факультет. Закончив обучение в университете, пыталась работать в различных сферах, но жизнь все равно привела меня в школу, где я работаю уже 6 лет. Иногда я задумываюсь: а вдруг генетический код сыграл в этом немаловажную роль, может быть, педагогические навыки, накопленные несколькими поколениями нашей семьи, перешли ко мне по наследству?

Первые дни в школе… Волнительно! Радость переполняет душу! Сколько пытливых глаз устремлены на меня. Позже понимаешь, что не всё так просто… Чего-то не хватает… Возникли вопросытогда – волнуют и теперь. Как учить? Чему учить? Что самое главное? Ведь окружающий мир так огромен! Как же научить детей по-настоящему любить всё живое вокруг?

Естественно, раздумывала и сомневалась, смогу ли я взять на себя такую ответственность. Но потом решила, что этот путь предложен мне не зря, ведь не просто так говорят – бог дает ношу по cилам нашим. Мой путь –  гореть маленькой свечой, согревая теплом своих учеников. Сейчас могу сказать, что я нашла себя и открыла новую добрую тропинку к душам детей. Мне пришлось аккумулировать все свои способности: и педагогические, и актерские, и творчеcкие. Одним из главных достижений является и то, над чем я усиленно работаю – дети с удовольствием приходят на мои занятия, где мы беседуем, рисуем, cмотрим мультфильмы православной тематики, рассуждаем, пишем cочинения, разгадываем загадки, составляем и разгадываем кроссворды, принимаем участие в конкурсах и олимпиадах, где показываем хорошие результаты. Дети очень любят притчи, они заставляют задуматься и увидеть многие жизненные процессы совершенно с неожиданной для ребенка стороны.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебную деятельность, применяя методы и приёмы разных педагогических технологий. 

 Сегодня в  школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». Ученикам  на таких уроках не просто интересно, на таких уроках они действительно заняты, работают, добывают знания, а не получают их в трансляции.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

С целью эффективности образовательного процесса передо мной возникает необходимость использования всехбазовых принципов – это сочетание гуманистического подхода к ребенку как к самостоятельной личности, преодоление формализма в преподавании моих предметов,формализма не терпящих, живая связь педагога и обучающихся в ходе проектной и внеурочной деятельности, активное и последовательное использование культурно-исторического наследия. Все эти элементы дают необходимый эффект в случае последовательного и постоянного применения.

Будучи учителем духовно-нравственной направленности, я стараюсь увлечь детей так, чтобы затронуть струнки их детской души, в чем нередко нам помогает настоятель Храма «Радосте всех скорбящих» отец Евгений, который в беседах с ребятами помогает им постичь смысл уроков прошлого, упоминая, что тогда и будущее наполнится надеждой, верой и любовью. А ребята, сегодня сидящие за школьной партой, принимая эстафету исторической памяти предков-христиан, станут доблестными защитниками интересов своего  Отечества.

В последнее время много говорят о дистанционном обучении, и обсуждается этот вопрос на самом высоком уровне. Но я считаю, никакие современные технологии в духовном воспитании не заменят живое общение учителя и его ученика, как и не смогут полноценно способствовать формированию личности. Но я не против смешанного обучения, ведьпрофессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.  

За то время, что я работаю в школе, я  сама многому научилась. Стала  чаще посещать церковь, храмы, святые места, православные семинары для учителей, форумы и конференции. Постоянно совершенствую свои методы работы и пополняю свою педагогическую копилку: за период работы в школе, я собрала в неё большое количество уроков, презентаций, сценариев, разработок.

Своим примером  я приобщаю детей к духовным ценностям. В школе мы проводим мероприятия на православную тему. Духовно-нравственное воспитание  проходит красной линией  на протяжении всего учебного процесса. Проводим проектную и исследовательскую работу по православию, участвуем в конкурсах.

Самое огромное счастье для меня, когда мои труды не проходят даром и ребенок понимает, какой огромный богатый духовныймир находится внутри  него. Я хочу сделать наш мир лучше, чище, добрее, духовно богаче. И я могу всё это вложить в души наших детей. А значит, я состоялась, как учитель. И я горжусь этим званием!



Предварительный просмотр:

Учебные ситуации на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР как механизм реализации системно-деятельностного подхода

1. Концептуальная основа.

В нашей практике системно-деятельностный подход позволяет решать актуальные проблемы педагогического процесса, такие, как:

1) освоение обучающимися методов и приемов перевода учебной информации во внутренний план, т.е. преобразование ее не только в знания, умения, навыки, но и в компетенции, что в дальнейшем позволяет формировать смыслы, ценности, жизненную позицию;

2) организация эффективной коммуникативной деятельности учащихся в режиме проблемного диалога, в котором учитель и обучающиеся – партнеры, имеющие право на свою точку зрения, готовые и способные слушать и слышать друг друга, согласовывать позиции и взгляды.

Предметы «ОРКСЭ» и «ОДНКНР»  обладают большим воспитательным потенциалом, который реализуется наилучшим образом, с моей точки зрения, через такие формы организации учебной деятельности, как беседа, доверительная и душевная, которая выведет на обсуждение нравственных и моральных проблем, личностно значимых для ребенка; создание индивидуальных и групповых проектов, социально-значимых для семьи, общества и школы; моделирование; погружение в ту или иную ситуацию, содержащую нравственный конфликт.

На мой взгляд, одним из эффективных механизмов реализации системно-деятельностного подхода на моих уроках является использование учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, формирования культуры общения с людьми, навыков выстраивания продуктивных отношений с теми, кто рядом с тобой).

2. Цель реализации практики: создание условий для формирования позитивных ценностных ориентиров, активной жизненной позиции обучающихся на основе моделирования и разрешения системы учебных ситуаций в парадигме системно-деятельностного подхода.

3. Задачи реализации практики:

- помочь обучающимся осознать значимость содержания учебного курса для формирования личностной системы смыслов, ценностей, лежащих в основании мировоззрения;

- научить обучающихся преобразовывать учебную информацию курса в знания, умения, навыки, компетенции;

- способствовать освоению культуры ведения диалога, участия в диалоге;

- воспитывать речевую культуру обучающихся.

4. Планируемые результаты реализации практики.

Познавательные:

-умения работать с информацией для выполнения учебного задания;

-навыки смыслового чтения;

-логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний;

- совершенствовать умения излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

-формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-совершенствовать умения в области групповой деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения;

Личностные УУД:

-развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

-развивать навыки сотрудничества, договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развивать начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексий.

5. Процесс моделирования и решения учебных ситуаций.

Моделирование и решение учебных ситуаций возможен на любом этапе урока в системе деятельностного подхода. Например, на этапе первичного усвоения знаний по теме «Семейные праздники» учащимся предлагается загадка об одном из праздников и альбом с фотографиями. Надо выбрать те, которые относятся к празднику из загадки. Из этих фотографий группа впоследствии создает коллаж.

На уроке по теме «Золотое правило нравственности» предлагается посмотреть фрагмент притчи и предугадать ее окончание. На уроке по теме «Милосердие и благотворительность» ребятам предлагаются реальные фотографии из жизни школьного волонтерского отряда. Учащиеся извлекают информацию из фотографий, составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. На уроке по теме «Духовные ценности» на этапе первичного закрепления учитель предлагает обучающимся выучить несколько жестов из языка для глухонемых и попробовать при помощи этих жестов пообщаться со своим соседом по парте. При изучении темы «Милосердие и благотворительность» обучающиеся посещают Приют бездомных животных, берут интервью у руководителей и пр.

6. Система контроля и оценки планируемых результатов.

Предметные результаты:

- тесты;

- составление словарей терминов и понятий;

- самостоятельная работа;

- защита проектов.

Метапредметные результаты:

- творческие работы;

- ролевые игры;

- тесты.

Личностные результаты:

- карта педагогического наблюдения;

- портфолио.

В конце учебного года по данному курсу обучающиеся оформляют портфолио согласно таким мероприятиям, как:

- участие в конкурсе на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;

- выполнение тестовых работ, работа со словарем;

- участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предметной области ОПК;

- участие в творческих проектах;

- участие в празднике;

- участие в выставках детских художественных работ, фотоконкурсах;

- внеурочная деятельность в рамках предмета.