Консультации для родителей

Бофонова Ирина Сергеевна

Статья по развитию речи (младшая группа) на тему: 

    «Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр и движений»

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.

В чем же причины задержки? Итак, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важным фактором речевого развития ребенка. Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь и что немаловажно, все это повышает работоспособность коры головного мозга.

В своей работе я хочу поставить и решить следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

4. Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

5. Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Работу по развитию движений пальцев я провожу во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром, после сна, а также во время занятий. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7- 10 минут.

В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко выполнять движения. Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддерживать это стремление, организовывать общение ребенка с кем- либо в процессе игровой и предметной деятельности, обогащать словарный запас ребенка.

Предлагаю следующие пальчиковые игры, которые  постоянно использую в своей работе.

1.Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять.
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
1–2 строчки — пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.
3–4 строчки — указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.
5–6 строчки — считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
                                                           
2.Поиграли — отдохните,
Ваши пальчики встряхните.
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
1–2 строчки — расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки — обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить.
 

3.Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк.
Пастью щелкает напрасно —
Заяц бегает прекрасно!
1–4 строчки — указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.
5–6 строчки — расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

4.В домике сидит волчок,
Он глядит на вас в глазок,
Может дверку приоткрыть
И за пальчик укусить.
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки!
1–2 строчки — из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки — из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.
5–6 строчки — легкими движениями растираем ладони одна о другую.

                                                             
5.Избушка на лужочке,
Двери на замочке.
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка — делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка — соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки — выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки — размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

6.Крылья нашей мельницы
У ветерка как пленницы —
Как ветер переменится,
Так повернется мельница.
1–4 строчки — прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

 

7.Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки — хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки — в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.