Мои работы

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Разработки уроков

Выступления на конференциях

Публикации в различных изданиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

«А я люблю свои, места родные…»

Амринская балка – уникальный природный объект

Изучать географию своего региона невозможно без путешествия, без соприкосновения с теми необычными уголками природы, которые не устают поражать нас. Казалось бы, все давно изучено и исследовано. На уроках географии мы рассказываем, что юг Омской области расположен в пределах лесостепной и степной зон. При слове «степь» обычно все представляют себе ровное травянистое пространство. А, оказывается, бывает и не так…

Есть в Омской области на границе Москаленского и Полтавского районов удивительное место – Амринская балка. Это объект антропогенового и природного происхождения. Особенностью балки является ее уникальная флора, фауна и в целом ландшафты – сочетание которых придает ей неповторимый для южной лесостепи, облик. Сама Балка вытянута с севера на юг. С левой и правой  стороны находятся проселочные дороги, которые спускаются к самому берегу водоёма. Русло Балки извилистое, образует острова, имеются отмели, наблюдается чередование мелких участков с глубокими. Берега высокие, до 40 метров, покатые. Западный берег в некоторых местах имеет пологие склоны. Протяженность водоёма 4,5 км, с севера на юг сужается.  Созданная природой долина ранее существовавшего когда-то оврага, а он менее нескольких тысяч лет назад за счёт стока талых вод в озеро Эбейты и водной эрозии из-за перепада высот почти в 50 метров, она была искусственно перегорожена дамбой в 60-х годах XX века. За последние сорок лет, став излюбленным местом отдыха жителей окружающих районов и даже горожан, значительно изменилась, испытывая большую рекреационную нагрузку.

Комплексный памятник природы «Амринская Балка» представляет собой красивый, девственный уголок природы, где забываешь обо всём на свете от общения с этой красотой. Частью летнего пейзажа Амринки уже не первый год становится палаточный лагерь юных экологов района. Именно дети, под руководством Владимира Геннадьевича Серкова, заставили обратить внимание отдыхающих, которые приезжают сюда из разных районов Омской области, на отношение к живой природе, на поддержание чистоты в этом уникальном месте.

И в это прекрасное место пригласили учителей географии города Омска и ближайших районов области. Пока мы ехали из районного центра к лагерю, вдоль дороги простилалась степь. Как тут не вспомнишь «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит…». И вдруг, как в сказке перед нами открылось пространство, где по берегам водоема растет  березовый лес. Красота неописуемая! И среди этой красоты нам предстояло провести два дня.

Устроившись в палатках, приступаем к отдыху. Учитель географии не был бы настоящим географом, если бы просто лежал на песочке и не старался побольше узнать об этом месте. Так и мы. Сначала – полевая практика по изучению оврага. К сожалению, деятельность человека проявилась и здесь. К балке выходят несколько больших оврагов и, чтобы их исследовать, потребуется много времени. Выбираем один овраг и спускаемся вниз. Дно оврага влажное.  Местами он перекрыт упавшими деревьями. На дне растёт малина. Его склоны очень крутые и сильно осыпаются. Высота достигает 37 метров. По разрезу  оврага можно изучить геологическое прошлое территории. Породы, слагающие склоны оврага, как морского происхождения, так и континентального. Здесь есть известняки различной прочности, глины, супеси и очень хорошо виден почвенный горизонт. Горизонтальное залегание пород слой за слоем сменяет друг друга. Можно увидеть ракушечник. Ребята, отдыхающие в лагере, пытались задерновать место развития оврага, строили поперечные дамбы, но сила природы большая. Бревна, уложенные здесь, раскидала вода, которая в период паводков и таяния снега течет по оврагу.

Путешествовать по оврагам интересно и познавательно. И когда мы шли от оврага к оврагу, могли изучить и растительный покров. На территории Амринской балки наблюдаются различные сочетания растительных сообществ лесов (колки), степей, луга и водоема. Леса занимают часть балки. Березовые колки размещены в межгривных понижениях. Лес на балке – это чудо. Ближе к воде встречаются осины. Ниже шиповник и травы – папоротник орляк, лилия кудреватая, паслен сладко-горький, щавель кислый, хвощ полевой. У береговой кромки можно увидеть водные растения: аир обыкновенный, тростник обыкновенный, осока, роголистник. На извилистых берегах разрослась ива.

На лугу растительный мир разнообразный, яркий, ароматный. Настолько пахуч, что даже дух захватывает. Разнотравье Амринской балки своей красотой удивляет любого приезжего. На одном квадратном метре может произрастать до 12 видов растений. Среди них много лекарственных.

Амринская балка имеет статус памятника природы областного масштаба. В ней произрастают многие растения, занесенные в Красную книгу Омского Прииртышья.

После обеда, приготовленного на костре, все дружно решили пойти на экскурсию к сульфатному озеру Эбейты, которое является жемчужиной этого уголка. Оно расположено на юго-западной границе  района. Расстояние к озеру и обратно 21 км. Это хорошая проверка на выносливость. Скажу сразу, что не все выдержали это испытание. Идти по открытому пространству, где нет даже намека на тень, а температура воздуха +300С крайне трудно. Несколько человек повернули обратно к лагерю, пройдя меньше половину пути. Но остальные стойко шли вперед. Об этом озере я много слышала, видела фотографии, а вот увидеть воочию, потрогать эти кристаллы соли до сих пор не приводилось.

Озеро с 1979 года является памятником природы областного значения. Первые сведения о нём опубликованы в 1872 году. Расположено в уникальной древней эрозионно-тектонической озёрной котловине среди бескрайних степей Прииртышья и является природной «фабрикой соли». Соли озера могут служить химическим сырьём для производства соды, сульфата аммония, бора, лития, йода, брома, содержащиеся в рапе в промышленных концентрациях. Это самое большое солёное  озеро Омской области.

Глубина озера от 1,5 до 2 метров, имеет овальную форму, вытянуто с севера на юг. Площадь зеркала озера 83,3 кв.км. Озеро отличается низкими извилистыми берегами, протяжённость береговой линии – 52,4 км. В приозёрной Эбейтинской впадине распространены солончаки.  Само озеро уникально. В разную погоду выглядит по-разному. То сиреневого оттенка, то синего, то нежно-голубое, а то белёсое. Эбейты принимает несколько водотоков, одним из которых является Амринская балка. Дно озера ровное, у берегов плотное. Температура воды в июле достигает 30-320. Вода сильно минерализована – рапа (270 г/л). Под рапой находится слой грязевых отложений, а в центральной части озера под слоем грязи лежит пласт донной соли. По соленасыщенности грязь озера Эбейты не уступает грязям всех известных в России курортов, а по своему бальнеологическому значению лечебная грязь не уступает такому широко известному месторождению, как Карачинское в Новосибирской области.

Подойти к озеру очень трудно. Вдали виднеется зеркало воды, казалось бы, вот оно, добеги и войди в эту синь. Всего-то метров  150.  Но этот путь занял у нас не менее получаса. Ноги проваливались по колено в грязь. Вытаскиваешь одну – вторая проваливается еще глубже. Сколько необычных ощущений испытываешь, проходя по плотным пескам и грязи. Запах ужасный. Но, осознавая, что это полезные грязи, ты не спешишь покинуть его, а продолжаешь идти по нему. Кристаллы друзами блестят на солнце. Причудливые узоры из них мы видим на песке. И вот она вода. Можно идти вглубь озера все дальше и дальше, а уровень воды не поднимается выше 50 см. Вода теплая, прозрачная, видны мелкие плавающие рачки. Некоторые хотят взять лечебной грязи с собой, но, вспоминая о предстоящем пути к лагерю, отказываются от этой идеи.

На обратном пути, перепачканные и веселые спешим  к воде, чтобы отмыться и отдохнуть. Уставшие, обгоревшие на солнце, приходим в лагерь.  Здесь приятно окунуться в прохладную воду балки. Но делать это надо осторожно, так как сразу дно обрывается и у самого берега глубина около 2 метров.

Вечером нас ждал чай, в который добавили листья и ягоды земляники, листья чабреца. В ночной тишине слушали шум деревьев, а иногда и всплески воды. Это ондатра, которая водится в водах балки, иногда пытается пробраться к нашим съестным припасам. Почти всю ночь можно сидеть у костра, вдали от шума городского, видеть отражения Луны в воде, а утром проснуться вместе с первыми птицами. Замечательно отдохнули! Купались, загорали, катались на лодке, которую нам любезно предоставили организаторы, как и все остальное оборудование. А сколько нового для себя узнали, не прочитаешь ни в одной книге!

Поделиться впечатлениями хочется со всеми. Поэтому на уроках географии, изучая географию своего региона, я обязательно рассказываю ребятам об этом удивительном месте. Ведь у некоторых из них в Москаленском районе есть родственники, но они никогда не были в этом прекрасном месте. С удивлением они рассматривают фотографии, и немного завидуют тем ребятам, которые ежегодно ездят в этот палаточный лагерь.

В это место хочется приезжать снова и снова.

Сведения об авторе

Третьякова Татьяна Геннадьевна, учитель географии Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 43» города Омска

Адрес: 644010, город Омск, ул. Маяковского дом 23, кв. 28

Телефон: 8-913-614-90-83

Электронная почта: Geografinia2009@yandex.ru



Предварительный просмотр:

Урок географии с использованием технологии личностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

Тема урока: Страны Европы (обобщение). Урок в 11 классе.

Дидактические цели урока

будут знать:   1. Характерные черты стран Европы, многоликость стран Европы.

     2. Составлять образную географическую карту Европы, находить яркие  специфические черты  выбранной страны.

будут уметь:   3. Аргументировать свою точку зрения.

  4. Анализировать разные источники информации.

Развивающие  цели урока

     5. Развивать опыт творческой деятельности.

     6. Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные  цели урока

     7. Воспитывать чувство уважения к самобытной культуре разных стран.

Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, учебники, атласы, тетради, творческие работы учащихся, высказывания о Европе и ее отдельных странах, музыка европейских стран, репродукция картины Валентина Серова «Похищение Европы».

Структура урока.

1. Организационный момент

2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.  

3. Применение знаний, умений, навыков. Практическая работа № 5 «Географический образ стран Европы».

4. Информация о домашнем задании.

2. Сообщение темы. Мотивация. Целевая установка. Актуализация опорных знаний.

3. Выступления учащихся с творческими работами о странах (опережающее задание).

4. Подведение итогов урока. Мотивация домашнего задания.

Ход урока.

Учитель:  сегодня мы завершаем изучение стран Европы.

А что такое Европа?

Может быть,  просто

Не очень большой полуостров

В распятьях, в крестах погостов,

Окопами перекопан.

А может быть, просто

Замшелый романо-готический остов

В засохших коростах наростов барокко,

Тот храм, чья утроба

Прохладна, как погреб,

И, будто из гроба,

С порога пустого

Там сухо и строго взирает старуха,

Во имя Отца и Сына и Святого духа

Невеста Христова.

Но вот

На сверкающий перекресток,

Где скрещены тропы порока и тропы пророков,

Вбегает, как будто в кинематограф,

Европа, девчонка-подросток...

Это стихотворение нашего земляка, омского поэта Леонида Мартынова, написанного им в 1964 г.

На протяжении последних уроков, мы рассмотрели общие черты стран Европы, вы выполняли практические задания на контурной карте и в тетради. Но мы смогли рассмотреть лишь небольшое число стран этой части света. А в Европе, как и в других частях света, много интересных, самобытных стран. Так пусть же наш сегодняшний урок поможет вам побольше узнать об этом интересном уголке планеты. Сегодня мы попробуем нарисовать образную географическую карту Европы, сформировать образ этой территории. Вы получили опережающее задание по подготовке работ о странах Европы. Каждый из вас должен был по-своему представить одну из стран этой части света.

Европа… Это географическое имя прежде всего напоминает о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона. Согласно мифу, Европа была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до о. Крит (вспомним известную картину Валентина Серова «Похищение Европы»).

Многие известные люди в разное время посещали страны Европы и у каждого из них формировался свой образ территории. Они видели воочию особенности тех стран, которые описали потом в своих произведениях. У каждого из вас тоже сформировался свой неповторимый, индивидуальный образ страны. Уроки истории, литературы, Интернет, различные источники информации помогли вам его дополнить. Давайте посмотрим, с чем ассоциируется у вас та страна, которую вы должны были представить в виде рисунка-коллажа. Я же буду зачитывать вам некоторые высказывания поэтов и писателей о странах. Давайте выясним, насколько их представление о стране совпадает (или нет) с вашими.

Как средиземный краб или звезда морская,

Был выброшен водой последний материк.

К широкой Азии, к Америке привык,

Слабеет океан, Европу омывая.

Изрезаны ее живые берега,

И полуостровов воздушны изваянья;

Немного женственны заливов очертанья:

Бискайи, Генуи ленивая дуга.

Завоевателей исконная земля,

Европа в рубище Священного Союза —

Пята Испании, Италии медуза

И Польша нежная,  где нету короля.

Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо направил Меттерних —

Впервые за сто лет и на глазах моих

Меняется твоя таинственная карта!

О.Э. Мандельштам «Европа» (1914 г.)

Учащиеся поочередно представляют свои работы, комментируют представленную информацию, прикрепляют свои рисунки-коллажи на карту Европы. Таким образом, составляется образная географическая карта Европы.

Это пример полученной карты Европы (с использованием лишь небольшой части работ учащихся). Всего было 26 работ.

Далее приводится часть фрагмент урока, где показаны работы учащихся и их краткие комментарии.


Литературный образ

Коллаж, созданный учащимся

Образ страны для учащегося

Англия прелестна тем, что снабдила каждый свой городок знаменитым замком и не менее знаменитым собором, построенным, конечно, в Средние века и еще раньше — шедевр ранней (поздней, периода расцвета, периода упадка...) готики (барроко, ампира, «украшенной» готики, «перпендикулярной» готики). Каждый собор имеет, конечно, замечательные образцы скульптуры. Имеются, также обязательно, лучшие, редчайшие, единственные в своем роде, уникальные росписи, залы, картины.

(Отрывок из «Примечания к путеводителю» Гранина).

Государство на Британских островах. Девиз: «Dieu et mon droit» «(Бог и моё право)». Интересно, что в Великобритании нет писаной конституции. Поскольку это островное государство, то здесь хорошо развит морской транспорт, хотя под проливом Ла-Манш построена сухопутная дорога. Здесь расположен всем известный Биг-Бен и Вестминстерское аббатство — место коронования британских монархов — Верховных Правителей Церкви Англии. Палата Общин — единственное место в Британии, куда не может войти английская королева, так как она не является членом Палаты. А еще на Бейкер-Стрит жил Шерлок Холмс.

Тощий мох, кустарник чахлый,

Искривленная сосна,

Камень призрачный и дряхлый,

Белой пыли пелена...

В. Я. Брюсов «Готланд» (1906 г)

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор гудящих,  где

Всклокоченные водопады

Ревут, как будто быть беде.

Н. С. Гумилев «Швеция»(1917 г.)

Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом революционных шведских изобретений. Наиболее известная музыкальная группа в жанре популярной музыки – ABBA. А самый известный персонаж - Карлсон, который живет на крыше.

Происхождение шведских фамилий имеет отличительную и интересную историю. Имена, дававшиеся детям, могли быть связаны с природной тематикой. В XXI веке фамилии в Швеции регулируются законом от 1986 года, и ребёнку присваивается фамилия матери, а не отца.

И в новинку у этой земли

Моему представлялися взору

Только горы, что в море зашли,

Или море, что врезалось в горы.

         А. Т. Твардовский (1951 г.)

6 октября 2009 года Норвегия возглавила список самых развитых и благополучных стран мира. Это утверждается в ежегодном отчете ООН об уровне жизни в 182 государствах. Также представитель Норвегии в Евровидении Александр Рыбак стал победителем конкурса.  У берегов страны можно увидеть касатку, там ловят много разных видов рыбы. Да и сама Норвегия похожа на касатку. Норвегия крупнейший производитель нефти и газа в Западной Европе. Гидроэнергетика покрывает бо́льшую часть потребностей в энергии, что позволяет экспортировать бо́льшую часть нефти. Страна обладает большими запасами леса, месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, мрамора, гранита.  В горах можно кататься на лыжах.

Как все вокруг меня пленяет чудно взор!

Там, необъятными водами,

Слилося море с небесами;

Тут с каменной горы к нему дремучий бор

Сошел тяжелыми стопами,

Сошел — и смотрится в зерцале гладких вод!

Уж поздно, день погас; но ясен неба свод,

На скалы финские без мрака ночь нисходит,

И только что себе в убор

Алмазных звезд ненужный хор

На небосклон она выводит!

Е. А. Баратынский  «Финляндия»

Финляндия - государство на севере Европы, член Европейского союза и Шенгенского соглашения. Финляндию часто называют «страной тысяч озёр», ведь их насчитывается около 190 000 и  они занимают 9 % её площади. Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран. Её доля в мировом производстве невелика. Страна занимает первое место в мире по производству бумаги. Промышленность ориентирована на экспорт. Развит сектор хай-тек (мобильные телефоны Nokia, интернет-услуги). Ну и все, конечно, знают о финской бане. К тому же в Финляндии, большей частью в Лапландии, развит зимний туризм — спуски для любителей горнолыжного спорта и сноуборда, походы на снегоходах, езда на собачьих и оленьих упряжках.

Валуны, и равнины, залитые лавой,

Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей.

Скалы,  полные грусти своей величавой,

Убеленные холодом бледных лучей.

Тени чахлых деревьев,  и море... О, море!

Волны, пена, и чайки, пустыня воды!

К. Д. Бальмонт

Исландия – островное государство, расположенное немного южнее Северного полярного круга, и поэтому в середине лета там светло 24 часа в сутки, а в декабре стоит полярная ночь. Климат северной части страны арктический, а южной – более мягкий благодаря теплому океаническому течению Гольфстрим. Одно из популярных растений – брусника. Рыболовство – основная отрасль экономики. Климатические условия не подходят для земледелия, однако в долинах разводят овец. Снегоходы используют для передвижений по снежным полям северной части Исландии.

Это еще один образ Исландии, созданный на основе герба и основной отрасли экономики страны - рыболовства.

Франция, на лик твой просветленный

Я еще, еще раз обернусь

И  как  в омут  погружусь бездонный

В дикую мою родную Русь.

Н. С. Гумилев

Красное место! Драгой берег Сенски!

Тебя не лучше поля Элисейски:

Всех радостей дом и сладка покоя,

Где ни зимняя нет, ни летнего зноя.

В.К. Тредиаковский «Стихи похвальные Парижу»

Изысканность средневековых городов, лиловые лавандовые поля и яркие краски Средиземноморья, пленительный Париж! Побывать во Франции – значит устроить праздник. Название страны происходит по этнониму германского племени франков, хотя большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на романском языке. Франция — 6-я экономическая держава мира. Её экономический вес позволяет ей играть главные роли на международной сцене. Франция – один из крупнейших производителей машиностроения, химической и легкой промышленности,  парфюмерии, одежды, но, прежде всего, Франция — самая посещаемая страна в мире (по количеству приезжающих иностранцев); Париж — самый туристический город; Эйфелева башня — самый посещаемый в мире монумент: то есть Франция — бесспорная чемпионка мирового туризма.

Голландия есть плоская страна,

переходящая в конечном счете в море, которое и есть в конечном счете

Голландия...

И. А. Бродский

Нидерланды часто называют Голландией, что официально не верно. Южная и Северная Голландия — это 2 (из 12) провинции Нидерландов (поскольку эти провинции являлись наиболее развитыми, название Голландия укоренилось за всем государством). Столица – Амстердам, хотя правительство находится в Гааге. 2/5 территории страны находится ниже уровня моря и вся страна пересечена каналами. Половина грузов в стране перевозится во внутренним водным путям. Здесь множество ветряных мельниц. Голландцы приобрели большой опыт в отвоевании пространства у воды. Им удалось получить плодородные земли и стать крупным экспортером сыра и масла. Преимущества страны: высококвалифицированная и многоязычная рабочая сила. Отличная инфраструктура. Действующие во всем мире концерны типа Philips и Shell. Равные отношения между работниками и работодателями. Низкая инфляция и безработица. Слабые стороны: дорогостоящая социальная система с высокими налогами и социальными страховыми выплатами. Треть государственных доходов идет на социальные выплаты. Стареющее население. Высокие затраты на зарплату.

Уже я наслаждался Швейцариею, милые друзья мои! Всякое дуновение ветерка проницает, кажется, в сердце мое и развевает в нем чувство радости. Какие места! Какие места!

Н. М. Карамзин

Швейцария поражает великолепием гор, рек, озер. В горах берут начало реки Рейн и Рона, Аре, Лиммат и другие. На своем пути они образуют красивейшие озера, придающие особую прелесть местным пейзажам. В Швейцарии насчитывается более 200 озер, одно из которых самое большое в Западной Европе – Женевское озеро. Две трети страны, площадь которой чуть меньше Московской области, занимает самая высокогорная часть Альп, приютившая более трех десятков горнолыжных курортов. Швейцарские Альпы – это совершенно особое место в Европе. В этой удивительной стране встречаются Арктика и тропики: на склонах растут мхи и лишайники, пальмы и мимозы. Еще одним достоинством этой страны являются известные на весь мир часы – швейцарский символ надежности!

Весной 1914 года московским студентом я приехал в Германию. Я поселился в Нюрнберге — в городе, который привлекал к себе сохранившейся чудом средневековой архитектурой. В башнях и рвах седого бурга, оплетенного паутиной тесных улиц, игрушечных площадей и нагромождениями кукольных домиков с непомерными мансардами, средневековье казалось только мертвым памятником. Даже «Железная дева» — башня с коллекцией орудий пыток — невинно дремала в романтической оправе города-музея. Удивлял только наглядный академический педантизм, с каким были собраны, классифицированы и разложены под стеклом эти орудия истязаний человека.

К. А. Федин «Города и годы» (1922—1924 гг.)

Германия — государство с федеративным устройством. В прошлом веке эта страна ассоциировалась у многих только с военными действиями. Первая мировая, вторая мировая война, создание оружия, танков. Но ведь Германия это и родина известных композиторов, поэтов, писателей, художников. Сегодня Германия это значимая европейская промышленная держава. Рабочая сила имеет репутацию основательных и продуктивных работников. Основные отрасли: автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника и химическая промышленность. 

Город-крепость на горе,

Город-храм,

Где молились торжествующим богам,—

Я тебя хотел бы видеть на заре!

В час,  когда поет свирель

И зовет,—

В час, когда как будто ласковый апрель

Дышит в зеркале дремотствующих вод.

В дни, когда ты был одним

Из живых

И разбрасывал кругом огонь и дым

Вместе с криками призывов боевых.

Город,  зримый в  высоте,

Между скал,

Безупречный в совершенной красоте

Ты явил свой гордый лик — и задремал.

Ты,  сказав свое,  затих

Навсегда,—

Но поют в тебе отшедшие года,

Ты — иссеченный на камне мощный стих.

К. Бальмонт «Толедо»

Испания по праву считается музеем под открытым небом. Просторы этой страны бережно хранят культурные и исторические памятники, которые имеют мировую славу. Испания – родина знаменитых литературных персонажей и великих художников. Золотые пляжи, скалы, спускающиеся к самой воде, чистейшее море и зажигательные ритмы фламенко не оставят равнодушным никого. А видели ли вы праздники Томатино, когда люди забрасывают друг друга спелыми помидорами? Столица Испании — Мадрид — расположен в географическом центре страны и является самой «высокой» столицей Европы.

Над спортом в Испании правит футбол начиная с начала ХХ столетия.

Коррида — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, обычно завершающееся убийством быка. В данный момент популярность корриды снижается, из-за прихода общества к осознанию безнравственности жестоких развлечений, а также из-за распространения различных движений в защиту животных.  

Волшебный край! Сорренто дремлет,

Ум колобродит – сердце внемлет –

Тень Тасса начинает петь.

Луна сияет, море манит,

Ночь по волнам далеко тянет

Свою серебряную сеть.

Я.П. Полонский (середина XIX в.)

Колыбель цивилизаций, сокровища шедевров мировой культуры, родина классиков европейского кино, страна, где умеют играть в футбол, любят пиццу, знают толк к любви и вине… и это все о ней, чудесной и многоликой Италии!

Государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Страна названа по этнониму племени италики. Италия — преимущественно горная страна. На севере — южные склоны Альп с высшей точкой Западной Европы горой Монблан (4808 м), южнее — Паданская равнина; на полуострове — горы Апеннины. Задает моду во всем мире в области дизайна, производства одежды и бытовой техники, входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн. человек в год).

Здесь всюду притаилась старина:

Угрюмая, давящая, чужая.

Она томит, грозит бедой она,

Враждебным строем душу окружая.

С.С. Наровчатов «Письмо из Мариенбурга» (1945 г.)

Польша – страна площадью 322,6 тыс. км2. Население в основном однообразно, преобладают поляки, относящиеся к славянской группе индоевропейской семьи. Через территорию протекают реки Висла, Одра, Буг. Имеет выход в Балтийское море. Среди минеральных ресурсов выделяется уголь.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда, священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Здесь было все душе родное,

И Саламин, и Геликон,

И это море голубое

Меж белых, девственных колонн.

С тех пор душе моей святыня,

О, скудной Аттики земля,

Твоя печальная пустыня,

Твои сожженные поля!

Д.С. Мережковский (конец XIX в.)

Греция -  государство на юге Европы, на Балканском полуострове. Признанная колыбель западной цивилизации. В состав Греции входит около 2 тысяч островов, на которые приходится почти 20 % всей страны. Грецию посещает более 19 млн туристов ежегодно, принося, тем самым, около 15 % валового внутреннего продукта всей страны. Страна привлекает иностранных гостей своей богатой историей и традициями. Столица Греции Афины, располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Достопримечательности эпохи Древней Греции и Древнего Рима:  Акрополь, Башня Ветров, Театр Диониса, Ликавит, Одеон Герода Аттика, Афинская агора, Храм Зевса Олимпийского, Ареопаг, Стоя Аттала, Библиотека Адриана, Храм Гефеста.


Подведение итогов урока. Учитель. Вот и закончилось наше воображаемое путешествие по Европе. Вы убедились, насколько интересны государства этой части света и как образ стран, представленный ребятами, совпадал или нет с высказываниями поэтов. Каждый увидел что-то своё, кого-то больше привлекло историческое прошлое стран, кого-то - экономические особенности, а для кого-то больший интерес представила информация о культуре, национальных традициях страны. Надеюсь, что вам понравился наш урок, вы получили не только новую информацию, но и  у многих из вас возникло желание узнать об этих странах еще больше. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Учащиеся высказывают свое мнение, говорят о своих впечатлениях, рассказ о какой стране заинтересовал их больше всего.

Домашнее задание: повторить информацию о странах Европы, подготовиться к тестовому контролю по теме «Европа».

 

Третьякова Татьяна Геннадьевна, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия № 43» город Омск, победитель ПНПО 2007 г.



Предварительный просмотр:

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ                                   

Тема:  ВОЗДУХ И ВОДА – ЖИЗНЬ ИЛИ ГИБЕЛЬ?

Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся, становление экологически грамотной личности.

Задачи: 1. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека, решать эти проблемы на доступном для учащихся уровне;

          2.  Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

Оборудование: физическая карта полушарий, рисунки учащихся, экологические плакаты, диаграмма «Структура водопотребления», схема парникового эффекта, тетради, на доске написан эпиграф урока, таблички с названиями групп.

ПЛАН УРОКА

  1. Значение воздуха и воды для жизни на Земле.
  2. Использование воздуха и воды человеком.
  3. Источники загрязнения, последствия для природы и человека.
  4. Экологические проблемы и возможные пути их решения.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Владимир Иванович Вернадский еще на заре ХХ века сказал, что человечество становится, возможно, космической силой. Не сразу были понятны и соответственно оценены эти пророческие слова. Но ныне каждый из живущих на Земле может убедиться в их верности: человечество сотрясает Землю, изменяет ее облик перед лицом всей Вселенной. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. И все чаще нам приходится видеть, что природа мстит людям за каждую победу над ней. Сегодня мы рассмотрим изменения, происходящие в атмосфере и гидросфере, постараемся выделить причины этих изменений, какие последствия ожидают природу и человека. Также нам предстоит определить меры по сохранению чистоты воздуха и воды.

Помогают мне сегодня группы ребят:

Группа «ЭКОЛОГИ» - будет сопровождать нашу работу дополнительными сведениями.

Группа «УЧЕНЫЕ» - сообщит новую информацию и цифровые данные по изучаемой проблеме.

Итак, начнем урок прочтением эпиграфа. Как вы его понимаете?

В древности ценились золото и меха,

Сейчас – нефть и газ,

А в будущем не будет ничего

Ценнее пресной воды.

                        В. Распутин

  1. Значение воздуха и воды для жизни на Земле.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Для чего же нужны нам воздух и вода?

Называют значение воздуха и воды:

- защита от перегрева и переохлаждения,

- защита от метеоритов,

- условия для жизни на Земле,

- человек на 80% состоит из воды;

 - ветряные мельницы;

- парусный флот и воздухоплавание, и т.п.

2. Использование воздуха и воды человеком.

Человек не может прожить без воздуха и воды. У многих людей, населяющих нашу Землю, сложилось мнение, что богатства природы никому не принадлежат и что они никогда не кончатся. А между тем в настоящее время природа испытывает на себе все возрастающее влияние человека, что сопровождается разрушением природы, загрязнением окружающей среды.

С каждым годом возрастают потребности человека, увеличиваются масштабы использования воды, все больше загрязняется воздух. Возникают проблемы, которые называют глобальными, потому что они охватывают весь земной шар. Главная из них – экологическая. 

Один учение читает стихотворные строки:

Человек – твое влиянье на природу велико,

Но в своих благих деяниях нужно видеть далеко.

Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,

Распахал земли участок или трассу проложил,

Ты подумай: «А природе я ничем не навредил?»

Да, рельеф он неживой и не чувствует он боль,

Но на нем ведь почва есть, и трава, и чудо-лес.

Ведь прекраснейший пейзаж – он всегда волнует нас.

Человек – ты весь в делах и тебе неведом страх

За последствия творений, не обдуманных подчас.

Подожди, остановись! За природу ты борись.

Ведь природа – это все, без природы – ты ничто.

3.  Источники загрязнения, последствия для природы и человека.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Естественное                      Антропо-   генное

(природное)                        (человек)

Что загрязняет атмосферный воздух.

Какие последствия могут быть для природы из-за загрязнения атмосферы?

Как сохранить воздух чистым?

Предложите мероприятия по сохранению чистоты воздуха.

Загрязнение атмосферы

Извержения вулканов

Пыльные бури

Лесные пожары

Промышленность

Транспорт

Пожары

Вырубка леса

Сжигание мусора

«парниковый эффект»

разрушение озонового слоя

кислотные дожди

смог (промышленный туман)

ухудшение почвы

исчезновение растений и животных

ухудшение здоровья человека

фильтры на трубах

посадка деревьев

пылеуловители

перевод на чистое топливо

контроль за исправностью транспорта

запрет сжигания мусора

                        переработка отходов

А что по этому поводу скажут экологи?

Схема «парникового эффекта»

Ребята рассказывают о «парниковом эффекте», озоновой дыре, кислотных дождях, радиоактивном загрязнении.

Ученик читает стихотворение об озоновой дыре

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было ее еще вчера

Зачем она учеными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой,

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчиться беспомощной толпой?

Неужто все, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято,

Потоками диапазона «Б»?

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда,

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, - господа!

Природу мы так рьяно покоряем,

Уродуем творение творца,

Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,

И травим, и взрываем без конца.

Бездумие свое реализуя,

Давно уж мирозданию хамим,

Давно на всю галактику газуем,

Давно на всю Вселенную дышим.

И с мудростью хвостатых наших предков,

И с вечным нетерпением ножа,

Все спорим – у кого же лучше клетка

И у кого добрее сторожа?..

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся, беспечный индивидуум,

И в будущее взор обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока еще не поздно,

Пока не сделал свой последний шаг.

Пока другие дыры не пробиты

На нашем общем малом корабле

Пока одна дыра над Антарктидой,

Пока один Чернобыль на Земле…

                        Михаил Ножкин

Где человек использует воду? (работа с диаграммой)

А какая вода используется человеком в основном?

Промышленность, сельское хозяйство, бытовые потребности.

Пресная.

Какая вода преобладает на Земле?

Соленая. (Дополнения группы ученых: из общего объема гидросферы на речные воды приходится всего 0,0001 %).

Назовите источники загрязнения воды, последствия этого загрязнения и пути решения проблемы.

Было море чистое, лучистое,

Но построили завод, -

И не стало чистых вод –

Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.

Загрязнение воды

Смыв почвы

дождями

Таяние снега

Кислотные дожди

Бытовые стоки

Промышленные стоки

Сельское хозяйство

Сокращение водности рек

Загрязнение водоемов

«мертвые» реки

Очистные сооружения

Экономное использование воды

Оборотное водоснабжение

4. Экологические проблемы и возможные пути их решения.

Какие же экологические проблемы можем мы выделить?

Какова причина этих проблем?

Мы определили, что необходимо делать для решения проблем. Могут ли наши ученые подтвердить это цифрами?

А что каждый из нас сейчас может сделать для будущего планеты?

Готовясь к уроку, вы нарисовали экологические рисунки, выразив своё отношение к воздушной и водной оболочке Земли. Прокомментируйте ваши рисунки.

Общее загрязнение воздуха и воды;

«парниковый эффект»; озоновая дыра;

кислотные дожди; радиоактивное загрязнение

Деятельность человека!

Ученые-гидрологи: «Да, мы с уверенностью можем сказать, что:

  • Пресная вода составляет менее 3% об объемов земной гидросферы, из них более 2% заключено в полярных льдах Арктики и Антарктики.
  • Для получения 1 тонны стали используется 150 тонн воды.
  • Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
  • При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
  • Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
  • Мировой океан занимает почти 71% поверхности Земли.
  • Забор воды в Омской области составляет около 400 млн. м3, из которых 74% приходится на г. Омск.
  • Реки бассейна Иртыша в пределах области имеют высокую степень загрязнения. В Иртыше среднегодовые концентрации нефтепродуктов превышают допустимую норму в 2-3 раза.
  • В прошлом году в реки Омской области было сброшено 224,24 млн. м3 сточных вод, что на 9,4% больше, чем в 2002 году».

«И мы, ученые, изучающие атмосферу выяснили, что:

  • Зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а вредных газов и дыма – в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра.
  • В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.
  • Один легковой автомобиль за 1000 километров пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо на год.
  • В верхних слоях атмосферы скорость ветра достигает 200 километров в час.
  • Ежегодно в мире 20 миллионов гектар леса страдает от пожаров; 97% лесных пожаров происходит по вине человека.
  • Выбросы загрязняющих веществ в Омске составляют 727,5 тысяч тонн, в том числе от автотранспорта – 458,3 тысяч тонн, что составляет 63% от суммы выбросов. В атмосферу города выбрасывается более 100 вредных веществ.
  • В 2000 году толщина озонового слоя над Омском снизилась на 2%».

Ученые-экологи: «А вы знаете, что

  • Окись углерода, выделяющаяся при неполном сгорании всех видов топлива, попадая с воздухом в легкие человека, препятствует кислородному обмену в крови, а в больших дозах поражает нервную систему. При длительном воздействии она вызывает серьезные нарушения сердечной деятельности.
  • Автотранспорт более всего отравляет воздух на перекрестках у светофоров, то есть там, где он работает на переменных режимах (разгон, торможение).
  • Идеальным с точки зрения экологии является электрический двигатель.
  • Тополя – лучшие пылесосы. Березовая крона наиболее надежно защищает от шума.
  • Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами – фитонцидами, убивающими болезнетворные микробы.
  • Разработка ресурсов Мирового океана повлекла за собой загрязнение водной среды. Миллионы тонн нефти ежегодно попадают в Мировой океан, приводя к гибели многие живые организмы.
  • Загрязненная вода непригодна для водоснабжения и может служить источником различных заболеваний у человека и животных.
  • Избежать нанесения ущерба природе можно путем внедрения безотходной технологии и использования отходов».

Экономия воды, бережное отношение к деревьям, не сжигать мусор, не бросать мусор и т.п.

Матвеев Иван: «Я хочу, чтобы наша планета была цветущей, с чистым воздухом и реками, а заводы очень сильно загрязняют её».

Азарова Татьяна: «Если и дальше будет происходить загрязнение, то скоро мне придется гулять с собакой в респираторе».

Федосеева Лена: «Мы должны беречь природу, не засорять реки, не бросать мусор, не рвать цветы».

Евсеев Виталий: «Машины, заводы загрязняют воздух, от этого погибают растения, исчезают животные. Я хочу жить в других условиях».

Игнатьева Катя: «Пресной воды на Земле очень мало, поэтому надо бережно к ней относиться, закрывать кран, если не пользуешься водой».

Геращенко Костя: «Я все написал на рисунке. Планета задыхается. Пора остановиться».

Долгих Наташа: «Я хочу, чтобы планета была яркая, чистая и цветущая. Люди должны сделать ее такой».

Пономарева Катя: «Некоторые люди не умеют себя вести. Они ломают деревья, мусорят, убивают животных, загрязняют природу. Надо беречь природу».

Подведение итогов урока, выставление оценок.