Тема самообразования

Бурганова Ирина Вячеславовна

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Выполнила: учитель английского языка

Бурганова И.В.

«Великий ум проявит свою силу не только в
умении мыслить, но и в умении говорить»
Ралф Эмерсон

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

1. речевой компетенции

  • совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

2. языковой компетенции

  • систематизации ранее изученного материала;
  • овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

3. компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

4. учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

В процессе преподавания иностранного языка мне хочется заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяют эффективно формировать коммуникативную компетенцию.

Цель моей работы состоит в поиске современных педагогических технологий и отборе игр, игровых упражнений, создании презентационного материала сопровождающего уроки для организации эффективного процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Ведущая идея: использование игры на уроках английского языка, способствующее целенаправленному формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся, и способное ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Я определила для себя следующие задачи:

  • создать на уроках условия для саморазвития школьника.
  • научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве,
  • использовать приобретённые коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
  • развить проектные и навыки учащихся через творческие задания.
  • создать условия для успешной самореализации учеников.

В своей работе я использую монологические формы речевой деятельности:

  • выступать с готовой заранее речью;
  • спрашивать и задавать вопросы;
  • пересказывать;
  • отвечать на вопросы.

Диалогические формы речевой деятельности:

  • учебная беседа в парах;
  • учебная беседа в группах;
  • ролевая игра;
  • дискуссия;
  • блицтурнир;
  • защита проекта.

Концепция развития школьной коммуникации имеет три этапа, поэтому на первом этапе я отрабатываю:

  • умения учащихся участвовать в урочном общении;
  • умения отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
  • умения задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
  • умения комментировать вопросы или ответы;
  • умения делать сообщения;
  • умения рассказывать логично и последовательно.

Развитие школьной коммуникации на втором этапе заключается в

  • простоте и чёткости речевого высказывания;
  • умении высказать свою мысль образно, ярко и кратко;
  • отработке умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
  • умении использовать риторические вопросы;
  • умении вступать в контакт с партнёром и собеседником;

На третьем этапе отрабатываю:

  • умение вести беседу в паре, в группе;
  • умение поддерживать беседу;
  • умение вести конструктивный диалог;
  • умение построить дискуссию;
  • умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения в устной форме, а это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему ...», а также вести диалог. Дети сами определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.

Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя игровые приемы. Используемые игры я условно разделяю на несколько групп: игры коммуникативной направленности; игры со словами; игры и игровые упражнения, при объяснении и закреплении грамматического материала, сюжетно-ролевые игры.

Так к играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах. Отрабатывая речевые конструкции, использую игру «Угадай животного». Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос «Is it a cat (dog, frog, …)? – No, it is not/ Yes it is. Эту же игру использую для отработки употребления следующих конструкций: «Have you got ….? – Yes, I have./No, I have not» или «Do you want …? – Yes, I do./ No, I don't.» и т.д. Эти же игры использую и для закрепления тематической лексики. При знакомстве с названиями цветов практикую серию игр: «Guess, What Colour Is It?». На доске – разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске. После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: «Guess the Fruit». За спиной учитель держит картинку фрукта или ягоды. Ребятам необходимо отгадать, что в руках учителя, задавая вопросы: «Is it sweet? Is it red? Is it big?».

Для закрепления тематической лексики использую игры из предыдущего раздела «Игры коммуникативной направленности»: «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь?» «There is….» Ход игры: группа делится на две команды. Я складываю в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. и т.д. Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.

При овладении грамматикой младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Они вызваны как различием грамматического строя русского и английского языка, так и недостатком теоретических знаний учащихся в области родного языка. Одним из принципов работы с младшими школьниками, которые в силу своего возраста еще не способны понять сложные грамматические явления, это упрощение. Так, например, при знакомстве с глаголом to be и его формами (is, am, are), я прибегаю к рассказыванию сказки: «Жил-был на свете самый главный глагол to be и было у него три сына - младший am, средний is и старший are. Самому младшему сыну отец разрешал работать только с местоимением I, среднему с she, he, it, а старшему доставалась самая трудная работа – это местоимения множественного числа you, we, they. Игра: я показываю картинки, а ученик называет по английски то, что на ней изображено и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним: cat – hat, ball – wall, bus – plus, lamp – map, rose – nose. Кроме этого в своей работе я использую задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

При работе над темой «Окружающая среда» предлагаю ребятам подготовить дома небольшое сообщение на эту тему. В классе образую группы из двух – трех человек, даю на подготовку 4–5 минут, а затем один из учащихся группы рассказывает о том, почему ему нравится или не нравится то или иное в окружающей среде. Предлагаю ребятам набор слов и выражений по экологической тематике. На экране словосочетания: to water flowers, trees; to grow plants; to take care of; to keep our parks, rivers clean и т. д. Затем дети говорят о том, как они заботятся о природе: «I like to water flowers», «It’s nice to water a tree», «We take care of flowers and our river» и т.д. Предлагаю учащимся отдельные предложения и прошу развить далее заключенную в них мысль. We must not make a fire in the forest, because…, We must not kill birds. We must not damage trees. The trees help us.., They clean….

Постоянная работа над лексикой способствует расширению словарного запаса учащихся. Дополнительные тексты, выполнение заданий при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность детям научиться излагать свои мысли по этой теме. Итогом такой большой работы является сообщения отдельных учащихся или групп по заданной теме. Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование разнообразных форм уроков является одним из главных условий для развития коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей. Нетрадиционные уроки: урок-проект, урок-викторина, урок-экскурсия, путешествие, являются одним из средств повышения мотивации, а это важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Это внеклассная работа. Вместе с детьми мы проводим праздники Хэллоуин, день Влюбленных, недели английского языка. Веду кружок английского языка, который с удовольствием посещают учащиеся 5–7 классов. Использую инсценировки сказок, песни, игры, конкурсы. Когда учащиеся играют, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает ту мотивацию, без которой нет изучения иностранного языка. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Решить все эти дидактические задачи мне позволяет метод проектов.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный.

В целом метод проектов позволяет учащимся:

  • показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями;
  • проявить владение нормой речевого поведения во всех видах речевой деятельности;
  • подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;
  • глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка.

Данный метод я использую на обобщающем уроке по определенной теме.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер.

В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям:

  • использование готовых компьютерных обучающих программ;
  • создание собственных компьютерных презентаций;

Использование готовых компьютерных обучающих программ, является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов.

Материал данных учебных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным аспектам, включенным к обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную часть, программы использую в качестве дополнительной работы на уроке.

Создание собственных презентаций, создаваемых для урока, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, текста это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики использую анимационное выделение наиболее сложной или важной информации например, способ образования множественного числа существительных или глагола to be. Для закрепления изученного материала использую заранее созданные упражнения, например, с пропусками вспомогательного глагола во всех временных формах. Применяю презентации при знакомстве с английским алфавитом, при изучении грамматического материала, при знакомстве и повторении правил чтения, для стимуляции речевой деятельности, и с целью контроля знаний т.к. информационно-комуникативные технологии, активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, экономят учебное время.

За время работы над темами сложились следующие формы применения ИКТ на уроках английского языка:

  1. Работа в Power Point: презентации;
  2. Работа в Word: тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Форм работы в группах много – это методика «Пила» (Jigsaw), методы командного обучения. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.