1.1.Конкурс "Воспитатель года" - Эссе "Я - педагог"

Бутова Светлана Ивановна

   

 

  ЭССЕ НА ТЕМУ

«Я - педагог»

Я люблю свою работу и считаю, что очень важно уметь любить детей, уважать в каждом из них личность, создавать условия для их творчества и развития!

А начиналось всё с детства. Пять лет я ходила в детский сад, десять лет училась в школе Все эти годы рядом были замечательные люди - педагоги, которые во многом определили особенности моей личности, мой дальнейший жизненный путь. А так как я получила педагогическое образование, это означает, что их влияние было существенным. Мне не пришлось долго размышлять над вопросом «Кем быть?». Я твёрдо решила быть педагогом. Для всех не секрет, что от выполнения любимого дела начинают гореть глаза, появляется искра, душа наполняется ярким светом.
Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование. Чтобы быть счастливым надо найти себя. Сколько существует разных профессий? Врачи, педагоги, конструкторы, строители, повара, художники, продавцы, дворники, парикмахеры, дизайнеры и так далее. Каждый ли человек выбрал профессию по душе и своему желанию? Стоит немного поразмышлять… Мне кажется, что если выбранное дело выполняется с душой, с любовью, честно и человек не может жить без него, хочется творить, помогать другим, то ты нашёл себя. Моя профессия  – любить детей! Я – воспитатель.

Почему именно воспитатель…?

Потому что в детском саду не бывает скучно. Каждый день – это приключение. Каждый день общение с детьми. Мне очень приятно, когда ребёнок, увидев меня, идёт в детский сад с радостью, без слёз, а уходя домой, говорит: - «Как у нас сегодня весело было!

Быть воспитателем - значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка. Принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Я радуюсь достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…

Делая первые шаги в профессии, я иногда испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?». За многолетний опыт работы в детском саду я поняла, что значит быть воспитателем, многому научилась: принимать ребят такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - бережнее относиться к детям. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. А еще я поняла, что здесь я – и учитель, и артистка, тренер, экскурсовод и медицинский работник, искусствовед и маляр… и все это – ВОСПИТАТЕЛЬ!

Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно. Приоритетом моей педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установление с ними доверительных отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. И опять передо мной новая задача – научить родителей воспитывать своих детей. С родителями работать намного труднее, чем с детьми, но и это работа педагога, которая требует знаний психологии, педагогики, такта в общении с людьми. Воспитатель должен быть многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и не подкупен.

Каким должен быть воспитатель 21 века?

Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высоки. Он должен быть мудрым, всезнающим  наставником и артистом одновременно, владеть современными образовательными технологиями и знаниями во всех областях,  уметь профессионально использовать их в деятельности с детьми.  К радости сотрудников дошкольных учреждений государство обратило внимание на дошкольное образование, а в ФГОС ДО отмечена самозначимость периода дошкольного детства. Оно перестает быть «подготовкой к школе» и счастливое проживание, о котором много лет говорили прогрессивные психологи, стало нашей основной задачей.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить моим детям возможность проявить себя как творческим личностям. Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.

Современный педагог должен отличаться мобильностью и креативностью, а также высоким уровнем педагогической культуры. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в  профессиональной деятельности.

 

Считаю ли я себя современным воспитателем?

 Думаю, да. Трудно оценивать себя объективно, но я привыкла предъявлять к себе повышенные требования, и в работе самым важным для меня является слово «надо»:

-  надо быть позитивной и проявлять чувство юмора, чтобы дети не видели мир в серых красках;

-  надо иметь энциклопедические знания во всех областях, ведь все наши «почему» всегда неожиданны и дети ждут моментального ответа;

- надо быть патриотом своей Родины, и не может быть по-другому, ведь страна доверяет нам самое дорогое — свое будущее. 

  И в заключении хочу сказать, моя педагогическая философия очень проста:

 «Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью».

Мои малыши хотят быть со мной, каждому нравится наше общение, совместное достижение поставленных целей и задач. Мы все вместе  ждем с нетерпением новой встречи, новых открытий, увлекательных путешествий. Все, что они делают, хотят делать вместе, поделиться со мной любой своей радостью, успехами и даже неудачами и  без боязни впускают меня в свой мир.

И я гордо могу сказать: «Моя профессия – любить детей!»     

Благодаря моим дорогим родителям и педагогам я не только научилась любить и ценить любовь, но и дарить ее всем окружающим меня людям. Поэтому моя профессия пропитана любовью к людям, маленьким людям. Я дарю им то, что когда-то было подарено мне, без чего я не представляю своего существования, без чего не может жить наша вселенная: искреннюю и полную тепла и света любовь. И когда-нибудь, будучи взрослыми людьми, они смогут продолжить эту бесконечную цепочку любви. Не в этом ли заключается цель каждого из нас?!  А тем более людей, выбравших самую ответственную профессию на свете. 

 

На свете много разных

Есть профессий,

Но есть одна, которая,

Быть может, всех нужней,

Профессия – любить  детей.

Профессия – любить людей!