Трансляция педагогического опыта

Горбенко Татьяна Алексеевна

Трансляция педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Поисковая деятельность – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к поиску чего-то нового свойственна всем детям без исключения.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Зачем это? Какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Не столько новой, но востребованной в обучении является поисковая деятельность учащихся, которая способствует развитию индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Обучение учащихся началом поисковой деятельности возможна через урок, дополнительное образование, защиту проектов, что предполагает программа УМК «Начальная школа 21 века», по которой я работаю. Особенностью организации поисковой деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые дети. Просто уровень поиска будет иным.

Важно учитывать, что процесс обучения началу поиска представляет собой поэтапное, с учётом возраста учащихся, целенаправленное формирование всех компонентов поисковой культуры школьника:

 1) Анализ и выделение главного;

 2) Сравнение и обобщение;

3) Систематизация;

4) Определение и объяснение понятий;

5) Конкретизация, доказательства и опровержения;

6) Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

7) Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Педагог играет немаловажную роль в выполнении поисковой деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Приобщение детей к поиску должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Поисковая деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт возможность приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

 Перед собой поставила цель: включить младших школьников в поисковую деятельность, через неё воспитывать самостоятельность.

Задачи: 1) научить учащихся слушать учителя, выделять в сказанном главное;

 2) вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

 3) делать выводы, умозаключения;

4) представлять результаты работы в виде схем, таблиц, проектов;

 5) работать с дополнительной литературой.

Дети мечтают: «открыть новые планеты», «найти новые обитаемые планеты», «вывести говорящих животных», «изобрести лекарства от всех болезней»,и т.д. Я поняла, что начинать нужно с тренинговых занятий по развитию информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками поисковой деятельности. Вот некоторые виды проводимых мною заданий: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека» и др.

 С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Какой фигуры не хватает?»; «Найди два одинаковых зонтика» и др.

Копия Image23.bmp
Рисунок11.jpg

Одним из главных, умений поисковой деятельности является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете предположения, как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу что, обучая детей делать предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если.

 Важным умением для любого поиска является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы на уроках литературного чтения использую разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; составить свои вопросы по тексту

prostokvashino_01

 На уроках русского языка использую задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

Важным средством мышления является вывод. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые выводы на уроках изобразительного искусства использую такие упражнения: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста используется также метод проектов или проектирование. С целью развития мышления ребенка, и в плане формирования у него поисковой деятельности. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую поисковую задачу.

 Используемые мною методические и дидактические материалы для работы с младшими школьниками в плане развития у них умений и навыков поисковой деятельности, надеюсь, позволят сделать первый шаг на этом пути. Дальнейшие исследования, направленные на решение этой задачи, вероятно, принесут нам массу интересных профессиональных решений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Слайд 2

Поисковая деятельность – это возрастная потребность ребёнка.

Слайд 3

компоненты поисковой культуры школьника:

Слайд 4

1) Анализ и выделение главного ; 2) Сравнение и обобщение ; 3) Систематизация ; 4) Определение и объяснение понятий; 5) Конкретизация, доказательства и опровержения;

Слайд 5

6) Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации ; 7) Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Слайд 6

ЦЕЛЬ: включить младших школьников в поисковую деятельность, через неё воспитывать самостоятельность.

Слайд 7

Задачи: 1 ) научить учащихся слушать учителя, выделять в сказанном главное ; 2) вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

Слайд 8

3) делать выводы, умозаключения; 4) представлять результаты работы в виде схем, таблиц, проектов ; 5) работать с дополнительной литературой.

Слайд 9

Найди два одинаковых зонтика

Слайд 10

Найди 10 различий

Слайд 11

Рассмотри пирамидку. Какой вид сверху ей соответствует?

Слайд 12

Какой фигуры не хватает?

Слайд 13

На одном берегу – утята, на другом – цыплята. Кто быстрее доплывёт до острова?

Слайд 15

Рассмотри картинки. Подумай, что было сначала, а что потом .

Слайд 16

Путём изменения каждый раз одной буквы составить цепочку слов: мост – пост – рост река - рука – мука – муха

Слайд 17

Из каждой буквы составить слово Например : пластилин пила, липа, аист, сила, торт, игра, лист, ил, нос з в о н о к