Раздел 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Чульдум Чойгана Андриановна

1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

 

2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист              оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

 

3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого урока от МО муниципального уровня)

 

 

4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого урока от МО муниципального уровня)

 

 

2. Участие в проектах и программах в области образования.

3. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

4. Профессиональный рост педагога (повышения квалификации по профилю педагогической деятельности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Участие в проектах и программах в области образования

Уровень мероприятия

Название проекта

Мероприятия проекта

Уровень ОО

«Успешный

ученик»

Приказ № 78 от

09.11.2017

Региональный

Реализация сетевого проекта

Приказ МОиН РТ № 768 от 21.06.2012г. «О присвоении статуса республиканской инновационной площадки»  



Предварительный просмотр:

  1.  Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Год участия

Уровень

Название НПК

результат

Подтверждающий документ

2015

Муниципальный

Августовское совещание руководящих и педагогических работников образования

участие

Программа августовского совещания

2017

Муниципальный

Августовское совещание руководящих и педагогических работников образования

участие

Программа августовского совещания

2014

Региональный

Электронные образовательные ресурсы по предметам этнокультурной составляющей

участие

Грамота

2015

Региональный

Электронные образовательные ресурсы по предметам этнокультурной составляющей

2 место

Диплом



Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации городского округа г.Ак-Довурак

ПРОГРАММА

 муниципального августовского совещания

руководящих и педагогических

работников образования г. Ак-Довурак

«Повышение качества образования через  развитие

профессиональной компетентности педагога » 

 (28 августа 2015 г.)

 

Ак-Довурак-2015

       Секция № 2.6 Секционная работа  учителей естественного цикла.

Модератор: Тамдагай Л.В.,  руководитель координационной  группы

Тематика выступлений:

10.00 -10.15 « Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно- деятельностного подхода в

рамках требований  ФГОС», (фрагмент урока)  Хомушку С-С.А., учитель МБОУ СОШ №1.

10.15-10.30. «Исследовательская компетентность школьника в условиях введения ФГОС», Куулар А.Ш.,  учитель МБОУ СОШ № 1.

10.30-10.45  « Использование на уроках химии новых технологий обучения» (мастер-класс), Тулина Н.И.,  учитель МБОУ СОШ №1.

10.45-11.00«Реализация идей системно-деятельностного подхода ОУ в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» (мастер-класс) Салчак Т.С.,  учитель  МБОУ СОШ № 1.

11.00- 11.15 «Формирование интеллектуальных умений на уроке биологии», (доклад)  Хертек А.К., учитель МБОУ СОШ №3.

11.15-11.30 «Роль портфолио  при самооценке деятельности учителя географии»,  Чульдум Ч.А., учитель МБОУ СОШ №2.

         11.30.-11.40 «Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения  по географии (проект, мастер-класс), Сарыглар У.М., учитель МБОУ СОШ №4.

         11.45.-12.00 «Пути обновления методического мастерства учителя химии в период модернизации образования» (доклад) Куулар Д.М., учитель МБОУ СОШ№4.

         12.00-12.30 Дискуссия и обсуждение докладов



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 муниципального августовского совещания

руководящих и педагогических

работников образования г. Ак-Довурак

«Конкурентоспособность и доступность  образования

г.Ак-Довурак: опыт, проблемы, пути решения» 

Девиз совещания: «Эффективная школа – образованная Тува»

Дата проведения: 25 августа 2017г.

Место проведения: МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак.

Время работы секционных площадок:  

с 09.30-10.00 ч - регистрация участников совещания

с 10.00-13.00ч  -  работа секционных площадок

Участники августовского совещания: представители органов государственной власти Республики Тыва; представители муниципального образования, руководители образовательных организаций; педагогические работники.

Цель августовского совещания: создание пространства для открытого диалога участников образовательных отношений по вопросам повышения качества обучения и воспитания и определение перспектив на 2017-2018 учебный год в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.

Задачи:

-подведение итогов 2016-2017 учебного года и постановка задач на 2017-2018 учебный год;

-создание условий для профессионального общения руководящих и педагогических работников с целью обмена опытом успешной реализации современных образовательных задач;

-выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

- определение ориентиров деятельности региональной системы образования по вопросам управления качеством образования на основе анализа результатов ГИА 2017 года;

-представление программы развития образовательных организаций направленной  на создание конкурентоспособной образовательной среды «Образованная Тува»;

 -презентация образовательных кейсов начальных классов, кейса по патриотическому воспитанию;

-стимулирование и мотивация руководящих и педагогических работников к непрерывному профессиональному развитию.

ПЛАН

проведения  муниципального августовского совещания руководящих и педагогических работников образовательных организаций г.Ак-Довурак

«Конкурентоспособность и доступность образования г.Ак-Довурак:

 опыт, проблемы, пути решения»

 Время

Наименование мероприятий

09.30-10.00ч

Регистрация участников августовского совещания

10.00-13.00ч

Работа площадок (по плану)

13.00-14.00ч

Обеденный перерыв

14.00-16.00ч

Пленарная часть августовского совещания

(Дворец культуры имени К.Сагды)

Модератор: Ензак Долаана Делеш-ооловна, начальник Управления образования г.Ак-Довурак

14.00-14.10ч

Приветственное слово представителя Правительства РТ

14.10-14.20ч

Приветственное слово представителя Верховного Хурала  

(Парламента) РТ Конгар А.Д.

14.20-14.30ч

Приветственное слово Первого Заместителя министра образования и науки РТ Ощепковой С.М.

14.30-14.40ч

Приветственное слово главы городского округа  г.Ак-Довурак Куулар А.О.

14.40-14.50ч

Приветственное слово Председателя администрации

 г.Ак-Довурак  Ооржак Ш.А.

14.50-15.00ч

Приветственное слово председателя профсоюзной организации работников образования Монгуш Ч.К.

15.00-15.20ч

Вручение государственных наград, чествование ветеранов, молодых специалистов

15.20-15.50ч

Доклад начальника УО г.Ак-Довурак  Ензак Д.Д.

«Основные результаты деятельности и приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы»

15.50-16.00ч

Принятие резолюции совещания

Секция 4.

Муниципальный семинар для учителей биологии, химии и географии

Модератор: Сарыглар Т.А. – руководитель ГМО естественно-научного цикла

Целевая аудитория: учителя биологии, химии и географии

Время

Обсуждаемые вопросы

10.00-10.30ч

«Анализ результатов  ГИА за 2016-2017 учебный год по биологии, химии, географии», Сарыглар Т.А., руководитель ГМО естественно-научного цикла

10.30-11.00ч

«Актуальные вопросы преподавания химии в условиях модернизации образования», Куулар Д.М., учитель химии МБОУ СОШ №4

11.00-11.20ч

«Современные формы организации систематического контроля  за качеством географических знаний»,  Чульдум Ч.А., учитель географии МБОУ СОШ № 2

11.20-11.40ч

Особенности преподавания профильного предмета в биолого-химическом классе», Тулина Н.И., учитель МБОУ СОШ №1

11.40.-12.00ч

«Формирование кейса учителя  биологии»,

Сарыглар А.А., учитель биологии МБОУ СОШ №4

12.00-12.30ч

«Вариативность подхода к подготовке выпускников  11 классов к ЕГЭ по биологии» Хомушку С.А., учитель биологии МБОУ СОШ №1

12.30-12.45ч

План работы на 2017-2018 учебный год, руководитель ГМО

Сарыглар Т.А., руководитель ГМО учителей  естественно-научного цикла

12.45-13.00ч

Рассмотрение проекта резолюции августовского совещания  педагогических работников



Предварительный просмотр:

 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

Годы

Тема курсовой подготовки

Кто проводит

Дата

Количество часов

Номер/Регистрационный номер

2014-2015

Удостоверение  «Профессиональная компетентность учителя географии в условиях введения  ФГОС ООО»

ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК

27.09.2014

72

3800/

172401933356

Удостоверение «Превенция суицидного поведения несовершеннолетних»

ГБОУ РЦ ПМС «Сайзырал»

01.11.2014

72

00420

Сертификат «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по географии в оценивании экзаменационных работ 2014 года »

ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК

27.03.2014

6

810

Удостоверение «ФГОС ООО: содержание и технологии введения»

ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК

31.03.2015

40

1449/

172402344497

2015-2016

Удостоверение «Особенности подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по географии»

ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиППК

06.10.2015

24

988

Сертификат «Анализ результатов работ ЕГЭ по географии в 2015 году»

ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК

22.09.2015

6

Г-38

Сертификат «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения»

ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК

14-15.05.2015

16

227

2016-2017

Сертификат «Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня при сдаче ЕГЭ по географии»

ГАО ДПО ПК (С) ТГИПиПКК

26.10.2016

8

379

Удостоверение «Новые подходы в подготовке к ЕГЭ по географии»

ГАОУ ДПО ТИРОиПК

18.01.2017

24

5645

Сертификат «Актуальные вопросы аттестации педагогических работников»

ГАО ДПО ПК (С) ТИРОиПК

06.02.2017

8

156

Сертификат «Моделирование индивидуальной траектории учащихся при подготовке к итоговой аттестации»

КМЦ «ПлюсПРАКТИКА»

15.12.2017

36

04/07

2017-2018

Организация подготовки выпускников 11-х классов к ЕГЭ по географии

ГАОУ ДПО ТИРОиПК

28.03.2018

24

2110

2018-2019

Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС СОО

ГАОУ ДПО ТИРОиПК

02.11.2018

24

4577

Психологическое сопровождение и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАОУ ДПО ТИРОиПК

23.01.20192

40

0394

Всего удостоверений

356

Всего сертификатов

80



Предварительный просмотр:

Тема: «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»

Цель  урока: сформировать представление о распределении тепла и влаги на территории России.

Задачи:

Обучающая: изучить распределение температуры воздуха и количества осадков;

сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения. Познакомить с климатическими «рекордами» России;

Развивающая: развивать умение работы с климатическими картами.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность.

Оборудование: Климатическая карта России, физическая карта России, учебник.

 Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос домашнего задания, групповая практическая работа на основе проблемно-поисковой деятельности.

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, проблемный.

Методы познания: анализ, сравнительный, картографический.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

Фронтальный опрос - повторение понятий учащимися записаны на доске.

Термины: суммарная радиация, изотерма, воздушные массы, циклон, антициклон, атмосферный фронт, осадки.

 - Какие показатели характеризуют климат? (Средняя температура января и июля, годовое количество осадков, режим выпадения осадков, господствующие ветры, воздушные массы)

 - От чего зависит распределение температуры воздуха? (От географической широты, суммарной радиации, подстилающей поверхности)

 - Как может повлиять на климат господство над территорией антициклона? (В антициклоне устанавливается ясная погода. Зимы морозные, безветренные, усиливается выхолаживание за счет увеличения количества отраженной радиации. Лето жаркое, сухое)

 - Каковы закономерности распределения осадков на Земле? (Осадки связаны с поясами низкого атмосферного давления. Количество выпадения осадков зависит от близости океана.)

 - Что такое амплитуда температур?

3. Изучение темы урока "Закономерности распределения  тепла и влаги на территории России"

Анализируем Рис. 48, 49 стр. 66-67 учебника

Вопросы /Ответы 
Как вытянуты изотермы января? 

(субмеридионально)
В какой части территории страны зима теплее, а в какой холоднее? 

(На юго-западе зима самая теплая, на северо-востоке самая холодная)
Какая наблюдается закономерность в изменении температуры зимой?

 (Чем восточнее, тем холоднее зима. С юго-запада на северо-восток)
Какая сила нарушает широтную закономерность изменения температуры?

 (Влияние Атлантического океана и западных ветров)
Почему на востоке зима холоднее? 

(Чем дальше на восток, тем сильнее охлаждается воздух. Он трансформируется, превращаясь из теплого, влажного в сухой и холодный, из-за большой протяженности территории с запада на восток. Зимой над Сибирью господствует антициклон)
Где были зафиксированы абсолютные минимумы? 

(Оймякон, Верхоянск)
Почему на побережье Тихого океана зима теплее?

(Тихий океан согревает побережье, над Охотским морем формируются зимой циклоны)
Как вытянуты изотермы июля? Почему? 

(Направлены субширотно, главное влияние на распределение температур летом оказывает географическая широта, от нее зависит суммарная солнечная радиация. Закономерность распределения тепла: чем ближе к экватору, тем теплее в полной мере проявляется над Россией летом)
 - Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 ?

Работаем с климатической картой России

 - Определите годовую амплитуду температур в городах Санкт-Петербург, Якутск.

 - О чем говорит увеличение амплитуды температур? (О континентальности климата)

Распределение осадков

Анализируем Рис. 47 «Годовое количество осадков» стр. 63 учебника.

- Как распределяется количество осадков по территории России? От каких факторов зависит?

Коэффициент увлажнения

Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения (К), показывающий отношение годовой суммы осадков (О) к испаряемости (И) на этот же период: К=О/И

Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Чем меньше коэффициент увлажнения (К), тем суше климат.

k =1Увлажнение достаточное, оно наиболее благоприятное для развития растительности 
k >1Увлажнение избыточное 
k < 1 Недостаточное увлажнение характерно для степей
k<1 (0,3)Скудное увлажнение характерно для пустыни и полупустыни 

4. Закрепление и применение знаний и умений.

Практическая работа. 1.Вычислив коэффициент увлажнения для некоторых пунктов, определить местоположение каждого из них в пределах той или иной природной зоны. Коэффициент увлажнения (по Н.Н. Иванову) определяется по формуле К= О/И, где К- коэффициент увлажнения, О - количество атмосферных осадков, мм, И - испаряемость, мм. Согласно Н.Н. Иванову, коэффициент увлажнения для лесной зоны равен1-1,5, лесостепи-0,6-1, степи-0,3-0,6, полупустыни-0,1-0,3, пустыни - менее 0,1.

Пункты

Осадки, мм в год

Испаряемость, мм в год.

Коэффициент увлажнения

Природная зона

1

520

610

2

110

1320

3

560

520

4

450

810

5

220

1100

2.Используя климатическую карту атласа и картосхемы на страницах учебника 63,66,67,69, заполните таблицу:

 

Пункты

температура

Год.

амплитуда

Осадки

Испаряемость

К

Природная зона

января

июля

Москва

Санкт-Петербург

Мурманск

Астрахань

Вывод: учащиеся записывают вывод.

5. Домашнее задание. На контурной карте нанести температуры воздуха июля и января, количество осадков.



Предварительный просмотр:

Тема: "Природные уникумы Урала и экологические проблемы" 8 класс.

Учебники:  География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник,  Кунгурская пещера, река Чусовая и с острыми экологическими проблемами и путями их решения;
  • познакомить учащихся с химическим составом минералов.
  • Развивающие:
  • развивать умение распознавать минералы и их местонахождение; 
  • развивать умение работать с физической картой России.
  • Воспитательные:
  • продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей  родине – России;
  • продолжить воспитание географической культуры школьников  как участников цивилизованного общества.

Средства обучения: физическая карта Урала, физическая карта  России, контурные карты и атлас 8 класса, периодическая система химических элементов, коллекция минералов, компьютер, презентация к уроку.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Называть и правильно показывать природные уникумы Урала, определять минералы. Объяснять экологическую проблему Урала.

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

 .Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создается ситуация успеха

Готовят рабочее место.

 

Коммуникативные и личностные УУД: учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.

2. Актуализация знаний

Видеофрагмент «Уральские горы». Учитель задает вопрос о сказке П.П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Мы надеемся, что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех.

Учащиеся по рисунку отгадывают название сказки.

3. Повторение. Проверка домашнего задания в форме разминки.

Проведение географического диктанта.

Работа на физической карте России. Ребята, ваша задача выбрать  цифру правильного ответа своего варианта  на задания, которые находятся у вас на столах.

Карточка-задание:

№ п/п

Вопросы географического диктанта.

1

Самая северная часть Урала…

2

Самая высокая и труднодоступная часть Урала…

3

Самая низкая часть Урала…

4

Самая живописная часть Урала…

5

Самая освоенная человеком часть Урала…

6

Часть Урала, где не проявляется высотная зональность…

7

В этой части Урала только тундра и камни со снегом…

8

Вершина и гребни этой части остроконечны…

9

Самая широкая часть Урала…

10

Часть Урала, где находится гора Народная…

Ответы:

1 вариант – 1, 2, 4, 5, 4, 4, 1, 2, 5, 2.
2 вариант – 3, 4, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 2, 4.

Учитель может взять для проверки несколько тетрадей.
Учитель организует взаимопроверку учащимися в парах. А теперь выполним следующее задание с помощью которого вы сформулируете тему сегодняшнего урока. Вам даны термины и названия географических объектов, которые вы должны объяснить: гора Народная, Каменный пояс, Кунгурская пещера, гора Магнитная, Ильненский заповедник, край самоцветов.

Какие объекты остались и что их объединяет?

Учащиеся письменно выполняют задания географического диктанта в карточках. Учащиеся показывают на карте части Урала, рельеф Урала, реки Урала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка учащимися в парах.

Регулятивные УУД:взаимоконтроль выполнения задания; контролируют правильность выполнения задания; при необходимости исправляют ошибки;

Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание учебного материала;

4. Формулирование темы.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Природные уникумы Урала и экологические проблемы)

 Учащиеся записывают тему в опорные листы.

5. Постановка целей










6. Изучение нового материала.


Первичное закрепление изученного

Давайте определим, что вы сегодня на уроке должны узнать? Сформулируйте и запишите цели сегодняшнего урока в опорный лист.

Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоят Уральские горы? Ребята, мы продолжаем изучение природы Урала. Сегодня урок посвящен уникальным объектам Урала, и тема нашего урока  звучит так «Природные уникумы Урала и экологические проблемы».

Огромный, почти как море,
Пред глазами простор предстал.
На широком степном просторе
Ты раскинулся, царь – Урал.

Показала, блестя перламутром
В малахитной короне свои
Горы с золотом-изумрудами
Хозяйка медной горы.

Групповая работа класс делится на четыре группы.  

Каждая группа составляет проект. При работе с проектом учащиеся использую ватман, фломастеры, атласы, раздаточные материалы и текст учебника.

1 группа: об Ильменском заповеднике

Мы начинаем наше путешествие с района Южного Урала, где расположен удивительный Ильменский хребет, который знаменит уникальным богатством своих недр. Здесь найдено более 200 различных минералов. Среди них  есть и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире.
Это необычайные по красоте топазы, корунды, амазониты, слюды и другие.
В 1920 году в районе Ильменского хребта был создан минералогический заповедник, позже в 1935 году – он стал комплексным заповедником.
Давайте, найдем этот заповедник на карте Урала.

 Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов.
Край самоцветов, так называют район севернее города Асбеста, расположенный между главной промышленной зоной Северного Урала и Зауралья. Край этот начинается от богатых копий в окрестностях г. Асбеста и заканчивается на севере знаменитой Мурзинкой.
Именно здесь в 
1668 г. Михайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые».

 В этом районе, где находятся в пегматитовых жилах  скопления драгоценных и поделочных камней, были заложены основы горного промысла по добыче и обработке самоцветов Урала.
В течение трех столетий здесь добывают самоцветы: золотистый топаз, прекрасный аметист и знаменитый уральский малахит.
Малахит – это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией камень. То рисунок камня словно лесная вырубка: среди завитков листвы кружочки и овалы… То словно зеленой море: будто что окаменели светлые и темные струйки, поднялись и застыли гребни волн. 
Лучшее, хотя и не единственное собрание уральского малахита – малахитовая комната и коллекция малахитовых предметов в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Более двух тонн малахита ушло на отделку малахитового зала. С пола, поддерживая лепной карниз золоченного узорчатого потолка, поднимаются малахитовые колонны и пилястры. В высоких зеркалах над малахитовыми каминами отражаются чудные вазы.

Малахит – минерал класса карбонатов Cu2(CO3)(OH)2. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.
Особенно крупные залежи малахита получаются, если медная руда залегает среди известняков, что характерно для Уральских гор.

Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…»
Исследования последних лет показали, что копии Мурзинки еще далеки от полного истощения.

2. группа: Кунгурская пещера

На правом берегу реки Сылвы расположена замечательное творение природы – Кунгурская пещера. Находится она на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы.

 Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция.

Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов.

 Сталактиты свисают с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им навстречу.
Об этой удивительной, самой большой пещере нашей страны нам расскажет ученик.

3  группа: Река Чусовая.Река Чусовая известна далеко за пределами России своей неповторимой красотой и географической уникальностью, которая заключается в том, что Чусовая – единственная река, пересекающая центральную гряду Уральского хребта и протекает по двум частям света – из Азии в Европу. Поэтому неслучайно именно на реке Чусовой возник природный парк второй по счету в области.

Чусовая – левый приток реки Камы.  Река Чусовая берет начало на Среднем Урале и пересекает его с юго-востока на северо-запад. Длина реки около 600км. Русло Чусовой каменистое с порогами и подводными камнями, население их называет  ташами.

Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.

«Чуоси» на языке коми - «священная река».

Во второй половине ХХ века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению.

Река Чусовая, воспетая Д.Н. Маминым-Сибиряком, - одна из самых красивых рек России. Нужно видеть Чусовую весной, чтобы понять те поэтические грёзы, предания и песни, которые рождаются около таких рек. Суровую красоту этой реке придают скалы высотой до 100м, порой так стесняющие её русло, что река превращается в стремительный, бешеный поток, с рёвом и свистом вырывающийся из каменных объятий. Скалы тянутся сплошным утёсистым гребнем. Некоторые из них совершенно  отвесно поднимаются вверх, точно колоссальные стены какого-то гигантского средневекового города, иногда такая стена тянется по берегу на несколько километров.

Берега Чусовой с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. В пещерах сохранились следы жертвоприношений древних охотников. По приданию в пещере  Камня Ермака зимовала дружина легендарного покровителя Кучумова царства.

По реке Чусовой проходят маршруты туристов-водников на байдарках, катамаранах, лодках. Её воды используют для водоснабжения, судоходна от горы Чусовой.

4 группа: Экологические проблемы Урала.работа с учебником П.34 стр.196)

Каждая группа защищает свой проект.

Учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся ставят цели:

(познакомиться с природными уникумами Урала:

1. Кунгурской пещерой, Ильменским заповедником и т.д. 

2. Познакомиться с химическим составом минералов (малахит, горный хрусталь, галит).

Учащиеся записывают цели в опорные листы.


Учащиеся называют – цифру пять, их перечислят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по картам атласа

 

 Каждая группа получает свое задание.

 
















 

 

 

 

 

 

 

 







Работа со словарем учащиеся записывают понятие сталактиты и сталагмиты.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: воспитание гражданской позиции.

Познавательные УУД.

Домашнее задание и подведение итогов

На контурной карте нанести природные уникумы Урала. Составить кроссворд по теме: Урал.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Рефлексия

Ответим на поставленный в начале урока вопрос: в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются?

- Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?

- Чему научились на уроке?

- Спасибо всем за работу! Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок  по теме: «Урал»

Цель: закрепить полученные знания по теме «Урал»

Задачи урока:
- проверить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Урал
- использовать групповые формы работы;
- совершенствовать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях.
Форма урока: командная игра «Восхождение»
Оборудование: карта России, рисунок горы, карточки с заданиями.
Правила игры: каждой команде задаются вопросы, а на привалах — задания, если одна команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, право ответить получает вторая команда, за каждый правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100 условных метров. В команде ребята решают кому отдать жетон, т.е. отдают его тому, кто выдвинул версию правильного ответа. Выигрывает та команда, которая первой поднимется на вершину горы или поднимется выше других.
                                                 
Ход урока.
Учитель. Ребята, мы завершаем работу над темой «Урал. Видите гору? Очень хочется, чтобы вы на неё взошли. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Ведь вы много трудились.
(правила игры)
игра  Восхождение.
Итак, мы у подножия горы.
Старт.
Задания:
Соотнесите термин с определением.
1. Елань - обширная каменная россыпь и нагромождение камней на склонах и плоских вершинах.
2. Асимметрия - приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
3. Трог - поляна, пастбище, луг.
4. Курум - корытобразная долина, след древнего оледенения.
5. Цирк - различие в крутизне обращенных в разные стороны склонов горного хребта.
6. Горст - естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, образующееся при морозном выветривании.
(Ответы: 1-3;
2-5; 3-4; 4-1; 5-6; 6-2)

Привал 1. Исторический
Вопросы:
 
1 Как Уральские горы назывались в древности?
(Рифейские, Каменный пояс, Камень, Земной пояс.)
2. Когда и в чьих работах появилось название «Урал?
(С ХУШ века, в работах знаменитого русского историка и географа В. Н.
Татищева.)
3. Какие народы, кроме русских, живут на Урале?
(Башкиры, татары, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, ненцы.)
4. Где появились первые поселения русских на Урале?
(В верховьях Камы.)
5. Когда купцами Калинниковыми были созданы первые солеварни в селении   Соль-Камское? (В ХУ веке.)
б. Когда на Урале русские переселенцы стали добывать железную руду и стали  выплавлять железо? (В ХУЦ веке.)
Привал 2 Узнай меня 
1. Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой,  Юрюзани,  Инзера,  Сима, Ая  и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассованы в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк -  жемчужина Урала — по красоте своей не уступает многим прославленным озерам Западной Европы. (Южный Урал.)
2. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое лето с не заходящим за горизонт солнцем — всего лишь более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах, и на равнинах. (Полярный Урал.)
З. Природа этой части Урала наиболее изменена трудом чело века. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 м. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами. (Средний Урал.)
4. Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственниц, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро - Илычский заповедник. Здесь встречаются феноменальные природные изваяния —обелиски ,столбы — не уступающие ям по причудливости высокие колонны из  сцементированных конгломератов и других стойких пород.
(Северный Урал.)
5. Эта часть Урала особенно дика и сурова. Горы подразделяются здесь на Большой Урал и Малый Урал. Глубокие ущелья разрезают горные массивы, дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики — вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится  именно  здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя. (Приполярный Урал.)

6. Замечательное творение природы. Находится в ведрах громады — Ледяной горы. Образовалось это чудо в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты.
(Кунгурская  
пещера.)
Привал З. «Смекалка» 
1. К торжественному гласу
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг. (Ура-л.)
2. Четвертую ноту к предлогу добавишь -
Название речки Урала составишь. (Уфа.)
З. Местоимение с притоком Волги запишите,
В конце местоимение допишите.
В целом гору на Урале соберите. (Высокая.)
4. Междометие — слог первый,
Среди птиц ищи второй.
Третий — буква.
По Уралу
Протекаю я рекой. (Чусовая.)
5. Река — возглас. (Ай.)
б. В боях всегда идут со мною,
Частенько помогаю я штыку,
Но встречусь с буквою одною —
И превращусь в реку. (Ура-л.)
Привал 4. Покажи меня
Задания:
 
Покажите на настенной карте:
1. Природные районы Урала.
2.  5 рек Урала.
3.  5 месторождений железной руды.
4.  5 городов Урала.
5.  Наивысшие точки природных районов Урала.
6.  
5 месторождений нерудных ископаемых Урала.
Привал 5. Поэтический
1. Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец...
Вопрос: Почему так описал Урал Твардовский?
(Урал обладает богатством недр. Из них черпали и продолжают добывать самое разнообразное сырье. С ХVII века русские переселенцы стали добывать железную руду и  выплавлять  железо. Промышленность Урала -— фундамент хозяйства страны в период индустриализации и во время Великой
Отечественной войны)
2. С. Щипачев пишет:
Урал. Он лег в
мою строку.
Во всю длину размашисто и строго.
Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом.
Вопрос: Почему Урал поэт назвал «Каменным порогом»?
(Урал — складчато-глыбовые горы, расположенные между двумя
тектоническими структурами: к западу — жесткий фундамент Русской
платформы, к востоку — Западно-Сибирской платформы протянулся Урал от побережья Карского моря до степей Казахстана. Урал — рубеж между Европой и Азией.)
З. В. Бенедиктов говорит:
Кто скажет мне, что времени рука
Не посягнет на зодчество природы?
Тут был обвал — исчезли высоты,
Там ветхие погнулись их опоры;
Стираются и низятся хребты,
И рушатся дряхлеющие горы...
Вопрос: О каких процессах идет речь?
(Уральские горы сформировались в области герцинской складчатости. Это древние горы. Большую роль в преобразовании рельефа Урала играют процессы выветривания и деятельность текучих вод. Продукты выветривания остаются в виде каменных россыпей на вершинах гор. На пологих склонах они медленно сползают под действием силы тяжести, образуя иногда каменные реки. На более крутых склонах перемещение продуктов выветривания создает осыпи.)
4. Когда-то над хребтом Урала
Соляной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Вопрос: О каком времени идет речь?
(В первой половине палеозойской эры на месте современного Урала было море. Это неопровержимо доказывается наличием горных пород, образующихся на морском две, и окаменелыми остатками животных, обитавших некогда в море. В палеозойской эре под воздействием глубинных сил земли и мощного

давления с востока поднялись горы, но море еще долго шумело у их западного побережья).
5. М. Лермонтов пишет:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Вопрос: К какой части Урала можно было бы отнести эти слова?
(Приполярный Урал. Суровый климат. Тундра (горная,) представляет суровую картину каменных россыпей — курумов, скал и останцов. Растения не создают сплошного покрова. Встречается древесная растительность.)
6. Справедливо ли высказывание:
«Молод Кавказ, потому и высок,
древен Урал, потому и принижен
Если нет, то почему?
(Выражение несправедливо: Урал, как и
Кавказ, испытывал поднятие в
альпийско-гамалайскую складчатость, но амплитуда поднятий, их размах были гораздо меньше, чем на Кавказе.)
Привал 6. Щедрая кладовая
1. Тот камень чудесный с Урала,
Нежным светом зеленым манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут. (Малахит.)
2. В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом
с медью малахиты,
Железо, мрамор и (Гранит.)
З. Найдем в нем много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубки сияет красным цветом,
Зеленым цветом (Изумруд.)
4. Из какого металла изделия светят?
(Вольфрам, из него делают волоски электрических лампочек накаливания.)
5. для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен, отлично куется,
Серебряный этот металл. (Алюминий.)
6. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
Гранит.)

Привал 7. Бедная  ворона
Задание: выбери лишнее.

1. Реки:
а) Вишера;
б) Тобол;
в) Миасс;
г) Тагил;
д) Волхов.
(Волхов.)

2. Горы:
а) денежкин Камень;
б) Магнитная;
в) Валдайские горы;
г) Юрма;
д) Ильменские горы.
(Валдайские горы.)

З. Высотная
а) горная пустыня;
б) горная тундра;
в) горная тайга;
г) горные буковые леса;
д) горные лесостепи.
(Горные буковые леса.)

4. Рудные полезные
ископаемые
Урала:
а) титан;
б) каменный уголь;
в) железо;
г) золото;
д) цикк.
(Каменный уголь.)

5. Месторождение руд:
а) Липецкое;
б) Высокогорское;
в) Магнитогорское;
г) Бакальское;
д) Халиловское.
Липецкое.)

б. Города:
а) Екатеринбург; б) Златоуст; в) Тверь; г) Миасс; д) Касли. Тверь.)

Привал 8. Эрудит

1. На правом берегу р. Белой находится Какова пещера. Чем она знаменита? (В Каковой пещере обнаружены наскальные рисунки древнего человека.) 2. Одна из пещер Урала носит имя национального героя Башкирии. Кто этот герой?
(Пещера Салавата. Салават Юлаев -— сподвижник Емельяна Пугачева.) З. Назови автора исторического романа, посвященного освоению железорудных ресурсов Урала. Какова роль семьи промышленников Демидовых в создании металлургического производства?
(Каменный пояс. Е. Федоров.)
4. «Медной горы Хозяйка», <Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», « Горный мастер» и др. Как называется произведение, в которое входят эти сказы. Кто ах автор? («Малахитовая шкатулка» Навел Петрович Бажов.)
5. Одно из месторождений бокситов, открытое на Урале еще до революции носит имя героев из сказки французского писателя Шарля Перро. Как называется это месторождение? (Красная Шапочка.) -
б. Далеко за пределами Урала известна единственная в своем роде коллекция «Пермские боги». Что это за коллекция?
(Скульптурные образы святых вырублены из древесины: липы, сосны, березы).


Привал 9. Выше -  выше (блицтурнир) 
Каждой команде задается по
5 вопросов.

Команда 1
1. На какой реке расположен город Соликамск? (На Каме.)
2. По какому меридиану протянулись горы Урала? (600 в.д.)
З. Назовите наивысшую точку Пай-Хоя. (Гора Мореиз.)
4. Как называется минералогический заповедник на Урале? (Ильменский.)
5. Назовите одним словом неподвижное скопление снега и льда в защищенных
от солонца и ветра местах, не тающего даже в течение года. (Снежник.) Команда 2
1. По какой реке Ермак отправился в путь на уральский хребет? (По Чусовой.)
2. Назовите наивысшую точку Приполярною Урала. (Гора Народная.)
3. Екатерина 1 правила с
1725 г., Екатерина П — с 1762 г., а город
Екатеринбург основан в 1723 г. Почему он так назван?
(Екатерина 1 была императрицей, женой Петра 1, с 1712 г. и после смерти
Петра взошла на престол.)
4. Где в 1668 г. Махайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые, фатисы
вишневые и зеленые...>,? (Близ Мурзинки.)
5. Старые, обычно открытые горные выработки? (Коли.)
Дополнительные
вопросы:
1. Назовите реку, в которой утонул раненый В. И Чапаев. (Урал)
2. Назовите наивысшую точку Полярного Урала.
(Гора Пай-Ер, или Пайер.)
3. Как переводится название горы Народная? (Местное название горы — Народаиз; народ по-ненецки: чаща, дремучий лес, а на коми языке -— камень.)
4. На Урале издавна идет добыча руд цветных металлов. Производством какого
цветного металла особенно известен Урал сейчас? (Медь.)
5. Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, утрата
продуктивности земель, деградация лесных массивов и т. д. Все это создает
что? (Экологические проблемы.)
1. Эта река берет начало в безлюдных тундрах Северного Урала и оканчивается губой Баренцева моря. Назовите се. (Печора.)
2. Крупная река и ее самый большой приток берут начало на Урале. В бассейне
притока — важный каменноугольный бассейн. Назовите этот приток. (Уса.)
3. Назовите наивысшую точку Северного Урала. (Гора Тельпосиз, или Тельпос-Из.)
4. Назовите старейшее место золотодобычи в Россия. (Березовское
месторождение близ Екатеринбурга.)
5. Урал — это мировая жемчужина минерального царства. Кто так образно
назвал Урал?
(А. Е. Ферсман.)

1.Какая река берет начало с горы Юрмы? (Река Уфа.)
2. Назовите наивысшую точку Среднего Урала. (Горе IОрма.)
З. Какова высота горы Народной? (1895 м.)
4, Какое полезное ископаемое найдено на западном склоне Урала, в бассейне
реки Вишеры? (Алмазы.)
5. Назовите известных вам уральских писателей. (Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П.
Бажов.)
1. Как называлась река Урал в прошлом? (Яик.)
2. Назовите наивысшую точка Южного Урала. (Гора Ямантау.)
З. Какова протяженность Урала с севера на юг? (2000 км.)
4. Баженовское месторождение «горного льна — одно из крупнейших в мире.
О чем идет речь? (Об асбесте.)
5. Башкирские шиханы. Что это?
(Горы-одиночки с полуразрушеными скалами, каменными столбами,
башнями., колоннами.)

Подведение итогов .
Учитель. Молодцы, справились с заданиями, хотя и не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из учащихся, хоть на короткий срок, стал исследователем, творцом. Вы ощутили радость открытий, собственную значимость, проявили уважительное отношение к знаниям другого и жажду знаний. Спасибо вам.