тема самообразования на 2022-2023 учебный год. «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

Малышева Оксана Вилутовна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования,

формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

 

Актуальность

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи,

поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Д\с№22 «Город детства»

План по самообразованию

тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

Выполнила: воспитатель Малышева.О.В

р.п Дрожинно 2022-2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;

2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;

3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

4.Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;

5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.

6.Оформить в группе центр речевого развития детей

7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.

8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.

Актуальность

 Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:  

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

 Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми.
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений   по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
  • Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей.
  • Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании  

"Наши успехи"

  • Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ
  • Распространение опыта работы в СМИ.
                      План методической работы   на 2022-23 учебный год

Месяц

 

Методическая работа по теме самообразования

Работа с детьми

Работа с родителями

РППС

I этап. Теоретический

 

 Сентябрь

Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы   с детьми на новый учебный год.

Анкетирование родителей

"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы"

Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр.
(игры, наглядный материал и др.)

II   этап. Практический

Подбор и изучение литературы по теме самообразования.

Оформление папки-передвижки

«Пальчиковая и  дыхательная  гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития

ребенка»

                                         Октябрь

Презентация для педагогов:

"Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "

Консультация для педагогов:

 «Технология мнемотехника»

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и  во время проведения ООД

(пальчиковые игры, дыхательная гимнастика,   игры с мячом су-джок).

Самомассаж ладоней.

Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Проведение консультации для родителей «Как говорит  Ваш ребенок»

Приобрести  мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Ноябрь

 Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

 Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей"

Разработать папку "Стихотворения  по технологии мнемотехника"
(текст стихотворения и к нему мнемотаблица).

               Декабрь

Консультация для педагогов

«Технология наглядного моделирования»

Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь , играя"

 и игровой деятельности с ним.

Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" 

Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи,  расставить в центре развития речи).

          Январь

Подготовка презентации   по теме:

«Технология синквейн»

Дидактические упражнения

"Нарисуй и расскажи".

"Расскажи, что нарисовал"
"О  чем услышал, что изобразил?"

Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».

Создать папку творческую паку работ детей.

Февраль

Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»

 

Составление синквейнов.

Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"

Приобрести литературу для изучения методики.

                  Март

Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»

 

Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.

Игровые речевые упражнения:
"Придумай сказку"
"Расскажи про.."

Индивидуальные беседы с родителями  по текущим вопросам

"Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?"

Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг.

                      Апрель

III этап. Обобщающий

Игровые упражнения "Придумай   свою сказку"

 Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа.

Предложить  родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии:
"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в  определенной ситуации?"

Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.

Отчет по самообразованию

Выступление на педсовете ДОУ.

Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию.

              Май        

 

Список используемой литературы.

  1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
  2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
  3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост.  Л. М. Граб
  4. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
  5. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
  6. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
  7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
  8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.