Мой блог

Содержит мои впечатления и размышления о просходящих в школе событиях, учебной деятельности и профессиональном росте педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность или вот такой вот «телевизор».

Каждый год, когда встает вопрос и необходимости заниматься с детьми проектной деятельностью, актуальной является проблема выбора темы. В чем же сложность? Необходимо, чтобы тема была интересна ребенку или хотя бы доступна его пониманию. А также актуальна, социально значима, не избита и, главное, имела практическую ценность. Когда я первый раз хотела поучаствовать в школьной научно-практической конференции и выясняла, как же должна выглядеть наша работа, мне посоветовали обратить внимание именно на «практическую составляющую». То есть, как мне объяснили, если вы изучаете «из чего состоит телевизор», то затем вы собираете этот телевизор и предъявляете его жюри. Результатом нашего труда должно стать что-то, что затем может быть использовано другим учащимся. Данный совет, откровенно говоря, поставил меня в тупик. Что же может стать таким «собственноручно собранным телевизором» в английском языке?

Ежегодно тысячи учителей осчастливливают своих учащихся темами для исследования. Откуда берется столько новых актуальных тем (да еще чтоб «с телевизором»), как их на всех хватает?

Во время городской научно-практической конференции я внимательно и с большим интересом искала для себя ответ именно на эти вопросы. Какие темы стоит выбирать? Неужели можно каждый год придумывать что-то новое, незатасканное? Итак, мои наблюдения.

Победители поразили. Поразили отсутствием даже малейшей попытки хоть иногда отрывать взгляд от бумажки и рассказывать по памяти. Доклад был прочитан ими от первого до последнего слова. Быстро так прочитан, вероятно, тренировались с секундомером, чтобы успевать за 7 минут. Второе: английский язык в их речи не использовался вообще. То есть абсолютно. И, наконец, сама тема. В работе не проглядывалась ни социальная, ни практическая, ни какая-либо другая значимость. Тема была связана с восприятием поэтической речи. В практической части было описание эксперимента: одноклассникам читался перевод стихотворения Пушкина на английский язык. Потом одноклассники опрашивались на предмет «узнали-не узнали», «нравится-не нравится». Ответы подсчитывались «в процентах». В теоретической части нас порадовали определением слова «поэзия», но вот ни о каких сравнительных характеристиках английской и русской поэзии, что логично вытекало бы из их темы и сути эксперимента, речи не шло.  

Перейдем к призерам. Кого же еще отметило уважаемое жюри? Очередная конкурсантка рассказала о том, что комиксы можно использовать для обучения иностранному языку. В теоретической части-история создания комиксов и причины, по которым комиксы являются неплохим подспорьем в обучении. В практической части: «Я нарисовала комикс по теме «Внешность», показала детям на уроке и им понравилось!» На вопрос: «Можно ли использовать комиксы для обучения в старших классах?» участница, не мудрствуя лукаво, смело ответила «Да».

Второй призер порадовал традиционным лимериком. Мол, есть такие лимерики, такова их история создания, вот я перевела лимерик, лимерики похожи на русские частушки, вот, на пример, вот этот лимерик вот на эту частушку. Частушку семиклассница прочитала с выражением и даже с соответствующей жестикуляцией. Получилось артистично.

Еще до посещения конференции я неоднократно слышала, что несколько лет назад победитель освещал проблему англоязычных надписей на футболках. Тема завораживала меня и заставляла гадать, что ж там такое можно изучить. Мои вопросы не остались без ответа. Данная, весьма по- видимому актуальная, тема была вновь достойна представлена. Оказалось, что надписи можно разделить по категориям типа «Мое отношение к миру», «Мое настроение» и т.д. Рассказать, какую категорию предпочитают одноклассники, а также расширить и дополнить практическую часть сведениями из истории одежды. Таким образом, «Надписи на майках» вновь подтвердили свою репутацию победителя. Хочется добавить, что, несмотря на «ежегодно-новую» тему, исследование было логичным, интересным и представленным на отличном английском языке.

Какие же еще темы были представлены, хоть и не получили одобрения жюри в виде дипломов призеров и победителей? Проблемы перевода, традиции королевской семьи, особенности американского и австралийского вариантов английского языка, английские слова в названиях новых профессий-вот то что запомнилось мне.

Ну и самый интересный, на мой взгляд, проект, который стал призером, но в победители не вышел: «Волонтерское движение». Здесь было все: социальная значимость, связь с жизнью города и школы, грамотное оформление исследовательской части, оснащение графиками и диаграммами, отличная презентация и великолепный английский язык. И все же чего-то не хватило для победы. Может, лояльности жюри?  

Таким образом, даже актуальная-преактуальная тема-отнюдь не гарантия победы. А в самой традиционной и изученной проблеме можно найти что-то новое и склонить на свою сторону жюри.



Предварительный просмотр:

19.03.2019

А может лучше одеться цыпленком? Конкурс английской песни.

Конкурс песни на английском языке «The Best»-одно из самых интересных событий года, в котором могут поучаствовать дети разных возрастов. У каждого свои преимущества. Второклашки трогательны и непосредственны. Их можно нарядить в костюмы веселых цыплят или котят и насладиться произведенным эффектом. Старшеклассникам по плечу более сложный музыкальный материал, да и «взрослый» текст уже легко заучивается. А какой простор для выбора песен! И про любовь, и про друзей, и про…ммм…природу? Или «поверь в себя»? «Потанцуем»? Не так уж и велик список тем. А если поют подростки, то про любовь вроде можно, но чтоб без всяких «touch me», «kiss me» и прочее. Чтобы все намеками да поэтическими иносказаниями.

Кроме того, хочется, чтобы песня была яркая, запоминающаяся, но не «навязшая на зубах». В идеале когда-то популярная, но уже изрядно подзабытая, не попавшая в список «запоем до смерти».  

Песня должна соответствовать вокальным возможностям учащихся, их певческому диапазону и хорошо звучать даже при неидеальном исполнении. Ибо все же многие песни «делает» исполнитель. И без его неповторимого волнующего тембра, песня бледнеет, тускнеет и «виновато прячется под стул». Мол я здесь вообще ни при чем.

Еще не подходят песни, в которых под «минус» сложно вступать и вообще успевать за сопровождением.

Когда я беседовала с педагогами, входившими в состав жюри конкурса, они обращали внимание на следующие моменты. Не смотря на эстрадный характер конкурса, не следует все же забывать, что «это школа». Песня не должна быть вульгарной. Это же относится к танцу и костюмам. Не стоит выходить за рамки приличий. В общем, будьте как дома, но не забывайте. что вы в гостях. Скромнее надо быть.

Еще одно пожелание звучало примерно так: «Не надо заунывных песен. Очень тяжело слушать.»

Ну и наконец, когда «эти поют хорошо» и «те поют хорошо», не ясно кого выбрать, как оценить. Значит кто-то просто должен понравиться, поразить воображение. На пример, надеть костюм цыпленка…или котенка.

Из предложенного мной списка девчонки лихо исключили песни, звучащие, на их взгляд, не достаточно современно. На пример, «You are my love, you are my life» их категорически не устроила. А жаль. Мне в их возрасте нравилось. В следующий раз придется учитывать этот момент.

Еще один весьма раздражающий момент: в некоторых вполне подходящих песнях имеется ну очень долгий проигрыш. Во время этого проигрыша что-то выкрикивается, проговаривается, завывается, стоится на ушах, в общем, происходит некая непонятная движуха.  И чем заполнять эти места-совершенно не ясно. И эти варианты тоже приходится отметать.

Мы в конце концов остановились на «Heartbreak makes me a dancer» Софи Эллис Брекстон. Это достаточно яркий, но уже подзабытый хит с легко запоминающейся мелодией и подходящим для девчачьих голосов диапазоном.

А в проигрыш планируются трюки от нашей «художницы» Вероники. Что ж, посмотрим, удастся ли нам поразить воображение жюри. Или все же надо было одеться цыпленком?  



Предварительный просмотр:

06.03.2019

Концерт, посвященный празднованию 8 марта.

В нашей школе прошел концерт, посвященный 8 марта. Народу собралось традиционно много. Ибо велели праздновать, значит хочешь-не хочешь, иди и празднуй. Малышню, заботливо охраняемую классными мамами, на первые ряды опрометчиво не пустили, так как они «для гостей». Почему опрометчиво? Да потому что, как только начался первый танец, малышня сразу осознала, что «сзади не видно». Но, в отличие от меня, с этим фактом мириться не пожелала. И не удивительно. На сцене творилось не вообразимое. Ну не сразу, конечно, начало «твориться». Сначала велись «дозволенные речи» про «поздравляем-ценим-любим». Но вот потом…

Как черт из табакерки, выскочили под зажигательную музыку танцоры в ярких костюмах. Они танцевали, показывали невероятные трюки и с легкостью бабочки наполнили зал ощущением праздника и веселья. Кому же не захочется полюбоваться таким зрелищем? Это был почти бразильский карнавал. (Ну может не совсем бразильский.) Вот и малышне захотелось полюбоваться. Они повскакивали со своих мест и заполнили все проходы, вытягивая головы к сцене.

Между тем концерт покатился своим чередом. Один танец сменял другой. Детские коллективы начали путаться в голове, сливаясь в один бесконечный поток, прерываемый лишь весьма в этот раз немногочисленными песенными номерами. Хочется отметить прекрасное выступление дуэта восьмиклассниц с песней «Февральские хризантемы». Юные певицы продемонстрировали прекрасную кантиленность и выразительность звучания.

В это время в зале классные мамы с беспокойством следили за своими подопечными: не создают ли шум сидящие в зале, удачно ли пройдет выступление их класса? И не менее важное: удастся ли достойно отчитаться перед родителями с помощью фотографий, безжалостно фиксирующих все происходящее на сцене. Как оказалось, здесь как в балете, важно все: где стоит ребенок, на первой линии или седьмым лебедем у пятого пруда, хорошо ли видны костюмы, пошитые специально к представлению, все ли попали в кадр. И это при том, что на расстановку детей классный руководитель повлиять не может-их расставляют постановщики танцев и организаторы концерта.

А вскоре в нашей школе планируется «дефиле в мусорных пакетах». Костюмы для дефиле должны сшить рукастые учителя начальных классов. Верю, что зрелище будет незабываемым. Ведь учитель начальных классов-он и швец и жнец и на дуде игрец. Ну что ему стоит сшить какой-то наряд из мусорных пакетов. Еще и любому Юдашкину фору даст. И главное, что костюмы уж точно будут эксклюзивные и совершенно бесплатные.    



Предварительный просмотр:

Педагогический дебют или что можно проиграть в настольный теннис.  

Сразу скажу, что любые учительские конкурсы навевают на меня ужас. Да не просто ужас, а ужас-ужас-ужас. Как свой личный, так и навязанный мне коллегами учителями. Складывается впечатление, что каждый такой конкурс оставляет у большинства участников огромный багаж отрицательных эмоций: разочарование, чувство впустую потраченного времени, несоответствие вложенных усилий и полученного результата. Чаще всего идут на такие конкурсы не от хорошей жизни, не от внутренней потребности проявить себя, пообщаться с яркими, творческими людьми или реализовать свой опыт. Нет. Идем потому, что начальство требует, или для аттестации нужно. И хорошо если взамен потраченный сил будет выплачена премия или получено какое-то оборудование для кабинета. Но для многих конкурс оставит после себя лишь внутреннюю опустошенность, разочарование и вопрос «Зачем? Зачем мне все это было нужно?»

Итак, в каких же конкурсах, «входящих в список» может поучаствовать педагог? Если не учитывать те, что «по профсоюзной линии», то их по сути два: «Учитель года» и «Педдебют». В каникулы нам довелось побывать на заключительной стадии Педдебюта, где молодые дебютанты выступали с самопрезентацией. Какие же грани своих талантов выбирали для демонстрации конкурсанты? Воспитатели детских садов показывали сценки, «переделанные» песни, презентации в стихах. И вообще явно склонялись к театральному жанру, проявляя немалые способности к этому виду деятельности. И не удивительно. Попробуй-ка иначе заставить карапуза слушать себя дольше 30 секунд. А ведь программа детсада нынче «вроде института»: ФГОСы, макеты, занятия-все по-взрослому.  

Запомнилась учительница с рассказом о том, как ученик проиграл ей в настольный теннис необходимость ежедневно выполнять домашнее задание по предмету. С другой стороны на кону была «халявная» пятерка. Но получить ее не удалось. Пришлось начать заниматься.

У учителей истории и литературы популярно было чтение стихов под музыку. Кто-то читал стихотворения популярных поэтов, кто-то представлял свои собственные произведения.

В выгодном положении оказались умеющие профессионально танцевать. Так вальс с учащимся произвел должное впечатление на зрителей (и надеюсь на жюри).

Итак, можете танцевать-танцуйте, не можете-пойте, не хотите-читайте стихи или применяйте элементы театрализации. Главное, не проигрывайте в настольный теннис то, что вам самим пригодится.