"Учитель России - 2023"

Иванова Оксана Викторовна

Тема моей методической мастерской на конкурсе "Учитель России - 2023" - «Лэпбук как способ развития познавательной активности и систематизации знаний младших школьников на уроках русского языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Добрый день уважаемые члены жюри. Меня зовут Иванова Оксана Викторовна. Я учитель начальных классов высшей квалификационной категории Сормовской православной гимназии им. Иоанна Богослова.

     Тема моей методической мастерской «Лэпбук как способ развития познавательной активности и систематизации знаний младших школьников на уроках русского языка»

           Одна из серьезных проблем современного образования - значительное снижение познавательной активности учащихся. На практике я стала замечать, что учащиеся просто заучивают правила, не понимая их смысла, у ребят пропадает мотивация к обучению. Да и многие правила вызывают затруднения для понимания. Ведь основная задача учителя, в учебном процессе, заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. 

      Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он смог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно их расширить. Одним из способов достижения этой цели я нахожу использование на уроках методику создания лепбука.      

     Не секрет, что у каждого человека ведущим является свой вид памяти.

     Как правило, учитель начальной школы использует на уроках огромное количество наглядности. Соответственно для ребёнка, у которого преобладает зрительная память это прекрасно подходит. Он легко выучит правило, стихотворение по картинке, плакату или схеме. Это очень сильно облегчИт ему обучение.

      Речь учителя, ответы одноклассников, проговаривание хором – материал, который воспринимается на слух ребёнком – аудиалом.

     А что делать ребёнку – кинестетику? Ему ведь надо всё потрогать, пощупать. Детям, познающим мир тактильным способом, очень сложно воспринять словесные объяснения учителя. Педагогу приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Также в каждом классе есть особые ученики, таких принято называть «слабыми». Для них процесс запоминания так же вызывает большие трудности. Чаще всего неудачные попытки приводят к тому, что ребёнок просто теряет интерес не только к данному материалу, но и к предмету в целом. К таким ученикам нужен особый подход.

      Размышляя над данной проблемой, я вспомнила своё детство, когда мы с подружками делали домики для бумажных кукол, объёмная книжка с яркими запоминающимися картинками.    

     Мне стало интересно, есть ли подобное средство в обучении детей. И вот совсем недавно для себя открыла познавательную форму совместной работы с детьми - создание лэпбука.

     Впервые  «Лэпбук» появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году. Адаптировала данное средство обучения для российского образования Татьяна Пироженко.

     Лепбук – это самодельная интерактивная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, с вкладками и подвижными деталями, на которых размещается информация по какой – то определённой теме. В неё удобно включать все правила изучаемые на уроках русского языка.

     Лэпбук отвечает требованиям ФГОС:

- позволяет интегрировать разные виды деятельности (речевую, познавательную, игровую);

- позволяет учитывать индивидуальные способности детей (в нём представлены задания разной сложности);

- даёт возможность структурировать сложную информацию;

- позволяет разнообразить самую скучную тему и научить простому способу запоминания (особенно если  ребенок кинестетик и визуал);

- вариативность использования заданий (есть возможность добавлять новые задания в «кармашки»).

     Так же эта тетрадь помогает оживить уроки.

     Учащимся лэпбук поможет запомнить скучные правила в игровой форме, повысить интерес к изучению предмета, собрать изученные темы в одном месте  и многократно повторять их.

В работе  с лэпбуком я выделяю три этапа: у каждого свои задачи  и содержание.

Знакомство с тетрадью начинаю с первых дней обучения детей в школе. На подготовительном этапе в первом полугодии букварного периода знакомлю каждого ребёнка к обращению с лэпбуком как информационным помощником. Для этого первоклассники знакомятся со строением тетради, каждый ребёнок изготавливает отдельную страничку, посвящённую какой-либо букве. Затем эти странички могут быть собраны в отдельную папку.

На этом этапе лэпбук может изготавливаться в виде раскладушки. Он может быть посвящён работе со звуком, словом.

На начальном этапе, во втором полугодии первого класса, необходимо сформировать у детей первоначальные умения пользоваться лэпбуком, познакомить с элементами исследовательской деятельности. На этом этапе у детей формируется представление о нём как об обучающей папке.

     На основном этапе нужно научить детей приёмам работы с информацией разных видов, научить отбирать содержание для наполнения тетради, а самое важное - выработать привычку обращаться к нему в случае необходимости повторения и закрепления материала.

Чтобы решить поставленные задачи, работать с тетрадью можно на уроках разного типа:

На уроках открытия нового знания учащиеся узнают новые термины, правила, учатся применять их на практике.

          Введение новой темы возможно с помощью интерактивной тетради в разных вариантах:

первый вариант - в лэпбуке есть только названия разделов и его нужно будет постепенно заполнять в ходе  изучения темы.

         Например, изучая тему «Имя существительное» во 2 классе,  первый кармашек будет на определение части речи, где учащиеся разбирая правило выделяют ключевые слова и вписывают их в рамку лэпбука. На этапе первичного закрепления  ребята выполняют задание на определение части речи однокоренных слов из лэпбука.  А дома имеют возможность сканировав QR-код и выполнить дифференцированное задание на платформе «Яндекс.Учебник» по выбору. На следующих уроках, уже в 3 классе изучаются категории имени сущечтвительного и лэпбук дополняется. новыми правилами и примерами.

      Второй вариант введения новой темы: это может быть заранее подготовленная и наполненная материалами страничка тетради, которую учитель показывает и предлагает внимательно рассмотреть, задать вопросы, изучить, тем самым активизируя познавательные возможности, проводя пропедевтику работы на будущих уроках.

Например, при изучении темы «Состав слова» в 3 классе можно показать всю страничку с паровозиком, где обозначены все части слова. Дети в ходе работы с лэпбуком выстраивают содержательные линии будущих уроков. При изучении приставки в облачко учащиеся собирают все приставки, которые им встречаются и т.д. В конце всех уроков выводят алгоритм разбора слова по составу и выполняют тренировочные упражнения на платформе «Яндекс.Учебник» по QR-коду, размещенному в лэпбуке.

На уроках закрепления и рефлексии главное – научить фиксировать собственные трудности, учить выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления, а так же  повторить и обобщить пройденный материал. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать разные варианты лэпбука: полностью оформленные или с возможностью добавления материалов в разделы папки.

Например, можно организовать работу со словарными словами, причём у каждого ребёнка свои слова, те, которые он никак не может запомнить. Изготавливаются круги (два или три со слогами, в зависимости от кол-ва слогов в слове), в центре скрепляю ниткой и поворачивая круг учащиеся составляют словарные слова, раскрашивая каждое слово одним цветом и выделяя незапоминающиеся буквы.

При изучении темы «Однокоренные слова», детям предлагается задание в лэпбуке: записать на грибке вкладыше однокоренные слова по имеющемуся на шляпке корню и поместить грибы в корзину - кармашек. Причём работу можно организовать в парах с взаимопроверкой. Дома ребята выполняют проект «Гербарий – корнярий».

На этих уроках многократное повторение одного и того же учебного материала происходит в разных форматах и способствует успешному закреплению материала, применению знаний в новых ситуациях.

На уроках систематизации знаний уместно организовать работу, направленную на создание самого лэпбука. Для этого есть соответствующие предпосылки:

- дети уже обладают необходимым запасом знаний по данной теме, а работа над макетом или лэпбуком поможет детям выделить главное, систематизировать и структурировать информацию, а также продемонстрировать индивидуальный уровень знаний по данной теме, добавляя разделы лэпбука или пополняя уже имеющиеся.

Например, работая со словарными словами, учащиеся постоянно добавляют их в лэпбук. Во втором полугодии первого класса при изучении темы «Правописание гласных после шипящих» - есть возможность дополнять бочки новыми словами. Учащиеся дома придумывают слова с «дырками» для соседа по парте, а на уроке ими обмениваются.

При изучении темы «Текст» в 3 классе проводится работа с правилом, выделяя ключевые слова. Так же слова выделяются и в самих текстах, наблюдая над строением и определяют вид текста, вкладывая его в соответствующий кармашек (учащиеся могут дополнять виды текстов своими примерами).

Целесообразно на таких уроках использовать групповые формы работы, тогда вместе с развитием познавательных универсальных учебных действий, дети приобретают навыки работы в группе, учатся взаимодействовать друг с другом.

        Уроки развивающего контроля проводятся по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.

        Очевидно, что на уроках данного типа применение лэпбука практически невозможно. Поэтому предлагаю использовать в нём QR-коды. Для этого нахожу задания, имеющие функции контроля в сети Интернет на платформах «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», после чего при помощи специальной программы можно сгенерировать QR-код. Таким образом, используя современное цифровое оборудование, дети одновременно могут через QR-коды получить доступ к заданиям, отобранным учителем для контроля, выполнить их, получить объективный результат в виде отметки, а так же выполнить работу над ошибками.

        Например, при изучении темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне», учащиеся могут воспользоваться  QR-кодами для тренировки знаний базового и повышенного уровня, а так же проверить свои знания по данной теме, они получают QR-коды, которые приведут их на платформу «Яндекс. Учебник», где для них сгенерированы индивидуальные  задания, которые система проверит автоматически.

Таким образом, создание лэпбука может стать формой представления итогов проектной или творческой работы обучающихся, итогом изучения темы или раздела по любому учебному предмету. 

Важно обратить внимание на разделы лэпбука, они должны отражать все ключевые вопросы темы.

Ценным является то, что для его создания ребенку необходимо научиться из большого объема информации выбрать необходимую.

Учащиеся с удовольствием играют с лэпбуком на переменах, составляя слова, придумывая различные игры и формы наполнения тетради.

Работа по изготовлению лэпбука происходит в несколько этапов:

1 этап  - Выбор темы.

Нужно решить, будет лэпбук формой обобщения знаний по одной теме или по целому разделу, ставлю цель, задачи. Когда тема определена,  перехожу к плану.

2 этап – Продумываю, какими материалами заполню учебное пособие. Это могут быть игры, стихи, загадки, пословицы, картинки, конверты с играми, карточки с заданиями, кроссворды  и т.д. Важно не перегружать лэпбук методическими рекомендациями, никаких больших текстов с описаниями и лишней информацией! Здесь приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».

3 этап – Рисую макет лэпбука. Продумываю, в каком месте,  в каком виде будет отображаться каждый из пунктов плана. Схематично зарисовываю. Иногда ребята, проявляя творчество, сами планируют где, что и как разместить на страничке. Очень важно расположить материал по разделам, чтобы ребёнок не тратил много времени на поиски нужной страницы.

4 этап – Всё распечатываю. Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов, кармашков, которые можно найти в интернете.

5 этап – работа с лэпбуком на уроках и переменах.

     Практическое применение проводится  с обучающимися на базе «Сормовской православной гимназии», где обучение ведётся по программе «Школа России».

Оценку уровня сформированности «Познавательной потребности» я проводила по методике Льва Моисеевича Фридмана. Диаграмма  показывает,  что  реализация данного средства обучения  положительно сказывается на уровне развития  познавательной потребности. Большой процент учащихся проявляют повышенный интерес у детей к урокам русского языка. Так же была отмечена быстрая усваиваемость материала.

Учащиеся являются активными чтецами своих сочинений на радио «Образ», участниками гимназической игры «Всезнамус», а так же с удовольствием участвуют в олимпиадах по русскому языку различного уровня, занимая призовые места.        

          Эффективность применения лэпбука позволила предположить возможность его использования в дальнейшем. Так же в 4 классе планируется работа с  лэпбуком на уроках окружающего мира после изучения оределённого блока темы.

     Опыт работы по данной теме был представлен на методическом объединении и педсовете гимназии. Проводился мастер-класс для коллег школы №156 им.Б.И.Рябцева, материалы публиковались в интернет-источниках.

     



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

     Здравствуйте,  уважаемое жюри. Вашему вниманию был представлен урок русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные» по программе «Школа России».

     Урок входит в раздел «Части речи» является шестым при изучении данного раздела.

Тип урока: систематизация знаний по теме «Собственное и нарицательное имя существительное»

Форма урока: урок-практикум 

Цель  урока: закрепить и углубить  понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Совершенствовать  навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Данную цель дети формулировали вместе со мной.

     На уроке осуществлялись учебные задачи, направленные на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.

      Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

      Метапредметные:

      Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

      Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

      Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

      Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

     Структура урока соответствует типу систематизации знаний и помогает каждому включиться в работу, увидеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические знания и практические умения учащихся, полученных ранее на уроках русского языка. Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

     При разработки данного урока учитывались основные психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 3 класса.

     Урок разрабатывался в соответствии с принципами активизации познавательной деятельности, научности, доступности, построен в логике системно-деятельностного подхода.

     Для обеспечения мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся был использован прием создания странички из «Лэпбука».

       В основе данного урока  лежит технология создания странички из лэпбука. Выбор данной технологии обосновывается возрастными особенностями учащихся.  

      Поскольку в классе находятся дети с разным типом восприятия материала, то я старалась на уроке применять методы и приемы, направленные на восприятие информации и визуалами, и аудиалами.

Практика показывает, что большинство учащихся является визуалами, поэтому считаю, что наиболее эффективно использование метода наглядной передачи информации в виде странички из лэпбука и презентации.

       Для детей аудиалов – методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (речь учителя, ответы одноклассников, проговаривание хором).

      В ходе урока можно выделить следующие этапы:

  • Мотивация учебной деятельности  
  • Содержательный  - этапы актуализации уже имеющихся знаний
  • Рефлексивно-оценочный

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка), которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.

      Также на уроке был использован раздаточный материал: карточки для заданий в парах, страничка из лэпбука, карточки для обратной связи.

       В течение всего урока осуществлялся текущий контроль за работой учащихся. Обратная связь организовывалась при помощи сигнальных карточек. Я считаю, что урок прошел успешно. Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность. 

      Рефлексия полученных знаний была организована  с использованием  «Рефлексивного экрана». Мы выяснили, что детям урок понравился и они остались довольны собой. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке используется мной как одна из  составляющих успешной социализации личности.  

Спасибо за внимание.

     



Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап  

(1 мин)

1 слайд

- Всем добрый день.

- Ребята, проверим вашу готовность к уроку. Садитесь.

- Какое у вас настроение?

- Я желаю вам сегодня успеха на нашем уроке.

Ведь успех – это залог хорошей работы.

- Запишите в тетрадях:

                       16 января.

                  Классная работа.

- Не забудьте выделить ошибкоопасные места. Спинка прямая. Кто написал – ручку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

Записывают дату.

Этап постановки цели и  задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

Гиперссылка (снежинка)

- Послушайте красивое стихотворение.

  (звучит стихотворение «Снежинка»)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Снежинка поможет вам справиться с трудностями и достичь цели урока.

- За ваши старания и правильные ответы вы получаете снежинки.  (показываю снежинку) 

Они будут появляться на доске.

2 слайд

- На слайде записаны три предложения. Прочитайте и проверьте их. (пауза)

- Кто считает, что Вова записал предложение верно? Если он правильно записал предложение, покажите +, если неправильно  -.

- Кто считает предложение Пети  правильным, просигнальте.

- Кто считает предложение Катюши правильным, просигнальте.

- Обоснуйте свой вывод.        

- Запишите правильное предложение красиво.

- На что нужно обратить внимание при написании данного предложения?

3 слайд

Хожу, смотрю, хвалю

Снежинки долетали до земли.

- Вы старались написать красиво, поэтому получаете

(вешаю на доску) + щелчок

- Значит,  тема нашего урока....

- Продолжите фразу:

Чтобы  усвоить тему урока....

(учитель выставляет опорные слова на доске)

Мы НАУЧИМСЯ...

- Для чего нужно уметь их различать?

Значит мы УЗНАЕМ...

 И СМОЖЕМ....

Молодцы. Получаете ещё одну

(вешаю на доску)

 

да

В предложении Катюши «долетали» написано слитно, так как до – это приставка, а приставки со словами пишутся слитно, а слова «до земли» она написала раздельно, потому что до – это предлог, а предлоги со словами пишутся раздельно.

Приставки пишутся слитно, а предлоги - отдельно

Предлоги и приставки

Дети продолжают фразы:

Отличать приставку и предлог Чтобы правильно  писать слова с приставками и предлогами.

Как писать приставки и предлоги

Применять алгоритм действия 

Этап актуализации знаний

- Поработаем в парах с таблицей.

(вешаю карточку  «работа в парах» на доску)

4 слайд

Приставки и предлоги

сходство

различия

- На партах у вас лежит табличка и карточки. Достаньте их из конверта.

-  Разложите карточки в таблице.

(хожу по рядам)

5 слайд

- Сравните свою таблицу с образцом на слайде.

Приставки и предлоги

сходство

различия

одинаковый набор букв

Предлог-часть речи.

Приставка-часть слова

Предлоги со словами пишутся отдельно.

Приставки пишутся слитно.

- Сигналом оцените свою работу.

- За работу с таблицей вы тоже заработали

 (вешаю на доску)

- Давайте сравним нашу таблицу с правилом в учебнике на с.132

- Прочитайте правило про себя.

- Прочитайте хором.

- Чем похожи наши выводы в  таблице и правило?

- Молодцы! Давайте сделаем гимнастику для глаз.

ФИЗМИНУТКА 6 слайд

- Выполним зарядку для глаз.

  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
  • Сядьте прямо, держите голову ровно
  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами
  • Если предмет вращается, делайте глазами круговые движения

Работают с таблицей

Предлог-часть речи.

Приставка-часть слова.

Предлоги со словами пишутся отдельно.

Приставки пишутся слитно.

Выполняют

Этап применения  знаний и умений в новой ситуации (решение учебной задачи- выполнение учебных действий) (8 мин)

- Правило вы повторИте дома.

- А сейчас для закрепления  потренируемся на практике.

7 слайд

Белый заяц (по)бежал (по) полю.

- Спишите предложение в тетрадь, раскрыв скобки и применив правило.

С доской

- Укажите части речи над выделенными словами первого и второго  предложения:

долетали, до земли

побежал, по полю 8 слайд

- Предположите, у какой части речи не бывает предлогов.

- Вы правы, прочитаем ещё раз об этом правило в учебнике на с.133

- Давайте дополним нашу таблицу этим важным выводом. Запишите в таблицу: У глаголов нет предлогов.

9 слайд

Приставки и предлоги

сходство

различия

одинаковый набор букв

Предлог-часть речи.

Приставка-часть слова

Предлоги со словами пишутся отдельно.

Приставки пишутся слитно.

У глаголов нет предлогов.

Молодцы! (вешаю на доску)

 

Слово побежал напишу слитно, т.к. нельзя вставить слово или вопрос.

ПО – это приставка.

По полю напишу раздельно, т.к. можно вставить слово по (чистому) полю.

ПО - это предлог.

Долетели – гл, до – пр, земли – сущ

Побежал – гл, по – пр, полю - сущ

У глаголов не бывает предлогов.

 

 

 

 

 Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

Этап обобщения и систематизации учебной задачи (8 мин)

- Чтобы у нас с вами не было трудностей при написании приставки и предлога, давайте составим алгоритм

- Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

- Верно. Если это глагол….

- А если существительное или другая часть речи…

- Если получилось?

- Если не получилось?

- Молодцы.

10 слайд   АЛГОРИТМ

- Вот такой у нас получился алгоритм написания приставок и предлогов.

- Действуя по нашему алгоритму, начнём делать упр.№259, а закончите вы его дома.

№259 (у доски один)

(С)востока (по)тянул ветерок.4

- Что обозначает цифра 4 в конце предложения?

- Его вы выполните дома

Аналогичная работа со 2 предложением.

Молодцы! (вешаю на доску)

ФИЗМИНУТКА

Вдохни морозный воздух

Подуй на снежинку

Работа в парах  по алгоритму +работа со слабоуспевающими.

- У вас в конвертах лежат карточки со словосочетаниями, поработайте в парах. Запишите словосочетания, раскрыв скобки и применив наш алгоритм. Приступайте.

- А …… и …… пойдут к доске  и выполнят задание со снежинками.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- А ещё?

- Снежинки, на которых есть предлог – вы вешаете в один столбик, а где – приставка – в другой.

Молодцы! (вешаю на доску)

 

 

Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи 

Тогда это приставка, так как у глаголов нет предлогов.

 То это предлог и надо попробовать вставить слово или вопрос

Пишу раздельно – это предлог

Это приставка и надо писать слитно

(восток – это имя сущ. Проверяю: с (какого?) востока. Пишу раздельно, так как «С» - это предлог. Потянул (что сделал?) – это глагол. Значит «По» - это приставка, пишу слитно)

Синтаксический разбор предложения

 

 

 

 

Выполняют упражнения

Работают в парах.

На слова с приставками и предлогами

На глаголы и существительные

Этап рефлексии (подведение итогов урока, дом.задание, самооценка и/или взаимооценка)

11 слайд. Рефлексия

- Чему мы научились на уроке?

- Что общего между приставкой и предлогом?

- Чем отличаются приставка от предлога?

- Как отличить приставку от предлогов?

- Перед какими словами никогда не ставится предлог?

Оценивание детей

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо!

Алгоритм на снежинках. 

- Зима дарит вам каждому на память снежинку, на которой написан алгоритм действий.

Д/з  Остальные предложения задать на дом + карточка соседу по желанию по аналогии  с той, которую выполняли в парах

        

 

 Отличать приставку от предлога

Они одинаково произносятся

Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Приставка-часть слова, предлог-часть речи.

Надо определить часть речи. Если  глагол – то это приставка, а если существительное – пробуем вставить слово. Можно вставить слово – предлог, а нельзя – приставка.

 Перед глаголами