Всероссийский конкурс Образовательных практик обновления содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями

Волкова Наталья Павловна

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Он начинает привлекать внимание с самого раннего детства и таит в себе большие возможности для всестороннего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения о ДООП

Дополнительная общеразвивающая программа кукольный театр «Сказкин дом» имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка в области театрального искусства. Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского (Москва, «Просвещение» 2014 год).

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Он начинает привлекать внимание с самого раннего детства и таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.C:\Users\Nach_Cl\Desktop\альбом 1 класс\фото\IMG_20201105_110007.jpg

Во-первых,  в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих,  в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека, сказочного персонажа, мультипликационного героя. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Отличительной особенностью программы является увлечение детей одной общей работой и идеей, дающей один результат – спектакль: одни и те же дети выполняют и исполнительную работу и работу по оформлению спектакля (изготовление кукол, бутафории, реквизитов). Такая организация деятельности не предусматривает разделения трудовых и творческих процессов, разделения детей на художников и исполнителей. То есть учащиеся становятся творцами будущего детища, готовые выполнять любую работу, направленную на создание постановки. Хотя при этом у некоторых детей может проявиться склонность к изобразительной, либо к конструкторской деятельности, либо к игре с куклой. Это должно быть обязательно учтено в процессе обучения в виде индивидуально-творческого подхода к ребёнку.

C:\Users\Nach_Cl\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190910_164221.jpg

 Цель:  Эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с историей и  развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства;    

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

- формирование интерес к театру кукол.

- развитие  артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Развивающие:

- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера  в каждом ребенке;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память. 

Воспитательные:

- создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

- развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Организационно-педагогические основы обучения.

  Программа «рассчитана на 72 часа.  

  Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1 час (40 минут).

В группу  принимаются все желающие, специального отбора не производится.

    Количество детей в группе 10-15 человек. Предусмотрены занятия по подгруппам. На первом этапе дети знакомятся с театральным искусством.        На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Дети знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. Самостоятельно делают кукол.

      Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.

     Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя.

Ожидаемые результаты образовательного процесса:

Ожидаемые результаты образовательного процесса

Знать: Виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры); что такое техника речи, какие понятия она в себя включает; что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.; чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи; что такое дикция что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок; что такое этюд, виды сценических этюдов

     Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления.

-иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре, его видах, формах;

-информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра повторять за педагогом, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- произносить заданную фразу с разными интонациями;

- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- пользоваться жестами;

-объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;

- выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему;

-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;

-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения

- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические

ударения;

-применять полученные знания в создании характера сценического образа

-выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по разному;

- создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

-самостоятельно работать над сценарием;

-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли;

-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

-применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью.

В итоге полученных знаний, ребенок приобретает такие навыки:

- элементарного актерского мастерства; 

- образного восприятия окружающего мира;C:\Users\Nach_Cl\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201023_113213.jpg

- общения с партнером;

- концентрации внимания и координации движений;

- коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру.

Итогом реализации образовательной программы объединения является участие в различных мероприятиях, концертах, конкурсах.

Особенности реализации программы программы

Образовательный процесс в театральной студии включает в себя различные методы обучения:

- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);

- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке в этюдах-импровизациях;

- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;

- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории.

         Каждое занятие начинается с тренинга, в который входят:

Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики.

       Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

протокол №1 от 31.08.2020 г.

Согласовано

Зам. директора по ВР

31.08.2020 г.

__________

Утверждено приказом

Салемальской школы-интерната

от 31.08.2020 г. №584-ОД

_______И.А. Огородникова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Кукольный театр

«Сказкин дом»

направленность: художественная

Возраст детей  10-11 лет

Срок реализации:1 год

Автор-составитель:  Волкова Н.П.,

педагог дополнительного образования

с. Салемал, 2020 г.

Пояснительная записка

        Дополнительная общеразвивающая  кукольный театр «Сказкин дом» имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка в области театрального искусства. Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского (Москва, «Просвещение» 2014 год).

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Он начинает привлекать внимание с самого раннего детства и таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Во-первых,  в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих,  в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека, сказочного персонажа, мультипликационного героя. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Отличительной особенностью программы является увлечение детей одной общей работой и идеей, дающей один результат – спектакль: одни и те же дети выполняют и исполнительную работу и работу по оформлению спектакля (изготовление кукол, бутафории, реквизитов). Такая организация деятельности не предусматривает разделения трудовых и творческих процессов, разделения детей на художников и исполнителей. То есть учащиеся становятся творцами будущего детища, готовые выполнять любую работу, направленную на создание постановки. Хотя при этом у некоторых детей может проявиться склонность к изобразительной, либо к конструкторской деятельности, либо к игре с куклой. Это должно быть обязательно учтено в процессе обучения в виде индивидуально-творческого подхода к ребёнку.

Вид программы: модифицированная.

Направленность программы: художественная

Цель:  Эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с историей и  развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

- формирование интерес к театру кукол.

- развитие  артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Развивающие:

- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера  в каждом ребенке;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

Воспитательные:

- создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

- развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Организационно-педагогические основы обучения.

  Программа «рассчитана на 72 часа.  

  Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1 час (40 минут).

В группу  принимаются все желающие, специального отбора не производится.

    Количество детей в группе 10-15 человек. Предусмотрены занятия по подгруппам. На первом этапе дети знакомятся с театральным искусством.        На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Дети знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. Самостоятельно делают кукол.

      Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.

     Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя.

Методы и формы обучения.

Дидактическую основу программы составляют следующие

технологии:

- групповые

- игровые

- взаимопомощи

- индивидуальное и проблемное обучение

 - педагогика сотрудничества

- информационные

- здоровьесберегающие

Реализации этих технологий помогают следующие формы:

- Теоретические и практические занятия

- Индивидуальные, групповые, коллективные

- Театральные игры

 - Беседы

- Тренинги

- Экскурсии в учреждения культуры

- Спектакли

- Праздники

Методы:

- Репродуктивный

- Иллюстративный

- Эвристический

- Проблемный

- Драматической психоэлевации

- Импровизации

- Релаксации

- Педагогическое наблюдение

- Упражнение

- Поощрение

- Объяснение

- Личный пример

- Рефлексия с обучающимися

     На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

     На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги.     Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

      Интегрированные театральные занятия, объединенные определенным сюжетом, проводятся со всей группой. В них используются упражнения и игры из различных разделов программы.

     Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей обучающихся. Театральная игра – это шаг к искусству, начало

художественной деятельности.

      Театральные игры и тренинги рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником творческого процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

      На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек. Отрабатываются отдельные картины или сцены из спектакля, поиск характера образа действующих лиц, работа над перспективой роли. Занятия проводятся в занимательной, интересной форме основываясь на сюжетном построении. Для успешной реализации программы необходимы условия.

         Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:

- Принцип системности.

Этот принцип предполагает преемственность знаний, комплексность усвоения разделов программы

- Принцип увлекательности.

Является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

- Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Занятия в объединение должны активировать имеющиеся у каждого ребѐнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий обучающийся будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

- Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребѐнка как творческой личности.

Этот принцип позволяет развивать в ребенке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. А также способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться.

- Принцип коллективизма.

В коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

- Принцип деятельностной основы занятий.

Выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. Основной упор делается на самостоятельные и групповые формы работы. Ребенок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать самостоятельно. Он осуществляет перевоплощение действующего лица в предлагаемых обстоятельствах. В данном случае речь идет о приемах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

- Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы обучающимся как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другой найдут применение в жизни каждого ребенка.

Ресурсное обеспечение:

1. Ватман, кисти, краски, карандаши, фанера – для изготовления декораций, картон. Акварельные краски, гуашь.

2. Магнитофон, микрофон.

3. Освещение (софиты).

4. Помещение со сценой.

5. Материал для изготовления ширмы, кукол.

6. Швейная машинка.

       Ожидаемые результаты образовательного процесса:

Знать: Виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры); что такое техника речи, какие понятия она в себя включает; что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.; чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи;

-что такое дикция что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок; что такое этюд, виды сценических этюдов;

- особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления.

-иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре, его видах, формах;

Уметь: выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- произносить заданную фразу с разными интонациями;

- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- пользоваться жестами;

-объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;

-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;

-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения

- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;

-выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по разному;

- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини- спектакли;

-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

В итоге полученных знаний, ребенок приобретает такие навыки:

- элементарного актерского мастерства;

- образного восприятия окружающего мира;

- общения с партнером;

- концентрации внимания и координации движений;

- коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру.

Итогом реализации образовательной программы объединения является участие в различных мероприятиях, концертах, конкурсах.

К концу обучения дети должны

                   Знать (теория)

                  Уметь (практика)

иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре,

его видах, формах

выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную

тему

основы сценической речи;

применять полученные знания в создании характера сценического

образа

основные элементы сценического действия театра кукол, их особенности

создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности своего тела

построение простейшего сюжета, используя опорные слова, обозначающие действия

применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по

сценической речи в самостоятельной работе над ролью

базовые компоненты театра кукол и его особенности

самостоятельно работать над сценарием

Оценка и контроль.

Сроки

Вид деятельности

Форма контроля и оценка результатов

Первое полугодие

 Учащиеся должны иметь представление о истории  зарождения и развития кукольного театра.

Обязательно должны соблюдать технику безопасности при    работе с режущими  и колющими   инструментами.

Должны  знать          основные виды кукол  и уметь     их распознавать.

Получить первичные навыки  работы с куклами.

Зачет.Поощрение наиболее     отличившихся.

Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.

Мониторинг уровня личностного развития.

Второе полугодие

 Научиться закреплять умения действовать на сценической площадке естественно и оправданно.

развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость  и фантазию, воображение, образное мышление;

развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

развивать речевое дыхание и артикуляцию;

Зачет. Выставка изделий учащихся.

Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.

Мониторинг уровня личностного развития.

 Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в учреждении

Итоговый – открытые занятия, спектакли.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи

являются одной из форм итогового контроля.

 Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Учебный план

№ п\п

     Раздел программы

              Количество часов

    всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

«Азбука театра»

2

1

1

3

«Виды театральных кукол и способы кукловождения»

8

2

6

4

«Игровой речевой тренинг»

12

4

8

5

«Работа с куклой»

18

4

14

6

«Постановка кукольного  спектакля»

27

5

22

7

Итоговое занятие

4

2

2

 

           ИТОГО:

72

19

53

Содержание тем

Название блока

Темы

Описание

Часы

Прогнозируемые результаты

Раздел       «Вводное занятие»

Введение

Теория:Знакомство с дополнительной образовательной программой  «Театр кукол». Цели  и  задачи  творческого объединения. Знакомство педагога  с обучающимися. Правила  поведения  на  занятиях.  Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.

Практика:Игра – импровизация «Чему я хочу научиться»

2(1/)

Учащиеся должны иметь представление о истории  зарождения и развития кукольного театра.

Обязательно должны соблюдать технику безопасности при    работе с режущими  и колющими   инструментами.

Должны  знать          основные виды кукол  и уметь     их распознавать.

Получить первичные навыки  работы с куклами.

«Азбука театра»

 Из чего складывается театр.

Куклы и кукловод

Теория: Знакомство с профессиями:  актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер  и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса  к театру кукол. Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России -  Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла,  Франция – Полишинель,  Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира».

«Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой.

Практика: Просмотр презентации: «Кукольные театры России». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я –актер».  Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр»

2(1/1)

Дети должны читать выразительно различные виды предложений;

свободно двигаться куклами над ширмой;

«Виды театральных кукол и способы кукловождения»

театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др.

Теория: Активизация познавательного интереса  к театру кукол;

Практика: Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол».  Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.) Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой  проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.

8 (2/6)

Дети должны уметь изготовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее

строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

инсценировать простые сказки;

 двигаться пластично, ритмично.

«Игровой речевой тренинг»

Понятие: «Артикуляционная гимнастика»;

«Речевое дыхание»;

«Дикция и ее значение в создании образа»;

«Интонационная выразительность речи».

Теория: «Дикция и ее значение в создании образа». 

Практика: Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др. Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на  развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой)    и др. Упражнения над голосом в движении  «1, 2, 3, 4, 5  — будем дружно мы играть».  Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».

12 (4/8)

Научиться закреплять умения действовать на сценической площадке естественно и оправданно.

развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость  и фантазию, воображение, образное мышление;

развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

развивать речевое дыхание и артикуляцию;

Работа с куклой

Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле.

Характер и  внешний облик куклы, их связь и отношения

«Особенности речи в характере персонажа».

Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля»

Игры  и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь«Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф

    «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».

Теория: Детальное обучение работы над ширмой. Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется.

Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение.  Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»).

Практика: Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных черт  характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.

Этюды  с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др. Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.)

Наделение куклы характером, голосом, движением.

». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей.

Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Занятие «Сказочные герои в театре». Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.

Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе.  

18(4/14)

Научиться строить более сложные диалоги;

 читать скороговорки, стихи, выразительно;

готовить простое оформление к спектаклю      ( декорацию);

изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее.

Постановка кукольного  спектакля

«Непослушная Даша»

Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле.

Обучение детей коллективной работе.

Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.

Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен.

Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле.

Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю.

Групповые и индивидуальные репетиции.

Генеральная репетиция.

Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном.

Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом.

Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа).

Упражнения  и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.

Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Репетиция  пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории.

Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.

Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол.

27 (5/22)

Должны уметь действовать на сценической площадке естественно;

читать выразительно различные виды предложений;

свободно двигаться куклами над ширмой

Итоговое занятие

Подведение итогов

Практика: Творческий отчет – показ спектакля.

Теория: Анализ показа.   Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.

4(2/2)

Учащиеся делают анализ своей деятельности. Делятся      опытом, выясняют        над чем предстоит        работать.

Содержание программы

                             

1. Вводное занятие.

Знакомство с дополнительной образовательной программой  «Театр кукол». Цели  и  задачи  творческого объединения. Знакомство педагога  с обучающимися. Правила  поведения  на  занятиях. 

Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».

2. Азбука театра.

 Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями:  актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер  и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса  к театру кукол.

Просмотр презентации: «Кукольные театры России».

Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России -  Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла,  Франция – Полишинель,  Германия – Гансвурст, и т.д.

 Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер».  

 Беседа: «Что такое одежда сцены».

Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением.

Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…».

Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой. Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр».

3. Виды театральных кукол и способы кукловождения.

Активизация познавательного интереса  к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. 3.2 Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол».  Разминка «Пальчиковая игра».

 Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой.

Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.).

Основное положение перчаточной куклы. Игры – драматизации с куклой (на выбор).

Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол».  Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др.

Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.).

Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой  проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.

Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол») - «Мир куклы и ее возможности».

4.  Игровой речевой тренинг.

Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная).

Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др.

Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.

Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.).

Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое).

Упражнения на  развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой)    и др.

Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа».  Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний:  ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п.

Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков).

Работа над интонационной выразительностью речи.  «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой).

Упражнения над голосом в движении  «1, 2, 3, 4, 5  — будем дружно мы играть».  Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».

5. Работа с куклой.

Театрализованное  занятие «Кукольная сказка».

Понятие «Игра», возникновение игры.

Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры  и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф».

Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка».

Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».

Детальное обучение работы над ширмой.

 Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами.

Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Пальчиковая гимнастика.

Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение.  Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»).

Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку».

 Этюды на воспроизведение отдельных черт  характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.

Этюды  с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери».

Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.

Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.)

Пальчиковая гимнастика.

Мастерская «Бумажный маскарад» - изготовление образцов кукол.

Наделение куклы характером, голосом, движением.

Беседа – диалог: «Внутренняя  и внешняя характерность персонажа, образа.

Характер и  внешний облик куклы, их связь и отношения».

Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ  движений и речи куклы, определение характера  персонажа по интонации голоса).

Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.).

Передача характера через голос и движение.

Беседа: «Предлагаемые обстоятельства -  что это?». Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах.

Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация  сказок «Истории  с теми героями, которые «ожили»».

Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение об  кукольных образах  и места действия. Рассказ собственного сочинения. Разыгрывание кукольных историй.

Беседа: «Жест и его значение в работе актера – кукольника». Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика.

Беседа – рассуждение: «Что такое роль  и образ в кукольном спектакле».

Игра – драматизация по  сказке «Теремок».

Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения, остановка в движении, работа с предметами и т.д.).

Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».

Работа с куклой на задание: «Куклы  пришли на день рожденья…».

Танцевальные импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др.

Показ презентации «Мастерская кукол». Практическая деятельность, изготовление кукол из подручных материалов «Вторая жизнь вещей».

Разыгрывание ситуаций со своими куклами.

Беседа: «Особенности речи в характере персонажа».

Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию».

Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей.

Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол».

Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении.

Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля».  Показ этюдов на выбранную тему.

Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами.

Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.

Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов.

Занятие «Сказочные герои в театре».

Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.

Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе.                                                                       

6. Постановка кукольного спектакля «Непослушная Даша»

Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном. – Понравился ли сюжет? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины

вы представляли при чтении.

Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле.

Чтение сказки по ролям.

Репетиции за столом.

Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа).

Обучение детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.

Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.

Упражнения  и этюды для отработки навыков разговора куклы.

Диалог героев.

Застольная репетиция спектакля.

Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки).

Определение основных мизансцен по сюжету спектакля.

Репетиции мизансцен.

Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. 6.18 Особенности кукол, используемых  в спектакле.

Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Репетиция  пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита.

Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном».

Репетиция спектакля по эпизодам.

Беседа: «Музыка и движение куклы».

Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем.

Работа над  характером ролью. Репетиции.

Репетиционный период.

Изготовление декораций, реквизита, бутафории.

Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. 

Приспособление к реквизиту, декорациям.

Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю.

Групповые и индивидуальные репетиции.

Отработка работы кукол с предметами.

 Групповые и индивидуальные репетиции.

Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности.

 Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.

 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

Продолжение репетиций.

Репетиции.

 Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе.

 Ремонт одежды кукол.

 Подготовка недостающего реквизита и кукол.

Репетиции.

  Генеральная репетиция.

7. Итоговое занятие.

 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа.   Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.

Ожидаемые результаты образовательного процесса

Знать: Виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры); что такое техника речи, какие понятия она в себя включает; что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.; чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи; что такое дикция что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок; что такое этюд, виды сценических этюдов

     Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления.

-иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре, его видах, формах;

-информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра повторять за педагогом, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- произносить заданную фразу с разными интонациями;

- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- пользоваться жестами;

-объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;

- выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему;

-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;

-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения

- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические

ударения;

-применять полученные знания в создании характера сценического образа

-выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по разному;

- создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

-самостоятельно работать над сценарием;

-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли;

-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

-применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью.

В итоге полученных знаний, ребенок приобретает такие навыки:

- элементарного актерского мастерства;

- образного восприятия окружающего мира;

- общения с партнером;

- концентрации внимания и координации движений;

- коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру.

Итогом реализации образовательной программы объединения является участие в различных мероприятиях, концертах, конкурсах.

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс в театральной студии включает в себя различные методы обучения:

- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);

- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке в этюдах-импровизациях;

- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;

- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории.

         Каждое занятие начинается с тренинга, в который входят:

Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики.

       Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.

       Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и

индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.

Основные формы проведения занятий:

- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;

- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;

- упражнения на развитие артистической смелости;

- упражнения и игры на развитие внимания;

- упражнения и игры на развитие памяти;

- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;

- разбор текстов литературных произведений;

- навыки чтения текстов со сцены;

- репетиции спектаклей;

- упражнения и игры на развитие внимания;

- упражнения и игры на развитие памяти;

- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;

- разбор текстов литературных произведений;

- навыки чтения текстов со сцены;

- репетиции спектаклей.

-В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли.

-Занятия проводятся в просторном зале, где достаточно места, необходимое для подвижных игр.

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

Игра «Друг – утюг»;

Набор скороговорок и чистоговорок;

Игра «Крокодил»;

Коллекция карточек «Эмоции»;

Коллекция карточек «Развитие внимания».

Электронные учебные пособия:

«Упражнения по актерскому мастерству»;

«Упражнения на воображение и внимание»;

«Как преодолеть страх сцены»;

«Упражнения: жестикуляция, пластика тела»;

«Элементарные правила актерской игры».

Список литературы для педагога:

«Театральная студия «Дали», А.В.Луценко, Москва, 2014.

«Театр оригами», С.Соколова, Москва, 2012.

«Развитие речи детей», Н.Новотворцер, Москва, 2011.

«Улыбка судьбы», Т.Шишова, Москва, 2017.

«Смешное и грустное на школьной сцене», Г.Г.Овдиенко, Москва, 2000.

«Сказочная мастерская «кудесники»-театр кукол» А.Д. Крутенкова, Учитель, 2008.

«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Э.Г.Чурилова, Москва, 2011.

«Театрализованные игры – занятия», Л.Баряева, Санкт – Петербург, 2014.

«Играем в кукольный театр», Н.Ф.Сорокина, Москва, 2014

«Театр сказок», Л.Поляк, Санкт – Петербург, 2001.

«Играем в театр», В.И. Мирясова, Москва, 2001.

«Наш классный театр», А.М.Нахимовский, Москва, 2003.

«Давайте устроим театр», Г.Калинина, Москва, 2007.

«Домашний кукольный театр», М.О.Рахно, Ростов – на – Дону, 2008.

Видео презентации.

Список литературных произведений для детей:

1. А. Барто стихи

2. С. Михалков стихи

3. Э. Успенский «Мы идем в театр»

4. Русские народные сказки

5. К. Чуковский «Федорино – горе»

Список музыкальных произведений:

1. М. Глинка «Вальс – фантазия»

2. П. Чайковский «Танец маленьких игрушек».

3. Д. Шостокович «Вальс – шутка»

4. Песни В. Шаинского 



Предварительный просмотр:

Сказка- пьеса

(для театра кукол)

Непослушная Даша.

                                     Автор сценария  Н.П.Волкова

          Учитель начальных классов

Муниципального казённого

 общеобразовательного учреждения

  «Салемальской школы-интерната

Имени Володи Солдатова»

         

Действие I.

(Избушка, старичок со старушкой сидят у окна, ждут внучку Дашеньку)

Сказочница:

В деревушке небольшой

Дед и баба проживали

С нетерпеньем и любовью

Свою внучку в гости ждали.

На скамеечке сидели ,

Да на улицу глядели.

Вот и радость в дом пришла,

Внучка в гости прибыла!

Дед и баба вокруг ходят

С милой Даши глаз не сводят,

Так и эдак все порхают,

Внучку Дашу развлекают!

День прошел, другой проходит,

Все от Даши не отходят.

Наша Даша развлекается,

Пряниками объедается.

В третий день петух поет,

Что- то баба не встает,

Да и дед лежит вздыхает,

Пот со лба рукой стирает.

Старички, вдруг, заболели.

Годы- то давно слетели.

Старость стала наступать

И здоровье убавлять.

Ну, а Даша, что!

Проснулась, потянулась, оглянулась,

Что такое, от чего нет в избушке никого?

        Даша:        Дед, да баба, где блины?

Уж готовы быть должны!

В доме холодно, не прибрано,

Это где ж такое видано?

        Дед:        Прихворнули, не успели,

Годы-то уже не те!

Кхе-кхе-кхе!

        Баба:        Ты бы, внучка, помогла

В доме чисто прибрала.

Стариков бы обогрела, накормила пожалела!

Ох-ох-ох!

        Даша:        Ничего не хочу знать!

В гостях привыкла отдыхать!

Я уйду от  вас совсем , к тем, кто гостю рады.

Буду спать и сладко есть,

Хворых мне не надо!

(уходит)

        Баба и дед:        Ой беда, беда ,беда!

Наша внученька ушла!

         (уходят)

Действие II

Лес. Даша идет по тропинке, пение птиц сменяется тревожной музыкой.

Сказочница:

Даша по тропинке шла

Так была угрюма, зла,

Что задумалась, забылась,

В лес зашла и заблудилась!

Посмотрела, огляделась

И с испугу разревелась!

        Даша:        Бедная я! Несчастная я!

Брошенная и покинутая!

Мои ноженьки колючками исколотые!

Мои рученьки ветками исцарапанные!

И некому мне пособить,

Мое горе залечить!

        Ежик:        Кто так плачет громко, громко?

Девочка! Одна на тропке!

Дашенька, иди домой,

Вечер уж не за горой.

Лес ночной порой не спит

И опасности таит.

        Даша:        Уходи колючий ежик и ко мне не приставай!

Ничего я не боюсь и до дому доберусь!

        Ежик:        Ты очень грубая и вредная девчонка,

Тогда сиди тут и реви одна,

Ведь дома ждут меня два маленьких ежонка,

И мне давно идти пора!

(уходит)

    Даша:                      Вот и снова я одна и со мной моя беда!

(плачет)

Где ж ты, где ж ты, тропка ненаглядная лесная!

Без тебя я, без тебя совсем я заплутала

Как- бы в гости, как- бы в гости мне попасть скорее!

Да ватрушек, с чаем сладким да погорячее!

(плачет)

        Лягушка:        Ква-ква, какая грустная песенка!

        Даша:        Ой! Ты кто?

        Лягушка:        Я- зеленая лягушка,

А зовут меня- Толстушка,

Знаю я твою беду, чем смогу, тем помогу.

        Даша:        Чем поможешь мне лягушка,

Пучеглазая толстушка?

        Лягушка:        Тебя в гости приглашу, накормлю и рассмешу.

        

             Даша                   Чем же ты меня накормишь,

спать куда меня положишь?

          Лягушка:        О, на ужин у меня

Два здоровых комара,

Три стрекозки, восемь мух

И большой зеленый жук!

        Даша:        Ну, меня и рассмешила,

 здорово развеселила!

Не пойду с тобою я,

Дальше тропочка моя!

Лягушка: Ну и ладно, и сиди,

Темной страшной ночки жди!

        Даша:        Вот уже совсем темно, страшно, жутко, холодно!

(слышен гул)

Ой!

(Даша прячется, появляется на ступе Баба-Яга)

        Баба-Яга :        Наконец- то ночь настала, отдыхать уж я устала,

Чем заняться, чтоб нашкодить, чтобы ночь зря не пропала?

Где- то русским духом пахнет,

Может ветром занесло,

Может стала я стара и на отдых мне пора?

(находит Дашу)

Нет! Не обманул мой нюх!

Девочка, как нежный пух!

        Здравствуй, милая моя!

Рада видеть я тебя.

Ты не бойся, выходи, бабушку порадуй!

        Даша:        холодно, замерзла я, и голодна, пожалуй.

Баба- Яга: Да, конечно, внученька, милая моя!

Накормлю я сладко,

Спать уложу тебя!

(уходят).

        Сказочница:        Маленькие дети,

Ни за что на свете, не ходите, дети

В лес одни гулять!

В ступе там летает Бабка- Ежка злая

Коли вас поймает, будет обижать.

Глупенькая наша, маленькая Даша

С радостью поверила злой Бабе- Яге.

К ней пошла в избушку на куриных ножках

Чувствую я сердцем, быть большой беде!

Действие III

Избушка Бабы- Яги.

(входят Баба- Яга и Даша)

        Даша:        Ох! Устала очень я!

Где перина мягкая?

Где ватрушки? Где компот?

Мне свело уже живот!

Баба-Яга:                         Вот перина, вот компот,

Чтобы не свело живот!

А покуда спать ложись.

( в сторону)

С моих глаз быстрее. Брысь!

(появляется кот Василий и поет песню)

        Кот:        Мяу, мяу, мяу, как я люблю себяу!

Мой мех такой пушистый, на солнце серебряу!

Мяу, мяу, мяу, а хвостик у меняу,

Не хвостик, а хвостище,

Словно у тигряу!

        Баба-Яга:        Вася, милый котик мой,

       Где ты был так долго?

      Там гостинец для тебя

         спит вон в той каморке.

        Кот:        Ну-ка, ну-ка, это кто там?

        Баба- Яга:        Да девчонка спит одна,

Капризуля и обжора-

Славный ужин для тебя и для меня!

                Кот:        Давай- мы ее откормим,

Чтоб толстела ото дня,

Да смотри, чтоб не узнала

От тебя и от меня!

Сказочница:        День за днем быстрей бежит,

Даша на печи лежит,

Сладко ест и крепко спит,

Словно булочка пышит.

Позабыла старичков из-за вкусных пирожков.

Только мышка- побегушка, суетливая  норушка

Больше всех переживала, из-за Дашеньки страдала.

        Мышка:        надо девочке помочь,

увести от ведьмы прочь!

Как- бы мне их оббежать, Даше правду рассказать?

Подожду, пока уйдут,

Дашу я подстерегу, от беды уберегу.

(прячется)

Возвращаются Баба-Яга и кот

        Баба- Яга:        Ну, Василий, спать пора, наработалась с утра.

(уходят)

        Даша:        Что за жизнь, сплошная радость!

Словно в рай попала я!

Целый день гуляю в сладость,

Здесь останусь навсегда!

Мышка:        Даша, Даша, подожди, ты меня послушай!

       Даша:                                Кто там тихо так пищит?

Мышка:        Это я – Норушка.

Я хочу тебя спасти, от несчастья увести!

Даша:                                   Не смеши меня ты мышка!

Жизнь моя как сказка в книжке!

У меня есть все, все, все!

Мышка:        Нету, горе ты мое! Спать сейчас скорей ложись,

Но не спи, а притворись!

Все услышишь, все поймешь

И не так ты запоешь!

        Даша:        Кыш! Скорее убегай хитрая Норушка!

Захотела без меня съесть мою ватрушку!

А быть может нет вреда, если потихоньку,

Я прилягу и проверю мышкины рассказы


(появляются Баба- Яга и кот)

        Кот:        Сколько можно надоела, все конфеты уж поела!

Ни пора ль Яга и нам пир устроить животам?

Баба- Яга:                           Завтра, милый котик, завтра!

Мы обжору прямо впечь!

Чтоб был аппетит хорошим надо спать пораньше лечь.

(уходят)

        

        Даша:        Значит мышка прибегала, правду верную сказала!

Ой- ой- ой! Как попасть бы мне домой!

Старички мои вы милые! Ах зачем я вас обидела!

Было злой, неблагодарною,

внучкой вредной и неладною!

Променяла вас на коржики злой, коварной Бабки- Ежки!

(плачет)

        Мышка:        Все теперь ты поняла? Времени так мало!

Постараюсь, как смогу, чтобы ты сбежала.

Ты не плачь и затаись, еще лучше спать ложись.

Действие IV

Лес

(мышка в лесу)

        Мышка:        Отыскать мне надо зверя попроворней, посмелее!

        Медведь:        Кто тут ночью ищет зверя попроворней, посмелее?

        Мышка:        Дядя Миша, это я. Рада видеть я тебя!

Поскорей нам помоги, внучку Дашу укради,

Ведь достанется Яге. Злой, зубастой кочерге!

        Медведь:        Нет, нет мышка, я боюсь эту ведьму злую,

Хочешь, дам тебе я меду кадочку большую

Только ты не обижайся, лучше я пойду

Мне отплатит ведьма если вам я помогу.

        Мышка:        Испугался, убежал, как осинка задрожал.

Все боятся ведьму злую, эту гадину лесную

Отыскать мне надо зверя попроворней, посмелее!

        Волк:        Кто тут ночью ищет зверя попроворней, посмелее?

        Мышка:        Здравствуй, Серый, это я

Рада видеть я тебя!

Поскорей нам помоги, внучку Дашу укради,

Ведь достанется Яге. Злой, зубастой кочерге!

        Волк:        Караул! Спасите! Ведьма! Где она? Не вижу я!

     Мышка:        Что ты испугался, Серый, я ведь мышка серая.

        Волк:        Слава богу, зря я струил. Вот, что, мышка, погоди,

Рыжая лиса бабусю проведет, ее найди!

Мне ж пора на боковую, побреду к себе домой.

     Мышка:                           Где же лисоньку найду я,

     Делать что? Хоть волком вой!

         Лиса:        Мыши выть хотят как волки? Значит, ладу нет в лесу.

Я пойду на все уловки, только позови лису.

        Мышка:        Здравствуй лисонька моя, рада  видеть я тебя!

        Лиса:        С коих пор мы подружились, мышь и рыжая лиса?

    Мышка:          Поскорей нам помоги, внучку Дашу укради,

Ведь достанется Яге. Злой, зубастой кочерге!

        Лиса:        Я должна сейчас придумать, как мне бабку обмануть,

Твою Дашу умыкнуть.

   Мышка:          Мы тихонечко пойдем, нашу Дашу уведем!

От Яги убережем, деду с бабушкой вернем!

Лиса что-то шепчет мышке на ухо. Та забегает  в избушку, слышен переполох, выбегает мышка с калачом, за ней следом Яга и кот. Лиса забегает в избушку, выбегает от туда с Дашей. Исчезают.

        Даша:        Прощай, Норушка, оставайся и на меня не обижайся!

Не забуду я тебя, благодарна буду я!

Действие V

Избушка, старичок со старушкой сидят у окна.

        Дед:        Эй, старушка, дай водицы!

Очень я хочу напиться, только встать я не могу.

        Баба:        Дай тебе я помогу!

Посиди маленько дед в чайнике водицы нет.

Я на реченьку пойду, вот ведерочко найду

(появляются Даша и лиса)

        Даша:        Я ведерочко найду и на речку я пойду

Принесу я вам водицы, сможете вдвоем напиться!

В доме чисто подмету, мягких булок испеку!

Истоплю я печку жарко, накормлю вас сладко, сладко!

        Дед:        Баба, верить ли глазам, это наша внучка?

        Баба:        Мы искали по лесам в ямах, речках, кручах!

        Даша:        Ах, простите вы меня! Сильно вас обидела!

Помогать вам не хотела, а вы сильно заболели!

Вас больных оставила, в лес густой отправилась!

        Баба:        Ах, ты, внученька моя,

Очень любим мы тебя!

Без тебя мы так скучали, ночи темные не спали!

Дед:                                   Все пойдет теперь на славу

Будем выздоравливать,

Ведь помощница вернулась, будет деда радовать!

Даша:                   Не одна вернулась я, это лисонька моя!

Без нее бы я пропала, не вернулась бы сюда.

        Лиса:        Ладно, ладно мне пора, нужно возвращаться,

       Ведь в деревню мне, лисе, лучше не являться.

  А ты Даша оставайся, стариков не обижай,

  Рано утром поднимайся и по дому помогай!

        Даша:        Ладно, лисонька, прощай!

И меня не забывай!

(все уходят)

        Сказочница:        Вот история какая приключилась с Дашей.

Стала девочка добрее и смелей и старше!

Ну а мы закончим сказку.

Будем расставаться.

Чтобы в скорой новой встрече

С вами повидаться!

КОНЕЦ

   

                                                   


Предварительный просмотр: