Классное руководство

Куманикина Галина Викторовна

«Классное руководство –

это не обязанность,

это бесконечное творчество»

 

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому  он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

Именно творчество классного руководителя – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы.

Классный руководитель–педагог-профессионал, духовный посредник  между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Цель: совершенствование форм и методов воспитания детей с ОВЗ  через повышение мастерства классного руководителя.

Задачи:

1. Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.

2. Изучение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития школьников и особенностях процесса их воспитания.

3. Воспитание ответственного отношения к учению, формирование у школьников потребности в знаниях, предупреждение и преодоление неуспеваемости, и контроль за посещаемостью.

4. Формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

5. Формирование патриотических чувств и гражданственности у учащихся с ОВЗ.

6. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Формирование у обучающегося уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

Это предполагает:

·         совместное формулирование и принятие правил жизни класса;

·         совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

·         самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

·         гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

·         творчество в процессе обучения (на уроках);

·         творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;

·         возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

·         проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их;

·         проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

·         проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

·         учитывать развитие прирожденных задатков;

·         создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;

·         предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;

·         предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;

·         предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;

·         слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;

·         согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;

·         создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;

включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Основные направления воспитания:

Гражданско-нравственное (воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания);

Правовое (воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека);

Художественно-эстетическое (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Трудовое (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);

·         Военно-патриотическое

·         Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде);

Оздоровительно-спортивное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);

·         Работа с учащимися, имеющими трудности в поведении;

·         Работа с родителями.

Каждый классный руководитель проводит:

Ежедневно:

1. Работа  с опаздывающими  и  выяснение  причин  отсутствия  учащихся.

2. Организация  питания  учащихся.

3. Организация  дежурства  по  классу.

4. Индивидуальная  работа  с  учащимися.

Еженедельно:

1. Проверка  дневников  учащихся.

2. Проведение  мероприятий  в  классе (по плану).

3. Работа  с родителями (по  ситуации).

4. Работа  с учителями-предметниками  (по  ситуации).

Каждый  месяц:

1.Посещение  уроков и классных часов  в  своем  и других классах.

2. Встреча  с родительским  активом.

Один  раз  в  четверть:

1.Оформление  классного  журнала  по  итогам  четверти.

2. МО  классных  руководителей.

3. Проведение  родительского  собрания.

4. Анализ  выполнения  плана  работы  за  четверть, коррекция  плана  воспитательной  работы  на  новую  четверть.

Один  раз  в  год :

1. Проведение  открытого  мероприятия.

2. Оформление  личных  дел  учащихся.

3. Анализ  и  составление  плана  работы  класса.

Два раза в год:

1.Анализ уровня воспитанности учащихся.

Основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя:

Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов и прочей учебной деятельности.

Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность со стороны обеих сторон.

Замкнутость классного руководителя внутри своего класса, т.е. отсутствие взаимообмена опытом между классными руководителями внутри своей школы и классными руководителями разных школ.

Нужно:

Способствовать повышению компетентности классных руководителей в области классного руководства, знания психологии и возрастных особенностей учащихся, знания информационных ресурсов и освоения новых форм и методов работы с классом, расширения методической копилки классного руководителя.

Расширить рамки взаимодействия классных руководителей внутри школы и между школами района, с целью взаимообмена опытом.

Отрабатывать и приводить в систему воспитательную работу в классе.

Систематизировать все документы и материалы, педагогический опыт по работе классного руководителя в специальную папку-копилку.

С целью стимулирования активной и творческой работы классного руководителя, содействовать оказанию со стороны администрации школы эмоциональной и материальной поддержки классных руководителей ( денежное поощрение, доска почёта, стенгазета «Наш классный классный», благодарственное письмо и прочее)

Организовывать различные формы совещаний с родительским комитетом определённого класса или родительским комитетом школы, с целью более активного вовлечения родителей в совместную работу с классным руководителем по воспитанию учащихся.

Внедрить новые информационные технологии в работу каждого классного руководителя.

Контролировать качественное выполнение воспитательных программ классных руководителей.