История

Левагина Любовь Михайловна

Предварительный просмотр:

Левагина Любовь Михайловна

Преподаватель общественных дисциплин

ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж», Самарская область

Методическая разработка учебного занятия  по истории.

Тема занятия: Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси.

Предмет: История

Участники: студенты первого курса

Тип занятия:  изучение  и первичное закрепление новых знаний.

Время: 90 минут

Цель занятия:  сформировать у обучающихся представление  о процессе образования государства у восточных славян.

По окончании занятия студент должен:

Уметь:

- выделять экономические и политические предпосылки возникновения государства у восточных славян;

- делать выводы;

- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать  их со свидетельствами других источников);

-анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;

- представлять результаты изучения исторического материала в определенных формах (таблицы и т.д.).

Знать:

- восточнославянские племена и их расположение;

- причины и факторы возникновения русской государственности;

Иметь представление:

- о версиях происхождения древнерусского государства;

Задачи:

Образовательные:

1.Выяснить причины и факторы возникновения русской государственности.

2.Проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства.

Развивающие:

1.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.

2.Развивать следующие общие  компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу команды, результат выполнения.

Воспитательные:

1.Воспитание  интереса к историческому прошлому своего народа и государства.

2.Формирование у студентов  гражданской позиции.

3.Воспитание культуры исследовательского труда.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);
  • методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (прием: показ отрывка из видеофильма  А. Прошкина «Михайло Ломоносов», учебного фильма «Древний Киев», показ слайдовой презентации);
  • метод передачи информации с помощью  практической деятельности студентов (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
  • метод учебного исследования (аналитическая работа с историческими источниками, выполнение компетентностно- ориентированных и  проблемных заданий);
  • методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение, создание «ситуации успеха»);
  • методы контроля (приемы: самооценка).

Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.

Оборудование: Компьютер, проектор, карта «Русь в X веке».

План занятия.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

3. Изучение нового материала:

3.1. Экономические предпосылки создания государства у восточных     славян.

3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки       создания государства.

3.3.Предгосударственные центры.

3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных    славян.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

 5. Домашнее задание.

Структура и методический инструментарий занятия.

Этапы занятия

Методические приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I этап.

Организационный момент

Метод

словесной передачи и слухового восприятия информации

1.Дисциплинарный момент:

- приветствие;

-определение отсутствующих;

-проверка готовности студентов к занятию;

2. Создает эмоциональный настрой занятия.

3. Раздает оценочные листы

1.Приветствуют преподавателя.

2. Староста докладывает об отсутствующих.

3. Эмоционально настраиваются на урок.

4. Знакомятся с оценочными листами.

II этап.

Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

 

1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение).

2.Метод наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации:

(прием:

демонстрация отрывка фильма «Древний Киев»;

1.Сообщает тему  и цели занятия

2.Демонстрирует отрывок фильма «Древний Киев».

3.Задает проблемный вопрос для выяснения значимости изучаемой темы в курсе «История»: «Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?

- организует обсуждение вопроса;

- выслушивает мнения студентов;

-делает выводы.

3.Мотивирует студентов к активности предварительным вопросом: Что такое государство и  каковы  основные признаки средневекового государства? 

-выслушивает ответы студентов;

- совместно со студентами определяют верные ответы.

1.Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь.

 2. Просматривают отрывок фильма.

3.Участвуют в обсуждении  проблемного  вопроса:

 - высказывают свое мнение.

3.Отвечают на предварительный вопрос:

-высказывают свое мнение;

- совместно с преподавателем определяют верные ответы;

-делают записи в тетради.

III этап

Изучение нового материала

3.1.Экономические предпосылки создания  государства

у восточных славян.

 

Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

1.Организует эвристическую беседу:

- задает вопросы;

- выслушивает ответы студентов;

-мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации;

- организует выполнения задания: выделите    позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?

-выслушивает ответы,

- делает выводы.

1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя,

участвуют в беседе – обсуждении:

-устно отвечают на вопросы;

- анализируют полученную информацию;

- на основе анализа выделяют экономические предпосылки создания государства у восточных славян;

- аргументируют  свое мнение;

-записывают правильные ответы в тетрадь.

3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства

  • 1. Метод стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение)

2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы, работа с картой);

-метод учебного исследования

 ( выполнение КОЗ и решения проблемных вопросов).

3.Метод наглядной передачи информации

1.Формулирует проблемный вопрос: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться  в союзы?  

2. Организует выполнение компетентностно- ориентированного задания №  1 по парам : заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение»

-проводит инструктаж по выполнению задания;

- контролирует выполнение задания;

-проводит обсуждение и закрепление задание

( работа с картой «Русь  в X веке».

3.Организует выполнение проблемного задания: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий, и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян?

- организует обсуждение;

-выслушивает мнение студентов;

- вместе со студентами выделяют верные ответы;

- после обсуждения совместно со студентами делают выводы.

1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя,

 отвечают на проблемный вопрос.

2.Выполняют КОЗ 1 (парная работа)

- выслушивают инструктаж по выполнению задания;

- заполняют таблицу

-участвуют в обсуждении;

- закрепляют

( работают  с картой «Русь  в X веке»).

 

3. Выполняют проблемное задание:

- студенты обсуждают вопрос,

- высказывают  свои версии;

-на основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются верные позиции, которые являются политическими предпосылками образования государства у восточных славян;

-вместе с преподавателем делают выводы.

3.3.Предгосударственные центры.

1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

и решения проблемных вопросов).

2. Метод наглядной передачи информации

1.Организует работу с источниками:

- делит группу по вариантам;

-раздает задание ;

Вар.1: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Куяба или Куявия?

Вар.2: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Славия?

-проводит обсуждение;

- делает вывод о наличии у восточных славян предгосударственных цетров:  Южный (Киев), Северный (Новгород)

2. Организует выполнение задания: опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен»

соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами

положение.

3. Организует выполнения проблемного вопроса: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему?

- обсуждает вопрос со студентами;

-рассматривает  все версии;

- после обсуждения формулирует правильный  ответ;

-подводит обучающихся к выводу.

1.Работают с источниками:

- знакомятся с текстом;

-анализируют полученную информацию,

- участвуют в обсуждении вопроса.

-делают вывод.

2. Выполняют задание, опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен», соотносят названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами

положение :

Южный (поляне, северяне)

Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы);

- участвуют в обсуждении;

- после обсуждения, делают записи в тетради.

3. Выполняют проблемное задание: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему?

- участвуют в обсуждении;

- высказывают свою точку зрения;

- формулируют правильный ответ, записывают его в тетрадь.

3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

(информация,

дискуссия- ролевая игра «Поединок»)

2.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

и решения проблемных вопросов).

3.Метод наглядной передачи информации (просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов»,

репродукция картины В.М. Васнецова

«Призвание варягов славянами»

1.Организует аналитическую групповую работу студентов с источниками, выполнение КОЗ 2:

« Теории возникновения древнерусского государства»

Задание: «Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIIIв. Идет  обсуждение  вопроса о  происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская»

(варяжская) и «антинорманнская

(славянская) Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите  аргументы в защиту своей точки зрения.

 - делит обучающихся  на группы

А.группы 1-2- сторонники «норманнской теории»( Г. Байер- слайд-8)

 Б.группы 3-4 – противники норманнской теории (М.В. Ломоносов- слайд 10);

- инструктирует по выполнению задания;

- раздает задание ;

-побуждает студентов активному поиску;

-организует поисковую работу обучающихся;

-контролирует выполнение работы.

2.Проводит  обсуждение, выступая в роли ведущего,    в поединка между представителями «норманнской теории» и «антинорманистами»(ролевая игра «Поединок»- представители групп,  отстаивают свои позиции, приводя аргументы из таблицы.  Затем стороны находят общее в этих теориях (точки пересечения).

3.Организует просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов», сравнивают ответы, представленные  фильме со своими ответами.

4.Вместе со студентами делает  вывод.

1. Выполняют аналитическую работу с источником:

-студенты делятся на группы: «представители норманнской теории»  и «противники норманнской теории»;

- выслушивают инструктаж;

-выполняют задание, заполняя таблицу от имени представителей «своей  научной» группы;

- обсуждают проблемные вопросы.

2.Участвуют  в ролевой игре «Поединок», отстаивают точку зрения «своей  научной» группы ; -закрепляют  материал вопроса;

- находят точки пересечения «норманнистов» и «антинорманнистов».

3.Просматривают фрагмент фильма «Михайло Ломоносов», репродукцию картины В.М. Васнецова

«Призвание варягов славянами»).

4. Вместе с преподавателем делают выводы.

IVэтап.

Подведение итогов. Рефлексия.

     

  • 1. Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: «создание ситуации успеха»).

Подводит итог работы студентов на уроке.

Благодарит  их за участие в работе.

Заполняют оценочные листы

 ( приложение)

Проводят самооценку.

V этап.

Домашнее задание

     

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

2.Метод наглядной передачи информации

Дает задание на выбор.

Комментирует задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Конспект  занятия.

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию. Раздает оценочные листы.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассмотрим один из важнейших и до сих пор спорных вопросов российской истории - вопрос о формирование основ государственности у восточных славян.

( Студенты записывают тему и план занятия в рабочей тетради)

Просмотр отрывка фильма «Древний Киев»

Проблемный вопрос студентам: Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?

(Студенты высказывают свое мнение)

Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель отмечает:  в истории Древней Руси мы находим объяснение многим современным традициям и стереотипам. О создании Древнерусского государства  повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

Предварительный вопрос студентам: Что такое государство и  каковы  основные признаки средневекового государства? 

Выслушиваются ответы студентов,  затем делаются  следующие записи в тетради :

 Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять в  обществе порядок.

Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

1.Наличие власти, отчужденной от народа.

2.Размещение населения по территориальному признаку.

3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления государства.

3.Изучение нового  материала.

Преподаватель: Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Оно формируется, когда в обществе возникают необходимые предпосылки (предварительные условия).  Существовали ли у восточных славян такие условия  для создания государства?

3.1.  Экономические предпосылки государства у восточных славян.

Преподаватель: К  началу IX века у восточных славян начался  процесс распада родоплеменных отношений, начался переход от родовой общины к соседской.

Эвристическая беседа - обсуждение:

А.Какие экономические последствия имеет переход от родовой общины к соседской? Появление частной собственности, специализация,  имущественное расслоение, рост торговли и обмена.

Б Какие экономические последствия имеет развитие торговли? С какой страной связывал торговый путь? В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля. Через заселенные ими земли (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки», который связывал с Византией.

В. Какое развитие получили населенные пункты, в которых останавливались купцы? (Они превращались в крупные города).

Г. Назовите и покажите на карте первые русские  города: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.

Д. Какое значение имели города? Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами.

Е.Какие опасности таила торговля? Торговля – прибыльное, но опасное дело. Поэтому  купцы, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра, были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял – князь. 
Задание студентам:  проанализируйте полученную в ходе обсуждения информацию и выделите    позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?

Студенты выполняют задание, выделяют позиции, которые являются экономическими предпосылками создания государства. аргументируют выбранные позиции. Затем записывают в тетрадь следующие правильные позиции:

  • переход от родовой общины к соседской;
  • развитие торговли;
  • становление городов;
  • внешняя угроза, возникновение дружины.

Вывод:  у восточных славян начинает формироваться экономическая общность, т.е. сложились экономические условия для создания государства .

3.2. Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.

Преподаватель: В течение тысячелетий основной ячейкой восточнославянского общества являлась община. До VIвека – родовая община, а в VII-VIII в.в. – соседская.  Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече - собрании соплеменников. Постепенно племена объединяются в союзы.

Проблемный вопрос студентам: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться  в союзы?  (Для отражения постоянных набегов враждебных кочевников).

Преподаватель: Во главе племени или союза племён стоял вождь – князь-военачальник. У восточных славян известно от 12 до 15  таких союзов племён.

Выполнение компетентностно –ориентированного  задания 1:

Компетентностно - ориентированное задание 1

«Восточнославянские племена и их расположение»

ОК 2.1.  Планирование деятельности

ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности.

ОК 4.1. Поиск информации

ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации

ОК 4.3. Обработка информации

ОК 8.3. Оценка собственного продвижения.

Уровень 2 ( продуктивный)

  • планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий;
  •  оценивает результаты деятельности по заданным показателям;
  • самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
  •  извлекает информацию из одного или нескольких источников и систематизируете;
  • делает вывод;
  •  называет причины успехов и неудач в деятельности.

Стимул: иностранный купец обратился к Вам за помощью: ему необходимо найти месторасположение всех восточнославянских племен. Подготовьте для него шпаргалку - ориентир

Задачная формулировка: на основе материала учебника и источника («Повесть временных лет») и карты «Расселение восточных славян»  заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение»

Бланк ответа

Название племенного союза

Географическое расположение

Поляне

Северяне

Древляне

Дреговичи

Полочане

Радимичи

Ильменские словене

Вятичи

Кривичи

Уличи, тиверцы

Белые хорваты

Источник:

  1. «Повесть временных лет…»

«…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота.

Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим имененем – славянами, и построили город, и назвали его Новгород. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ , а по имени и грамота называлась славянская». [4].

2. Карта «Расселение восточнославянских племен»

расселение западных, южных, восточных славян

Модельный ответ

  1. Расселение восточных славян.

Название племенного союза

Географическое расположение

балл

Поляне

В среднем течении Днепра вокруг Киева

1

Северяне

к северу от полян по рекам Десне и Суле

1

Древляне

северо-западнее Киева (центр – город Искоростень)

1

Дреговичи

между Припятью и Двиной на территории современной Белоруси («дрягва» - болото)

1

Полочане

вдоль Речки Полот (приток Двины)

1

Радимичи

западнее  кривичей, р. Сож

1

Ильменские словене

вокруг озёр Ильмень и Ладоги ( главный город – Новгород)

1

Вятичи

по реке Оке (в районе современного Подмосковья)

1

Кривичи

селились в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины (главный город – Смоленск)

1

Уличи, тиверцы

в низовьях Днестра и Прута

1

белые хорваты

жили по Бугу и в предгорьях Карпат

1

Алгоритм оценивания:

За каждую верно оформленную колонку 1 балл

10-11баллов – оценка«5»         

8-9  баллов – оценка«4»        

6-7 баллов – оценка «3»

Студенты выполняют КОЗ парами.

Закрепление вопроса: Каждая пара показывает  на карте расположение одного из восточнославянских племен.

Проблемное задание: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян.

Студенты обсуждают вопрос, высказывают  свои версии. Но основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются следующие верные позиции, которые являются политическими предпосылками  создания государства у восточных славян:

  • смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
  • образование крупных союзов племён;
  • выделение сильной знати;
  • необходимость охраны территории от внешних набегов;
  • потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель.

После обсуждения делается вывод совместно со студентами.

Вывод: к IX веку у восточных славян сложились  предпосылки государственности. Возникает   момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей, т.е. возникает необходимость аппарата власти.

3.3. Предгосударственные центры.

Аналитическая работа с источниками

Группа делится на два варианта, каждый их которых работает с источником

Задание первому варианту: на основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Куяба или Куявия?

1. «Русы состоят из трех племен.  Одно из них ближе к Булгару (столице Волжской Булгарии), а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгарии. Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией) »  -Арабский писатель X века Аль-Балхи. [4].

2. «Куявия — ближайший к  странам ислама город русов, он расположен в приятной местности, там выделываются  разнообразные меха и ценные мечи»- Неизвестный  персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].

В результате обсуждения выделяется правильный ответ  - окрестности Киева.

Задание второму варианту: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Славия?

1.«Племя славня живёт дальше первого» - Арабский писатель X века Аль-Балхи.

 2.«Славия - приятный город, из которого в мирное время жители ездят торговать в землю болгар» - неизвестный  персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].

В результате обсуждения выделяется правильный ответ  - область ильменских славян.

Преподаватель: В советской историографии (Б. А. Рыбаков и др.) Куявия трактовалась как политическое объединение (раннефеодальное государственное образование) восточных славян в Среднем Приднепровье с центром в Киеве. Славия -  один из  центров Древней Руси IX—X вв., предположительно область ильменских славян.

Все это говорит о том, что в IX в., по мере подчинения одними племенными союзами других,  сложилось два крупных предгосударственных образования – на юге с центром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство.

Выполнение задания: опираясь  на знания, полученные при изучении  на вопрос 3.2., выполнить следующее задание:

Южный

Среднее Поднепровье -Киев  

Задание: Соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами 

Северный

Новгород

Поляне

Ильменские словене

Северяне

Вятичи

Кривичи

Финно-угорские народы (весь, чудь)

Правильный ответ:

Южный ( поляне, северяне, вятичи).

Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы).

После обсуждения  студенты записывают правильные ответы в тетрадь.

Проблемный вопрос:

 Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое положение и почему?

Обсуждение вопроса. Рассматриваются все версии. После обсуждения формулируется правильный  ответ: Южный, т.к. находился на перекрестке торговых  путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом,  укрыт лесами от кочевников, хорошо укреплен, Киев – центр торговли и ремесла.

Вывод: Политический строй восточнославянского общества VI — середины IX в.в.  можно назвать предгосударственным. У наших предков появились первые княжества: в окрестностях Киева и  в Приильменье с центром в Новгороде. Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности.

3.4. Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.

Преподаватель: в истории существует две точки зрения по вопросу о происхождении государства у восточных славян. Одна из них связана с племенами варягов.

Вопрос - вызов: Что Вы знаете о варягах?  Студенты высказывают свои представления о варягах: Варяги – это скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги  на Западную Европу.
Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Вскоре города начинают приглашать отряды скандинавских воинов  за небольшую плату для защиты. Наемных  воинов восточные славяне называли варягами , т.к. они жили по берегам Варяжского озера. В Европе известны как  «норманны».
Аналитическая работа с источниками   в группах:

1.Исследование теорий происхождения Древнерусского государства у восточных славян и заполнение таблицы.

2.Определение общего  (точки пересечения) и различного в двух названных теориях.

3.Изучение различных объяснений происхождение название «Русь».

Компетентностно- ориентированное задание 2.

«Теории происхождения Древнерусского государства»

ОК 2.1.  Планирование деятельности

ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности

ОК 4.1. Поиск информации

ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации

ОК 4.3. Обработка информации

ОК 6.3. Эффективное общение: диалог

ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация

ОК 8.3. Оценка собственного продвижения

Уровень 2 ( продуктивный)

  • Планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий
  • Оценивает результаты деятельности по заданным показателям
  • Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.
  • Извлекает информацию  из одного или нескольких источников  систематизирует ее в рамках заданной структуры.
  • Делает вывод на основе сравнительного  анализа по заданным критериям.
  • Отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения.
  • Создает стандартный продукт  письменной коммуникации сложной.
  • Называет причины успехов и неудач в деятельности.

Стимул: Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIII в. Идет  обсуждение  вопроса о  происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская» (варяжская) и «антинорманнская» (славянская). Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите  аргументы в защиту своей точки зрения.

Задачная формулировка группам 1-2: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы:

Бланк ответа

Линии сравнения

1-2 группа - Сторонники

«Норманнской» теории

представители

Немецкие историки  Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.

Содержание теории

Роль варягов в образовании государства

Происхождение названия «Русь»

Точки пересечения

Источники:

  «Повесть  временных лет»

1.«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью…Сказали руси  чудь, славяне, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев и взяли со собой всю русь, и  пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» [4].

2.« и пришли варязи, и называшася они Русью». [4].

3. Готлиб Байер , немецкий историк и филолог. Основные тезисы его теории  сводились к тому, что: 
3.1. приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 
3.2. варяги есть ни кто иные, как скандинавы; 
3.3. понятия "варяги" и "Русь" - тождественны. [4].

4.Археологические свидетельства: Рюриково городище: «При археологических исследованиях слоев IX-X веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки» [4].

5.А.А. Шахматов считает: «Русь - те же норманны, те же скандинавы; Русь- это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки стали оседать на менее привлекательном болотистом и лесистом Севере». [4].

6. Ю. Никитин приводит такие данные: варяги себя называли русью, местное славянское население – славичами (славянами), а дети варягов и славичей именовались русичами. [4].

7. В норманнской историографии существовало следующие  теории:

7.1.Теория завоевания: Древнерусское государство было, согласно этой теории, создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.

Модельный ответ

Линии сравнения

1-2 группа сторонники «Норманнской»

теории

баллы

представители

Немецкие историки  Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.

-

Содержание теории

В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол.  Вывод: Государственность на Русь принесли варяги , три брата: Рюрик, Синеус, Трувор  Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.

2

Роль варягов

 Т.О. основателями первого  государства восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси являются варяги –норманны ,скандинавы. Славяне оказались народом, не  способным к самостоятельному и государственности

2

Происхождение названия «Русь»

Название «Русь»- варяжского происхождения. Это название варяжского племени.

2

Точки пересечения

Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора.

1

Не отрицается приглашение  варягов.

1

862 г.-  создание российской государства с центром в г.Новгород

1

Всего: 9 баллов

Алгоритм оценивания:

За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

8-9 баллов – оценка«5»         

6-7  баллов – оценка«4»        

4-5 баллов – оценка «3»

1-3 балла – оценка «2»

 Задачная формулировка группам 3-4: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы

Бланк ответа:

Линии сравнения

3-4 группа

Сторонники «антинорманской» теории

представители

М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский.

Содержание теории

Роль варягов в образовании государства

Происхождение названия «Русь»

Точки пересечения

Источники:

1. «Повесть временных лет»  [4]

«Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)...».

2. Против "норманнской теории" уже в XVIII в. выступили многие видные историки, в частности Василий Татищев (1686-1750) и Михаил Ломоносов (1711-1765) - они дали начало противоположному учению, так называемой  "славянской школе", Татищев в своей «Истории Российской», а Ломоносов в ряде полемических трудов, в частности в «Древней российской истории» (опубликована в 1766, после смерти автора). Оба учения сосуществовали на протяжении всего XIX века. [3]

3.  Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). [4].

4. Ломоносов, Гедеонов и др. считали, что этнические варяги могли быть прибалтийскими славянами, приводя в пример цитату из «Повести временных лет»: « а варяжский язык и словенский един есть». [4].

5.Академик Б. А. Рыбаков с1940-х гг. отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья.[1].

6.Общее изложение норманнской проблемы с позиций советской науки дано в книге В.В.Мавродина:  «Малочисленные варяги неизбежно растворялись в чужой среде и тем же закончилось их обитание в среде славянской, хотя и через некоторое время. Уступая славянам в уровне материальной культуры, варяги не могли значительно повлиять на местное население. От них остались лишь немногие географические названия и имена; последние - имена военачальников и князей, - пожалуй, являются самым значимым норманским следом в славянском мире. Упоминаемые в летописях Аскольд и Дир могли в Киеве, путем военного переворота, захватить власть, но она существовала уже до них. То же самое могло произойти в 862 г. в Новгороде, где власть захватил варяжский Рюрик, ранее укрепившийся в другом месте, предположительно на берегах Ладоги. Так что не было надобности "призывать" князя из Швеции, да и в самом Новгороде государственная власть уже в каком-то виде существовала до его прибытия. Что же касается упоминания о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, то оно довольно неясно, ученые теряются в догадках об их происхождении, не говоря уже о том, что средневековые летописцы любили легенды, героями которых бывали три брата. Зато потомки Рюрика еще долго, пока княжеская династия не обрусела полностью, пользовались норманскими именами: Игорь - Ингварь, Ольга - Хельга итд. Даже Владимира иногда отождествляют с Вольдемаром, но это уже не бесспорно».

Автор заново подверг критическому анализу аргументацию норманистов, отметил все основные сведения источников, свидетельствующих о различных формах участия норманнов в формировании государства на Руси, но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе, явившимся результатом многовекового общественного развития восточных славян. [2].

7.«… имеется много свидетельств тому, что название "Русь" было известно и употреблялось до появления первых варягов в Восточной Европе; более того, источники относят это название к племенам южным, удаленным от побережья Балтийского моря. Уже по отношению ко второй половине IV в. некоторые источники называют племя росоманов из бассейна реки Рось (доплыв Днепра ниже современного Киева), а затем название "Русь" встречается всё чаще. Следовательно, имеются все основания предполагать, что слово "Русь" не скандинавского, а восточнославянского происхождения…».[4] 

Модельный ответ

Линии сравнения

3-4 группа Сторонники

«антинорманской» теории

баллы

представители

М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский.

Содержание теории

У восточных славян государственность сложилась до прихода варягов

2

Роль варягов

 Рюрик был  приглашен в славянское государство как военный наемник. Заслуга Рюрика не в создании государства Русь, а в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси — Рюриковичей.

2

Происхождение названия «Русь»

«Русь»- славянского происхождения, 1.означает:«светлая»

2. происходит от названия реки Рось, на которой жили славяне

2

Точки пересечения

Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора.

1

Не отрицается приглашение  варягов.

1

862 г.-  создание российской государства с центром в г.Новгород

1

Всего: 9 баллов

Алгоритм оценивания:

За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

8-9 баллов – оценка«5»         

6-7  баллов – оценка«4»        

4-5 баллов – оценка «3»

Студенты выполняют задание.

 После выполнения задания проходит обсуждение,  в форме поединка между представителями «норманнской» теории -Г.Байер  и «антинорманнов» - М.В.Ломоносов). Представители групп отстаивают свою точку зрения, приводя аргументы из заполненной таблицы. Преподаватель выступает в роли ведущего.  Затем обе стороны находят точки пересечения.  

После поединка студенты просматривают фрагмент  из фильма А. Прошкина «Михайло Ломоносов», который иллюстрирует  спор «норманнистов» и их противников.

Обучающиеся сравнивают ответы, представленные  в фильме со своими ответами.

После обсуждения делается вывод совместно со студентами.

Вывод: вопрос о механизме создании государственности у восточных славян остается спорным. Но  сам факт зарождения государственности у восточных славян в 862 году с центром в г. Новгород не вызывает у истории  сомнений . Поэтому в 2012 году отмечалось  1150- летие российской государственности . Окончательно государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. И произойдет это уже после Рюрика в 882 году.

 Просмотр отрывка учебного фильма «Древний Киев».

4.Подведение итогов. Рефлексия (приложение 2)

5.Домашнее задание  : Творческое задание: подготовить «интервью» с одним из первых русских князей 

Литература:

1.Артемов В.В., Лубченкова  Ю.Н. История, История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века. М., «Дрофа». 2003.

3.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2003.- 336

4.Кушнир А.Г., Шестопалов А.П. История России с древнейших времен до наших дней . Хрестоматия для профессиональных образовательных учреждений. Ч.1.-М.: ИРПО. 2002

Приложение 1.

Оценочный лист

Студента(ки) группы_____________________

Вид работы

Количество баллов

оценка

Алгоритм оценивания

Критерий оценки

Компетентностно- ориентированное задание 1: Расселение восточнославянских племен

За каждую верно оформленную колонку 1 балла

10-11баллов – оценка«5»         

8-9  баллов – оценка«4»

6-7 баллов – оценка «3»

Компетентностно- ориентированное задание 2: Версии происхождения восточнославянского государства

За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

8-9 баллов – оценка«5»

6-7  баллов – оценка«4»

4-5 баллов – оценка «3»

1-3 балла – оценка «2»

Решение проблемных заданий и работа с источниками

За каждый правильный ответ – 2 балл

10 и более баллов- оценка 5

8  балла – оценка«4»        

4-6 балла – оценка «3»

0-2 балл –оценка «2»

Ответы на вопросы

За каждый правильный ответ – 1 балл

5 и более  и более баллов - оценка «5»

4  балла – оценка«4»        

3 балла – оценка «3»

0-2 балл –оценка «2»

Общая сумма баллов

Средняя оценка