Публичное представление инновационного опыта


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия

Богатырёвой  Анны  Васильевны

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, у молодого поколения появляется больше новых возможностей. Развитию подвергаются все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.)

Реалии диктуют свои жесткие требования: молодой человек должен обладать набором определенных качеств, и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии как педагогов, так и школьников.

      Педагогическая проблема, над которой я работаю, – «Проведение уроков различных  типов в условиях модернизации образования».
Актуальность и перспективность опыта.

       Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Урок в современной школе претерпевает существенные изменения, которые зависят от ряда факторов: появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, утвержден новый Федеральный Базисный учебный план, внедряются информационные технологии. Эти и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования урока, при этом важно учитывать основные приоритеты модернизации образования.  

       Моя задача, как и задача любого педагога, – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков различных  типов мне в этом помогает.

На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

       Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование различных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан, а именно:

  1. Появились новые образовательные стандарты, старшая школа перешла на профильное обучение и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
  2. Информатизация полностью овладела образовательным процессом. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, интерактивные доски, и педагоги активно используют компьютерные технологии на своих уроках.
  3. Введение ЕГЭ и ОГЭ стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Наличие теоретической базы опыта.

       Над проблемой «Проведение уроков различных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2008 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам.

        Из всего многообразия современных типов урока предпочтение  отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок-семинар;

- зачетный урок.

Сегодня успешно внедряется модель компетентностного подхода, который является особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

- базовые компетенции;

- опыт ребёнка;

- умение решать жизненные ситуации;

- психолого-педагогические ситуации.

       Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,  самостоятельная работа с учебником, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

       Основными  дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

       Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны,   и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок практических работ; в) урок-экскурсия; г) урок-семинар.

       Уроки типа обобщения и систематизации   нацелены на решение двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

       Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала.  Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы - проблемы для повторения, указываю заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, определяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

       Комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока  являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

        При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности

       Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков  предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, сочинения, тесты.; зачет; зачетная практическая  работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа. Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем.  На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

       После проведения уроков контроля провожу специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вношу необходимую коррекцию в деятельность учащихся.

       Урок объяснения нового материала в средних классах  провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших — в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы. Обычно на таком уроке трижды объясняю материал. Сначала очень кратко знакомлю учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер,  стремлюсь привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, даю общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связываю новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирую опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

       В старших классах после изучения некоторых тем провожу  уроки – семинары. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику

        Главным источником знаний на таких уроках являются  учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем.  Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы составить задания, ответы на которые в учебнике не  содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, школьник учится сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.

       На таких уроках организуется тематическое или проблемное обсуждение: учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключительном слове я подвожу итоги работы класса, расставляю акценты на обсуждаемых вопросах, оцениваю работы отдельных учащихся, выставляю им оценки. Значительное место в работе учащихся на таких семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений, рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на предстоящей лекции.

       Зачетный урок провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса. Делю урок-зачет на две части: обучающую (примерно до 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с моей помощью  вновь разбирают основные вопросы пройденной темы.

       Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим записям.

       Вторая часть урока посвящается выполнению  письменного задания по теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, работают над тестовыми заданиями, проводят различные виды разборов. Каждый ученик работает самостоятельно, и ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

       Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию «накопления оценок», а коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе урока в целом. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения эффективности обучения, средство оказания помощи еще лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или разделу программы. 

Ведущая педагогическая идея.

       Ведущей педагогической идеей является проведение  современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. 

       Разумеется, в моей практике используются   и другие типы  уроков. Это - уроки пресс-конференции, уроки – размышления, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки - творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель - пробуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.

Оптимальность и эффективность средств.

       Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

       Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

       Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

      Открытые уроки разных типов с применением ИКТ провожу для учителей школы в рамках предметной недели. Вот несколько из них:       урок - размышление по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»  на тему «Пока не стало поздно», интегрированный урок – практикум «Учимся видеть метафору», урок-семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал»(литература 9 класс),  урок обобщения и систематизации знаний «Имя числительное», урок литературы по рассказу Л.  Андреева  «Петька  на даче».

Результативность опыта.

       Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты в муниципальных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов.

Призёры  муниципального  этапа  Всероссийской  олимпиады школьников  по русскому  языку  и  литературе

№ п/п

Фамилия, имя обучающихся

Предмет

Класс

Результат

Учебный год

1

Боронина Юлия

Русский язык

8 класс

Призёр

2015-2016

2

Юханова  Елизавета

Литература

8 класс

Призёр

2016-2017

3

Боронина  Юлия

Русский язык

10 класс

Призёр

2017-2018

4

Юханова  Елизавета

Русский язык

9  класс

Призёр

2017-2018

5

Осипова  Дарья

Русский язык

9 класс

Призёр

2017-2018

6

Сальникова Валерия

Русский язык

9  класс

Призёр

2017-2018

Серкина  Анастасия   заняла  2  место, Боронина Юлия  3 место   в   1 Открытой   олимпиаде   школьников  по  русскому  языку,  проводимой    на  базе   Малой  Школьной  Академии   «Мордовский  государственный  педагогический  институт  имени  М.  Е.   Евсевьева»;

Победители и призёры  муниципальных и республиканских творческих   конкурсов   по русскому  языку  и  литературе

№ п/п

Название мероприятия

Результат

Ф.И. учащегося

Класс

Учебный год

Муниципальный этап республиканского конкурса сочинений «Подвиг героев» посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.П. Девятаева

Диплом

призер

Юханова Елизавета

2017

1

Республиканский конкурс чтецов «Я помню, горжусь!» среди кадетов общеобразовательных организаций РМ

Диплом III степени

Ботяева Ангелина

2016

2

Республиканский конкурс чтецов «Я помню, горжусь!» среди кадетов общеобразовательных организаций РМ

Диплом I степени

Дмитриев Александр

2016

4

Республиканский конкурс чтецов «Я помню, горжусь!» среди кадетов общеобразовательных организаций РМ

Диплом II степени

Трифонов Михаил

2016

5

Всероссийский конкурс юных чтецов  «Живая классика»

Призёр

Самаркина

Татьяна

5

2017

6

Республиканский

конкурс  сочинений на лучший музейный экспонат  «Семейная реликвия», посвящённом 70-летию Великой Победы

1 место

Илюшова

Ангелина

5

2015

7

Конкурс школьных сочинений и детских рисунков по темам воссоединения Крыма  и России  в номинации  «Сочинение»

2  место

Лёшкин  Александр

11

2014

8

Республиканский конкурс литературного творчества «Пожарные добровольцы  глазами  детей». Номинация  «Басня»

1 место

Ботяева

Ангелина

5

2013

9

Республиканский конкурс литературного творчества «Пожарные добровольцы  глазами  детей». Номинация    «Эссе»

Грамота

Волкова  Алина

10

2013

10

Республиканский конкурс литературного творчества «Я и моя профессия». Номинация   «Рассказ»  

1 место

Колоскова

Полина

10

2013

11

Республиканский конкурс литературного творчества «Я и моя профессия». Номинация   «Рассказ»  

2 место

Куртанова Валерия

10

2013

12

Республиканский конкурс литературного творчества «Я и моя профессия». Номинация   «Рассказ»  

Грамота

Пронькина

Анастасия

10

2013

13

Районный конкурс стихотворений  «Великой Победе – посвящается!» в номинации  «Авторское стихотворение»

2 место

Дмитриев

Александр

5

2015

14

Городской конкурс авторского стихотворения «Душой рождённые стихи»  в номинации  «Услышать и понять»

2 место

Дмитриев

Александр

5

2014

Победители и призёры  Открытой российской интернет-олимпиады по русскому языку

№ п/п

Название мероприятия

Результат

Ф.И. учащегося

Класс

Год

Открытый российский интернет-конкурс «Половицы и поговорки»

Диплом

1 степени

Николаева марина

7

2015

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2015, русский язык, 7 класс»

Диплом

1 степени

Николаева марина

7

2015

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Зима,  февраль 2017, русский язык, 8 класс»

Диплом

1 степени

Сальникова

Валерия

8

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Юханова

Елизавета

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Погодина

Алина

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Пьянзина

Яна

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Бичурин Дамир

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Сысуева

Валерия

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Лисин

Антон

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Гришаев

Антон

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

1 степени

Шитова

Анастасия

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

2 степени

Николаева

Марина

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

2 степени

Чекашкина

Полина

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

3 степени

Ларькин

Кирилл

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

3 степени

Козлова

Ксения

9

2017

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ноябрь2017, русский язык, 9 класс»

Диплом

3 степени

Фетхуллова

Лиана

9

2017

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Анализируя результаты своей многолетней профессиональной деятельности, я столкнулась с определенными трудностями и проблемами в использовании педагогического опыта. Они связаны с применением информационно – коммуникационных технологий на уроках.

        Проблема использования ИКТ актуальна на данном этапе развития Российского образования. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Решение проблемы возможно за счет применения современных педагогических технологий. Я по мере возможности использую ИКТ на различных типах урока и во внеклассной работе. Проводить такие уроки регулярно пока нет возможности, так как во многих учебных кабинетах школы отсутствует  необходимая компьютерная техника.

Адресные рекомендации по использованию опыта

       Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы. Примерами обмена моего педагогического опыта являются уроки и открытые мероприятия с применением ИКТ.

       Анализируя свой педагогический опыт, считаю, что

современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Урок – это уникальная форма педагогического общения, конструирования педагогических ситуаций и путей разрешения педагогических конфликтов. создание  обстановки  взаимодействия и взаимной ответственности.

И, прежде всего, следует не высасывать из пальца все новые и новые “типологии уроков”, “виды и типы уроков”, а учиться  применять современные формы  общения  как с помощью электронных средств обучения, так и без них.

Учителю  важно научиться уметь управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для учеников в восприятии данной информации.

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений, творческого потенциала учителя.  Рассмотренные мной  подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя Богатырёвой Анны  Васильевны

http://nsportal.ru/    и сайте МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»



Предварительный просмотр:

«Пока не стало поздно»

( урок  -  размышление по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Урок по рассказу К. Г. Паустовского  «Телеграмма»

Цель урока: развивать коммуникативную и социальную компетенции;

 создавать условия   для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные :

- формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

- раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

-навыки самостоятельного анализа текста;

- умение высказывать свое отношение к прочитанному;

- умение выделять наиболее важные качества в человеке;

- способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

- учить заботиться о тех, кто дорог;

- формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

  1. Словарная работа:

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

  1. Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание:  прочитать рассказ  К.Г.  Паустовского «Телеграмма», проанализировать систему образов произведения.

Слово учителя.

 Имя Константина Георгиевича Паустовского ассоциируется с Мещёрским краем и Средней полосой России с её неброской красотой. Сам писатель сказал об этом так:  «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши прекрасные русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».  Именно здесь написан рассказ «Телеграмма», которому посвящён наш сегодняшний разговор Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, оставленная  нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ не  оставил вас равнодушными , а это и есть повод для разговора

- А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

- Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

- Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? ( тревогу, беспокойство)

- А как название рассказа отражено в содержании? ( в рассказе было 2 телеграммы)

- Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

- Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы , предлагаю проанализировать систему образов  через пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали. ( у каждой группы свой образ).

Беседа по образу Катерины Петровны. 1 группа.

- Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

- Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? (1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён  «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - Катерину Петровну  тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

-Какова роль эпизода встречи с кленом?  (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо): "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

-А что-то удивило в письме? (Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никого, удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает   тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

-Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

- Составление синквейна.

Беседа по образу Насти. 2 группа

-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива.-Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…

-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку.)

-Выставка удалась? Чья это заслуга?

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человекунезаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).-

Очень странно ,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А  в  это  время  в  Заборье  умирала  мать.)

-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

-Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

-Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти?.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

-Эта  сцена  кульминационная  в  центральной  части  рассказа. Настя  прозрела, поняла, что  неправильно  относилась  к  матери, в  ней  проснулась  совесть, понимание  того, что  она  никогда  уже  не  увидит  мать.

- Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

-Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить ,что она изменится.

 -Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины .Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть ,не сказать самое главное.

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую)

Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта,  тщеславие ,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

- Составление синквейна.

Беседа по образу Тихона и Манюшки.

 -Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность,    чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга –  1. Хищная птица из семейства соколиных.

                       2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон   помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)              

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает  одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки  в большей степени ,чем у дочери.

Как видим ,автор показывает доброе отношение Манюшки к Катерине Петровне через ее поступки.

-Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

 Исследование проблемной темы.

А теперь посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие,  ненависть, предательство, злость, гуманность).

 Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

- Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное.)

- Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)
Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

- Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

- Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

- О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

- А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

- А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для Катерины Петровны  люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

Учитель. Через какую деталь Паустовский подчёркивает, что Настя поняла, что мать умирает?

(Настя по – новому читает слова матери)

Учитель. Оправдывает ли за  это как –то  Настю автор?

(Настя чувствует непоправимую вину слишком поздно)

Вывод. Да, ребята, в суете жизни и в спешке мы ,взрослые, очень часто забываем о самых близких нам людях. Как   уместны здесь прекраснейшие слова  писателя Максима Горького:  «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать». Мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, тихим вечером посмотрели пристально в глаза своим близким, пока не поздно, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держится. Может,  вы скажете, что нам это ещё рано делать?

Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Учитель. Как же закончим мысль, выделенную в заглавии  урока,  которая бы передавала авторскую позицию?

Мысли учеников. Пока не стало поздно, нужно учиться проявлять человечность, доброту, чуткость, заботу, милосердие к близким, родным и окружающим тебя людям, любить свою землю.