Методическое объединение учителей-логопедов города Кузнецка

Денисова Татьяна Юрьевна

На данной странице размещены материалы из опыта работы учителей-логопедов города, представленные в рамках проведенных методических объеденений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Методические аспекты образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР2.05 МБ
Файл Использование Лего-технологии при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ1.75 МБ
Файл Авторские игры и пособия для разных этапов работы по подготовке детей к обучению грамоте.2.38 МБ
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx26.9 КБ
Файл «Использование нейропсихологических приемов в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»471.19 КБ
Файл Использование методов ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.976.73 КБ
Office presentation icon Использование методов ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.1.92 МБ
Файл «Круги Луллия» – средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразви726.44 КБ
Файл Педагогический воркшоп : формирование слоговой структуры слова в коррекционно-развивающей работе педагогов ДОО.22.93 КБ
Файл Выступление по ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ22.44 КБ
Файл ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ931.42 КБ
PDF icon Деятельность учителя-логопеда в комплексе коррекционно-развивающей и воспитательной работы 1.97 МБ
PDF icon Коуч-сессии, как форма построения сотрудничества 1.49 МБ
PDF icon Составление интеллект-карты при формировании ценностного отношения детей к семье и её традициям2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель-логопед МБДОУ ДС №2 «Крепыш» Автаева О.А. г.Кузнецк, 2021 Методические аспекты образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР

Слайд 2

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Слайд 3

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР В разделе «Логопедическая работа» Ребенок:  обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;  осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;  владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);  умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;  знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);  воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);  владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой .

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Слайд 5

- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; - знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; - знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; - научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; - научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; - научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. Задачи, реализуемые в процессе подготовки к обучению грамоте

Слайд 6

грамота сформированность фонематических процессов готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова развитие моторики руки умение делить слова на слоги Знание букв и владение навыками чтения сформированность звуковой стороны речи

Слайд 7

Фонематическое восприятие - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, ритма Речевой слух- элементарный уровень распознавания речевых высказываний

Слайд 8

Последовательность звукового анализа слова из двух гласных (ау, уа); слова из двух звуков, образующих обратный слог (ум, ах, ус), затем прямой слог (ко, ту); слова из трех звуков (дым, мир); слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); слова из двух открытых слогов (ваза, мама); слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). Для звукового анализа выбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.

Слайд 9

Алгоритм ознакомления со слоговой структурой слова - двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса) - слова, состоящие из трёх частей ( ма-ши-на, ка-ли-на ) - односложные слова ( сыр, дом ), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. Способы определения слогового строения слова: На слуховой основе; На зрительной основе На тактильно-мышечной основе На графической основе

Слайд 10

Этапы работы над моторикой руки: -Развитие умения правильно держать карандаш. -Ориентация на листе бумаги, работа в строчке. - Закрашивание буквенных изображений для запоминания образа букв. - Написание (печатание) букв, слов и предложений

Слайд 11

Структура образовательной деятельности по обучению грамоте. 1.Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. 3. Сообщение новой темы. 4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 5. Закрепление нового материала. 6. Физминутка. 7. Знакомство с буквой, анализ ее элементов 8. Формирование навыков чтения и печатания. 9. Итог.

Слайд 12

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Крепыш» г.Кузнецка Использование Лего -технологии при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ Учитель-логопед Гусева Анна Петровна

Слайд 2

«Звуковая пирамидка» - упражнять в различении гласных, согласных твёрдых и мягких звуков.

Слайд 3

«Слоговые лесенки» - 1 вариант: закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; - 2 вариант: упражнять в чтении прямых и обратных слогов.

Слайд 4

«В гости к другу » - совершенствовать навыки чтения слогов (прямых и обратных); упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов; закреплять графический образ букв.

Слайд 5

«Найди картинку» - закреплять умение выделять первый звук в словах.

Слайд 6

«Выложи схему», «Сыщики» - закреплять умение проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с заданной схемой .

Слайд 7

«Нарисуй букву», «Построй букву» - закреплять графический образ букв

Слайд 8

«Зашифруй предложение » - закреплять умение анализировать предложение, выкладывая схему при помощи лего-конструктора.

Слайд 9

« Строители » - упражнять в чтении слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторские игры и пособия для разных этапов работы по подготовке детей к обучению грамоте. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 города Кузнецка Подготовила: учитель-логопед МБДОУ ДС №24 Герасимова Н.Б.

Слайд 2

Задачи обучения: Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия: уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ , в, вь , н, нь , п, пъ , т, тъ , к, къ , с, сь ; развитие артикуляционной моторики; различение на слух изученных гласных и согласных звуков; дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твер­дости-мягкости: м- мь , в- вь , н- нь , п- пь , т- ть , к- кь , с- сь , х- хь , к-х; выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у); выделение гласного звука из начала, середины и кон­ца слова в ударной позиции (звуки а, о); выделение гласного звука из состава слова в безудар­ной позиции (звук и); выделение согласного звука из состава слова; формирование умения характеризовать звук; — усвоение звуко -слоговой структуры двух-трехсложных слов;, — анализ и синтез обратных и прямых слогов; составле­ние схем слогов; слов типа Том; формирование умения подбирать к схеме слово; преобразование слогов; деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных зву­ков; составление слоговых схем слов; воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук; использование ребусов и кроссвордов с целью форми­рования навыков звукового анализа слова; — формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

Слайд 3

Выделение гласного звука из начала слова

Слайд 10

Выделение гласного звука из середины и конца слова

Слайд 12

В ыделение гласного звука из состава слова

Слайд 16

Д ифференциация согласных звуков по твер­дости-мягкости

Слайд 20

В ыделение согласного звука из состава слова

Слайд 22

Д еление слов на слоги

Слайд 24

Обучение грамоте: знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т, К, С, Х; звуко -буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания; преобразование слогов; формирование навыка чтения обратных и прямых сло­гов, плавного слогового сознательного чтения слов; составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой пред­ложения; раздельное написание предлогов; развитие графических навыков; * ознакомление с написанием большой буквы в именах лю­дей и с правилом написания предложения.

Слайд 25

Ф ормирование навыка чтения прямых сло­гов

Слайд 28

Ф ормирование навыка плавного слогового сознательного чтения слов

Слайд 34

С оставление схемы предложения из двух, трех, четырех слов с предлогом. Работа со схемой пред­ложения

Слайд 44

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                Педагогическая мастерская :

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

    Чтение и письмо являются сложными и необходимыми в жизни человека навыками. В научной и методической литературе существует большое количество фундаментальных и разносторонних исследований, направленных  на анализ вопросов подготовки дошкольников с ТНР к овладению чтением и письмом. Проблема изучения состояния, содержания и структуры формирования  комплексной готовности детей с ТНР к овладению грамотой является актуальной для современной логопедии. Несмотря на то, что большинству дошкольников с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения  родному языку в школе. Детей с ТНР относят к группе риска  по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития  высших психических функций, особенности развития зрительно-пространственных представлений, ,мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

План работы педагогической мастерской:

1.Методические аспекты образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед Автаева О.А.(МБДОУ ДС 2)

2.Презентация авторских игр по подготовке к обучению грамоте. Учитель-логопед МБДОУ ДС 24  Герасимова Н.Б 

Развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

3.  Мастер-класс « Использование нейропсихологических приемов  при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР».  Учитель-логопед МБДОУ ДС 29 Осюнина А.А

Ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может испытывать трудности при обучении грамоте из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить причины этих нарушений , а использование специалистом нейропсихологических методов и приемов поможет  выстроить  цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтению и письму.

4.Авторская методика обучения основам грамоты дошкольников  с ТНР. Учитель-логопед Военкова Е.А.

В настоящее время связь между общим недоразвитием речи и нарушениями чтения  и письма неоспорима. Может ли дизартрическое  нарушение звукопроизношения  затруднять подготовку к обучению грамоте? Если  «не работают» традиционные методики обучения?»

5« Использование ЛЕГО-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ». Учитель-логопед МБДОУ ДС 2  Гусева А.П. 

Дошкольный возраст – возраст игры. Играя, ребёнок не только познает окружающий мир, но и выражает к нему своё отношение. Поэтому мы строим образовательный процесс таким образом, чтобы игра стала развивающим и корригирующим средством. Для этого помимо традиционных методик обучения в своей работе используем современные педагогические технологии, а именно лего-технологию. Увлеченность детей лего-конструктором навела на мысль о том, что его в разнообразных вариантах можно использовать при обучении детей грамоте, как часть занятия. Использование лего-технологии позволяет оказывать развивающее воздействие на сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

 6.Презентация нового игрового пособия по  формированию звукопроизношения, навыка послогового чтения «Аня учит звуки  и буквы».Учитель-логопед МБДОУ 29  Буянова Ю.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование нейропсихологических приемов в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» Выполнила – учитель-логопед Осюнина Анна александровна

Слайд 2

Незрелость различных отделов головного мозга ведет к нарушению чтения и письма (исследования Т.В. Ахутиной , Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович)

Слайд 3

Функциональные компоненты письма

Слайд 4

Отделы головного мозга по А.Р. Лурии

Слайд 5

Использование логопедами нейропсихологических методов и приемов дают возможность более качественно вести коррекционно-развивающую работу

Слайд 6

Дыхательные упражнения «Воздушные шарики» «Оперные певцы» «Егорки»

Слайд 7

«Сыщик»

Слайд 8

Ю. Рязанцева «Лабиринты. Профилактика проблем с письмом» /рабочая нейротетрадь для дошкольников/

Слайд 9

«Звуковые лабиринты»

Слайд 10

« НейроКлассики » /по О. Канаевой /

Слайд 12

Комплексное коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребенка

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мураева Юлия Анатольевна Учитель-логопед МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка Использование методов ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта » Г.С.Альтшуллер

Слайд 2

Алгоритм решения изобретательских задач ВСПОМНИ ДОДУМАЙ ПРИДУМАЙ "Есть задача — реши ее сам" «Теория решения изобретательских задач – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию". Г.С. Альтшуллер

Слайд 3

Системный оператор Мозговой штурм Метод фокальных объектов Методы ТРИЗ Синектика Сформулируйте изобретательскую задачу . Примените прием решения одним из методов решения . Проанализируйте результат. Морфологический анализ Метод Робинзона Типовое фантазирование Творчество во всём!

Слайд 4

Постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения. Мозговой штурм Игра «Хорошо – плохо » Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны . Темы для обсуждения: Как выгнать лису из заюшкиной избушки? Как не намокнуть под дождем? Как оставить кусочек лета в зиму? Как не испачкать пол грязными подошвами ботинок? Игра «Фантастические гипотезы» Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы. Ход игры. Что было бы : - если внезапно исчезнет солнце? - если исчезнут все взрослые? - если исчезнут все пуговицы? - если к нам пришёл слон?

Слайд 5

Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире. С равнение и нахождение сходства между объектами, или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика (метод аналогий) Игры: «Ассоциации» «Парные картинки» «Что к чему?» «На что похожа буква ?» «Ребусы» Задания : Изобрази будильник. Промяукай знакомую песенку . Мнемотехника. О порные таблицы, «схемы- помогалочки », Символическая аналогия - умение видеть в схематичном изображении образ и наоборот изображение какого-либо образа символически . Личная аналогия — предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-либо предмета или явления в проблемной ситуации. Прямая аналогия — нахождение буквального сходства природных и технических объектов (полёт самолёта и птицы).

Слайд 6

Цель : автоматизация поставленных звуков речи. Игра-схема «Грамматические ступеньки»

Слайд 7

Системный оператор Поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему (назначение и признаки, строение, динамику развития: прошлое , настоящее, будущее) . Прошлое предмета Будущее предмета Из каких частей предмет состоит Видовая принадлежность «Волшебный экран»

Слайд 8

Метод фокальных объектов Поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов. Выбрать 2 случайных объекта ( игрушки, картинки) В ыделить характерные свойства каждого из названных предметов Выбрать новый любой объект (фокальный объект) П рименить уже названные свойства к фокальному объекту. Зафиксировать все интересные идеи, обсудить их назначение. Отразить идеи в рисовании, лепке, аппликации. МЫЛО Душистое Разноцветное Дорогое СОБАКА Лохматая Дружелюбная Голодная Б Е Р Е З А Душистая Лохматая Разноцветная Дружелюбная Дорогая Голодная Игра «Сюрприз»

Слайд 9

«Объясни нереальное сочетание » Морфологический анализ П оиск новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта . «Узнай меня» Игра «Волшебники» Реальный рассказ Фантастический рассказ Вариант 1 Цель : закреплять умение детей описывать объект по именам признаков. Вариант 2 Цель : развивать умение производить фантастическое преобразование объектов с опорой на сигнальные карточки (органы чувств ).

Слайд 10

Метод Робинзона П оиск максимально разнообразных способов применений одного предмета. Распустить вязаную шапку, сделать из ниток сеть для рыбалки. Металлической каской начерпать воды. В каске сварить пойманную рыбу. Из вязаных шапок выложить себе постель. Можно стучать касками и шлемами , тем самым подавать сигнал о своем пребывании на острове. Все варианты дружно оцениваются всеми детьми и выбираются самые интересные. Игра «Необитаемый остров» Цель: формировать умение находить варианты применения одного предмета (головного убора) Ход игры : Подсказать Робинзону Крузо, как можно использовать головные уборы для изготовления жилья, одежды, обуви., посуды , добывания пищи. Возможные варианты решения поставленной задачи:

Слайд 11

Типовое фантазирование Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты. «УМЕНЬШЕНИЕ - УВЕЛИЧЕНИЕ» Игра «Волшебная палочка» ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ» Игра «Наоборот» «ОБЪЕДИНЕНИЕ-ДРОБЛЕНИЕ» Игра «Несуществующее животное» «ДИНАМИЧНОСТЬ-СТАТИЧНОСТЬ» Игра «Бывает - не бывает» «СМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ» Игры «А что потом ?», «Кем был раньше»

Слайд 12

эффективно автоматизировать звуки в речи, существенно пополнить активный словарь; повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей; совершенствовать психические процессы - мышление, внимание , память, воображение, способность к творчеству. Методы и приемы ТРИЗ позволяют: ТРИЗ ЦЕЛЬ: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Слайд 13

Список используемых источников Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн . – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. СидорчукТ.А ., ЛелюхС.В . Издательство: АРКТИ 2019 г. https://www.labirint.ru/books/433657/ 3. Сидорчук Т. А. ,Хоменко Н. Н. ТРИЗ - в повседневную жизнь «Ребенок в детском саду»2014г. , 4. С. В. Лелюх Развитие творческого воображения, мышления методами ТРИЗ «Дошкольное воспитание» 2016г. , 5. Интернет-ресурсы: « MAAM . RU », « ПочемуЧка . ru », «Дошколенок. ru », «Все для воспитателей детских садов», «Мир дошкольников», «Дошкольники. сom » и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у старших дошкольников с ТНР классификационных навыков через игру «ДА-НЕТ» Учитель-логопед Шмарева Нина Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка

Слайд 3

«ДА-НЕТ» - метод сужения поля поиска.

Слайд 4

Алгоритм: обозначение объектов в проблемной ситуации; выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям; отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации; рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).

Слайд 5

Цель: Развитие классификационных навыков, дедуктивного мышления и речи детей.

Слайд 6

Задачи: Формировать умение точно и понятно формулировать вопросы; Формировать коммуникативные навыки, умение слушать собеседника, вступать в содержательный диалог, делать выводы из отрицательных ответов; обогащать и активизировать словарь ребенка; развивать познавательную активность; расширять представление об объектах; упражнять в употреблении предлогов и наречий; формировать навык ориентировки в пространстве .

Слайд 7

Классификация Формирование классификационного навыка на основе пространственного ориентирования. Формирование классификационного навыка на основе анализа признаков материального мира.

Слайд 8

Расположение объектов в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали, в удалении; в двухмерном пространстве: на горизонтальной плоскости, на плоскости, в трехмерном пространстве: комната, шкаф, коробка.

Слайд 9

.

Слайд 10

Виды игр -с картинками (предметами) разных классификационных групп, расположенных горизонтально; -с картинками разных классификационных групп, расположенных вертикально (на учебной доске); -с картинками (предметами) разных классификационных групп, расположенных в удалении; -с картинками (предметами) одной классификационных групп; -с геометрическими формами (объемными или плотностными) разного размера и цвета; -с цифрами; -с буквами; - с символами дней недели, месяцев.

Слайд 13

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА OCHOBE АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.

Слайд 15

Задачи: Формировать умение задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов и их конкретных значений; формировать умение объединять между собой полученную информацию; обучить построению обобщенного образа угадываемого объекта; формировать умение самостоятельно уточнять и расширять знания об объекте.

Слайд 16

Классификация игр: Природный и рукотворный мир, Мир живой и неживой природы, Мир живой природы (растения, животные, грибы), Классификация объектов рукотворного мира, Классификация объектов по заданному признаку.

Слайд 17

Виды игры: с набором картинок; с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения; с объектами, которых нет в ближайшем окружении; с неизвестными словами.

Слайд 18

Примерная схема классификационных признаком объекта материального мира

Слайд 19

.

Слайд 22

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Круги Луллия » – средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Иванова Анна Михайловна учитель-логопед МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка

Слайд 2

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия » — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд 3

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в непосредственную образовательную деятельность, а также помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу

Слайд 4

Развитие основных компонентов языковой системы: Цель использования Задачи Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас . Совершенствовать слоговую структуру слова . Автоматизировать звуки речи . Развивать фонематические процессы . Формировать структуру предложения . Совершенствовать развитие связной речи . Обучать грамоте.

Слайд 5

Игры с «Кругами Луллия » условно можно разделить на четыре группы Игры на развитие лексико-грамматических категорий Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков Игры совершенству-ющие звуковую сторону речи и обучение грамоте Игры на развитие связной речи 1 2 3 4

Слайд 6

НА ПОДГРУПОВЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 7

Для изготовления кругов Луллия применяются 2 способа 1 СПОСОБ 2 СПОСОБ

Слайд 8

Для детей 4-5 лет – два круга с 4 секторами Для детей 5-6 лет – два-три круга с 4-6 сектора Для детей 6-7лет – три, четыре круга и 8 секторов

Слайд 9

1 2 3 4 5 Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам. Постановка задачи. Раскручивание кругов. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям. Рефлексия и подведение итогов.

Слайд 10

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Найди картинку» «Придумай предложение» «Символ звука» «Картинки в паутинке» «Найди тень»

Слайд 11

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте « Раздели на слоги » «Образуй словечко» «Где спрятался звук» «Составь слог» «Придумай слово» «Найди схему» « Слогопары » «Первый звук» «Допиши букву»

Слайд 12

Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один - много» «Чей, чья, чьё?» «Один - много» «С какого дерева лист?» «Посчитай» «Наоборот» «Путешествие птиц» «Оденемся на прогулку» «Найди семью» « На что похоже? »

Слайд 13

Игры на развитие связной речи « Сочиняй - ка » «Расскажи сказку» «Фантастическая история»

Слайд 14

Наша задача - дать детям инструмент для познания окружающей действительности и тогда весь мир будет в их руках!



Предварительный просмотр:

Педагогический воркшоп : формирование слоговой структуры слова  в коррекционно-развивающей работе педагогов ДОО.

Педагоги рассаживаются за столики с номерами.

Ведущий: «РАГУДА», «ФУТКИ», «КОСАМАТ». Знакомо?  Считаете  ли вы проблему поиска технологий по формированию слоговой структуры слова дошкольников с особыми образовательными потребностями актуальной?  (Педагоги голосуют, поднимая красный восклицательный знак). Обратите внимание на зеркальную поверхность.  Здесь представлены: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, администрация, дети (все участники образовательного процесса написаны на облачках). Сформулируйте  и запишите на стикерах , что , по вашему мнению,  будет делать  педагог, чтобы формировать или содействовать формированию слоговой структуры слова воспитанников, 3-4 самых актуальных на ваш взгляд функции, в форме предложения.(Каждый столик работает командой, педагоги записывают функционал участников образовательного процесса: логопеда, психолога, дефектолога, воспитателя, муз. руководителя, администрации ДОО, родителей )

-Предлагаю одному представителю от столика, закрепить ваши решения .
И чтобы в целом освежить знания , послушаем  эксперта в вопросе формирования слоговой структуры речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Сегодня  это учитель-логопед  МБДОУ ДС 29 .

Ведущий: Каждый из вас  владеет диагностическими навыками и с  легкостью определит, какой класс слоговой структуры нарушен у ребенка? Возможно, сможете  сформулировать  предварительное психолого-педагогическое, логопедическое заключение. Можно воспользоваться подсказками   ( на столах карточки с 14  классами слоговой структуры по Марковой).

Видео с  записью детской речи предлагается каждой команде, идет обмен  мнениями.        

Ведущий: Обратимся к первой витрине, здесь представлены педагог-психолог и  учитель-дефектолог, которые (зачитываются решения специалистов по  функционалу)

-Коллеги, что из вышеперечисленного вы считаете особенно актуальным? Экспертами по этой проблематике  сегодня выступают специалисты  дома ребенка. Педагог- психолог , учителя-дефектологи  проводят мастер-класс по использованию технологии сенсорной интеграции с детьми с ограниченными возможностями здоровья  в условиях дома ребенка.

 Ведущий: Переходим к витрине «Учитель-логопед» ( зачитываем   мнение специалистов по функционалу ). Мы в кабинете учителей логопедов, которые

представляют «Линейку дидактических пособий по формированию слоговой структуры слов  первого и второго классов  у детей с ТНР,ЗПР,РАС»

Ведущий: Переходим к витрине  «Дети»

-Что написали дети? Буду играть!

-В «Игротеку»  работают  учителя-логопеды МБДОУ ДС 38,28,7

- У специалистов много удивительных идей.  Сейчас вы  предложите идеи  игр по формированию ССС , используя… игрушки на вашем столе.(Каждой команде предлагается одна игрушка).

-Команда обсуждает и предлагает свою идею игры с названием, целью, кратким описанием.

Презентация игры от команды.

Ведущий: Витрина «Музыкальный руководитель»

-Интересно, что ждет специалист от своего коллеги? Что актуально ?

-У нас есть эксперт –музыкальный руководитель МБДОУ ДС №7, который представит авторскую разработку и проведет с вами мастер-класс.

 «Интерактивная музыкальная игра по лексической теме   «ИГРУШКИ» по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

 Ведущий: Витрина «Воспитатель» (зачитываем функционал, актуализируем).Экспертом выступит воспитатель группы компенсирующей направленности ДС 7 . Воспитатель представляет  интерактивный комплекс с применением БСИК «Кинект»-«Играй и развивайся» . (Педагоги подключаются к мастер –классу).

Ведущий:  Переходим к витрине «Родители»(зачитываем, обсуждаем).Добиться того, чтобы родители  стали участниками, вовлеченными в процесс обучения не просто. Попробуем? Учитель-логопед  поделится своей находкой в этом направлении : « Чек- лист игр по формированию слоговой структуры слова для родителей»

Витрина « Руководитель, методист» (зачитываем)

Ведущий:  У нас сложился  педагогический воркшоп , вы не просто смотрели мастер-классы, но и сами предлагали свои идеи, искали пути решения заявленной проблемы. Сегодня  мы собрали много теоретических идей и практических находок.  В целом у нас сложилась  правильный и интересный план коррекционно-развивающей работы  по формированию слоговой структуры речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

 



Предварительный просмотр:

Что такое ФАОП ДО?

Слайд 1.

В нормативном поле появилось понятие Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее ФАОП ДО).

Слайд 2.

ФАОП ДО утверждена  Приказом Министерства Просвещения от 24.11.2022г.  В основе :Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ,  в который внесены изменения(№371-ФЗ) от 24.09.22.г.

Слайд 3.

ФАОП ДО - нормативный документ, равный по статусу ФГОС ДО и обязателен к исполнению! ФАОП ДО – это-базовый документ, на основе ФАОП ДО  организации самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования  для  детей раннего и дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья  (далее АОП ДО ) . АОП ДО Организации  необходимо  утвердить не позднее 1.09.23г.на педагогическом совете.

Слайд 4.

ФАОП ДО-  составлен модульно, на 8 назологических групп   детей с ОВЗ.   В соответствии с тем,  какой категории воспитанников (по Уставу ДОО  и Положению о группе компенсирующей направленности) оказывается коррекционно-развивающая помощь, в ДОО разрабатывается АОП ДО для обучающихся с ОВЗ:
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и
позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с
амблиопией и косоглазием).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(далее - НОДА).
-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
-АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).
-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - У О).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития (далее - ТМНР).

Слайд 5.

Дошкольное  образование  дети получают в ДОО  в группах нескольких направленностей . В ДОО города существуют группы общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.
Группы общеобразовательной направленности реализуют ООП ДО, разработанную на основе ФОП;
Группы компенсирующей  направленности  реализуют  АОП ДО ,разработанную на основе  ФАОП .Программа разрабатывается на ту нозологическую группу обучающихся с ОВЗ которая указана  в уставе ДОО, в положении о группе компенсирующей направленности; например: АОП ДО для детей  5-7 лет с ТНР

Группы комбинированной направленности реализуют  две программы: ООП  ДО и АОП  ДО  для обучающихся с ОВЗ.

На ДОО пишется одна АОП ДО (в нее вносятся из ФАОП модули на  те категории воспитанников, которые есть по Положению (локальному акту)  в ДОО), пишется на 5 лет.
!!! Нет индивидуальных адаптированных программ.

Слайд 6.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования есть раздел «Коррекционно-развивающая работа». Целевые группы обучающихся , которым в ДОО оказывается коррекционно-развивающая помощь разнообразны:

1.Нормотипичные  дети с кризисом развития.
2. Дети с ООП:
-часто болеющие дети;
-испытывающие трудности в усвоении программы;
-одаренные дети;
-дети с ОВЗ;
-дети-инвалиды;
3.Дети находящиеся в ТЖС.
4. Дети «группы риска» с негативными проявлениями в поведении.
   В ДОО есть такой локальный акт, как «Положение о консилиуме  ДОО» (ППк ДОО). С обучающимися целевых групп  идет в ДОО коррекционно-развивающая работа (в виде  индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий) . Вся работа с конкретным ребенком строится  с учетом его особых образова.тельных потребностей  и рекомендаций ППк ДОО.
 Реализация КРР с ребенком с ОВЗ или ребенком- инвалидом осуществляется  в соответствие с ФАОП ДО.

Слайд 7,8.

По структуре в ФАОП ДО  3 раздела, внутри каждого раздела есть изменения.

Целевой раздел.

1.Поменялись цель и задачи

Цель ФАОП: обеспечение условий для полноценного развития детей с ОВЗ Задачи:
-реализация содержания АОП ДО;
-блок коррекционно-развивающих задач;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности

Принципы выделены отдельно  для каждой группы детей с ОВЗ.

2.Планируемые результаты расписаны  в виде целевых ориентиров (начиная с раннего, к 3 м годам, у  обучающихся с ТНР –начиная с младшего ,у обучающихся с НОДА –с младенческого к 1 г., у обучающихся с ЗПР-с раннего к 2г.)

Планируемые результаты, которые будут  прописываться  в АОП ДО , не могут быть ниже тех, которые заданы в ФАОП ДО, выше-да, ниже-нет.

3.Раздел «Развивающее оценивание качества образовательной  деятельности по Программе

В п. 10.5.4. ФАОП предусмотрена система мониторинга (педагогическая .диагностика) динамики развития обучающихся, динамики их образовательных достижений, основанная на наблюдении.

Содержательный раздел.
О
н больше проработан,  в нем задачи и содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям для каждой  категории воспитанников с ОВЗ по возрастам.(н-р,   у НОДА- с раннего, у ТНР-с младшего).ДОО  свободны в выборе содержания образования, выборе образовательных технологий. Парциальные ,авторские технологии остаются. Коррекционно-развивающая работа  прописана  по каждой категории воспитанников.
 Федеральная рабочая программа воспитания. В ФАОП ДО эта программа изложена в трех разделах (целевой ,содержательный ,организационный).
Цель и задачи сформулированы по возрасту с учетом психо-физических особенностей детей с ОВЗ.
Планируемые результаты( звучит как «портрет воспитанника») разделены  для  ребенка с ОВЗ( до3 лет , до8 лет) и  ребенка  с УО (по  степеням выраженности интеллектуального нарушения).
Задачи в содержательном разделе  сформулированы по направлениям воспитания (патриотическое, здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, трудовое воспитание, воспитание познания). Приоритет  отдается  формированию общей культуры личности дошкольников с ОВЗ ,воспитание на основе духовно-нравственных ценностей.
В организационном разделе отражено взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ, воспитательная  предметно-пространственная среда.
Организационный раздел.
В  организационном разделе ФАОП ДО  прописаны психолого-педагогические условия обеспечения развития ребенка  каждой целевой группы. Федеральный  календарный план воспитательной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-логопед МБДОУ ДС №24 г. Кузнецка Денисова Т.Ю.

Слайд 2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ с изменениями от 24 сентября 2022 г. № 371 – ФЗ Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. ФАОП ДО разработана в соответствии с нормативными документами

Слайд 3

ФАОП ДО – нормативный документ, в соответствии с которым организации осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО) для обучающихся с раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Что такое ФАОП ДО?

Слайд 4

АОП ДО для обучающихся с нарушением слуха. АОП ДО для обучающихся с нарушением зрения. АОП ДО для обучающихся с ТНР. АОП ДО для обучающихся с НОДА. АОП ДО для обучающихся с ЗПР. АОП ДО для обучающихся с РАС. АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью. АОП ДО для обучающихся с ТМНР. АОП ДО для обучающихся с ОВЗ:

Слайд 5

Группы общеобразовательной направленности- реализуют ООП ДО, разработанную на основе ФОП ДО Группы компенсирующей направленности - реализуют АОП ДО ,разработанную на основе ФАОП ДО . Программа разрабатывается на ту нозологическую группу обучающихся с ОВЗ которая указана в уставе ДОО, в положении о группе компенсирующей направленности. Группы комбинированной направленности - реализуют две программы: ООП ДО и АОП ДО (до 3 категорий воспитанников). Виды групп (направленность )

Слайд 6

1. Нормотипичные дети с кризисом развития. 2. Дети с ООП: -ЧБД; -испытывающие трудности в усвоении программы; -одаренные -дети с ОВЗ; -дети-инвалиды; 3.Дети находящиеся в ТЖС. 4. Д ети «группы риска» с негативными проявлениями в поведении. Коррекционно-развивающая работа в ДОО с целевыми группами обучающихся( ППк )

Слайд 7

Особенности ФАОП ДО

Слайд 8

Структура ФАОП ДО


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: