Утишева Марина Владимировна

Сайт учителя-дефектолога

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Освоение инновационных и здоровьесберегающих технологий в логопедической работе

Увлечения: цветоводство, танцы, литература, кошки

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Тихорецк

Место работы: ГБС(К)ОУ школа-интернат I-II вида г. Тихорецк Краснодарский край

Звание, ученая степень: Отличник народного просвещения

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/utisheva-marina-vladimirovna

Слышащие!

Будьте терпеливы при общении с глухими!

Повторяйте слова и фразы до тех пор, пока не станет ясно: они понятны.

 

Глухота — прежде всего потеря значительной части информации и связанное с этим одиночество. От нашего с вами отношения к глухому, от уважения к нему и стремления оказать посильную помощь в значительной мере зависят устранение дефицита информации и трагедии одиночества. Никогда не забывайте это!

Глухота — более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Глухота лишает человека главного качества — способности быстрого и свободного общения.

Число людей, которым недоступен мир звуков очень велико.

Если считать, что население Земли уже достигло 5-ти миллиардов человек, то число людей всех возрастов с дефектом слуха составляет огромную цифру — 250 миллионов.

Можно ли победить тяжёлые формы тугоухости или глухоту?

В полной мере нельзя. Но преодолеть недуг настолько, чтобы стать полезным гражданином общества, жить не хуже, чем большинство слышащих, можно и нужно. Многие тяжёлые последствия глухоты преодолимы даже в тех случаях, когда слух не востанавливается.

Учить глухого надо всеми доступными способами восприятия и воспроизведения речи — от применения слуховых аппаратов до чтения с губ говорящего, дактилирования, жестовой речи.

Однако пробить брешь в стене безмолвия — задача, недоступная для глухих. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.

Положение лиц с недостатками слуха в обществе определяется их активностью, трудолюбием и коммуникабельностью.

На современном этапе развития общества особое место занимает процесс адаптации инвалида к условиям социальной среды в частности с недостатками слуха.

В связи с этим объясняется возрастающий интерес к вопросу развития слухового восприятия. Неоспорим факт неразрывной связи развития остаточного слуха с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности ребёнка.

Целенаправленная работа по развитию остаточного слуха позволяет активнее пользоваться качественной речью, что способствует решению проблемы более полной социальной адаптации.

 

 

 

 

 

Речь развивается на основе слуха. Патология слуховой системы приводит к недоразвитию импрессивной и эксперессивной речи. Характернарушения речи при патологии слуха зависит от степени его потери, времени наступления нарушения, от своевременности начала специальных занятий, а также индивидуальных особенностей детей.

Одной из наиболее сложной в обучении детей с нарушениями слуха является проблема формирования речи. Актуальность этого направления определяется тем, что от овладения речью во многом зависит общее развитие ребёнка.

Обучение детей с нарушениями слуха, речи строится так, чтобы дети овладели ею в разных формах: дактильной, устной, письменной, всеми видами речевой деятельности, которые в совокупности образуют речевую систему неслышащих.

Практика показывает, что из детей, имеющих нарушения слуха можно выделить группу таких детей, у которых втречается патология речи, не являющаяся следствием сенсорного нарушения, т.е. это дети с комплексным дефектом, где сочетаются нарушения слуха и речи, при этом учащиеся имеют сохранные предпосылки для интеллектуального развития.

 

 

 

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.

Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений. С помощью слуха познаются многообразные звуки окружающей среды. Но основное назначение слуха — это восприятие речи. Полноценный слух — фактор формирования речи, благодаря которому происходит развитие абстрактно-логического мышления, общее и психическое развитие человека. Чем значительнее нарушение слуха, тем меньшую роль он выполняет в жизни человека. У слабослышащих детей слух сохранён в большей степени, чем у глухих, поэтому для них он играет более существенную роль при восприятии речи. И хотя у таких детей наблюдается нарушения произношения и снижение общего уровня развития речи, отмечается, что слабослышащие дети могут самостоятельно, на основе своего слуха, овладевать речью.

Педагогический процесс, направленный на использование и развитие слуха слабослышащих, способствует улучшению слухового восприятия, произношения, развитию речи. Развитие слухового восприятия слабослышащих осуществляется при формировании и коррекции звукопроизношения, при работе над выразительностью речи, интонацией, темпом, словесным ударением, при использовании слухового самоконтроля за собственной речью, а также в процессе речевого общения во внеклассное время.

К сожалению, глухие учащиеся не имеют таких остатков слуха, как слабослышащие. В результате, в работе над произношением на специальных занятиях, на общеобразовательных уроках и во внеурочное время ведущим у них является зрительный анализатор.

Понятие «глухота» сформировалось и закрепилось только в последние десятилетия. В прошлом для обозначения нарушения слухового восприятия у человека использовали термин «глухонемота». Это понятие отражало собирательный смысл общепринятого представления: ведь в сознании людей глухой — это прежде всего немой. Терминологическое преобразование понятия «глухонемота» в «глухоту» произошло благодаря сурдопедагогике и обосновано наблюдением над тем, что первичное нарушение слуха благодаря соответствующей работе по развитию речи не приводит к немоте. Было установлено, что глухой человек с помощью соответствующих педагогических мероприятий может овладеть языком и речью. Большинство глухих людей обладают остаточным слухом, который в большей или меньшей степени в зависимости от характера нарушения использоваться для развития устной речи.

Различные попытки определения глухоты привели к необходимости выделить медицинские, аудиологические и педагогические дефиниции и разграничить их прежде всего при отличении глухоты и тугоухости. С медицинской точки зрения тугоухость, как правило, существует у ребёнка, имеющего остаточный слух. При наличии таких остатков слуха, которые недостаточны для развития речи, медики говорят о тугоухости, граничащей с глухотой.

С педагогической точки зрения значение остаточного слуха для овладения речью является определяющим в различении понятий «тугоухость» и «глухота». Если имеющиеся остатки слуха достаточны для естественного овладения речью, то такой ребёнок считается слабослышащим. Если без соответствующей помощи нельзя сформировать и развить речь, то по существующей терминологии этот ребёнок глухой.

Глухой — это человек, ориентирующийся с помощью зрения, т.е. речь партнёра по коммуникации он первоначально считывает с губ.

Слабослышащий воспринимает речь главным образом на слух, используя чтение с губ как дополнительную помощь.

С педагогической точки зрения глухота не является постоянной величиной. Вследствие взаимовлияния индивидуальных и социальных факторов различение глухоты и тугоухости никода не опиралось только на аудиометрические данные. Помимо объективных условий, таких, например, как время наступления потери слуха, наличие дополнительных нарушений развития, а также время обнаружения нарушения слуха и начала проведения особых педагогических мероприятий, большую роль играют субъективные (индивидуальные) факторы, такие, как интеллект ребёнка, одарённость к языку, а также социальные факторы — готовность и способность семьи участвовать в процессе ранней педагогической помощи своему ребёнку.

Различают глухоту от рождения, т.е от начала развития устной речи, и глухоту у людей, которые стали глухими на определённой стадии развития устной речи. Вторую группу называют «позднооглохшими». Различие между «рождёнными глухими», в том числе и теми, у кого глухота наступила до обретения речи, и «позднооглохшими» имеет особое педагогическое значение, потому что необходимы два совершенно разных подхода как к воспитанию, обучению и развитию детей, так и к обслуживанию взрослых глухих. В то время как при доречевой глухоте главной образовательной задачей является формирование устной речи, для позднооглохших на первое место выдвигается задача сохранения и развития имеющейся речевой компетенции.

Обобщающим понятием, которое применяется обычно для всех видов поражения слуха является «нарушение слуха».

Понятие «повреждение слуха» используется в тех случаях, когда существует необратимое нарушение слуха, а для менее обширного, менее тяжёлого повреждения используется термин «нарушение слуха».

Диагноз «повреждение слуха» указывает прежде всего на синдромальный характер ограничений слуха и на то, что не только тяжесть поражения слуха является решающим моментом для применения специальных педагогических мероприятий в специальных образовательных учреждениях, но также и индивидуальность человека и окружающая его среда. За последние годы используется термин «нарушение слуха и речи». Это определение в понятийном плане должно означать, что повреждение слуха повлекло за собой нарушение речи.

Особую группу составляют так называемые лица с множественными дефектами. Хотя глухота как самостоятельное нарушение при наличии следующих за ней вторичных дефектов в принципе может рассматриваться как нарушение множественное, всё же применение этого термина используется обычно для обозначения сочетанных нарушений.

Для педагогической практики в качестве ориентира может служить разделение такое: тот является глухим, кто должен воспринимать речь преимущественно зрением: для такого человека восприятие звучащей речи выступает как помощь. Слабослышащим является тот, кто может воспринимать речь главным образом через слух: в этом случае как помощь выступает чтение с губ с опорой на зрение.

 

 

Основной вопрос — как подвести глухого ребёнка к овладению речью — остаётся первоочередной педагогической задачей. Психология развития речи глухого должна заниматься собственно как проблемой формирования речи, так и особенностями обучения глухого ребёнка словесной речи, т.е исследованием возможностей овладения словесной речью в особых условиях, когда слуховое восприятие, как естественный источник информации, в значительной мере нарушено.

Психология развития речи глухого может быть признана промежуточной наукой, находящейся между психологией обучения и психологией, изучающей развитие глухого ребёнка. Особое её значение вытекает из определяющей роли словесной речи в личностном развитии глухого ребёнка и необходимости представить родителям и специалистам, стоящим перед проблемой выбора того или иного метода обучения, научно обоснованную помощь для их практической образовательной деятельности.

В самой психологии развития речи глухого чётко просматривается опрелённый круг проблем.

1. Прежде всего — это вопрос использование адекватных знаковых систем в процессе овладения глухим ребёнком речью.

2. Определение эффективной последовательности использования знаковых систем, уточнение их значимости и функций в формировании словесных значений.

Здесь прежде всего следует выявить, какя знаковая система должна даваться первой, а какие могут формироваться уже на её основе; какие знаковые системы на каких возрастных ступенях обучения глухого ребёнка можно использовать. Представляется важным изучение и сопоставление моносенсорного и полисенсорного подходов к обучению речи.

3. Изучение характера и возможностей применения жестового языка при обучении словесной речи.

Представители действующих в настоящее время методов обучения либо категорически отвергают жесты в любом виде, либо допускают использование естественных, общепринятых жестов в различных формах и функциях. С точки зрения влияния на словесную речь можно исследовать, положительно или отрицательно отражается применение жестов на развитие речевой культуры, на формирование словарного запаса, на артикуляцию, а также на развитие слухового восприятия. Своего рассмотрения и уточнения требует вопрос о том, как влияет использование жестовой речи на общение глухих между собой и со слышащими людьми, а также на развитие познавательных процессов глухого ребёнка.

4. Раскрытие взаимосвязи между развитием речи ребёнка и коммуникативным поведением его возможных собеседников.

К этой многоплановой и нерешённой проблеме примыкает целая группа проблем, подлежащих исследованию:

- оценка преимуществ разных методов обучения речи — целостного в противоположность выборочному, когда естественную речь во всей её полноте сознательно исключают как трудно воспринимаемую;

- исследование реакции глухого ребёнка на определённую речевую коммуникативную активность партнёра по общению и, наоборот, возможные реакции партнёров по общению на коммуникативное поведение глухого;

- выявление задач построения круговых коммуникативных процессов, которые развиваются с ростом коммуникативной компетенции глухого;

- определение возможностей развития речевых коммуникативных образцов на основе невербальных компонентов коммуникативных процессов;

- уточнение характера и взаимодополнения структурированных коммуникативных составляющих в зависимости от актуального уровня развития глухого;

В контексте межлистностных взаимодействий важную роль играют такие педагогические значимые моменты, как побуждение со стороны партнёров по общению, особенности подхода к ребёнку, естественность и спонтанность поведения участников общения.

5. Исследование влияния на речевое развитие глухого ребёнка факторов, непосредственно не связанных с этой проблематикой.

К ним относятся, например: система интенсивных ритмико-музыкальных занятий, целенапрвленное развитие сенсомоторной сферы и определённые формы дидактического взаимодействия.

 

Глухота — это нарушение, которое затрагивает все сферы личности. Так как язык и мышление тесно связаны, то недостаточная сформированность речи затрудняет развитие познавательных возможностей.

Вследствие ограничения возможности воспринимать, интерпретировать и самому воспроизводить сигналы, которые являются решающими для межличностных коммуникативных процессов, существует опасность недостаточного развития эмоциональной и социальной сферы личности.

Главная цель школьного образования — развитие элементарной словесной речи, с помощью которой можно получить основы образования. Несмотря на все меры, принимаемые уже в раннем возрасте и направленные на развитие речи, языковой уровень глухого не достигает уровня слышащего человека.

После окончания школы человека, имеющего нарушение слуха, неминуемо ожидают ограничения, связанные прежде всего с недостаточной компетентностью в языке и речи. После получения профессионального образования речевое ограничение становится изолирующим фактором при попытках его участия в общественной жизни.

Школьное обучение имеет сильную ориентацию на речь, язык. Значительная часть усилий направлена на формирование произношения, овладение словарём и грамматическим строем речи, а также на работу над речью с целью её усвоения и пользования ею. Развитие остаточного слуха и зрительного восприятия речи интегрировано в обучение речи.

На уроках по различным предметам в массовой школе словарь той или иной области знаний встроен в учебный материал и отдельной работы над ним не ведётся. Учебный план для глухих ориентирован на учебный план масовой школы, однако необходимость интенсивной работы над речью заставляет вычленять этот аспект работы и планировать его отдельно. Необходимое повторение перед изучением новой темы по всем предметам, как правило, требует определённых затрат времени, что вынуждает сокращать содержание учебного курса или отказываться от отдельных тем. Школа даёт глухому элементарное образование, которое позволяет приобрести некоторую профессиональную квалификацию. Однако, вследствие нарушения слуха общие базовые знания глухого во многих областях сравнительно ограничены и менее закреплены. Возможность самостоятельного дальнейшего образования путём чтения книг едва ли осуществима, потому что у большинства глухих отсутствует необходимый уровень чтения. Глухой не получает объёма образования, но и почти не имеет возможностей для определения этого дефицита, поскольку он не обладает достаточными личными возможностями и внешней специальной помощью для достижения такой цели.

 

 

О себе

Утишева (Артамонова) Марина Владимировна.  1966 г.р. Образование высшее, Московский Государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, окончила в 1989 г.,

специальность - дефектология, квалификация - учитель-логопед, учитель русского языка и литературы в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Педагогический стаж 25 лет, Квалификационная категория - высшая, Награды - Отличник народного просвещения.

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Пушкин, Чехов, Достоевский, Паустовский, Бунин.

 

 

Мой взгляд на мир

 

 

Мои достижения

 

 

Моё портфолио

Основной вопрос — как подвести глухого ребёнка к овладению речью — остаётся первоочередной педагогической задачей. Психология развития речи глухого должна заниматься собственно как проблемой формирования речи, так и особенностями обучения глухого ребёнка словесной речи, т.е исследованием возможностей овладения словесной речью в особых условиях, когда слуховое восприятие, как естественный источник информации, в значительной мере нарушено.

Психология развития речи глухого может быть признана промежуточной наукой, находящейся между психологией обучения и психологией, изучающей развитие глухого ребёнка. Особое её значение вытекает из определяющей роли словесной речи в личностном развитии глухого ребёнка и необходимости представить родителям и специалистам, стоящим перед проблемой выбора того или иного метода обучения, научно обоснованную помощь для их практической образовательной деятельности.

В самой психологии развития речи глухого чётко просматривается опрелённый круг проблем.

1. Прежде всего — это вопрос использование адекватных знаковых систем в процессе овладения глухим ребёнком речью.

2. Определение эффективной последовательности использования знаковых систем, уточнение их значимости и функций в формировании словесных значений.

Здесь прежде всего следует выявить, какя знаковая система должна даваться первой, а какие могут формироваться уже на её основе; какие знаковые системы на каких возрастных ступенях обучения глухого ребёнка можно использовать. Представляется важным изучение и сопоставление моносенсорного и полисенсорного подходов к обучению речи.

3. Изучение характера и возможностей применения жестового языка при обучении словесной речи.

Представители действующих в настоящее время методов обучения либо категорически отвергают жесты в любом виде, либо допускают использование естественных, общепринятых жестов в различных формах и функциях. С точки зрения влияния на словесную речь можно исследовать, положительно или отрицательно отражается применение жестов на развитие речевой культуры, на формирование словарного запаса, на артикуляцию, а также на развитие слухового восприятия. Своего рассмотрения и уточнения требует вопрос о том, как влияет использование жестовой речи на общение глухих между собой и со слышащими людьми, а также на развитие познавательных процессов глухого ребёнка.

4. Раскрытие взаимосвязи между развитием речи ребёнка и коммуникативным поведением его возможных собеседников.

К этой многоплановой и нерешённой проблеме примыкает целая группа проблем, подлежащих исследованию:

- оценка преимуществ разных методов обучения речи — целостного в противоположность выборочному, когда естественную речь во всей её полноте сознательно исключают как трудно воспринимаемую;

- исследование реакции глухого ребёнка на определённую речевую коммуникативную активность партнёра по общению и, наоборот, возможные реакции партнёров по общению на коммуникативное поведение глухого;

- выявление задач построения круговых коммуникативных процессов, которые развиваются с ростом коммуникативной компетенции глухого;

- определение возможностей развития речевых коммуникативных образцов на основе невербальных компонентов коммуникативных процессов;

- уточнение характера и взаимодополнения структурированных коммуникативных составляющих в зависимости от актуального уровня развития глухого;

В контексте межлистностных взаимодействий важную роль играют такие педагогические значимые моменты, как побуждение со стороны партнёров по общению, особенности подхода к ребёнку, естественность и спонтанность поведения участников общения.

5. Исследование влияния на речевое развитие глухого ребёнка факторов, непосредственно не связанных с этой проблематикой.

К ним относятся, например: система интенсивных ритмико-музыкальных занятий, целенапрвленное развитие сенсомоторной сферы и определённые формы дидактического взаимодействия.

 

Глухота — это нарушение, которое затрагивает все сферы личности. Так как язык и мышление тесно связаны, то недостаточная сформированность речи затрудняет развитие познавательных возможностей.

Вследствие ограничения возможности воспринимать, интерпретировать и самому воспроизводить сигналы, которые являются решающими для межличностных коммуникативных процессов, существует опасность недостаточного развития эмоциональной и социальной сферы личности.

Главная цель школьного образования — развитие элементарной словесной речи, с помощью которой можно получить основы образования. Несмотря на все меры, принимаемые уже в раннем возрасте и направленные на развитие речи, языковой уровень глухого не достигает уровня слышащего человека.

После окончания школы человека, имеющего нарушение слуха, неминуемо ожидают ограничения, связанные прежде всего с недостаточной компетентностью в языке и речи. После получения профессионального образования речевое ограничение становится изолирующим фактором при попытках его участия в общественной жизни.

Школьное обучение имеет сильную ориентацию на речь, язык. Значительная часть усилий направлена на формирование произношения, овладение словарём и грамматическим строем речи, а также на работу над речью с целью её усвоения и пользования ею. Развитие остаточного слуха и зрительного восприятия речи интегрировано в обучение речи.

На уроках по различным предметам в массовой школе словарь той или иной области знаний встроен в учебный материал и отдельной работы над ним не ведётся. Учебный план для глухих ориентирован на учебный план масовой школы, однако необходимость интенсивной работы над речью заставляет вычленять этот аспект работы и планировать его отдельно. Необходимое повторение перед изучением новой темы по всем предметам, как правило, требует определённых затрат времени, что вынуждает сокращать содержание учебного курса или отказываться от отдельных тем. Школа даёт глухому элементарное образование, которое позволяет приобрести некоторую профессиональную квалификацию. Однако, вследствие нарушения слуха общие базовые знания глухого во многих областях сравнительно ограничены и менее закреплены. Возможность самостоятельного дальнейшего образования путём чтения книг едва ли осуществима, потому что у большинства глухих отсутствует необходимый уровень чтения. Глухой не получает объёма образования, но и почти не имеет возможностей для определения этого дефицита, поскольку он не обладает достаточными личными возможностями и внешней специальной помощью для достижения такой цели.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы